УДК 1 Савченко Е.А., Дмитриева А.В.
Савченко Е.А.
магистрант 2 курса факультета Социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
Научный руководитель: Дмитриева А.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ культуры
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием и формированием компетенций руководителя учреждений культуры, а также технологии, используемые в высшей школе для реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетенции, система образования, высшая школа, высшее образование.
В связи с возрастающей ролью компетентностного подхода в управлении организациями и внедрением профессиональных стандартов, возникает необходимость обратить внимание на компетенции руководителей учреждений культуры. Ведь перед учреждениями сферы культуры стоит масса важных и масштабных задач, реализация которых во многом зависит от руководителей учреждений культуры.
Профессиональный стандарт в отношении руководителей учреждений культуры находится на стадии разработки. Но необходимость формирования компетенций руководителей учреждений культуры, существует уже сегодня.
Когда мы говорим о компетенциях руководителя, мы подразумеваем не просто знания, умения и навыки необходимые для выполнения трудовых функций, так же мы говорим и о способностях человека, которые обеспечивают конкурентное преимущество организации. В связи с этим важным вопросом является поиск путей формирования этих компетенций, а также роль высшей школы в развитии и формировании компетенций руководителя учреждений культуры.
В обязанности руководителя входит организация всей работы учреждения культуры, руководство творческой, производственной и финансово - экономической деятельностью. В связи с этим руководитель учреждения культуры — это должность, совмещающая в себе с одной стороны профессиональные навыки руководителя, такие как знание законодательства, порядок заключения и исполнения договоров, перспективы технического, экономического и социального развития организации и пр. С другой стороны, умение работать с целями и ценностями учреждения, умение эффективно организовывать собственное время и время сотрудников учреждения.
Учитывая специфику работы учреждений сферы культуры можно выделить следующие компетенции необходимые для эффективного выполнения трудовых функций руководителя:
- способность к неординарному мышлению и поиску новых идей.
- способность формировать творческую группу и организовать.
слаженную работу.
- навыки планирования творческого роста коллектива.
- разработка новых проектов.
- обширные знания в области культуры и искусства.
Перечисленные виды компетенций являются наиболее сложными, так как
нет однозначного ответа о том, каким образом необходимо их развивать и
оценивать. В соответствии с требованиями единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих руководитель учреждения культуры должен иметь высшее профессиональное образование (экономическое, юридическое, культуры и искусства, педагогическое или техническое).
Система образования в сфере культуры и искусства предполагает непрерывное, многоступенчатое образование, которое начинается в детстве и завершается в высших учебных заведениях. Важно отметить, что в подобной многоступенчатой системе явный акцент при обучении делается на развитие знаний и навыков, касающихся достаточно узкой сферы деятельности, например, музыка или театр. Формируются общекультурные компетенции. При этом необходимые для руководителя знания экономики, права, основ управления и многие другие знания, и навыки не развиваются. Подобный подход в образовании позволяет нам сделать вывод, что необходимые компетенции для осуществления творческой деятельности формируются на протяжении практически всей жизни и могут быть развиты достаточно хорошо, но для руководителя учреждений культуры одних знаний в области культуры и искусства недостаточно. Высшее профессиональное образование в сфере экономики или юриспруденции не предполагает наличие у обучаемого специальной подготовки. В связи с этим все необходимые компетенции должны быть сформированы в рамках обучения в высшей школе.
Система высшего образования имеет два уровня. Первый уровень -бакалавриат. Как правило, уровень образования бакалавриата предполагает в большей степени развитие теоретических знаний в той или иной области, развитие у студентов навыка самостоятельного поиска информации, умение анализировать, рассуждать, работать в команде.
Второй уровень обучения - магистратура. Он направлен на углубление и применение имеющихся знаний и навыков на практике, навык принятия решений, основываясь, не только на знаниях теории, но и на личном опыте. Так же в последнее время активно стали использоваться различные программы
дополнительного образования и повышения квалификации на базе высших учебных заведений.
В числе технологий, которые позволяют развивать необходимые для руководителя учреждений культуры компетенции, используются в высшей школе кейс - технологии. «Кейс» - от англ. «case» - «происшествие» или «событие». Происходит от лат. «casus» - означающего «падать». Происшествие — это то, что «падает, сваливается на нас» [1]. В процессе решения конкретной ситуации студенты используют свой опыт и полученные знания, применяют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе предшествующего обучения или практической деятельности.
Наряду с кейс - технологиями существуют и другие. Такие как: дискуссии, игры, тренинги, проектные методы и др. Игры делятся на три основных вида: ролевые, деловые и организационно - деятельностные игры. Так же существуют порождающие игры, которые могут быть использованы как для обучения, так и для оценки компетенций сотрудников. Порождающие игры
разрабатываются индивидуально для каждой организации. Тренинг - это комплекс упражнений и игр, который чаще всего направлен на социально -психологическое развитие личности. Метод проектов и многие другие. Важно отметить, что каждый из приведенных выше методов обучения направлен на развитие именно компетенций, имеет не только саму технологию обучения, но и критерии оценки.
Можно отметить, что с развитием компетентностного подхода и внедрением профессиональных стандартов меняется и система высшего образования. Современные учебные заведения формируют не только базу теоретических знаний и необходимых навыков, но развивают коммуникативные, общекультурные, творческие и лидерские компетенции.
В связи с тем, что круг необходимых компетенций для руководителя учреждения культуры очень широк, возникает необходимость и самостоятельного развития. Помимо высших учебных заведений, компетенции
руководителя учреждений культуры формируются и благодаря самостоятельному обучению и развитию своих собственных компетенций. К способам самостоятельного обучения можно отнести посещение тематических форумов, чтение профессиональных журналов, регулярный поиск и анализ информации о новшествах в законодательстве или открытиях в той, или иной области, а также практическая деятельность в сфере культуры и искусства, которая позволяет приобретать необходимый опыт.
Подводя итог, отметим, что формирование компетенций руководителя учреждений культуры сложный процесс, требующий системы и непрерывного обучения, включающий в себя, как формирование морально - этических ценностей, так и глубоких знаний в области права, экономики и культуры, умение работать в команде, принимать решения, способность нести ответственность за команду и делегировать полномочия. В формировании этих и многих других компетенций важную роль занимает высшая школа. Высшие учебные заведения активно занимаются поиском и совершенствованием форм и методов обучения нацеленных на развитие компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2 С. 1-18;
2. Грязнова Е.Р. Роль высшего образования в формировании компетенций руководителей для инновационной экономики // Подготовка кадров для инновационной экономики. Сборник научных трудов. - Саратов - 2011. - С. 136141;
3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / под ред. С. Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52с.
Savchenko E.A., Dmitrieva A. V.
Savchenko E.A.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
Scientific advisor: Dmitrieva A.V.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF HEAD OF CULTURAL INSTITUTION
Abstract: this article discusses the problems associated with the development and formation of competencies of the head of cultural institutions, as well as technologies used in higher education to implement a competence-based approach.
Keywords: competencies, education system, higher school, higher education.