Г. Г. Недюрмагомедов, Н. М. Абдулаева
Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности
Целью обучения в современной школе при деятельностном подходе является не столько эффективная учебная деятельность, сколько повышение уровня развития школьников в процессе этой деятельности.
На рубеже XXI в. на смену парадигме «знания - умения - навыки» приходит признание ценностью образования становление и развитие личности ученика в ее индивидуальности и уникальности.
Современные тенденции в педагогической теории отдают приоритет деятельности как системообразующему фактору в обучении, однако необходимо отметить, что деятельностный и знаниевый подходы не противоречат, а дополняют друг друга, и это отражено в ФГОС, согласно которому на первый план выходит выделение «фундаментального ядра общего образования», включающего не только совокупность существенных идей современной науки и культуры, но и программу развития универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного процесса [5]. Еще в цивилизациях Древнего Востока установлено, что знания усвоены тогда, когда обучающиеся могут применить полученные знания на практике - в незнакомых ситуациях, поэтому умение применять знания - важное общеучебное умение, которому необходимо обучать.
Специалисты определяют УУД как «совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса».
В широком значении понятие «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию путем активного усвоения накопленного и нового социального опыта.
В узком значении это понятие определяется как совокупность способов действия (навыков учебной деятельности), обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимся новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Учебные действия называют универсальными потому, что они носят надпредметный или, метапредметный характер и лежат в основе организации любой деятельности школьника независимо от содержания. Под метапредметными (т. е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются умственные действия, направленные на управление своей познавательной деятельностью.
Функциями универсальных учебных действий являются: создание условий для саморазвития и самореализации личности; регуляция учебной деятельности; обеспечение успешности обучения.
В качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре группы:
- личностные - направлены на формирование и развитие основных субъектных характеристик обучающихся (осознание своих мотивов, потребностей, ценностей, формирование личной ответственности, определение дальнейшей деятельности);
- регулятивные - формируют умение эффективно организовывать свою деятельность (обеспечивают организацию школьниками своей учебной деятельности: целеобразование, планирование собственной деятельности, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование результатов);
- познавательные - позволяют успешно реализовывать процесс учебной деятельности (общеучебные, логические и знаково-символические, т. е. постановка проблемы, выбор способов её решения, обработка информации, обоснование решения, умение контролировать свои действия);
- коммуникативные - развивают способность к позитивному взаимодействию личности с окружающим миром (социальная компетентность, планирование учебного сотрудничества, умение выражать мысли, аргументировать свое предложение) [4].
Универсальность учебных действий проявляется в надпредмет-ном и метапредметном характере; обеспечивает целостность развития школьника (познавательного, личностного, общекультурного), преемственность ступеней образовательного процесса, и лежит в основе организации учебно-познавательной деятельности независимо от ее специально-предметного содержания [2]. Многообразие и характер усвоенных УУД определяет качество усвоенных знаний.
Универсальные учебные действия (УУД) позволяют современным школьникам ориентироваться в различных предметных областях, в построении самой учебной деятельности и, как отмечает О.А. Карабанова: «обеспечивают учащихся возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты» [3].
Для формирования УУД имеет значение учет специфики учебной деятельности, так как она:
- обращена на усвоение программного учебного материала и решение учебных задач;
- помогает освоить общие способы действий и научные понятия соответствующих школьных дисциплин;
- осуществляет становление общих способов действий, что позволяет опережать решение поставленных учебных задач;
- способствует изменениям в самом субъекте, его психических свойств и поведения в зависимости от результатов собственных учебно-познавательных действий [1].
Таким образом, УУД обеспечивают возможность эффективно осуществлять деятельность учения (ставить учебные цели, использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и корректировать учебную деятельность и ее результаты), создают условия развития школьника на основе «умения учиться» и сотрудничать с другими.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировку, преобразование материала, контроль и оценку).
А.В. Усова считает, что процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) включает следующие этапы:
- осознание школьниками значения овладения умением выполнять данное действие (мотивационная основа действия);
- определение цели действия;
- уяснение научных основ действия;
- определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (данные структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);
- определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т. е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков);
- организацию выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;
- обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия;
- организацию упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);
- использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности [6].
Формирование УУД в процессе учебной деятельности школьников определяется следующими положениями:
- формирование УУД как цели образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
- формирование УУД происходит в контексте усвоения базовых школьных дисциплин;
- УУД определяют эффективность образовательного процесса (в частности ЗУНов), основных видов компетенций;
- содержание и виды УУД должны быть положены в основу организации образовательного процесса;
- при определении содержания образования, выбора методов и форм обучения необходимо учитывать цели формирования конкретных видов УУД;
- необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- развитие УУД зависит от содержания учебных дисциплин.
Специалисты считают, что формирование универсальных учебных действий будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- если определить совокупность познавательных универсальных учебных действий, формирующихся в процессе обучения учащихся в начальной, средней и старшей школе;
- разработать модель, представляющую целостный процесс и результат формирования познавательных универсальных учебных действий;
- определить совокупность педагогических условий, направленных на эффективную реализацию модели формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе учебной деятельности;
- выявить формы внеурочной деятельности, повышающие эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий (Чопова С.В.).
Список литературы
1. Бурменская Г.В. и др. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психол. журн. - 2011. - №1 (5). - С. 104-110.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№ 2. - С. 11-12.
4. Недюрмагомедов Г.Г. Формирование универсальных учебных действий школьников в процессе учебной деятельности // Юбилейная науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Гомельского гос. ун-та им. Франциска Скорины (Гомель, 17 июня 2015 г.): материалы: в 4ч. - Ч.1 / редкол.: Демиденко О.М. (гл. ред.) [и др.]. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. - С. 86-89.
5. Недюрмагомедов Г.Г. Основы общей педагогики: учеб. пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГУ; АЛЕФ, 2016. - 106 с.
6. Усова А.В., Беликов В.А. Учись самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.