ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
DEVELOPING ENGENIERING STUDENTS' TEAMWORK SKILLS IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSROOM
Т.Н. Ямских, Н.Н. Слепченко T.N. Yamskikh, N.N. Slepchenko
Команда, командная работа, умения командной работы, компетентностный подход, методика обучения, иностранный язык.
Работа посвящена поиску путей организации обучения иностранному языку студентов инженерных специальностей при реализации компетентностно-го подхода. Изучен отечественный и зарубежный опыт по организации коллективных форм взаимодействия студентов в процессе обучения, определены отличия форм группового и командного взаимодействия, составлена номенклатура умений командной работы, разработана методика формирования умений командной работы, данная разработка внедрена в практику преподавания дисциплины «Иностранный язык».
Научно-технический прогресс, стремительное обновление знаний и движение информационных потоков предъявляют все более и более жесткие требования к подготовке высококвалифицированных специалистов. В соответствии с компетентностным подходом в системе высшего профессионального образования обучение отдельным учебным предметам направлено на формирование набора навыков, без которых осуществление профессиональной деятельности невозможно. Практически во всех образовательных программах для различных направлений подготовки важнейшей компетенцией специалиста признается способность работы в команде, которая в современном мире повсеместно считается единственным стабильным источником, обеспечивающим конкурентное преимущество организации [Senge, 2006].
Если для нас практика компетентностного подхода является относительно новой, то амери-
Team, teamwork, teamwork skills, competency-based approach, teaching methods, foreign language.
The paper is dedicated to searching the ways of organizing the process of teaching a foreign language to engineering students while implementing a competency-based approach. The authors studied the domestic and foreign experiences in organizing collective forms of interaction between students in the learning process, defined the differences between the forms of group and team interaction, elaborated the nomenclature of teamwork skills and the technique to develop teamwork skills, which is put into practice of teaching the discipline «Foreign Language».
канские и европейские учебные заведения с богатым опытом реализации уровневого образования имеют множество теоретических и практических наработок, которые нашли отражение в различных трудах и могли бы быть полезны для использования в условиях российских вузов. Технологии командного обучения (TBL - Team-based learning) стали широко внедряться в системе высшего образования с восьмидесятых годов прошлого века и не только не утратили популярности, но и приобрели большое количество последователей по всему миру, которые активно продолжают разрабатывать и внедрять методики командного обучения различным дисциплинам. Американские исследователи установили, что учебные программы колледжей, опирающиеся на командное взаимодействие участников учебного процесса и использующие междисциплинарный подход, гарантируют высокое качество образования, поскольку лучше всего
<С
d га
0
ь
X
1 га m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h О Й
EÎ
ш tS
О PL
га
§
о §
х
%
«
о га :г s
ь
L
<с n га с
« S
д
H
и
W
м
люди приобретают новые знания и умения посредством взаимодействия друг с другом, диалога, практики и рефлексии [Michaelsen, 1992; Roebuck, 1998; Hrynchak, Batty, 2012].
Целью данной работы является поиск путей организации обучения иностранному языку студентов инженерных специальностей при реализации компетентностного подхода. В задачи исследования входили изучение зарубежного и отечественного опыта по организации коллективных форм взаимодействия студентов в процессе обучения, выявление особенностей учебной командной работы, разработка методики формирования умений командной работы, внедрение данной разработки в практику преподавания дисциплины «Иностранный язык».
В отечественной практике широко применяются различные формы взаимодействия участников учебного процесса, одной из которых является групповая работа, когда для выполнения ряда учебных заданий требуется наличие нескольких обучаемых. Подходы к использованию малых групп в профессиональном обучении подробно рассматривались в работах таких исследователей, как В.Н. Антонова, А.А. Вербицкий, О.П. Еруков, В.Я. Кикоть и др. Вместе с тем вопросы обучения в команде и формирования умений командной работы не получили пока должного освещения и теоретического обоснования.
Для начала необходимо определить, что по сути представляет собой учебная командная работа и не является ли введение нового термина простым следованием общей моде? Остановимся на основных отличиях между командной и групповой формами взаимодействия участников учебного процесса.
В системе разных научных дисциплин и подходов понятие «группа» трактуется по-разному. В социальной психологии группы принято делить на условные и реальные. Что касается учебной группы, то ее можно отнести к реальной группе, поскольку - это такое объединение людей, в котором имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков и в котором люди определенным образом осозна-
ют свою принадлежность к группе (хотя мера и степень осознания могут быть различными [Андреева, 1999, с.137].
Согласно этому же автору, команда - это вид формальной реальной группы.
В настоящее время командам, командо-образованию и командной работе уделяется большое внимание в менеджменте, прежде всего в управлении персоналом. С точки зрения менеджмента команда - это эффективно действующая группа взаимозависимых единомышленников с дополняющими друг друга навыками, объединённых общей целью, ценностями, ответственностью [Поляков, 2009].
Данное определение можно вполне отнести и к учебной команде.
Принято считать, что основными критериями, отличающими группу от команды, являются количество участников, наличие лидера и разделение ролей, взаимозависимость членов друг от друга, наличие интересов, общность целей, приоритетность, мотивация деятельности, наличие конкуренции, способы взаимодействия и обмена информацией, доверие друг к другу.
Если рассматривать по приведенным критериям группу и команду, то количество членов группы неограниченно и может быть различным, в ней не всегда присутствует лидер и определены роли (полномочия), члены группы почти не зависят друг от друга или не зависят совсем, преследуют преимущественно личные интересы и цели, ставят себя на первое место, основными мотивами, побуждающими их к деятельности, выступают внешние мотивы (цели, исходящие из ситуации), между членами группы существует конкуренция, они могут обмениваться информацией друг с другом или нет, мало доверяют друг другу и всей группе в целом.
В состав команды обычно входят от шести до двадцати человек, в зависимости от решаемой ею задачи, у нее есть руководитель (лидер) и каждый член команды имеет свою долю обязанностей, т.е. выполняет определенную ему роль, члены команды тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, степень участия каждого определяет успех общего дела, члены команды
ставят превыше всего свой коллектив, разделяют общие цели, ими движут внутренние мотивы (потребности, интересы), конкуренция команды направлена вовне, члены команды открыто общаются и обмениваются информацией, проявляют высокое доверие друг к другу.
Если говорить об учебной команде, то количество ее членов обычно составляет 3-6 обучаемых, что обусловлено сложностями осуществления контроля со стороны преподавателя, кроме того, с ростом количества членов учебной команды и, как правило, при сравнительно небольшом объеме задания увеличивается вероятность появления малоэффективных участников.
В условиях сильнейшей конкуренции использование командной работы, пришедшее на смену административно-командной системе, позволяет предприятиям достичь синергии, иными словами, ситуации, когда результат работы в сотрудничестве многократно превосходит результаты независимой работы каждого участника. Кроме этого, командная работа - надежный путь адаптации к новым условиям, а сотрудники, использующие навыки командной работы в разных командах, быстрее достигают поставленных перед собой целей. Работая в команде, ее члены имеют возможность получать удовольствие от работы, поскольку она становится условием пребывания в коллективе друзей и единомышленников.
Чтобы быть членом команды, недостаточно просто желать этого, необходимо обладать умениями командной работы, представляющими собой сложный комплекс коммуникативных и социальных умений, позволяющих устанавливать взаимоотношения с коллегами таким образом, чтобы совместными усилиями эффективно выполнять поставленные задачи. Умения работать в команде входят в перечень над-предметных (метапредметных) компетенций, и в силу их фундаментальной значимости образовательные программы подготовки специалистов всех областей знаний должны уделять им первостепенное внимание [Валюх, Кольга, Меркулов, 2015, с. 91].
К умениям командной работы следует отнести:
- умение общаться, налаживать контакты и вести конструктивный диалог с любым членом команды: слушать, слышать, задавать вопросы, аргументированно убеждать, корректно, но принципиально критиковать и принимать критику без обид, обеспечивать обратную связь, уважительно относиться к другим, быть способным делиться информацией и опытом;
- поддерживать других членов команды, в т.ч. эмоционально, предлагать и принимать помощь;
- умение признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения;
- быстро адаптироваться, доверяя остальным участникам команды и полагаясь на их надежность;
- соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению задачи в отведенное время (данное умение является также одним из универсальных общеучебных умений);
- соблюдать договорённости: выполнять принятое командой решение, даже если оно расходится с личным мнением;
- обладать лидерскими способностями и делегировать полномочия, уметь не только руководить, но и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;
- управлять эмоциями и амбициями (сдерживать личные амбиции, управлять эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий / антипатий, отказаться от интриг и деструктивных действий, поставить общий результат выше личного) [Поляков, 2009].
На современных предприятиях большинство работодателей осознают важность этих качеств, понимают, что необходимо создавать специальные условия для их формирования в процессе активного социально-психологического обучения. Организуются специальные тренинги личностного роста с привлечением специалистов, поскольку очевидно, что сами по себе эти умения и навыки не возникнут. Следует отметить, что целесообразнее осуществлять такие
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
тренинги в новых, неустойчивых группах, к которым нельзя отнести ни учебную, ни рабочую группу, поскольку в естественной группе отсутствует тот уровень эмоциональной атмосферы, при котором возможна содержательная работа, так как включаются защитные механизмы личности [Миллер, Черепанова, 2006, с.128].
В настоящее время в образовательные программы вузов активно включаются дисциплины, предполагающие командную работу студентов. Так, учебным планом для второго курса направления подготовки бакалавриата Программная инженерия института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета предусмотрена новая экспериментальная дисциплина «Командный курсовой проект». В рамках командного 1Т-проекта группе студентов из 3-4 человек надлежит разработать программное обеспечение, причем в обосновании проекта на этапе формирования технического задания они указывают потенциальных потребителей - целевую аудиторию. С этими проектами многие студенты участвуют в конкурсах «УМНИК» и «SOFT-парад», где одним из требований является выход целевой аудитории за пределы города Красноярска и России, а для этого необходимо, чтобы техническая документация, программный интерфейс, раздел «Справка / О продукте» и т.д. оформлялись на английском языке и студенты могли грамотно презентовать свой проект (продукт) заказчику. Следовательно, остро ощущается необходимость привлечения к решению поставленных задач смежных предметов учебного плана, а именно дисциплины «Иностранный язык». Стоит отметить, что при таком подходе к организации учебного процесса можно с уверенностью говорить именно об учебной команде, а не о группе, поскольку ей присущи рассмотренные выше основные качества данного объединения.
Уже на начальном этапе реализации дисциплины «Командный курсовой проект» возникла проблема неготовности некоторых студентов к командной работе, которая проявлялась в отсутствии необходимых навыков и умений, излишней самоуверенности, неспособности выпол-
нять ролевую нагрузку (организатор, исполнитель, посредник), умений распределять обязанности и брать на себя ответственность, преподносить себя и результаты своего труда. Некоторые студенты вообще отказывались от группового взаимодействия, настаивая на индивидуальном выполнении задания.
С осознанием необходимости формирования умений командной работы у студентов было принято решение внести некоторые коррективы в учебную программу дисциплины «Иностранный язык», и в рамках раздела, посвященного изучению деловой сферы общения, был выделен модуль под названием «Командная работа». Введением в модуль служит размещенный в сети англоязычный тест, позволяющий определить наличие умений командной работы. Пройдя тест, студенты обсуждают и комментируют его результаты, сравнивают и анализируют их. В процессе изучения модуля студенты знакомятся с аутентичными текстами по теме, получают информацию о командной работе, ее целях, принципах, командных ролях, преимуществах данного способа организации деятельности, узнают о передовом опыте на конкретных, значимых для них примерах решения производственных задач. Учебные задания разных типов опираются на аудио- и видеоматериалы, размещенные в сети Интернет. Предусмотрены активные формы взаимодействия, моделирующие ситуации для решения задач в составе команд.
Конечно, введение данной темы не претендует на то, что после изучения модуля все обучаемые будут обладать умениями командной работы в мере, достаточной для того, чтобы их можно было считать компетенцией. Формирование компетенции - процесс длительный и сложный, и это всего лишь шаг к достижению необходимого результата.
Основной целью обучения дисциплине «Иностранный язык» остается формирование коммуникативной компетенции обучаемых. Но помимо образовательной цели, у предмета есть еще и воспитательная функция, немаловажная роль в реализации которой отводится отбору учебных материалов. Содержание учебного ма-
териала и его методическая организация позволяют найти способы формирования необходимых современному специалисту компетенций и во многом определяют эффективность достижения целей обучения.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. шк. М.: Аспект-Пресс, 1999. 375 с.
2. Валюх Е.П., Кольга В.В., Меркулов А.Б. Выявление степени сформированности надпред-метных компетенций студентов в ходе мониторинга внеучебной деятельности // Вестник КГПУ. 2015. № 1. С. 90-94.
3. Коваленко А.В. Создание эффективной команды: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2009. 81 с. URL: http:// window.edu.ru/resource/120/75120/files/ posobie2.pdf
4. Лагерев Д.Г. Особенности обучения принципам и навыкам командной разработки программного обеспечения студентов направления Программная инженерия. URL: http:// msk.ito.edu.ru/2014/section/234/94794/ index.html
5. Миллер О.М., Черепанова Е.В. Социально-психологические эффекты, возникающие в группах устойчивого состава в тренинге личностного роста // Вестник КГПУ. 2006. № 1. С. 120-129.
6. Поляков А. Командообразование (teambuilding) и навыки командной работы: выступление на бизнес-форуме «Инновации в образовании: Practical skills - your way to success» МГИМО, 2009. URL: http:// www.eventcons.ru/images/o-companie/statii/ komandoobrazovanie/Komandoobrazovanie_ MGIMO.pdf
7. Hrynchak P.1, Batty H. The educational theory basis of team-based learning // Med Teach. 2012. № 34(10). P. 796-801.
8. Lewin K. Frontiers of Group Dynamics: Concept, method and reality in social science, social equilibria, and social change. Human Relations. 1947. URL: http://hum.sagepub.com/ content/1/1/5.full.pdf+html
9. Lasserre P. Adaptation of Team-Based Learning on a First Term Programming Class, ITiCSE»09. Paris, France, 2009. July 6-9.
10. Michaelsen L.K. Team Learning: A Comprehensive Approach for Harnessing the Power of Small Groups in Higher Education. To Improve the Academy. 1992. P. 249. URL: http://digital-commons.unl.edu/podimproveacad/249
11. Roebuck D.B. Using Team Learning in Business and Organizational Communication Classes Business Communication Quarterly. 1998. September. Vol. 61, 3. P. 35-49.
12. Senge P.M. The Fifth Discipline: The Art & Practice of The Learning Organization Paperback -Deckle Edge. 2006. March 21. 445 p.
<C £
ti pq
0
b X
1 w m EU
CL
<
О ^
О о ^ h о й
3
ш Е-
S
О
Рч
W
§
о §
X
%
«
о W :г s
ь
L
<с п
W
с
«
S Д
H
и
W M