А.Д. Николаева, доктор пед. наук, профессор, А.Д. Малышева, аспирант, кафедра педагогики,
Северо-восточный федеральный университет, г. Якутск, Россия, [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
На современном этапе перед высшей школой стоят задачи, направленные как на изменение содержания образования в целом, так и на изменение форм и методов обучения. Эти изменения обусловлены переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной, которая диктует необходимость подготовки выпускников, обладающих не только знаниями, умениями и навыками, но и различными общекультурными и профессиональными компетенциями. Новые образовательные стандарты определяют совокупность требований к выпускникам вузов, одним из которых является наличие компетенции «работать в команде». В данной статье рассматривается вопрос формирования компетенции «работать в команде» студентов вузов на примере изучения иностранных языков. В работе изложены теоретические аспекты проблемы, представлены анализ некоторых технологий, предлагаемых для формирования данной компетенции у студентов, и основные результаты исследования. В качестве примера приведены активные методы обучения, с помощью которых возможно успешное формирование компетенции «работать в команде». В статье определяется структура компетенции «работать в команде», приведен анализ данных, полученных с помощью методов анкетирования и опроса студентов, о проблемах при формировании компетенции «работать в команде». Обозначены результаты исследования, согласно которым успешность формирования компетенции «работать в команде» зависит от специально организованных педагогических условий и создания развивающей среды с использованием коммуникативных технологий дисциплины «Иностранный язык». Ключевые слова: компетенция, команда, работа в команде, иностранный язык, междисциплинарная интеграция, сотрудничество, коммуникация, коммуникативные технологии, активные методы обучения.
В связи с необходимостью соответствия международным стандартам образования и актуальным запросам современного общества на современном этапе российская высшая школа переживает переход на новые стандарты обучения. Изменение образовательной парадигмы со знаниевой на ком-петентностную, а также новые требования к результатам обучения диктуют современным вузам необходимость формирования у выпускников не только профессиональных знаний, но и целого ряда компетенций. Согласно общепризнанному определению,
компетенция - это сложное многоаспектное образование, включающее в себя комплекс умений, знаний, навыков и профессионально значимых личных качеств, необходимых для личностного развития и успешной профессиональной деятельности1.
Таким образом, результатом подготовки в вузе должен являться не просто специалист, обладающий профессиональными знаниями, а разносторонне развитая, профессионально-компетентная личность, умеющая не только применять полученные знания на практике, но и анализировать ситуа-
Результатом подготовки в вузе должен являться не просто специалист, обладающий профессиональными знаниями, а разносторонне развитая, профессионально-компетентная личность, умеющая анализировать ситуацию, способная адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, умеющая работать в команде, руководить коллективом и др.
цию, имеющая гибкое мышление, способная обучения являются ключевыми при форми-адаптироваться к постоянно меняющимся ровании компетенции «работать в команде». условиям жизни, вести исследовательскую По мнению Е.В. Болгариной, они способству-и предпринимательскую деятельность, уме- ют развитию таких навыков, как умение вы-ющая работать в команде, руководить коллективом и др.
Цель данного исследования заключается в изучении потенциала дисциплины «Иностранный язык» в формировании компетенции «работать в команде» у студентов вуза, а также в выявлении наиболее эффективных педагогических технологий, применяемых в рамках дан- = ной дисциплины.
Материал статьи получен в ходе анализа особенностей формирования компетенции «работать в команде» студентов на занятиях по иностранному языку. Использованы методы наблюдения, интервью, анкетирования, теоретический и эмпирический анализ.
Проведенный авторами анализ литературы показал, что данная проблема изучалась многими исследователями (В.И. Бай-денко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, H.H. Нечаев, Е.Я. Орехова, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской и др.), однако на сегодняшний день нет единой позиции по определению содержания, критериев и оценке компетенции «работать в команде». Некоторыми авторами подтверждается успешность применения активных методов обучения для формирования командной компетенции студентов. К примеру, Н.М. Сем-чук выделяет такие ме- —
тоды, как «мозговая атака», метод обучения в командных достижениях, метод учебного турнира
сказывать свое мнение, сотрудничество, взаимопомощь, умение нести взаимную ответственность, умения ставить общие интересы выше личных, высказывать и выслушивать конструктивную критику, умения разрешать конфликты и выступать публично.3 В связи с чем мы взяли за основу данные технологии при проведении = опытно-экспериментальной части нашего исследования. Авторами были изучены (с точки зрения ценности для формирования компетенции «работать в команде») и применены на практических занятиях по иностранному языку такие методы, как мозговой штурм, дискуссия, деловая игра, ролевая игра, метод проектов.
Компетенция «работать в команде» наряду с иноязычной компетенцией входит в блок общекультурных компетенций выпускника вуза.
Согласно И.А. Зимней и А.Э. Федорову, компетенции межличностного взаимодействия (к которым относится и командная компетенция) являются ключевыми компетенциями выпускника.4 М.Н. Рыскулова относит компетенцию «работать в команде» к корпоративным компетенциям и определяет ее как «стремление сотрудничать с другими, быть
частью команды,
и др.2 Характерными особенностями названных методов являются
Главной целью как иноязычной компетенции, так и компетенции «работать в команде» выступает межличностное и межкультурное взаимодействие.
... уметь координировать свою работу с работой других членов команды, готовность принять на себя личную ответственность за результаты команды.».5 Основными результатами владения иноязычной компе-
коммуникативная направленность и наце- тенцией и компетенцией «работать в коман-
ленность на эффективное развитие навыков де» являются владение устной и письменной
сотрудничества в коллективе. Мы также при- речью, способность толерантно восприни-
держиваемся мнения, что активные методы мать чужие взгляды, готовность к сотрудни-
честву с коллегами, руководить коллективом в процессе профессиональной деятельности и т.п., таким образом, главной целью как иноязычной компетенции, так и компетенции «работать в команде» выступает межличностное и межкультурное взаимодействие. Ввиду того, что основные задачи указанных компетенций совпадают, мы предполагаем, что на занятиях по иностранному языку вполне возможно успешно формировать компетенцию «работать в команде». Для формирования любой компетенции необходимо определить, какие элементы она включает в себя (структуру) и каким образом возможно оценить ее сформированность (результат).
Проанализировав особенности формирования исследуемой компетенции, мы определили ее компоненты (табл. 1).
Рассмотрим подробнее, какие технологии использовались нами в рамках опытно-экспериментальной работы на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык».
На занятиях по иностранному языку традиционно используются и зарекомендовали себя с лучшей стороны такие коммуникативные педагогические технологии, как метод проектов, дискуссии, деловые игры, ролевые игры, кейс-метод, дебаты и т.п. Студентам необходимо выступать с монологом, диалогом, публичным сообщением, презентацией,
докладом, работать в паре и группе. Все это не представляется возможным выполнить без наличия определенных коммуникативных умений и навыков. Е.Г. Шрайбер подчеркивает, что «уникальность возможностей дисциплины состоит в том, что иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Иностранный язык является средством формирования и затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности» 6 Целью изучения любого иностранного языка является не изучение лишь его лексики и грамматики, а изучение языка, с помощью которого возможно осуществлять коммуникацию на бытовом и профессиональном уровне для выполнения различных жизненных и профессиональных задач. Использование при обучении этой дисциплине активных методов обучения и различных практико-ориентиро-ванных педагогических технологий является хорошей тренировкой и способствует развитию аналитического мышления, навыков коммуникации, способности решать проблемы, умения отделять главное от второстепенного и т.д. И. К. Цаликова, Е.А. Юри-нова и С.В. Пахотина приводят следующие преимущества активных методов обучения, в частности заданий ориентированного обучения (Тазк-Ьа8еШеагш^): реальные, а не моделированные ситуации (что значительно
Таблица 1
Структура компетенции «работать в команде»
Мотивационный компонент Личностный компонент Когнитивный компонент Коммуникативный компонент Деятельностный компонент
Наличие внутренних мотивов для осуществления командной деятельности, устойчивое желание развития личностных навыков, самоутверждения в команде, заинтересованность в командной работе, понимание ее значения для личностного и профессионального роста Наличие таких черт характера, как уравновешенность, открытость, терпимость, самоконтроль, гибкость мышления, стрес-соустойчивость, инициативность, толерантность, работоспособность, самоотверженность, социальная активность Умения ставить цель собственной деятельности, анализировать, обобщать информацию, осознавать свою деятельность и предвидеть ее результат, проводить рефлексию своей деятельности Владение необходимой лексикой на иностранном языке, развитость устной и письменной речи, умения соблюдать этикет общения, гасить конфликты, проникнуться интересами другого человека, общаться в поликультурном обществе, вести переговоры, владение ораторским искусством Умение работать в темпе команды, владение способами совместной деятельности, способность реа-лизовывать свою роль, успешно и в срок выполнять свои функции
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
повышает заинтересованность и мотивацию студентов), вовлеченность всех обучающихся независимо от уровня языковой подготовки, возможность распределения заданий внутри группы, возможность взаимопроверки и оценки учащихся и др.7 Вышеуказанные умения и навыки представляют собой основные элементы успешной командной деятельности, таким образом, использование данных технологий на занятиях по иностранному языку способствует формированию компетенции «работать в команде».
В данном контексте целесообразно говорить о том, что новые цели образования и внедрение компетентностного подхода требуют изменения содержания изучаемых предметов, методов и форм организации образовательного процесса, изменения позиции обучающихся в ходе занятий с пассивной на активную, сопоставления учебных тем с реальной жизнью и поиска путей решения возникающих проблем.
Приведем в качестве примера проект, выполненный студентами 3-го курса (уровень бакалавриата) Института математики и информатики «The development of an electronic device». Целью проекта являлось изучение имеющихся на данный момент новых технологий, прогнозирование их дальнейшего развития и создание нового электронного устройства, аналогов которого на современном рынке нет.
Работу предлагалось построить следующим образом:
1. Провести мозговой штурм для генерации разных идей, выбора направления работы и определения примерного устройства.
2. Выбрать лидера (руководителя проекта).
3. Разделиться на группы для решения следующих задач: сбор информации по новым технологиям в разных источниках; изучение прогнозов специалистов по дальнейшему развитию новых технологий; разработка дизайна и интерфейса устройства;
Новые цели образования и внедрение компетентностного подхода требуют изменения содержания изучаемых предметов, методов и форм организации образовательного процесса, изменения
позиции обучающихся в ходе занятий с пассивной на активную, сопоставления учебных тем с реальной жизнью и поиска путей решения возникающих проблем.
разработка программных характеристик; подготовка презентационного материала для защиты проекта, написание текста выступления на иностранном языке.
4. Выполнить свою часть задания в установленные сроки.
5. Выбрать ответственного за техническое обеспечение.
6. Выбрать спикера (его задача - защита проекта перед преподавателем и однокурсниками и ответы на вопросы аудитории).
Проект должен был реализовываться в три этапа: подготовительный этап, выполнение проекта, презентация готовой работы. Срок выполнения 2 месяца. Мозговой штурм проводился на занятии по иностранному языку, студенты разделились на команды и обсудили на иностранном языке основные вопросы, высказали свои идеи по поводу выбора устройства. Остальная работа предполагалась как полностью самостоятельная. Через месяц был проведен контрольный опрос относительно степени готовности проекта, который показал, что не все роли еще распределены, студенты не поддерживают связь друг с другом, не владеют информацией о готовности той или иной части проекта. Либо руководитель проекта был назначен не по желанию, либо он не имел должного влияния на своих однокурсников. Результаты исследования показали, что студенты не смогли обсудить все детали процесса, договориться и создать эффективную команду единомышленников, в связи с чем имелись нарушения в сроках, некоторые члены команды не выполнили свою работу, что сказалось в итоге на качестве презентации и защиты проекта.
На данном этапе понадобилась корректировка, которая включала в себя помощь преподавателя для назначения руководителя, а также распределение ролей в команде по результатам тестирования для определения наиболее подходящей для каждого командной роли. После каждого этапа нами
проводился контрольный срез для проверки выполнения всех пунктов задания. В конце работы над проектом студентам была предложена анкета (табл. 2).
По результатам анкетирования нами были выявлены основные проблемы в командном взаимодействии студентов. Большинство студентов отметили трудности с выбором руководителя проекта, так как никто не хотел брать на себя ответственность за других членов команды и за работу в целом, другой проблемой было межличностное взаимодействие, несогласие с мнением собеседников, недопонимание друг друга. У некоторых студентов возникли трудности с коммуникацией на иностранном языке. Указанные проблемы можно решить с помощью внедрения педагогических условий для формирования компетенции «работать в команде» на следующих этапах: подготовительный, формирование, обсуждение, установление дружеских отношений (рабочей атмосферы), выполнение задания. Остановимся на них более подробно.
Подготовительный этап. На данном этапе студентам объясняются сущность командной работы, ее цели, задачи и принципы. Дается понятие о командных ролях, критериях оценки за индивидуальный и общий вклад в командную работу.
Формирование. Этап, во время которого участники присматриваются друг к другу, выбирают наиболее подходящий стиль
общения и поведение в группе, выбирают лидера команды.
Обсуждение. Этот этап является самым сложным ввиду того, что в здесь участники команды начинают высказывать свои мысли, идеи и мнения, которые могут кардинально различаться. На данном этапе важно проявить выдержку и уважение к остальным участникам и их мнению. Кроме того, участники испытывают трудности при коммуникации на иностранном языке, что порождает необходимость предварительного заучивания лексики для выражения своего мнения, согласия/несогласия с собеседником, ведения дискуссии. Здесь, как и на первом этапе, большее внимание участники уделяют друг другу и отношениям в команде, нежели работе, поэтому большого прогресса в ней не наблюдается.
Установление дружеских отношений (рабочей атмосферы). На этом этапе участники команды учатся разрешать конфликты, атмосфера становится дружеской и энергия участников направляется на работу над проектом, а не на личные взаимоотношения. Здесь уже появляются реальные результаты и ощутимый прогресс в работе.
Выполнение задания. На данном этапе участники уже знают сильные и слабые стороны друг друга, определяются со своей ролью в команде. Кроме того, они уже достаточно знакомы и доверяют остальным участникам команды, могут открыто выражать свои мысли и идеи, поэтому именно в дан-
Таблица 2
Ответы студентов на вопросы анкеты «Взаимодействие в команде»
Question (Вопрос) Количество ответивших, %
Yes (Да) I don't know (Не знаю) No (Нет)
Did you have regular meetings/Internet chat/e-mail messages? (Проводились ли у вас регулярные собрания/общение через интернет-чат/переписка по электронной почте?) 90 5 5
Have you chosen the team leader? (Выбрали ли вы руководителя проекта?) 30 20 50
Have you decided on roles and functions of each team member? (Распределили ли вы роли и функции каждого члена команды?) 40 20 40
Did you choose the main idea/concept of your presentation? (Выбрали ли вы основную идею/концепцию вашей презентации?) 40 30 30
Did you have good interaction between team members?) (Было ли между вами хорошее взаимодействие?) 20 40 40
Have all members completed work on time?) (Все ли члены команды завершили работу вовремя?) 60 10 30
ный момент появляется множество идей, этот этап самый плодотворный. На данном этапе цель формирования эффективной ко -манды практически достигнута.
Для решения проблемы межличностного взаимодействия в нашем исследовании мы опирались на педагогику сотрудничества - одну из технологий личностно-ори-ентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы; личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместной учебно-познавательной деятельности в группе; общей оценке работы группы. Целью такого вида деятельности является достижение результата общими усилиями группы. Главная задача и средство получения информации при этом - взаимодействие членов группы, открытое общение. Применительно к иностранному языку технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.
Согласно методическому замыслу при организации учебно-педагогического взаимодействия осуществлялся отбор содержания образовательного процесса, форм и методов его реализации в зависимости от уровня сформированное™ компетенции «работать в ко -манде». Иностранный язык, бесспорно, несет в себе потенциал для развития коммуникативной компетенции, которая является основополагающей для успешной работы в команде. С помощью учебного материала необходимо пробудить внутреннюю мотивацию у студентов, которая возникает из интереса. Чем интереснее (менее формальной, исключительно учебной) будет деятельность, тем выше будет и мотивация студентов. Поэтому в дисциплине «Иностранный язык» содержание материала тесно связано с коммуникацией. Многие авторы подчеркивают, что учебный материал приемлем лишь тогда, когда он имеет профессиональную или общечеловеческую ценность, доступен для понимания, вызывает внутреннюю потребность в общении.
Таким образом, можно констатировать, что успешность формирования компетенции «работать в команде» зависит от специаль-
но организованных педагогических условий, создания развивающей среды с использованием коммуникативных технологий: дискуссия, дебаты, ролевые игры, кейс-метод, метод проектов, деловые игры, задания ориентированного обучения и т.п. Целесообразность использования данных средств дисциплины «Иностранный язык» подтверждается многочисленными научными исследованиями в области развития коммуникативных навыков учащихся, которые являются главным условием успешной деятельности в команде. Дисциплина «Иностранный язык» играет большую роль в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов, од-иим из которых является компетенция «работать в команде».
Литература
1. Шрайбер Е.Г. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов (юристов) в вузе [Электронный ресурс] // Педагогические науки. Проблемы подготовки специалистов. Режим доступа: http://www.rusnauka. сош/29_№ОХХ1_2012/Реааяоя1са/2_118607.аос. Ыт (дата обращения: 25.03.2017).
2. Семчук Н.М., Москаленко А.С. О формировании компетенций командной работы у студентов колледжа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 156.
3. Болгарина Е.В. Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия» // Педагогика высшей школы. 2015. № 2. С. 27-29.
4. Рыскулова М. Н. Корпоративные компетенции студентов вуза // Педагогика. 2016. № 7. С. 36; Компетентностный подход в образовательном процессе: моногр. / А.Э. Федоров [и др.]. Омск: Омскбланкиздат, 2012. С. 36-37.
5. Рыскулова М. Н. Корпоративные компетенции студентов вуза // Педагогика. 2016. № 7. С. 36.
6. Шрайбер Е.Г. Воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов (юристов) в вузе [Электронный ресурс] // Педагогические науки. Проблемы подготовки специалистов. Режим доступа: http://www.rusnauka. сот/29_№ОХХ1_2012/Реааяоя1са/2_118607.аос. Ыт (дата обращения: 16.03.2017).
7. Цаликова И.К., Юринова Е.А., Пахотина С.В. нятиях по иностранному языку в вузе // Педагоги-Технология Task-based learning and teaching на за- ка. 2016. № 7. С. 74.
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' TEAMWORKSKILLS IN THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS
A.D. Nikolaeva, Doctor of Pedagogy, Professor, A.D. Malysheva, postgraduate, The department of pedagogy, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia [email protected], [email protected]
Nowadays higher education faces the changes aimed at the transformation of content, forms and techniques of teaching. These changes are the results of paradigm shift from «knowledge» to «competence» that specifies the requirements to university graduates, including not only knowledge but also some cultural and professional skills. New educational standards determine the set of requirements to graduates, one of them is teamwork skill. The article investigates the question of teamwork skills' development using the example of foreign language learning and represents the general results of research. Also it describes theoretical aspects of the problem, analyses the main technologies using the example of active learning methods, which can help to develop teamwork skills. It also studies the structure of the skill and reveals some problems in teaching, based on questionnaire and interview of students. The result of investigation shows, that the development of teamwork skills of students would be successful, if special pedagogical conditions will be organized and the conducive environment with the use of communicative technologies of the "Foreign language" discipline will be created.
Key words: competence, team, teamwork, foreign language, multidisciplinary integration, cooperation, communication, communicative technologies, active learning methods.
References
1. SHrajber E.G. Vospitatel'nyj potencial discipliny «Inostrannyj yazyk» v processe professional'noj podgotovki budushchih specialistov (yuristov) v vuze [The educational potential of the discipline «Foreign language» in the process of professional preparation of future specialists (lawyers) in high school] // Peda-gogicheskie nauki. Problemy podgotovki specialistov. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka. com/29_ NIOXXI_2012/Pedagogica/2_118607.doc.htm (accessed: 25.03.2017).
2. Semchuk N.M., Moskalenko A.S. O formirovanii kompetencij komandnoj raboty u studentov kolledzha [The formation of the competences of team work among the students of the College] // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Pedagogika, psihologiya. 2014. № 3. S. 156.
3. Bolgarina E.V. Formirovanie kompetencii gotovnos-ti k komandnoj rabote v processe prepodavaniya discipliny «Programmnaya inzheneriya» [The formation of competence readiness for team work in the process of teaching the discipline «Software engineering»] // Pedagogika vysshej shkoly. 2015. № 2. S. 27-29.
4. Ryskulova M.N. Korporativnye kompetencii studentov vuza [Corporate competencies of University
students] // Pedagogika. 2016. № 7. S. 36; Kompe-tentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monogr. [Competence approach in educational process: monograph] / A.EH. Fedorov [i dr.]. Omsk: Omskblankizdat, 2012. S. 36-37.
5. Ryskulova M.N. Korporativnye kompetencii stu-dentov vuza [Corporate competencies of University students] // Pedagogika. 2016. № 7. S. 36.
6. SHrajber E.G. Vospitatel'nyj potencial discipliny «Inostrannyj yazyk» v processe professional'noj podgotovki budushchih specialistov (yuristov) v vuze [The educational potential of the discipline «Foreign language» in the process of professional preparation of future specialists (lawyers) in high school] // Peda-gogicheskie nauki. Problemy podgotovki specialistov. Rezhim dostupa: http://www.rusnauka. com/29_ NIOXXI_2012/Pedagogica/2_118607.doc.htm (accessed: 16.03.2017).
7. Calikova I.K., YUrinova E.A., Pahotina S.V. Tekh-nologiya Task-based learning and teaching na zany-atiyah po inostrannomu yazyku v vuze [Technology Task-based learning and teaching in the classroom for foreign language in high school] // Pedagogika. 2016. № 7. S. 74.