ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 657.26
ФОРМИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
© А. А. ГОЛДИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра бухгалтерского учета и аудита e-mail: [email protected]
Голдина А. А. - Формирование упрощенного бюджета предприятия // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2012. № 28. С. 313-316. - В статье рассматривается алгоритм разработки бюджета, адаптированного для предприятий малого и среднего бизнеса, приводится структура упрощенного бюджета, дается расшифровка доходов и расходов, рекомендуемых к включению в состав бюджетных показателей. Также в статье затрагивается вопрос адаптации плана счетов бухгалтерского учета к потребностям и задачам бюджетирования в целях оптимизации планирования деятельности предприятия.
Ключевые слова: упрощенный бюджет, бюджетирование, доходы, расходы, предприятия малого и среднего бизнеса.
Goldina A. A. - Formation of the simplified budget of the enterprise // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 313-316. - In the article under study the author examines budgeting procedure intended to be used at small and medium enterprises. There the structure of simplified budgeting is described alongside with income and expenses, recommended to be included to the list of budgeting indices. Moreover, a question of account charts adaptation for the needs and purposes of enterprise activity planning is touched within the above named article.
Keywords: simplified budget, budgeting, income, expenses, small and medium enterprises.
Бюджетирование - это современный инструмент управления, направленный на построение единой системы среднесрочного планирования деятельности предприятия, контроля и анализа затрат, доходов и финансовых результатов.
Бюджетирование позволяет решать следующие задачи:
- снижение нерационального использования средств предприятия;
- персонификация ответственности за соблюдение плановых показателей и отклонение от них;
- более точное определение мест возникновения отклонений;
- оперативное отслеживание отклонений факта от плана, своевременное принятие решений.
Выгода от качественного составления бюджетов и контроля их исполнения в полной мере окупает затраты на их внедрение и разработку. Однако у предприятий малого и среднего бизнеса в силу специфики организационной структуры и построения финансовохозяйственного процесса нередко возникают проблемы в области бюджетирования, в связи с чем возникает необходимость в разработке упрощенного варианта бюджета.
Упрощенный бюджет - это оптимальная форма начального финансового планирования для малых и
средних предприятий. Прежде всего, он прост в исполнении и не требует значительных трудозатрат.
Кроме того, упрощенный бюджет имеет краткую форму. Большинству малых предприятий, которые специализируются на одном, максимум - двух видах деятельности, не нужны бюджеты отдельных подразделений и проектов. Соответственно, отсутствует необходимость и в составлении развернутого консолидированного бюджета.
И наконец, упрощенный бюджет оптимален для предприятий, не имеющих опыта серьезного финансового планирования. Его построение позволяет в сжатые сроки составить финансовый план на год. уже затем в процессе исполнения бюджета формируется необходимый статистический материал, определяются «узкие» места в финансовом планировании деятельности предприятия, что позволяет решить методические и организационные проблемы при формировании эффективного бюджетного процесса.
Заметим сразу, что бюджет, в отличие от финансовой отчетности, допускает определенную погрешность в расчетах (обычно не более 5-7 %) и может быть скорректирован в процессе исполнения.
В отличие от формализованного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках бюджет предприятия не имеет стандартизированной формы. упро-
щенный бюджет может состоять из двух основных частей: бюджета доходов и бюджета расходов. каждый из показателей обеих частей рассчитывается на основе формирования отдельных функциональных бюджетов (табл.1).
Рассмотрим подробнее, как формируются отдельные составляющие доходной и расходной частей сводного бюджета.
Бюджет выручки от продажи продукции, работ или услуг строится следующим образом: плановая выручка от различных видов деятельности разбивается по номенклатуре продукции. На основе плана про-
При формировании бюджета прочих доходов рекомендуется использование средних показателей за предшествующие периоды, особенно в тех случаях, когда размер отдельных статей доходов из года в год существенно не изменяется.
исключение составляют доходы от операций с имуществом предприятия, в частности поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров. Прогнозирование выручки от продажи данных объектов имущества целесообразно осуществлять только в тех случаях, если подобное выбытие запланировано.
Также особое внимание следует уделить таким статьям поступлений, как доходы от участия в других организациях и доходы по выданным займам, а также прибыль, полученная от совместной деятельности. Для составления объективного прогноза поступлений по перечисленным статьям необходимо подробно рассмотреть, какие именно хозяйственные операции производились в отчетном году: были ли сделаны дополнительные вклады в совместную деятельность, приобретены ли ценные бумаги других организаций, выданы или получены возвращенные займы.
Определяя статьи бюджета поступлений по кредитам и займам, следует исходить из предпосылки, что предприятие прибегает к займам в первую очередь для приобретения внеоборотных активов. Размер потребности в привлечении кредитов и займов для пополнения оборотных средств определяется уже после составления сводного бюджета, в процессе его корректировки.
Объем будущих кредитных поступлений рассчитывают, если для капитальных вложений регулярно привлекаются заемные средства и ожидается существенное пополнение состава основных средств
дажи формируется бюджет выручки, который готовится специалистами коммерческого отдела после анализа сложившейся на рынке ситуации, оценки уровня спроса и прогнозируемых тенденций изменений цен. Принимая во внимание то, что статьи бюджета могут быть скорректированы после получения результатов деятельности предприятия за предыдущий отчетный период, показатели бюджета выручки при необходимости подлежат изменению с учетом дебиторской задолженности, образовавшейся на начало бюджетного периода, и полученных за предыдущий период авансов.
и/или нематериальных активов. Для расчета берется рыночная стоимость предполагаемых к покупке активов и возможности предприятия по гарантийному обеспечению привлекаемых средств. Последний показатель определяют сотрудники кредитных организаций на основании данных оборота компании за последние три года, а также стоимости основных средств, которые могут быть использованы в качестве обеспечения кредита.
Все расходы компании можно условно разделить на расходы, связанные с производством и продажей продукции (производственные расходы), и на прочие расходы. Для удобства расчета расходной части сводного бюджета производственные расходы следует подразделить на постоянные затраты и переменные затраты.
В процессе составления развернутого бюджета при расчете переменных затрат обычно рекомендуется исходить из запланированных объемов производства продукции, работ, услуг и плановых объемов продаж товаров в натуральном выражении.
По общему правилу для составления бюджета переменных затрат надо располагать калькуляцией себестоимости продукции, работ, услуг по видам и реестрам покупной стоимости товаров. на основе этих данных размер переменных затрат рассчитывается путем умножения норм из калькуляций на плановые объемы в натуральных показателях и на стоимость ресурсов. Стоимостью единицы ресурса может выступать как покупная стоимость материалов и услуг, так и почасовые тарифы заработной платы производственных рабочих.
Однако при формировании упрощенного бюджета нет необходимости вычисления себестоимости. При расчете переменных затрат на бюджетный период следует использовать коэффициент приведения пере-
Таблица 1
Структура упрощенного бюджета предприятия
Бюджет доходов Бюджет расходов
Бюджет выручки от продажи продукции, работ, услуг Бюджет расходов на производство и продажу продукции
Бюджет прочих доходов Бюджет прочих расходов
Бюджет поступлений по кредитам и займам Бюджет выплат по кредитам
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
менных затрат, который представляет собой отношение планируемой выручки к выручке предыдущего периода.
Что касается постоянных затрат, то их элементы, как правило, рассчитываются на основе принципа «от достигнутого уровня». Например, в случае, если в бюджетном периоде не планируется изменять сложившуюся организационную структуру, регламент деятельности управленческих служб, обслуживающих структур и прочих подразделений организации, то бюджетные показатели останутся на уровне предыдущего периода.
Если руководством предприятия запланировано какие-либо изменения, которые повлекут за собой рост или снижение постоянной части расходов, то по каждому из таких мероприятий следует сделать отдельный расчет.
Бюджет прочих расходов, как правило, состоит из бюджета инвестиций во внеоборотные активы, бюджета инвестиций в другие организации и бюджета выплат по кредитам.
Бюджет инвестиций, так же как и бюджет выручки от прочей реализации, не является обязательной статьей упрощенного бюджета. Его расчет производится в случае наличия потребности в основных средствах и/или нематериальных активах в бюджетном периоде. План соответствующих инвестиций составляется в виде сметы, состоящей из перечня необходимых активов и их рыночной стоимости. Так же следует подходить к формированию бюджета инвестиций в другие организации и вкладов по договорам простого товарищества. Целесообразность таких вложений обосновывается отдельными расчетами, анализом их эффективности.
Бюджет выплат по кредитам и займам составляется исходя из показателей объема кредитов и займов, подлежащих возврату на начало бюджетного периода, а также из потребности в заемных средствах на буду-
щий год. Этот бюджет также включает в себя и проценты по кредитам, которые должны быть уплачены. Проценты рассчитываются из условий действующих кредитных договоров, а также из текущих условий выдачи кредитов, предлагаемых кредитными организациями.
необходимо отметить, что на предприятиях малого и среднего бизнеса планирование и анализ финансово-хозяйственной деятельности, как правило, являются функциями бухгалтерии. В целях упрощения работы бухгалтера предлагается соотнести план счетов бухгалтерского учета со статьями сводного бюджета предприятия. Адаптация плана счетов предполагает следующие шаги:
1) Составление развернутого плана счетов. По данной формулировкой подразумевается обычное открытие субсчетов к тем счетам, на которых отражены доходы и расходы, предусмотренные бюджетом предприятия. В таблице 2 в качестве примера приведена поэлементная раскладка по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2) Присвоение кодов бюджетным строкам. При этом коды могут иметь произвольные значения, но, тем не менее, следование определенной схеме является рациональным и упрощает процедуру бюджетирования. В качестве примера рассмотрим структуру бюджета доходов и расходов (табл. 3) и бюджета движения денежных средств (табл. 4).
3) Формирование новых номеров субсчетов. Данный этап реализуется посредством внесения в номер счета кода соответствующей бюджетной строки (табл. 5). Так, бюджет расходов нужно соотносить со счетами затрат, а бюджет доходов - с финансовыми результатами. А последний раздел этого бюджета -остатки денежных средств - следует сравнивать со счетами касс и банковских вкладов.
Таблица 2
Пример развернутого плана счетов
№ счета Новый № счета Название счета
20 20-10 Расходы на строительные материалы
20 20-11 Расходы на отделочные материалы
20 20-12 Расходы на электромонтажную продукцию
20 20-20 Расходы на заработную плату рабочих
23 23-21 Расходы на заработную плату вспомогательного персонала
26 26-22 Расходы на заработную плату администрации
26 26-31 Расходы на аренду офиса
26 26-32 Расходы на охрану
26 26-33 Расходы на подписку
60 60-42 Расчеты с поставщиками (медь)
60 60-43 Расчеты с поставщиками (алюминий)
60 60-45 Расчеты с подрядчиками
Таблица 3
Бюджет доходов и расходов предприятия
100 Бюджет продаж 200 Бюджет расходов
110 Бюджет доходов от текущей деятельности 210 Бюджет расходов на производство и реализацию
111 Выручка от продажи продукции 211 Прямые расходы - сырье, материалы
112 Выручка от продажи услуг 212 Прямые расходы - заработная плата
120 Бюджет прочих доходов 213 Косвенные расходы - заработная плата
121 Процентный доход 214 Косвенные расходы - аренда офиса
122 Сдача имущества в аренду 220 Бюджет прочих расходов
123 Полученные штрафы 221 Расходы на выплату процентов
124 Положительная суммовая разница 222 Отрицательная суммовая разница
125 Списание кредиторской задолженности 223 Списание дебиторской задолженности
126 Безвозмездно полученное имущество 224 Потери от стихийных бедствий
Таблица 4
Бюджет движения денежных средств
300 Поступления денежных средств 400 Расходы денежных средств
310 Основная деятельность - приход 410 Основная деятельность - расход
311 Текущие денежные поступления от продажи 411 Поставщики, подрядчики
312 Поступления в погашение дебиторской задолженности 412 Заработная плата
313 Авансы от покупателей 413 Бюджет, внебюджетные фонды
320 Инвестиционная деятельность - приход 420 Инвестиционная деятельность - расход
321 Продажа ОС и НМА 421 Покупка ОС и НМА
322 Выбытие финансовых вложений 422 Финансовые вложения
323 Доход от финансовых вложений 423 Убыток от финансовых вложений
330 Финансовая деятельность - приход 430 Финансовая деятельность - расход
331 Кредиты и займы 431 Возврат кредитов и займов
332 Поступления от эмиссий 432 Выплата дивидендов
340 Остатки денежных средств на начало периода 440 Остатки денежных средств на конец периода
Таблица 5
Соотнесение счетов бухгалтерского учета с бюджетными кодами
Прежний № счета Бюджетный код Доработанный № счета Название счета
20-10 211 20-211-10 Расходы на строительные материалы
20-11 20-211-11 Расходы на отделочные материалы
20-12 20-211-12 Расходы на электромонтажную продукцию
20-20 212 20-212-20 Расходы на заработную плату рабочих
23-21 213 23-213-21 Расходы на заработную плату вспомогательного персонала
26-32 26-213-22 Расходы на заработную плату администрации
26-31 214 26-214-31 Расходы на аренду офиса
26-32 215 26-215-32 Расходы на охрану
26-33 26-215-33 Расходы на подписку (на бухгалтерскую периодику)
Адаптация плана счетов бухгалтерского учета к процессу разработки бюджета позволит существенно упростить работу бухгалтерии в области финансового планирования, поскольку исключает
необходимость дублирования действий по разнесению хозяйственных операций и сокращает время, затрачиваемое на поиск и обработку необходимой информации.