Научная статья на тему 'Формирование управленческих умений будущего менеджера индустрии сервиса в процессе участия в проектной деятельности на английском языке'

Формирование управленческих умений будущего менеджера индустрии сервиса в процессе участия в проектной деятельности на английском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА / ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА / PARADIGM OF THE MANAGEMENT CYCLE / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / THE LEVEL OF AUTONOMY / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING TECHNIQUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ / ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES / MANAGERIAL SKILLS OF THE FUTURE SERVICE MANAGER / PROFESSIONAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зонова Марина Васильевна, Николаева Наталья Александровна, Соснина Наталья Георгиевна

Процесс формирования управленческих умений будущих менеджеров на уроках английского языка происходит эффективнее при использовании проектной методики. Под управленческими умениями мы понимаем умения эффективно использовать инструменты, необходимые для осуществления действий и операций целеполагания и планирования, организации процессов сервиса, а также контроля и анализа полученных результатов. От грамотного оперирования названными умениями зависит успешность процесса управления. Акцент в процессе обучения ставится на равноправные субъект-субъектные отношения и на степень самостоятельности студентов. Проектная методика представляет собой комплекс методических приемов обучения, структурированных в соответствии со стадиями формирования управленческих умений и этапами проектной деятельности. Данная форма учебной организации на уроках английского языка способствует более глубокому пониманию проблем профессиональной сферы, приобретению навыка планирования и более осознанному процессу оперирования профессиональными приемами и техниками. Участие в проектной деятельности формирует у студентов профессиональные управленческие умения и демонстрирует парадигму целостности и законченности управленческого цикла. Студенты получают возможность самореализации и профессиональной идентификации, а также возможность повышения уровня владения английским языком для профессиональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зонова Марина Васильевна, Николаева Наталья Александровна, Соснина Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL SKILLS OF THE FUTURE SERVICE MANAGER IN PROJECT ACTIVITIES IN ENGLISH

The process of managerial skills development is more effective if project activity is applied. We clarify the managerial skills as the ability to use the corresponding tools for the implementation of goal setting and planning operations, organization of service activity, as well as monitoring and analyzing the results effectively. The success of managerial process depends greatly on the competent implication on managerial skills. The subject-subject relations and the level of autonomy are marked. Project activity is the complex of methodical teaching techniques, structured according to the stages of managerial skills development and the stages of the project activity. This form of educational organization in English promotes deeper understanding of professional problems, development of planning skills and more informed process of professional operating methods and techniques. Participation in project activities develops the professional managerial skills and demonstrates a paradigm of wholeness and completeness of the management cycle. Students get the opportunity of self-realization and professional identity and the opportunity to improve the level of English language for professional purposes.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческих умений будущего менеджера индустрии сервиса в процессе участия в проектной деятельности на английском языке»

УДК 372.881.1

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ИНДУСТРИИ СЕРВИСА В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

© 2017

Зонова Марина Васильевна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Николаева Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Соснина Наталья Георгиевна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, улица 8Марта/Народной Воли, 62/45, e-mail: [email protected])

Аннотация. Процесс формирования управленческих умений будущих менеджеров на уроках английского языка происходит эффективнее при использовании проектной методики. Под управленческими умениями мы понимаем умения эффективно использовать инструменты, необходимые для осуществления действий и операций целе-полагания и планирования, организации процессов сервиса, а также контроля и анализа полученных результатов. От грамотного оперирования названными умениями зависит успешность процесса управления. Акцент в процессе обучения ставится на равноправные субъект-субъектные отношения и на степень самостоятельности студентов. Проектная методика представляет собой комплекс методических приемов обучения, структурированных в соответствии со стадиями формирования управленческих умений и этапами проектной деятельности. Данная форма учебной организации на уроках английского языка способствует более глубокому пониманию проблем профессиональной сферы, приобретению навыка планирования и более осознанному процессу оперирования профессиональными приемами и техниками. Участие в проектной деятельности формирует у студентов профессиональные управленческие умения и демонстрирует парадигму целостности и законченности управленческого цикла. Студенты получают возможность самореализации и профессиональной идентификации, а также возможность повышения уровня владения английским языком для профессиональных целей.

Ключевые слова: проектная деятельность, управленческие умения будущих менеджеров индустрии сервиса, субъект-субъектные отношения, степень самостоятельности, приемы обучения, профессиональные техники, парадигма управленческого цикла, язык для профессиональных целей.

THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL SKILLS OF THE FUTURE SERVICE MANAGER

IN PROJECT ACTIVITIES IN ENGLISH

© 2017

Zonova Marina Vasilyevna, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Nikolaeva Natalya Alexandrovna, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Sosnina Natalya Georgievna, assistant professor of the chair "Foreign Languages" Ural State University of Economics (620144, Russia, Yekaterinburg, st. 8 March/Narodnoy Voly, 62/45, e-mail: [email protected])

Abstract. The process of managerial skills development is more effective if project activity is applied. We clarify the managerial skills as the ability to use the corresponding tools for the implementation of goal setting and planning operations, organization of service activity, as well as monitoring and analyzing the results effectively. The success of managerial process depends greatly on the competent implication on managerial skills. The subject-subject relations and the level of autonomy are marked. Project activity is the complex of methodical teaching techniques, structured according to the stages of managerial skills development and the stages of the project activity. This form of educational organization in English promotes deeper understanding of professional problems, development of planning skills and more informed process of professional operating methods and techniques. Participation in project activities develops the professional managerial skills and demonstrates a paradigm of wholeness and completeness of the management cycle. Students get the opportunity of self-realization and professional identity and the opportunity to improve the level of English language for professional purposes.

Keywords: project activity, managerial skills of the future service manager, subject-subject relations, the level of autonomy, teaching techniques, professional techniques, paradigm of the management cycle, language for professional purposes.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная политика государства в области высшего профессионального образования направлена на подготовку компетентных специалистов, владеющих синергети-ческим мышлением, высокой профессиональной мобильностью, способностью к самоорганизации, а также стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию [1], [2]. Данные требования должны найти отражение в методах и формах аудиторной и самостоятельной работы. Однако на практике до сих пор превалируют фронтальные формы работы и репродуктивные методы обучения, которые не формируют у студентов личной заинтересованности в процессе получения новых знаний, а усугубляют проблемы, вызванные традиционными формами обучения, среди которых можно отметить пассивность и отсутствие инициативы в активном творческом поиске.

Традиционный подход не способствует развитию организационных умений, умений планирования и внедрения новых профессиональных продуктов в полном объеме. Анализ отчетов по производственной практике студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки «Сервис» и «Туризм» Уральского государственного экономического университета показал, что многие

студенты испытывали определенные трудности в участии в процедуре планирования и организации деятельности отеля, ресторана или турагенства. В то время как владение теоретическим материалом по данной области знания оценивалось самими студентами на высоком уровне. Из данного анализа следует, что традиционные теоретические методы изложения учебного материала не способствуют формированию у студентов практических управленческих умений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сущность управленческих умений в зарубежной литературе описывается на основе теоретической поведенческой модели Кларка Вильсона, включающей в себя не только профессиональные знания, но и коммуникативные личностные характеристики, умения взаимодействовать, вести переговоры и достигать соглашения, умения формировать команду и умения в ней работать [3]. Вопросы формирования управленческих умений на уроках иностранного языка основываются на отечественной и зарубежной теории менеджмента [4, 6, 8]. К. Б. Есипович и М. К. Колкова рассматривают процесс методического управления с позиции субъект-объектных отношений

Zonova Marina Vasilyevna, Nikolaeva Natalya Alexandrovna, Sosnina Natalya Georgievna THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL SKILLS OF THE FUTURE SERVICE ...

[5, 9]. В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, Е. Г. Кролевецкая сходятся во мнении о том, что в процессе обучения управлению учащийся должен выступать перед учителем как равноправный партнер [10, 11]. И. А. Зимняя и М. М. Поташник выделяют управленческие умения в процессе изучения иностранного языка [12, 13]. Процесс формирования методических умений будущего учителя в проектной деятельности описывает Ж. С. Фрицко [14]. Д. А. Старкова подтверждает эффективность субъект-субъектных отношений в групповой проектной деятельности [15].

Таким образом, анализ научной и методической литературы по данному вопросу показал, что существует достаточно разработанная база для использования проектной методики на уроках иностранного языка с целью формирования методических и управленческих умений будущих специалистов. Однако методика применения проектной деятельности на уроках английского языка для формирования управленческих умений будущих менеджеров индустрии сервиса отсутствует.

Формулирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи заключается в обосновании практической значимости проектной деятельности на уроках английского языка для формирования управленческих умений будущих менеджеров индустрии сервиса. Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание управленческих умений будущих менеджеров индустрии сервиса.

2. Изучить стадии формирования управленческих умений.

3. Рассмотреть этапы проектной деятельности на уроках английского языка в системе формирования управленческих умений будущих менеджеров.

4. Описать методику проектной деятельности в системе формирования управленческих умений.

5. Представить результаты и перспективы применения проектной методики на уроках английского языка.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современная теория управления рассматривает широкий спектр управленческих умений менеджера, опираясь на поведенческую модель Кларка Вильсона [3]. Эти умения условно можно разделить на две группы: умения управлять людьми и умения добиваться поставленной цели. Успешность процесса управления во многом зависит от того, насколько гармонично менеджер способен реализовывать названные умения. В рамках данного исследования мы ограничимся изучением второй группы управленческих умений, направленных на достижение цели. Содержание названных умений обусловлено особенностью процесса управления, представляющего собой логическую последовательность действий планирования, организации и контроля. Управленческие умения раскрывают сущность «управленческой парадигмы» профессиональной сферы [15].

В данной работе под управленческими умениями будущего менеджера индустрии сервиса мы понимаем умения эффективно использовать инструменты, необходимые для осуществления действий и операций целеполагания, планирования, организации процессов сервиса, а также контроля и анализа полученных результатов. Непрерывность, целостность и завершенность управленческого цикла сигнализируют об эффективном оперировании управленческими умениями. Таким образом, управленческие умения в рамках данной работы разбиваются на пять групп. Первая группа умений - это умения постановки цели предстоящей работы и осознание значимости ее достижения. Вторая группа умений - это умения составления плана действий согласно специфике профессиональной области. Третья группа умений включает в себя умения создавать благоприятные условия для реализации альтернативных способов достижения поставленной цели. На наш взгляд, это одна из самых трудоемких групп умений, обеспечивающих

успешность управленческого цикла. Четвертая группа умений представляет собой умения контроля как умения выявления соответствия между поставленной целью и полученными результатами. Завершает группу управленческих умений «ауторефлексивные умения» [15].

Как видно из рассмотренного содержания, управленческие умения - это интегративная способность будущего менеджера, направленная на решение задач управления профессиональной деятельностью на предприятиях сервиса. Отсюда следует, что процесс формирования управленческих умений представляет собой комплексную многоуровневую работу.

На сегодняшний день в зарубежной и отечественной методике преподавания иностранных языков не существует единого мнения относительно этапов формирования навыков и умений. Принимая во внимание сущность формируемых в данном исследовании управленческих умений, рассмотрим известные подходы с позиции субъект-субъектных отношений и степени самостоятельности обучаемых.

В 80-е годы была актуальной зарубежная концепция формирования навыков, включающая в себя презентацию, тренировку и применение. Сущность концепции составляла удобная модель проектирования занятия с ведущей ролью учителя на всех этапах отработки учебного материала. Позиция учащегося, его личный опыт и предпочтения не учитывались.

Теория Джереми Хаммера отличалась от предыдущей концепции степенью вовлеченности учащегося в процесс обучения. Стадии формирования навыка проходили соответственно этап вовлечения, изучения и активации [16]. Процесс обучения строился с учетом интереса и эмоционального отклика учащегося.

Автором подхода, постулирующего степень самостоятельности обучаемого в учебном процессе, был Вильям Литлвуд [17]. В своей теории он использовал идеи вовлеченности учащихся в процесс обучения и степень их самостоятельности.

Основываясь на последних двух подходах и специфике исследуемых нами управленческих умений, опишем этапы их формирования.

1. Этап, полностью контролируемый учителем. На данном этапе инструкции к выполнению задания даются учителем. Он может сделать акцент на необходимых конструкциях и технологиях, но не обучает новому материалу.

2. Этап, частично контролируемый учителем. Выполнение задания предполагает определенную помощь учителя в формулировании мыслей. Учитель комментирует ход выполнения задания, не исправляя ошибки публично. На данном этапе даются квази-коммуникативные задания.

3. Этап свободного говорения. На данном этапе учащиеся самостоятельно формулируют проблему, которую решают определенными коммуникативными средствами.

Как уже было отмечено ранее, традиционные методы обучения не дают желаемого результата в отношении формирования способности будущих менеджеров к организации и управлению. Таким образом, выбор средства формирования изучаемых умений должен быть связан с активным вовлечением обучающихся в учебный процесс с целью демонстрации особенностей будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, эффективным средством с позиции субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и с целью иллюстрации целостности процесса управления может выступать проектная деятельность. Опираясь на работы Е. С. Полат, М. Кнола, Джона Дьюи, Д. А. Старковой, мы понимаем проектную методику как «законченный управленческий цикл», который позволяет студентам принимать на себя роль активных участников творческого процесса от момента постановки цели проекта до ауторефлексивного анализа полученных результатов

[18, 19, 20, 15].

Материалами для проектного изучения на уроках английского языка являются аутентичные тексты, аудио- и видеозаписи, англоязычные сайты туроператоров, ресторанов и отелей. Объектами проектирования становятся брошюры отелей и туристических агентств, новые туристические направления, рекламные проспекты, меню ресторанов, дизайн ресторанов и отелей, тематическая наполняемость ресторанов и отелей.

Дальнейшему рассмотрению представим методику формирования управленческих умений на примере выполнения проекта на английском языке «Eco-friendly restaurant».

Первый этап проектной деятельности - поисковый. Сущность этапа заключается в актуализации у студентов имеющегося опыта деятельности по решению проблемы и в выборе объекта изучения. На данном этапе формируются первые две группы управленческих умений - это умения целеполагания и планирования собственной деятельности и осознание значимости изучаемого объекта сервисной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что умения целеполагания и планирования необходимы будущему менеджеру для эффективной организации процесса проектирования объектов сервиса. Осознание значимости проектирования объектов сервиса ведет за собой осмысление профессиональных ценностей, формирование собственных взглядов относительно процессов их совершенствования.

Студентам предлагается прокомментировать цитату известного американского ресторана, в которой утверждается, что деятельность ресторана способствует укреплению здоровья каждого посетителя и защищает окружающую среду («We are committed to help ensure our continuing personal and global health and happiness») [21]. В основе задания в зависимости от этапа формирования навыка лежит обучающий прием стимулирования высказывания собственного мнения или прием перефразирования. Выполнение этого задания актуализирует у студентов объем словарного запаса по заданной тематике, выявляет их способность увидеть проблему и осознать свою ответственность в контексте сохранения окружающей среды профессиональными способами. Студенты формулируют цель предстоящего исследования и осуществляют планирование проектной работы. Если речь идет о первом этапе формирования управленческих навыков, то в результате обсуждения студенты получают задание оценить экологическую политику ресторанов в их городе. На последующих этапах студенты формулируют задание самостоятельно.

Опишем первый этап проектной работы с позиции формирования управленческих умений и использования возможных приемов обучения. На первом этапе формирования умений учитель использует прием задавания вопросов и ответы на них, прием стимулирования высказывания собственного мнения, анкетирование, викторину, прием восстановления последовательности и определения достоверности. На втором этапе формирования умений возможны такие приемы, как нахождение сходств и различий, сопоставление, перефразирование, предугадывание и выражение предпочтений. На третьем этапе свободного говорения приемами обучения могут быть ассоциирование, группирование, составление списка, карта мыслей и предугадывание.

Второй этап работы над проектом - технологический. Здесь происходит формирование умений реализации альтернативных способов деятельности. На данном этапе проводится анализ нормативной документации объектов сервиса, анализ действующих инструментов сервисной деятельности, поиск оптимального решения проблемы и проектирование сервисных процессов. Отметим, что возможность выбора наиболее подходящих инструментов проектирования и самоопределения в учебном процессе способствует повышению мотивации и уверенности студентов в эффективной реализации

процессов проектирования.

Данный этап работы связан с чтением и анализом аутентичных материалов по заданной проблематике, с изучением действующих зарубежных и отечественных нормативных документов. На основе проведенного текстового анализа студенты разрабатывают критерии оценивания экологической направленности ресторана и в дальнейшем осуществляют мониторинг выбранного ресторана согласно описанным критериям. В данном описании используется прием составления списка, фиксирования информации и прием группирования.

Дополнить процесс формирования умений могут такие приемы обучения, как задавание вопросов и ответы на них, исправление ошибок, нахождение сходств и различий, заполнение пропусков, называние и множественный выбор (первый этап формирования умений); группирование, дополнение, дополнение картинки, викторина и восстановление последовательности (второй этап формирования умений); информационный перенос, восстановление разрозненной информации, составление списка, сопоставление, фиксирование информации, составление плана текста и параграфирование (этап сводного говорения).

Третьим этапом проектной деятельности выступает этап презентации. Демонстрируя творческие проекты, раскрывая их сущность и значимость для сервисной деятельности, участники осуществляют операции контроля и самоконтроля. Для эффективного осуществления контроля студентам необходимо владеть определенными нормами, на основе которых будет произведено оценивание полученных результатов. На данном этапе формируются управленческие умения контроля и самоконтроля.

В описываемом нами проекте на данном этапе студенты представляют свои проектные работы на английском языке, оценивают свои результаты и результаты других студентов. Для осуществления компетентной процедуры оценивания студенты получают критерии оценки проектной деятельности. Согласно заданным критериям, они выставляют соответствующие баллы по каждому показателю. Степень целостности, результативности, практической значимости проектной работы свидетельствуют об уровне сформированности управленческих умений будущих менеджеров индустрии сервиса. Приведем критерии оценивания результатов проектной работы.

1. Постановка цели проектной работы.

2. Планирование путей достижения цели проекта и поиск альтернативных путей проектирования.

3. Глубина раскрытия темы проекта.

4. Разнообразие изучаемых источников информации.

5. Соответствие выбранных технологий работы цели и содержанию проекта.

6. Обоснование выводов проектной работы и возможности ее применения.

7. Качество созданного сервисного продукта.

8. Личная заинтересованность автора и осознание значимости выполненного проекта.

9. Качество устной презентации результатов проектной деятельности.

Отметим, что количество приведенных критериев оценивания может меняться в зависимости от этапа формирования управленческих умений.

На данном этапе работы над проектом учитель использует такие приемы, как задавание вопросов, дополнение, расширение, информационный дефицит, информационный перенос, нахождение связей между объектами сервиса и инструментами сервисной деятельности (контролируемый этап); принятие решений, описание, заполнение пропусков, функциональный диалог и выражение предпочтений (частично контролируемый этап); коммуникативные игры, дискуссия, драматизация, интервью, ранжирование, составление рейтинга и рецензия (этап свободного говорения).

Zonova Marina Vasilyevna, Nikolaeva Natalya Alexandrovna, Sosnina Natalya Georgievna pedagogical

THE DEVELOPMENT OF MANAGERIAL SKILLS OF THE FUTURE SERVICE ... sciences

На аналитико-рефлексивном этапе проектной работы отрабатывается группа ауторефлексивных управленческих умений. Студенты выполняют критический самоанализ результатов собственной деятельности и производят коррекцию проекта по результатам действий контроля и самоконтроля. Данный процесс позволяет формировать у студентов степень ответственности за достоверность изложенных результатов и за возможность использования разработанного проекта для массового пользования. Ауторефлексивные умения видятся нам неотъемлемой частью целого образовательного процесса. Вслед за А. С. Бакировым мы считаем, что неспособный к самоанализу специалист не сможет эффективно осуществлять действия контроля [22].

В контексте описываемого проекта студентам предлагается оценить уровень развития собственных управленческих умений. Для выполнения рефлексивного анализа проектной деятельности студенты соотносят уровень собственных умений со следующими нормативными критериями:

- I understand environmental footprint of the restaurant business.

- I can plan evaluation project of the environmentally conscious restaurant operation.

- I can research the eco-policy of the restaurant.

- I can analyze ecologically sustainable program of the restaurant.

-I can offer environmental solutions and ways to reduce environmental footprint.

Система формирования управленческих умений на данном этапе проектной деятельности может быть дополнена следующими приемами. На первом этапе формирования умения используются такие приемы, как исправление ошибок, дополнение, расширение и ответы на вопросы. Второй этап может быть представлен приемом предугадывания и заполнения таблицы. На третьем этапе могут выступать дебаты, симуляция и драматизация.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия управленческие умения будущего менеджера индустрии сервиса как умения эффективно использовать инструменты, необходимые для осуществления действий и операций целеполагания и планирования, организации процессов сервиса, а также контроля и анализа полученных результатов.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработанном комплексе методических приемов обучения, структурированных в соответствии со стадиями формирования управленческих умений и этапами проектной деятельности, а также в разработанной методике формирования управленческих умений при обучении английскому языку в системе проектной деятельности.

Описанная нами методика проектной деятельности на уроках английского языка способствует более глубокому пониманию проблем профессиональной сферы, осмыслению полученных результатов, приобретению навыков планирования и организации труда и осознанному процессу оперирования профессиональными приемами и техниками. Таким образом, мы можем определить, что участие в проектной деятельности формирует у студентов профессиональные управленческие умения и демонстрирует парадигму целостности и законченности управленческого цикла.

Участвуя в проектировании объектов сервиса на английском языке, студенты получают возможность самореализации и профессиональной идентификации, а также возможность повышения уровня владения английским языком для профессиональных целей. Разработанная нами проектная методика формирования управленческих умений будущего менеджера может применяться на занятиях по английскому языку и для организации спецкурса «In my Competence». 200

Дальнейшими перспективами исследования могут быть теоретические и методические положения самостоятельного управления проектной деятельностью на английском языке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 43.03.01. Сервис. [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: [сайт]. http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/93 (дата обращения 15.06.2017)

2. Закон 273-Ф3 «Об Образовании в РФ» 2017 новый 273-Ф3. рф. [Электронный ресурс] // Законы России: [сайт]. https://www.assessor.ru/zakon/ (дата обращения 15.06.2017)

3. Wilson C. L. The Survey of Management Practices / C. L. Wilson. - N-Y., 1973.

4. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю. В. Васильев.

- М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

5. Есипович К. Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе / К. Б. Есипович. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983. - 97 с.

6. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. - М., 1984. - 344 с.

7. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Карустин.

- М., 2001. - 320 с.

8. Емельянов А. Л. Уровни профессионализма в творческой деятельности / А. Л. Емельянов. // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №5. - С. 48-53.

9. Колкова М. К. Управление обучением иностранному языку в школе и вузе / М. К. Колкова // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам.

- СПб.: КАРО, 2007. -С.69-76.

10. Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов; под ред. В. А. Сластенина. - М., 2000. - 216 с.

11. Кролевецкая Е. К. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой / Е. К. Кролевецкая // Вестник высшей школы.

- 2006. - №7. - С.11-13.

12. Зимняя И. А. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 1991 Б. - №3. - С. 9-16.

13. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах) / М. М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.

14. Фрицко Ж. С. Проектная деятельность студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку как средство формирования методических умений / Ж. С. Фрицко / дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 208 с.

15. Старкова Д.А. Групповая проектная деятельность как средство развития управленческих методических умений будущего учителя иностранного языка / Д. А. Старкова / дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. -228 с.

16. Harmer J. The practice of English Language Teaching / Jeremy Harmer. - Longman, 2003. - 371 p.

17. Littlewood W. Teaching oral communication: A methodological framework / W. Littlewood. - Oxford: Blackwell, 1992. - 112 p.

18. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе.

- 2000 А. - №2. - С.3-7.

19. Knoll M. The project method: Its vocational education origin and international development / M. Knoll // Journal of Industrial Teacher Education. - 1997. - Vol. 34/3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо / Дж. Дьюи / пер. с англ. А. Антиповой, С. Шаровой // На путях к

новой школе. - 2002 А. - №3.

21. Sunflower Vegetarian Restaurant. [Электронный ресурс] // [сайт]. http://crystalsunflower.com/ (дата доступа 22.06.2017) "

22. Бакиров А. С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы / А. С. Бакиров // автореф. дисс. канд. псих. наук. Казань, 2001. - 23 с.

Статья поступила в редакцию 19.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.