Научная статья на тему 'Учебная исследовательская деятельность: обзор публикаций в научных изданиях'

Учебная исследовательская деятельность: обзор публикаций в научных изданиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕТСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY IN THE STUDY OF VARIOUS DISCIPLINES / RESEARCH COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN / STUDY FEATURES IN PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Наталия Альбертовна

Представлен анализ публикаций в научных изданиях «Вестник Томского государственного педагогического университета» и «Научно-педагогическое обозрение». Выявлены основные направления изучения учебной исследовательской деятельности: организация исследовательской деятельности при изучении различных дисциплин (физики, математики, литературы); формирование исследовательских компетенций школьников; особенности организации исследовательской деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Кроме определения актуальных направлений в рамках данной проблематики выявлены и пробелы, открывающие возможности для новых психолого-педагогических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Наталия Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITIES: REVIEW OF PUBLICATIONS IN SCIENTIFIC JOURNALS

The article reveals an urgent topic for modern education: the organization of children’s research work. The author has analyzed the articles in the scientific regional journals “TSPU Bulletin” and “Scientific Pedagogical Review” (Tomsk). The analysis made it possible to identify the main trends in the study of educational research activities: 1. organization of research activities in the study of various academic disciplines (physics, mathematics, literature); 2. formation of research competencies of schoolchildren, including in the context of profile education; 3. features of the organization of research activities with children of preschool and primary school age. In addition to these directions, there are other aspects of the topic. This is the experience of holding children’s scientific conferences and competitions, the application of educational research in the development of gifted children. The review of the contents of the articles allows us to draw a number of conclusions about the state of this scientific and pedagogical problem. The author showed that there is a deficit of articles on scientific directions in this field. For example, the review of articles did not reveal the existence of publications about the possibilities of applying the study in the teaching methods of certain disciplines (history, social science, technology, chemistry). These deficits open up opportunities for new pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Учебная исследовательская деятельность: обзор публикаций в научных изданиях»

ОБЗОРЫ

УДК 37.02; 371

йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-191-197

УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ

Н. А. Семенова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Представлен анализ публикаций в научных изданиях «Вестник Томского государственного педагогического университета» и «Научно-педагогическое обозрение». Выявлены основные направления изучения учебной исследовательской деятельности: организация исследовательской деятельности при изучении различных дисциплин (физики, математики, литературы); формирование исследовательских компетенций школьников; особенности организации исследовательской деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Кроме определения актуальных направлений в рамках данной проблематики выявлены и пробелы, открывающие возможности для новых психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: учебная исследовательская деятельность, исследовательская деятельность при изучении различных дисциплин, исследовательские компетенции школьников, детская исследовательская деятельность.

Проблема организации учебной исследовательской деятельности детей и школьников актуальна в последние десятилетия. Интерес к данной проблеме в 2000-2010 гг. был обусловлен процессом модернизации российского образования, а в последующие годы - реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального и основного общего образования. Ценность учебной исследовательской деятельности состоит в том, что она позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, обеспечивает условия для овладения важными метапредметными действиями, способствует интериоризации знаний, позволяет обучающимся получить знания не в готовом виде, а открывать их самостоятельно. При этом возможности организации исследовательской деятельности существуют при работе с детьми любого возраста.

Был проведен анализ статей журналов «Вестник Томского государственного педагогического университета» и «Научно-педагогическое обозрение», в которых достаточно активно обсуждается проблематика исследовательской деятельности детей, учащихся и студентов. Анализ позволил выявить основные направления, которые интересуют исследователей в данном тематическом поле. Под учебно-исследовательской деятельностью следует понимать специально организованную познавательную деятельность детей, направленную на достижение субъективно новых для них знаний с применением доступных способов исследования и осуществляемую с разной степенью самостоятельности. Было выявлено около 50 статей, опубликованных в период с 2007 по 2017 г., посвященных различным вопросам организации учебно-исследовательской деятельности детей. Рассмотрим

более подробно содержательные направления, которые были исследованы авторами публикаций.

Первое направление связано с методиками преподавания различных учебных дисциплин. Авторы акцентируют свое внимание на различных аспектах организации и реализации учебного исследования при изучении школьных предметов. В большей части статей рассмотрены возможности организации исследовательской деятельности при изучении естественно-научных дисциплин (физики и математики) в основной школе. Данным вопросам посвящены статьи Э. Г. Гельфман [1], Е. А. Румбешта [1-3], М. А. Червонного [4, 5], М. В. Зеличенко [4], О. С. Велетень [6]. Одна из общих содержательных линий этих статей заключается в том, что естественно-научные дисциплины предоставляют максимально широкие возможности для организации различного плана исследования: наблюдений, опытов. Часто ценность исследования не столько в его результате, сколько в том, что ученик овладевает новым способом познания мира - путем эксперимента. Данный вывод относился к обучающимся средних и старших классов, но можно согласиться с авторами статей, обобщая свой опыт по организации конкурса детских исследовательских работ для младших школьников: наибольшей популярностью у детей пользуются именно естественно-научные темы. К сожалению, можно отметить, что статей, описывающих опыт организации учебного исследования на уроках химии, биологии, не выяввлено, несмотря на то что у этих дисциплин большой потенциал. Только в одной статье Н. В. Жариковой, В. Н. Долгина о проблемном обучении биологии учебное исследование упоминается в контексте [7].

Меньше работ, рассматривающих возможность применения учебной исследовательской деятельности, приходится на методики преподавания гуманитарных учебных дисциплин. Была изучена статья С. А. Караевой, Л. П. Феталиевой, Т. В. Стародубцевой [8], где говорится об исследовательской деятельности на уроках литературного чтения, но в статье эта проблема затронута лишь косвенно, так как сама статья посвящена проектной работе. Интерес представила и статья Л. А. Казариной [9] о работе литературного клуба старшеклассников, в рамках которого они реализовывали исследовательскую работу. Исследовательская работа детей, так же как и в предыдущей статье, не являлась самостоятельным видом деятельности, а осуществлялась как часть проекта. С той же позиции рассмотрена исследовательская деятельность в статье Т. П. Разенковой [10], но примером служат уроки иностранного языка. Можно отметить, что трудов, рассматривающих возможности учебной исследовательской деятельности при изучении истории, обществознания, технологии, изобразительного искусства, не выявлено.

Таким образом, видно, что, во-первых, естественные науки позволяют включать детей в исследование в чистом виде, тогда как при изучении гуманитарных наук исследовательская деятельность встречается реже и представлена как часть проектной деятельности. Во-вторых, в основном представлен опыт организации исследовательской деятельности детей в урочное время, а внеурочное пространство рассматривается недостаточно. В-третьих, ряд учебных дисциплин остаются невостребованными в плане организации исследовательской деятельности. Четвертым аспектом является то, что вне зависимости от учебной дисциплины авторы приходили к следующим выводам: исследовательская работа обучающихся влияет на развитие интереса к дисциплине; способствует достижению не только предметных результатов, но и метапредметных (формированию исследовательских умений).

Второе направление: рассмотрение процесса формирования исследовательских компетенций школьников. Этому посвящены статьи Е. А. Румбешта [11, 12, 17], С. И. Поздеевой [17], Л. А. Казариной [13-15], В. Н. Кобяковой, В. Н. Куровского [16]. Можно согласиться с авторами в том, что исследовательскую деятельность можно рассматривать как последо-

вательное развитие от исследовательских действий, затем к исследовательским умениям, после - к исследовательским компетенциям. Обучающихся важно приобщать к исследовательской деятельности постепенно, основу исследовательской деятельности должны составлять соответствующие умения, которыми овладевают ученики. В старшей школе исследовательские компетенции являются важной частью подготовки выпускников к дальнейшему обучению. В статьях данного направления описывается опыт формирования исследовательских компетенций у обучающихся среднего и старшего школьного возраста, который, как правило, связан с работой в профильных классах.

Третье направление представлено небольшим количеством статей, посвященных организации исследовательской деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Несмотря на то что дошкольники и учащиеся начальных классов могут активно участвовать в исследовательской деятельности, не многие авторы затрагивают эту проблему. Интерес представляет статья П. В. Смирновой [18] на тему исследовательского поведения детей раннего дошкольного возраста. Следует разделить позицию автора в том, что важно поддерживать исследовательское поведение детей с самого раннего возраста и значительную роль здесь играют родители, развивающая среда, отсутствие препятствующих неблагоприятных факторов [19]. Н. В. Погодаева [20] рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников как средство становления безопасного поведения, но, к сожалению, в статье это интересное направление подробно не представлено. Учебное исследование в начальной школе затронуто в статьях Н. А. Семеновой [21, 22], Т. В. Кузнецовой [23]. Т. В. Кузнецова описывает опыт организации проектно-исследовательской деятельности, объединяя понятия «исследование» и «проектирование». Авторы статьи придерживаются несколько иной точки зрения: исследовательская и проектная деятельность связаны, но это два разных вида деятельности. Безусловно, они имеют ряд общих черт, но исследование нацелено на поиск нового, а проект - на создание продукта. Общее в публикациях данного направления - это положения о том, что приобщать детей к исследовательской деятельности необходимо с раннего возраста, поддерживать их исследовательскую инициативу, обогащать их опыт и формировать исследовательские умения, которые являются надпредметными и тесно связаны с универсальными учебными действиями.

Можно назвать ряд статей, касающихся отдельных вопросов, не указанных в перечисленных основных направлениях исследований:

- рассмотрение исследовательской деятельности как средства работы с одаренными детьми. Здесь представляют интерес статьи А. М. Мироновой [24], Т. П. Разенковой [10], Е. А. Румбешта, М. А. Червонного [25]. Авторы подчеркивают, что исследовательская деятельность позволяет включить одаренных детей в интересную активную познавательную работу, в которой они могут проявить себя;

- опыт проведения детских научных конференций и конкурсов (Н. А. Семенова [26], С. В. Шматько [27]);

- обучение студентов организации исследовательской деятельности в школе (В. Н. Ку -ровский, Е. А. Румбешта [28], И. А. Рыбалёва [29]).

Выявленные направления публикаций, по мнению авторов, будут интересны как практикующим педагогам, так и ученым, которые выявляют образовательные ресурсы учебно-исследовательской деятельности и изучают способы ее реализации на разном предметном материале и в разных возрастных группах.

Список литературы

1. Румбешта Е. А., Мидуков В. З., Гельфман Э. Г. Учебное исследование в обучении физике как сочетание фундаментальности и инноваций в образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 99-103.

2. Румбешта Е. А., Мидуков В. З. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценка ее сформированности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 103-109.

3. Румбешта Е. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения физики: анализ практики и перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 206-211.

4. Зеличенко В. М., Данилов Д. О., Червонный М. А. Исследовательский метод в формировании критического и системного мышления на уроках физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 119-122.

5. Червонный М. А. Особенности преподавания физического эксперимента при обучении физике в малокомплектной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 132-136.

6. Велетень О. С. Развитие проектных и исследовательских умений шестиклассников на уроке математики в процессе участия в проекте «Создание обучающего плаката по теме "Признаки делимости"» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 137-142.

7. Жарикова Н. В., Долгин В. Н. Способы повышения познавательной активности школьников при использовании проблемного обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 23-26.

8. Караева С. А., Феталиева Л. П., Стародубцева Т. В. Проектная деятельность на уроках литературного чтения по теме «Басни И. А. Крылова» в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 43-47.

9. Казарина Л. А. Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 21-23.

10. Разенкова Т. П. Использование исследовательских методов в процессе обучения иностранному языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 47-51.

11. Румбешта Е. А., Мидуков В. З. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценка ее сформированности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 103-109.

12. Румбешта Е. А., Пищулова А. С. Формирование информационной, коммуникативной исследовательской компетенций // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 15-19.

13. Казарина Л. А. Показатели сформированности исследовательской компетенций учащихся профильных классов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 196-201.

14. Казарина Л. А. Педагогическая модель формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 191-197.

15. Казарина Л. А. оценка состояния исследовательских компетенций у учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 144-148.

16. Кобякова В. Н., Куровский В. Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего среднего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 91-99.

17. Поздеева С. И., Румбешта Е. А. Преемственность начальной и основной школы в формировании универсальных учебных действий (на примере школы совместной деятельности) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 32-39. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-32-39.

18. Смирнова П. В. Формы проявления исследовательского поведения в раннем возрасте // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 84-92. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-84-92.

19. Семенова Н. А. Преемственность в исследовательской деятельности детей на разных этапах обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 23-27.

20. Погодаева М. В. Становление культуры безопасности дошкольника в процессе организованной игровой и познавательно-исследовательской деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 103-109.

21. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 209-211.

22. Семенова Н. А. К проблеме выбора темы при организации исследовательской работы с дошкольниками и младшими школьниками // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 118-122. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-118-122.

23. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 63-69.

24. Миронова А. М. Исследовательская деятельность как способ развития интеллектуально одаренных школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 28-32.

25. Румбешта Е. А., Червонный М. А., Чиж Л. А. Организация образования одаренных в области физики и математики детей в профильном общеобразовательном учебном учреждении - лицее // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 212-216.

26. Семенова Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115-118.

27. Шматько С. В. Детские научные конференции: история, современность, перспективы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 145-151.

28. Бычкова А. С., Куровский В. Н., Румбешта Е. А. Обучение студентов организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 182-186.

29. Рыбалёва И. А. Управление подготовкой педагогов к исследовательской деятельности в инновационном образовательном учреждении: на примере МОУ № 45 г. Комсомольска-на-Амуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 42-45.

Семенова Наталия Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: natalsem@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 23.11.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-191-197

EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITIES: REVIEW OF PUBLICATIONS IN SCIENTIFIC JOURNALS

N. A. Semenova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article reveals an urgent topic for modern education: the organization of children's research work. The author has analyzed the articles in the scientific regional journals "TSPU Bulletin" and "Scientific Pedagogical Review" (Tomsk). The analysis made it possible to identify the main trends in the study of educational research activities: 1. organization of research activities in the study of various academic disciplines (physics, mathematics, literature); 2. formation of research competencies of schoolchildren, including in the context of profile education; 3. features of the organization of research activities with children of preschool and primary school age. In addition to these directions, there are other aspects of the topic. This is the experience of holding children's scientific conferences and competitions, the application of educational research in the development of gifted children. The review of the contents of the articles allows us to draw a number of conclusions about the state of this scientific and pedagogical problem. The author showed that there is a deficit of articles on scientific directions in this field. For example, the review of articles did not reveal the existence of publications about the possibilities of applying the study in the teaching methods of certain disciplines (history, social science, technology, chemistry). These deficits open up opportunities for new pedagogical research.

Key words: educational research activity, research activity in the study of various disciplines, research competence of schoolchildren, study features in preschool and junior school age.

References

1. Rumbeshta E. A., Midukov V. Z., Gel'fman E. G. Uchebnoye issledovaniye v obuchenii fizike kak sochetaniye fundamental'nosti i innovatsiy v obrazovanii [School research in physics education as combination of fundamentals and innovation at the education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 10 (73), pp. 99-103 (in Russian).

2. Rumbeshta E. A., Midukov V. Z. Formirovaniye proyektno-issledovatel'skoy kompetentsii uchashchikhsya pri obuchenii fizike i otsenka yeyo sformirovannosti [Formation of project-research competence of students in the process of physics teaching and evaluation of its formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 10 (73), pp. 103-109 (in Russian).

3. Rumbeshta E. A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchikhsya v protsesse izucheniya fiziki: analiz praktiki i perspektivy [Research activity of schoolchildren in learning physics: analysis of practice and perspectives]. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 5 (133), pp. 206-211 (in Russian).

4. Zelichenko V. M., Danilov D. O., Chervonnyy M. A. Issledovatel'skiy metod v formirovanii kriticheskogo i sistemnogo myshleni-ya na urokakh fiziki [Research method in the forming critical and system thought during physics lessons]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 6 (69), pp. 119-122 (in Russian).

5. Chervonnyy M. A. Osobennosti prepodavaniya fizicheskogo eksperimenta pri obuchenii fizike v malokomplektnoy shkole [Peculiarities of training physical experiment when teaching physics at ungraded school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp. 132-136 (in Russian).

6. Veleten' O. S. Razvitiye proyektnykh i issledovatel'skikh umeniy shestiklassnikov na uroke matematiki v protsesse uchastiya v proyekte "Sozdaniye obuchayushchego plakata po teme "Priznaki delimosti" [Development of design and research abilities of sixth-graders at the mathematics lesson in the course of participation in the project "Creation of the training table on the subject "Divisibility signs"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 137-142 (in Russian).

7. Zharikova N. V., Dolgin V. N. Sposoby povysheniya poznavatel'noy aktivnosti shkol'nikov pri ispol'zovanii problemnogo obu-cheniya [Use of problem- oriented methods of teaching to increase cognitive activity of schoolchildren at the biology lesson]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2008, vol. 2 (76), pp. 23-26 (in Russian).

8. Karayeva S. A., Fetaliyeva L. P., Starodubtseva T. V. Proyektnaya deyatel'nost' na urokakh literaturnogo chteniya po teme "Basni I. A. Krylova" v nachal'noy shkole [Design activity at lessons of literary reading on the subject "I. A. Krylov's Fables" at elementary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 8 (161), pp. 43-47 (in Russian).

9. Kazarina L. A. Realizatsiya proyektnoy i issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Realization of project and research activities of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 6 (108), pp. 21-23 (in Russian).

10. Razenkova T. P. Ispol'zovaniye issledovatel'skikh metodov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [The application of research methods at the foreign language teaching ]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2015, vol. 11 (164), pp. 47-51 (in Russian).

11. Rumbeshta E. A., Midukov V. Z. Formirovaniye proyektno-issledovatel'skoy kompetentsii uchashchikhsya pri obuchenii fizike i otsenka yeyo sformirovannosti [Formation of project-research competence of students in the process of physics teaching and evaluation of its formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 10 (73), pp. 103-109 (in Russian).

12. Rumbeshta E. A., Pishchulova A. S. Formirovaniye informatsionnoy, kommunikativnoy issledovatel'skoy kompetentsiy [Formation of information, communicative exploratory competency in educating schoolchildren to exploratory activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no. 7 (85), pp. 15-19 (in Russian).

13. Kazarina L. A. Pokazateli sformirovannosti issledovatel'skoy kompetentsi yuchashchikhsya profil'nykh klassov [Formed research competence Indicators of profile classe learners]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 7 (135), pp. 196-201 (in Russian).

14. Kazarina L. A. Pedagogicheskaya model' formirovaniya issledovatel'skoy kompetentnosti uchashchikhsya profil'nykh gumani-tarnykh klassov obshcheobrazovatel'noy shkoly [Pedagogical model for developing research competence in pupils of profile humanity classes of secondary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5 (146), pp. 191-197 (in Russian).

15. Kazarina L. A. Otsenka sostoyaniya issledovatel'skikh kompetentsiy u uchashchikhsya profil'nykh gumanitarnykh klassov obshcheobrazovatel'noy shkoly [Evaluation of the state of research competencies of the pupils of profile humanity classes of secondary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 6 (147), pp. 144-148 (in Russian).

16. Kobyakova V. N., Kurovskiy V. N. Issledovatel'skaya kompetentsiya obuchayushchikhsya kak component sovremennogo soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya [Schoolchildren's research competence as a component of the modern content of general secondary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 8 (185), pp. 91-99 (in Russian).

17. Pozdeeva S. I., Rumbeshta E. A. Preyemstvennost' nachal'noy i osnovnoy shkoly v formirovanii universal'nykh uchebnykh deystviy (na primere shkoly sovmestnoy deyatel'nosti) [Succession of primary and basic school in the formation of universal educational activities (based on the experience of the of joint activity school)]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -Pedagogical Review, 2017, vol. 3 (17), pp. 32-39 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-32-39.

18. Smirnova P. V. Formy proyavleniya issledovatel'skogo povedeniya v rannem vozraste [Formation of exploratory behavior in early childhood]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, vol. 3 (17), pp. 84-92 (in Russian). DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-84-92.

19. Semenova N. A. Preyemstvennost' v issledovatel'skoy deyatel'nosti detey na raznykh etapakh obucheniya [Continuity in the children's research on different stages of learning]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2016, vol. 5 (170), pp. 23-27 (in Russian).

20. Pogodayeva M. V. Stanovleniye kul'tury bezopasnosti doshkol'nika v protsesse organizovannoy igrovoy i poznavatel'no-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Formation of safety culture of the preschool child in the process of organized game and cognitive research activity]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 3 (13), pp.103-109 (in Russian).

21. Semenova N. A. Voprosy organizatsii proyektnoy deyatel'nosti v nachal'noy shkole [The questions of the organization of the project activity in primary school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 209-211 (in Russian).

22. Semenova N. A. K probleme vybora temy pri organizatsii issledovatel'skoy raboty s doshkol'nikami i mladshimi shkol'nikami [Selecting a topic in the organization of research work with preschool and junior schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 12 (189), pp. 118-122 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-118-122.

23. Kuznetsova T. V. Proyektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak odin iz sposobov formirovaniya universal'nykh uchebnykh deystviy mladshikh shkol'nikov [Using project and research work with pupils as one of the ways for formation of universal educational activities]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 63-69 (in Russian).

24. Mironova A. M. Issledzhovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob razvitiya intellektual'no odarennykh shkol'nikov [Research activities for intellectually gifted students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 12 (177), pp. 28-32 (in Russian).

25. Rumbeshta E. A., Chervonnyy M. A., Chizh L. A. Organizatsiya obrazovaniya odarennykh v oblasti fiziki i matematiki detey v profil'nom obshcheobrazovatel'nom uchebnom uchrezhdenii - litseye [Organization of education for gifted students in mathematics and physics in the profile school - lyceum]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 212-216 (in Russian).

26. Semenova N. A. Analiz problem organizatsii issledovatel'skoy deyatel'nosti detey (na primere konkursa detskikh issledovatel'skikh rabot "Tvori, issleduy, probuy!") [Analysis of problems of organization of children's research competition (data of children's research work competition "Create, research, test"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp. 115-118 (in Russian).

27. Shmat'ko S. V. Detskiye nauchnyye konferentsii: istoriya, sovremennost', perspektivy [Children's scientific conferences: history, present, prospects]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 1 (11), pp. 145-151 (in Russian).

28. Bichkova A. S., Kurovskiy V. N., Rumbeshta E. A. Obucheniye studentov organizatsii issledovatel'skoy deyatel'nosti uchash-chikhsya na urokakh fiziki [Training students to organization of schoolchildren's research activity at physics lessons]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 11 (152), pp.182-186 (in Russian).

29. Rybaleva I. A. Upravleniye podgotovkoy pedagogov k issledovatel'skoy deyatel'nosti v innovatsionnom obrazovatel'nom uchrezhdenii: na primere MOU no. 45 g. Komsomol'ska-na-Amure [Management training of teachers to research activities in innovative educational institutions: the case of the municipal gymnasium No. 45 in Komsomolsk-on-Amur]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 42-45 (in Russian).

Semenova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: natalsem@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.