Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности'

Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3663
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г Г. Недюрмагомедов, Н М. Абдулаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности»

Г. Г. Недюрмагомедов, Н. М. Абдулаева

Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности

Целью обучения в современной школе при деятельностном подходе является не столько эффективная учебная деятельность, сколько повышение уровня развития школьников в процессе этой деятельности.

На рубеже XXI в. на смену парадигме «знания - умения - навыки» приходит признание ценностью образования становление и развитие личности ученика в ее индивидуальности и уникальности.

Современные тенденции в педагогической теории отдают приоритет деятельности как системообразующему фактору в обучении, однако необходимо отметить, что деятельностный и знаниевый подходы не противоречат, а дополняют друг друга, и это отражено в ФГОС, согласно которому на первый план выходит выделение «фундаментального ядра общего образования», включающего не только совокупность существенных идей современной науки и культуры, но и программу развития универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного процесса [5]. Еще в цивилизациях Древнего Востока установлено, что знания усвоены тогда, когда обучающиеся могут применить полученные знания на практике - в незнакомых ситуациях, поэтому умение применять знания - важное общеучебное умение, которому необходимо обучать.

Специалисты определяют УУД как «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса».

В широком значении понятие «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию путем активного усвоения накопленного и нового социального опыта.

В узком значении это понятие определяется как совокупность способов действия (навыков учебной деятельности), обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимся новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учебные действия называют универсальными потому, что они носят надпредметный или, метапредметный характер и лежат в основе организации любой деятельности школьника независимо от содержания. Под метапредметными (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия, направленные на управление своей познавательной деятельностью.

Функциями универсальных учебных действий являются: создание условий для саморазвития и самореализации личности; регуляция учебной деятельности; обеспечение успешности обучения.

В качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре группы:

- личностные - направлены на формирование и развитие основных субъектных характеристик обучающихся (осознание своих мотивов, потребностей, ценностей, формирование личной ответственности, определение дальнейшей деятельности);

- регулятивные - формируют умение эффективно организовывать свою деятельность (обеспечивают организацию школьниками своей учебной деятельности: целеобразование, планирование собственной деятельности, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование результатов);

- познавательные - позволяют успешно реализовывать процесс учебной деятельности (общеучебные, логические и знаково-символические, т. е. постановка проблемы, выбор способов её решения, обработка информации, обоснование решения, умение контролировать свои действия);

- коммуникативные - развивают способность к позитивному взаимодействию личности с окружающим миром (социальная компетентность, планирование учебного сотрудничества, умение выражать мысли, аргументировать свое предложение) [4].

Универсальность учебных действий проявляется в надпредмет-ном и метапредметном характере; обеспечивает целостность развития школьника (познавательного, личностного, общекультурного), преемственность ступеней образовательного процесса, и лежит в основе организации учебно-познавательной деятельности независимо от ее специально-предметного содержания [2]. Многообразие и характер усвоенных УУД определяет качество усвоенных знаний.

Универсальные учебные действия (УУД) позволяют современным школьникам ориентироваться в различных предметных областях, в построении самой учебной деятельности и, как отмечает О.А. Карабанова: «обеспечивают учащихся возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты» [3].

Для формирования УУД имеет значение учет специфики учебной деятельности, так как она:

- обращена на усвоение программного учебного материала и решение учебных задач;

- помогает освоить общие способы действий и научные понятия соответствующих школьных дисциплин;

- осуществляет становление общих способов действий, что позволяет опережать решение поставленных учебных задач;

- способствует изменениям в самом субъекте, его психических свойств и поведения в зависимости от результатов собственных учебно-познавательных действий [1].

Таким образом, УУД обеспечивают возможность эффективно осуществлять деятельность учения (ставить учебные цели, использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и корректировать учебную деятельность и ее результаты), создают условия развития школьника на основе «умения учиться» и сотрудничать с другими.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировку, преобразование материала, контроль и оценку).

А.В. Усова считает, что процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) включает следующие этапы:

- осознание школьниками значения овладения умением выполнять данное действие (мотивационная основа действия);

- определение цели действия;

- уяснение научных основ действия;

- определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (данные структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);

- определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т. е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков);

- организацию выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;

- обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия;

- организацию упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);

- использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности [6].

Формирование УУД в процессе учебной деятельности школьников определяется следующими положениями:

- формирование УУД как цели образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

- формирование УУД происходит в контексте усвоения базовых школьных дисциплин;

- УУД определяют эффективность образовательного процесса (в частности ЗУНов), основных видов компетенций;

- содержание и виды УУД должны быть положены в основу организации образовательного процесса;

- при определении содержания образования, выбора методов и форм обучения необходимо учитывать цели формирования конкретных видов УУД;

- необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- развитие УУД зависит от содержания учебных дисциплин.

Специалисты считают, что формирование универсальных учебных действий будет эффективным при следующих педагогических условиях:

- если определить совокупность познавательных универсальных учебных действий, формирующихся в процессе обучения учащихся в начальной, средней и старшей школе;

- разработать модель, представляющую целостный процесс и результат формирования познавательных универсальных учебных действий;

- определить совокупность педагогических условий, направленных на эффективную реализацию модели формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе учебной деятельности;

- выявить формы внеурочной деятельности, повышающие эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий (Чопова С.В.).

Список литературы

1. Бурменская Г.В. и др. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психол. журн. - 2011. - №1 (5). - С. 104-110.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№ 2. - С. 11-12.

4. Недюрмагомедов Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности // Юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гомельского гос. ун-та им. Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.): материалы: в 4ч. - Ч.1 / редкол.: Демиденко О.М. (гл. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. - С. 86-89.

5. Недюрмагомедов Г.Г. Основы общей педагогики: учеб. пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГУ; АЛЕФ, 2016. - 106 с.

6. Усова А.В., Беликов В.А. Учись самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.