- целевой - представляет системное планирование целей деятельности для достижения эффективности процесса обучения;
- содержательный - раскрывающий систему знаний, умений и навыков, усваиваемых будущим учителем;
- технологический - раскрывающий овладение системой методов, приёмов и их применением в их профессиональной деятельности;
- эмоциональный - представляет сформированность эмоционально-ценностного отношения к процессу профессиональной деятельности;
- результативный - оценивает решения профессиональных задач в работе с детьми, а также итоги собственной деятельности;
- рефлексивный - представляет развитие профессиональной перцепции, решение рефлексивно-информационных задач, расширение коммуникативно-рефлексивного пространства.
Таким образом, подготовка бакалавра к профессиональной деятельности осуществляется в условиях вузовского обучения на основе современных стандартов образования и обоснована социальным заказом и интересами личности.
Список литературы
1. Вершловский С.Г. Проблема использования форм и видов постдипломного образования в самореализации учителей [Текст] // Последипломное образование: проблемы развития личности: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: СПбГАППО., 2009. - С. 24-26.
2. Климов Е.В. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
Г. Г. Недюрмагомедов, Н. М. Абдулаева
Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки у учащихся начальной школы
Искусство, будучи социальным явлением, имеет в современной дагестанской школе специфичные функции, поэтому цели художественно-музыкального образования следующие: формирование общей и музыкальной культуры школьников, их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям музыкально-художественной культуры.
Музыка в дагестанской школе - одна из дисциплин, опирающаяся на многолетние общемировые, российские и региональные тра-
диции, обеспечивает освоение искусства как духовно-нравственного эталона образа жизни человека, формирование музыкальной культуры личности, развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.), расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы учащихся, формирование их способности оценивать и выстраивать эстетические отношения к себе, другим и миру в целом.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) перед образовательными учреждениями стоит задача по формированию универсальных учебных действий (УУД) (близкое по значению понятие «общеучебные умения») - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и знаково-символических, которые позволяют сформировать у учащихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового для них социального опыта. Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы) обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, навыков, включая организацию этого процесса.
В связи с резким снижением качества школьного образования в последние годы актуализируется значение УУД. УУД выполняют следующие функции:
• обеспечение учащемуся возможностей самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
На уроках музыки, личностные учебные действия выражаются: в реализации учащимся своего творческого потенциала, готовности отстаивать свои эстетические взгляды; формировании ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований, развитии самосознания, объективной самооценки и жизненного оптимизма. Они обеспечивают:
• осознание, своей принадлежности к мировой, отечественной и национальной музыкальной культуре в процессе обучения и знакомства с их музыкальными традициями;
112
• формирование системы нравственных правил, развитие сопереживания к чувствам других и эмоциональной отзывчивости в процессе изучения произведений музыкальной классики, освоения различных видов музыкальной деятельности;
• формирование мотивации и настойчивости в достижении успехов в процессе музыкальной деятельности.
Познавательные универсальные действия обеспечивают: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений и их доказательство; адекватное восприятие различных интерпретаций музыкальных произведений (и осознание их содержания); выполнение творческих задач; подготовку и свое выступление; реализацию потребности в углублении знаний в области музыкального искусства, а также возможность участвовать в обсуждении, излагать свое мнение, аргументировать и понимать смысл различных точек зрения на музыкальные проблемы; понимать композиционные особенности музыкальной речи и учитывать их в собственной речи в различных ситуациях; приобрести опыт создания и публичного представления музыкального произведения, в том числе и при поддержке коллектива.
Регулятивные учебные действия обеспечивают: эффективную организацию учащимся своей учебной деятельности, при изучении «музыки» (т. е. музыкальных произведений, являющихся «специфически» выраженной мыслью, в которой отражены нравственно-духовные ценности). Они позволяют в соответствии с нормативными учебными целями и задачами реализовывать (планировать, осуществлять и оценивать) собственные учебные действия, в том числе в совместной музыкальной деятельности; прогнозировать содержание музыкального произведения в зависимости от жанра, композиторские решения по их развитию; в процессе приобретения опыта публичного выступления развивать свою волевую саморегуляцию.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают сотрудничество: умение слушать и понимать партнера, адекватно выражать свои мысли, планировать и согласованно выполнять музыкальную деятельность (в том числе и в совместной деятельности); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а также сотрудничество в сборе информации.
Знаково-символические универсальные действия: конкретные способы преобразования учебного материала по «музыке», действия моделирования (отображения учебного материала), выделение основного, формирование обобщенных знаний.
На основе анализа работ, посвященных теории формирования универсальных учебных действий (в том числе и на уроках музыки), можно предложить методическую модель формирования универ-
сальных учебных действий учащихся в процессе изучения «музыки», которая состоит из целевого, мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов:
• целевой компонент включает цели и задачи, направленные на повышение качества развиваемых способностей к выполнению логических операций школьниками, изучающими программный материал по «музыке» (также контроль и прогноз);
• мотивационный - включает применение методических приемов, обеспечивающих возникновение и развитие у учащихся побуждений к изучению «музыки» (потребности и мотивы познавательного интереса как высшей формы мотивации);
• содержательный - представляет собой знания и другие учебно-познавательные ресурсы (отражающие требования ФГОС НОО, учебного плана, программы и т. д.);
• деятельностный - музыкально-познавательная деятельность реализуется путем взаимодействия с педагогом и классом и проявляется в постановке и решении проблемных вопросов, ситуаций, использовании эвристических и объяснительных методов (разные виды деятельности должны управляться и поддерживаться);
• результативный - включает осуществление интерпретации результатов использования модели формирования регулятивных универсальных учебных действий (т. е. это система формируемых
УУД).
Эффективное использование методической модели формирования УУД учащихся в процессе изучения «музыки» может быть успешным, если обеспечиваются необходимые и достаточные условия (педагогические и организационно-педагогические).
К педагогическим условиям относят: установление субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса; использование способа систематизации содержания дисциплины музыка; педагогическую поддержку мотивации учебных достижений учащихся; установление взаимодействия с другими педагогами на основе сотрудничества и взаимоподдержки.
К организационно-педагогическим условиям относят: согласованность действий педагогов начальной школы; подготовленность их к использованию субъектно-ориентированных технологий; включение в образовательный процесс внеурочных форм учебной деятельности, интеграция педагогических средств урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также их дополнительное музыкально-эстетического образование.
Таким образом, овладение учащимися универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно усваивать знания, умения и компетентности по музыке, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е.
114
умение учиться. Достижение этого умения предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД. 1 класс / авт.-сост. Т.М. Лаврентьева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 71 с.
3. Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление начальной школой. - 2013. - № 5. - С. 29-34.
4. Недюрмагомедов Г.Г., Джахбарова З.М. Проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии // Вестн. Дагест. науч. центра РАО. - 2015. - №2. - С. 100-104.
5. Недюрмагомедов Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности // Юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гомельского гос. ун-та им. Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.): материалы: в 4 ч. Ч. 1 / редкол.: О.М. Демиденко (гл. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. - С. 86-89.
6. Пачина А.Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой. - 2013. -№ 5. - С. 15-27.
7. Старостина О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов // Управление качеством образования. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
8. Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 2. -С. 28-32.
Л. А. Николенко
Развитие поликультурных представлений в системе подготовки бакалавра
В современной России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность еще в 90-е годы. В новом государстве складывалась новая ситуация в образовании, которую можно описать следующими характеристиками: усиление этнического компонента в содержании образования, возрастание роли родного языка в обучении, «воскрешение» идей народной педагогики и обостренный интерес к этим идеям, распространение влияния религии на формирование личности.