УДК 37. 02; 371
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-21-26
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ
Н. А. Семенова, Е. А. Латыголец
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается возможность формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в процессе решения проектных задач. Проектная задача представлена как важная составляющая проектной деятельности, обеспечивающая плавное освоение младшими школьниками нового вида деятельности в групповой работе под руководством педагога и при наличии специально подготовленных средств. Представлены различия проектной деятельности проектных задач по цели, результату, роли учителя. Обоснованы возможности формирования различных групп универсальных учебных действий в процессе решения детьми младшего школьного возраста проектных задач.
Ключевые слова: проектная деятельность, проектная задача, универсальные учебные действия, дети младшего школьного возраста.
Важнейшей составляющей федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются метапредметные образовательные результаты. Основой метапредметных результатов являются универсальные учебные действия (УУД). В психологическом словаре понятие «умение» трактуется как усвоенный способ действия, регулируемый знанием [1, с. 478]. Универсальные учебные действия определяются ФГОС НОО как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2]. В узком значении - это комплекс действий человека, связанных с поиском, усвоением новых для него знаний. В процессе решения разных проблемных ситуаций эти умения актуализируются и поз-воляют показать обучающемуся его дефициты в различных предметных областях, в знаниях и умениях, в том числе метапредметных. Это является мощным мотивом для дальнейшей познавательной деятельности. Стандарт предусматривает программу формирования универсальных учебных действий на разных уровнях, в том числе на уровне начального общего образования, которая предполагает обеспечение процесса формирования у детей младшего школьного возраста метапредметных умений. Следует отметить, что данные умения могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но также для реальных жизненных ситуаций. ФГОС НОО предлагает описание разных групп универсальных действий, которые педагог должен формировать у обучающихся. Регулятивные УУД связаны с обеспечением организации ребенком своей учебной деятельности. Это такие умения, как целеполагание, прогнозирование, планирование, оценка. Познавательные действия имеют в составе три подгруппы действий: общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД помогают реализовывать процесс общения, коммуникации, социализации и включают умения работать в коллективе, группе, паре, выстраивать сотрудничество с одноклассниками и взрослыми [3].
Формирование универсальных учебных действий в современной начальной школе должно быть реализовано на всех учебных дисциплинах. Авторами был проведен анализ содержания и методических особенностей учебных предметов для формирования УУД. Возможности различных предметных областей для формирования УУД представлены в табл. 1.
Таблица 1
Возможности предметных областей для формирования УУД
УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир, изобразительное искусство, технология
Регулятивные Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (все учебные курсы, реализуемые в рамках НОО)
Познавательные, общеучебные Моделирование (перевод устной речи в письменную) Смысловое чтение, осознанные устные и письменные высказывания Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения Широкий спектр источников информации
Познавательные, логические Формулирование личных, языковых, нравственных проблем Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
Коммуникативные Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа
Таким образом, каждый учебный предмет в начальной школе согласно его содержанию и способам организации учебной деятельности детей предлагает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Выполненный анализ позволил сделать вывод о том, что каждый учебный предмет имеет ресурсы для формирования определенных групп УУД, но на материале данной образовательной области. Таким образом, выявляется противоречие: с одной стороны, программа формирования УУД на уровне НОО требует способов деятельности, применимых не только в рамках образовательного процесса, но и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, с другой стороны, решение данных проблем и применение универсальных действий ограничивается рамками дисциплины. Проблема состоит в том, как организовать процесс формирования УУД через интеграцию различных дисциплин.
Одним из эффективных способов решения данной задачи является применение проектной деятельности. Под проектной деятельностью понимают активную, творческую познавательную деятельность обучающихся, реализующуюся с конкретной целью, поэтапно, результатом данной деятельности является заранее продуманный конкретный продукт. Исследователи подчеркивают особую значимость проектной деятельности: основной смысл включения учеников в данный вид деятельности связан с развитием умения решать проблемы, проявляющиеся в реальной жизни [4]. По мнению авторов, важным результатом применения проектной деятельности в начальной школе является формирование проектных умений. Проектные умения, как и универсальные учебные действия, являются метапредметными (табл. 2) [5].
С 2010 г. в педагогической литературе можно встретить понятие «проектная задача». Автор этой идеи А. Б. Воронцов, который под проектной задачей понимает набор заданий. Набор является средством пробуждения детской активности, мотивом к применению различных действий. Проектные задачи решаются в классе, не выносятся учениками в качестве домашних заданий. Так же, как и проект, задачи нацелены на формирование нового, не существовавшего в опыте ребенка продукта [6, с. 4].
Таблица 2
Сопоставление проектных умений и УУД
Проектные умения Содержание умений УУД
Организационные Умение планировать и организовывать свою работу Регулятивные
Коммуникативные Умение сотрудничать Коммуникативные
Творческие Умения, связанные с поиском и переработкой информации, созданием нового продукта Познавательные
Презентационные Умение подготовить и представить результаты работы, дать оценку своей и чужой работе Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные
Мы рассматриваем проектную задачу как часть проектной деятельности, ее начальным этапом, позволяющим включать младших школьников в новый для них вид деятельности постепенно, обогащая их опыт, создавая условия для эффективного усвоения проектных умений (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение проектной задачи и проектной деятельности
Критерии сравнения Проектная деятельность Проектная задача
Участники Может быть любая: индивидуальный проект, парный, групповой Всегда проектная группа
Мотивация Связана с широким кругом потребностей Искусственно создается в учебной ситуации
Цель Получение социально значимого или личностно значимого продукта Получение социально значимого или личностно значимого продукта
Основной результат Социально значимый или личностно значимый продукт Главный результат - овладение способами действий по созданию продукта, обогащение опыта ребенка
Процесс Применение группы проектных умений Формирование проектных умений в процессе решения проектной задачи в группе
Средства Подборка, применение, смена средств осуществляются деятелем Средства предоставляются проектной группе педагогом. В разных случаях, в зависимости от сложности задачи, дети могут полностью использовать пакет средств или сделать выбор
Роль учителя Помощник, координатор Педагог организует проектную задачу от начала и до завершения: мотивирует, помогает определить цель, обеспечивает средства, консультирует в процессе создания продукта и его представления
Таким образом, можно рассматривать проектную задачу как эффективный способ формирования проектных умений, а значит, и универсальных учебных действий.
Другим важным достоинством проектных задач является то, что они позволяют на одном уроке объединять, интегрировать возможности различных учебных дисциплин, включать обучающихся в модель жизненной ситуации, где необходимо применять универсальные действия. В процессе решения такой задачи дети, работая с системой сюжетных разноуровневых заданий, создают продукт. Процесс формирования УУД при решении проектной задачи представлен в табл. 4.
По мнению А. Б. Воронцова, «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет „этикетки" с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится» [7].
Таблица 4
Процесс формирования УУД при решении проектной задачи
УУД Деятельность в ходе решения проектной задачи
Регулятивные Самостоятельная работа по предложенному плану, инструкции
Самоконтроль и коррекция при выполнении заданий
Самооценка индивидуальной, парной и групповой работы
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков и подведение под понятие
Осознание проблемы и выбор эффективных способов ее решения
Проявление творчества при выполнении заданий
Создание нового продукта на основе полученных знаний
Коммуникативные Продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми для достижения цели
Проявление разумной инициативы в работе и принятии решений
Презентация конечного продукта, ответы на поставленные вопросы
По мнению авторов, еще одним значимым отличием проектных задач является их акцентуация не столько на результат, сколько на процесс формирования новых умений. Кроме того, проектные задачи предполагают групповую работу, т. е. организуется совместная деятельность обучающихся, что создает условия для реализации пробного действия, актуализации собственного опыта и активного получения нового опыта [8]. Ценность такой организации работы обучающихся над решением проектных задач состоит в развитии умений сотрудничества. Исследования показывают, что, «решая проектные задачи, учащиеся проявляют и развивают свою индивидуальность, приобретают навыки общения. Главное воспитательное воздействие решения проектных задач заключается в формировании навыков сотрудничества (внимательно слушать собеседников; адекватно воспринимать существование различных точек зрения; высказывать свое мнение; обоснованно проводить собственную оценку различным событиям) [9, 10].
При реализации проектных задач, связанных с решением игровой или жизненной ситуации (издать собственный журнал, разработать программу отдыха, составить план празднования дня рождения), эти умения (вместе с имеющимися предметными знаниями) самоактуализируются, т. е. используются учеником творчески, с интересом. На этапе рефлексии дети способны определить и обозначить свои дефициты в умениях и предполагают, где можно использовать полученный при решении проектной задачи созидательный опыт. В нашей практике (МБОУ «Рассветовская СОШ» Томского района) он реализовывался младшими школьниками в проектах детского самоуправления: «Конкурс на лучший детский журнал», «Вечер отдыха», «Кукольный театр своими руками», «Безопасные перемены» и т. д. Проектные задачи в начальной школе являются шагом к проектной деятельности в основной школе. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть, слышать друг друга, договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.
Результаты исследования дали возможность сделать выводы о том, что:
- в условиях реализации ФГОС НОО формирование УУД является одной из главных целей учебного процесса;
- анализ возможностей учебных дисциплин начальной школы позволил увидеть, что каждая дисциплина позволяет формировать определенные УУД, которые, как правило, применяются на материале данного учебного предмета, но мало ориентированы на жизненную ситуацию. Данное противоречие можно разрешить через включение детей млад-
шего школьного возраста в проектную деятельность и формирование у них проектных умений;
- первым шагом к освоению проектной деятельности для младших школьников и эффективным способом формирования проектных умений, а значит, и универсальных учебных действий является решение проектных задач. Проектная задача представляет собой важную составляющую проектной деятельности, обеспечивающую плавное освоение младшими школьниками нового вида деятельности в групповой работе под руководством педагога и при наличии специально подготовленных средств.
Список литературы
1. Карпенко Л . А . Краткий психологический словарь / ред . А . В . Петровский, ред . -сост . Л . А . Карпенко . 2-е изд . , расшир . , испр . и доп . Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с .
2 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . Стандарты второго по-
коления / Министерство образования и науки РФ . М . : Просвещение, 2011. 33 с .
3 . Асмолов А. Г . и др . Как проектировать универсальные учебные действия . М . : Просвещение, 2011.152 с .
4 . Лазарев В . С . Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования . 2015 . № 3 .
С . 292-307 .
5 . Семенова Н . А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестн . Томского гос . пед . ун-та
(TSPU Bulletin) . 2012 . Вып . 11 (126) . С . 209-211.
6 . Воронцов А. Б . Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуа-
ции учения // Начальная школа. 2007 . № 6 . URL: http://nsc.1sep. ru/article . php?ID=200700608 (дата обращения: 27 . 04.2019) .
7 . Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя . М . : Просвещение, 2011. 176 с .
8 . Поздеева С . И . Начальная школа - пространство совместной деятельности // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU
Bulletin) 2003 Вып 2 (34) С 58-67
9 . Погребняк Е . В . , Черняева Л . А. Решение проектных задач в начальной школе // Начальная школа . 2017 . № 2 . С . 69-73.
10 . Семенова Н . А . Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Научно-педагогическое обозрение
(Pedagogical Review) . 2013 . Вып . 1 (1) . С . 70-74.
Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Латыголец Елена Анатольевна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.05.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-21-26
FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF SOLVING PROJECT TASKS
N. A. Semenova, E. A. Latygolets
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The author considers in the article the possibility of forming universal educational actions for children of primary school age in the process of solving design problems in school conditions. The federal state educational standard of primary general education highlights universal learning activities as an important educational outcome. Universal actions can develop in different types of vigorous activity, in particular, in project activities. The author compared the goal, result, content, way of interaction and the role of the teacher in project activities and in solving
design problems. It is concluded that the project task is an important component of the project activity, its initial stage. The process of solving design problems in elementary school ensures the gradual mastering by younger schoolchildren of a new type of activity for them - project activities. Primary school students form design skills that are of a universal nature. Project and universal skills have a common content, therefore, when solving project problems, different groups of universal learning actions are formed: communicative, regulatory, and cognitive. Project tasks are implemented with children of primary school age in group collaboration under the guidance of a teacher. The set of tools specially prepared by the teacher are important. These tools allow you to create a game or life problem situation, solving which children apply subject knowledge and universal skills. A similar experience in solving design problems was put into practice in the Rassvet Primary School, Tomsk Region.
Keywords: project activity, project task, universal learning activities, children of primary school age.
References
1. Karpenko L .A . Kratkiypsikhologicheskiyslovar'[A short psychological dictionary] . Rostov-on-Don, Feniks Publ . , 1998. 512 p .
(in Russian) .
2 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Standarty vtorogo pokoleniya
[Federal State Educational Standard of Primary General Education . Standards of the second generation] . Moscow, Prosve-
shcheniye Publ . , 2011, 33 p . (in Russian) .
3 . Asmolov A . G . Kak proyektirovat' universal'nyye uchebnyye deystviya [How to design universal learning activities] . Moscow,
Prosveshcheniye Publ . , 2011.152 p . (in Russian) .
4 . Lazarev V. S . Proyektnaya deyatel'nost' v shkole: neispol'zuyemyye vozmozhnosti [Design work at school: unused opportuni-
ties] . Voprosy obrazovaniya, 2015, no . 3, pp . 292-307 (in Russian) .
5 . Semenova N . A. Voprosy organizatsii proyektnoy deyatel'nosti v nachal'noy shkole [Organization of project activities in ele-
mentary school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol . 11, pp . 209211 (in Russian) .
6 . Vorontsov A. B . Proyektnaya zadacha kak instrument monitoringa sposobov deystviya shkol'nikov v nestandartnoy situatsii
ucheniya [The project task as a tool for monitoring the ways of schoolchildren's actions in a non-standard teaching situation] .
Nachal'naya shkola, 2007, no . 6 (in Russian) . URL: http://nsc . 1sep . ru/article . php?ID=200700608 (accessed 27 April 2019) .
7 . Vorontsov A . B . Proyektnyye zadachi v nachal'noy shkole: posobiye dlya uchitelya [Design tasks in elementary school: teach-
er's manual] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2011.176 p . (in Russian) .
8 . Pozdeyeva S . I . Nachal'naya shkola - prostranstvo sovmestnoy deyatel'nosti [Primary school - the space of joint activities] .
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2003, vol . 2, pp . 58-67 (in Russian) .
9 . Pogrebnyak Ye . V , Chernyayeva L . A. Resheniye proyektnykh zadach v nachal'noy shkole [Solving design problems in ele-
mentary school] . Nachal'naya shkola, 2017, no . 2, pp . 69-73 (in Russian) .
10 . Semenova N . A . Proyektnaya deyatel'nost' mladshikh shkol'nikov v urochnoye vremya [Project activity of younger schoolchil-
dren in the study time] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, vol . 1, pp . 70-74 (in Russian) .
Semenova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk,
Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Latygolets E. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk,
Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]