Научная статья на тему 'Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа'

Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К КОМАНДНОЙ РАБОТЕ / TEAM / TEAM WORKING / IMAGE / PROFESSIONAL IMAGE / TECHNICAL UNIVERSITY STUDENT PROFESSIONAL IMAGE / STUDENTS' PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL IMAGE FORMATION / TECHNICAL UNIVERSITIES STUDENTS' PREPAREDNESS TO TEAM WORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Шахмаева Ксения Евгеньевна

Статья посвящена развитию готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа. В работе раскрыта сущность понятий «профессиональный имидж», «командная работа», «готовность студентов технического вуза к формированию профессионального имиджа», определены компоненты профессионального имиджа, показана связь профессионального имиджа студента и его готовности к командной работе. Представлены методологические подходы изучаемого процесса, комплекс педагогических условий и методика развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы профессионального имиджа. Описаны и объяснены результаты констатирующего эксперимента, доказывающие актуальность рассматриваемой проблемы. Выделены критерии, показатели и уровни готовности студентов к командной работе как основы формирования профессионального имиджа и интерпретированы данные формирующего эксперимента по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Гасаненко Елена Александровна, Шахмаева Ксения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical Universities Students' Preparedness to Team Working as Basis of Professional Image

The article is devoted to preparation of technical universities students to team working as basis for professional image formation. The work discloses the essence of notions “professional image”, “team working”, “technical universities students' preparedness to professional image formation”, the professional image components are identified, the relation among the student's professional image and his preparedness to team working is shown. Methodological approaches of investigated process, the set of pedagogical conditions and development methods of technical universities students' preparedness to team working as basis of professional image are presented. The results of ascertaining experiment are described and explained, proving the actuality of investigated challenge. Criteria, indices and preparedness levels to team working in students are highlighted as the basis of professional image formation, and teaching experiment data on research issue are interpreted.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 56-64.

удк 378.147:371.322 Л. И. Савва, Е. А. Гасаненко, К. Е. Шахмаева

Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа

Статья посвящена развитию готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа. В работе раскрыта сущность понятий «профессиональный имидж», «командная работа», «готовность студентов технического вуза к формированию профессионального имиджа», определены компоненты профессионального имиджа, показана связь профессионального имиджа студента и его готовности к командной работе. Представлены методологические подходы изучаемого процесса, комплекс педагогических условий и методика развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы профессионального имиджа. Описаны и объяснены результаты констатирующего эксперимента, доказывающие актуальность рассматриваемой проблемы. Выделены критерии, показатели и уровни готовности студентов к командной работе как основы формирования профессионального имиджа и интерпретированы данные формирующего эксперимента по теме исследования.

Ключевые слова: команда, командная работа, имидж, профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза, готовность студентов к формированию профессионального имиджа, готовность студентов технического вуза к командной работе

Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019 No. 6 (36). pp. 56-64.

L. I. Savva, E. A. Gasanenko, К. E. Shakhmaeva

Technical Universities Students' Preparedness to Team Working as Basis of Professional Image

The article is devoted to preparation of technical universities students to team working as basis for professional image formation. The work discloses the essence of notions "professional image", "team working", "technical universities students' preparedness to professional image formation", the professional image components are identified, the relation among the student's professional image and his preparedness to team working is shown. Methodological approaches of investigated process, the set of pedagogical conditions and development methods of technical universities students' preparedness to team working as basis of professional image are presented. The results of ascertaining experiment are described and explained, proving the actuality of investigated challenge. Criteria, indices and preparedness levels to team working in students are highlighted as the basis of professional image formation, and teaching experiment data on research issue are interpreted.

Key words: team, team working, image, professional image, technical university student professional image, students' preparedness to professional image formation, technical universities students' preparedness to team working

_Введение

связи с переходом современного российского общества на новый высокотехнологический виток развития, возникновения рыночных отношений появилась необходимость модернизации системы высшего технического образования [4]. Это обусловливает объективную потребность в решении вопросов поиска новых педагогических условий подготовки будущих выпускников технического вуза к командной работе в проектной деятельности, где готовность к командной работе для выпускника технического вуза выступает необходимым интегративным профессиональным качеством.

В этом аспекте малоизученными остаются вопросы по определению научных подходов, основных направлений, педагогических условий и методики развития готовности к командной работе как основы профессионального имиджа, выявления содержания и структуры профессионального имиджа студентов технических вузов в современных рыночных условиях. Кроме того, остро стоят проблемы готовности педагогических кадров к подготовке студента нового типа [19].

В современных условиях профессиональный имидж обучающихся университета является важнейшим показателем его конкурентоспособности. Он складывается не только из представления членов единой команды своего достойного внешнего образа, манеры поведения и делового общения, но и умения ответственно проявить себя в решении профессиональных задач и достижения поставленной цели.

На сегодня в системе технического профессионального образовании явно обозначились объективно существующие противоречия:

- между возрастающей потребностью общества в профессионально ориентированных специалистах, готовых к командной работе при выполнении современных проектных задач, и преимущественно индивидуальной позицией студентов вузов в организации своей жизни и деятельности в период обучения в вузе;

- между назревшей необходимостью командного взаимодействия студентов в организации учебно-воспитательного процесса в вузе, и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателей, обеспечивающих подготовку специалистов ранее заданного типа;

- между социальным заказом общества на подготовку творческих, нестандартно мыслящих инженеров, способных к решению сложных профессиональных задач в команде, и реальной подготовкой обучающихся в вузах, основу которой составляет алгоритмическая деятельность, не обеспечивающая в должной мере готовность студента к командной работе и имидж-проектированию.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать актуальную проблему исследования: каковы педагогические условия и методика развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа?

Исходя из актуальности и значимости исследуемой проблемы, цель исследования была сформулирована следующим образом: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и методики развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа.

Цель исследования достигалась за счет постановки и решения следующих задач:

1. Определить сущность и раскрыть содержание понятий «профессиональный имидж», «командная работа», и «готовность студентов технического вуза к командной работе».

2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа.

3. Разработать и апробировать методику изучаемого процесса в процессе профессиональной подготовки студентов вуза технической направленности.

Методологической и теоретической базой исследования послужили идеи и положения:

- системного подхода (С.И Архангельский, И.В. Блауберг, Л.И. Новиков и др.); рефлексивного подхода (О.С. Анисимов, Г.Г. Гранатов, В.П. Зинченко, Е.И. Машбиц, А.Г. Спиркин, П.Т. де Шарден и др.);

- личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, и др.);

- ценностного подхода (И.Ф, Исаев, А.И. Ки-рьякова, В.А. Сластенин и др.);

- теории развития личности (К.А. Абульхано-ва-Славская, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.);

- теории личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, А.Б. Орлов, И.С. Якиманская и др.);

- теории формирования имиджа (В.Г. Зазы-кин, Е.Б. Перелыгина, В.М. Шепель и др.),

- педагогической имиджелогии (Л.Ю. Донская, Т.Е. Климова, О.И. Попова, и др.);

- теории командообразования (Л.С. Ахмедо-ва, Е.К. Гитман, А.В. Ивлев, Г.В. Лопатенков, А.С. Москаленко, В.С. Окунева, Н.Ф. Плотникова и др.);

- технологии работы в команде (Т.П. Галкина, Р. Дафт, С.С. Кульжихаева, Ю.В. Михайлова, Д. Смит и др.);

- теории высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, Г.Г. Гранатов, А.Я. Найн, Л. И. Савва, В.А. Сластенин и др.);

- методологии педагогических исследований (В. И. Загвязинский, А.М. Новиков, И.П. Подла-сый и др.).

_Материалы и методы

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования,который проводился в техническом вузе в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие методы исследования.

В рамках решения первой задачи, были определены сущность и раскрыто содержание понятий: «профессиональный имидж», «готовность студентов технического вуза к формированию профессионального имиджа», «командная работа», «готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа».

В процессе исследования уточнено, что готовность студента к формированию профессионального имиджа - это интегративное качество, необходимое студенту для создания определенного образа о себе как профессионале в процессе межличностного взаимодействия, целенаправленного моделирования своего внешнего вида, выбора моделей общения и манеры поведения на основа ориентации будущего специалиста на профессиональные ценности и требования профессиональной деятельности [6].

Анализ научной литературы показал, что команда в современной науке рассматривается учеными неоднозначно. Она описывается исследователями как:

- группа людей, взаимодополняющих и вза-имозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей (Г.В. Лопатенков) [11].

- коллективный субъект деятельности, сущностью которой является умение выступать единым целым, предъявляя командные цели и ценности, действия, отношение и поведение (В.С. Окунева, А.Д. Малышева) [13, 12].

- группу людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие умения и навыки, высокий уровень взаимозависимости ее членов, разделяющих ответственность за достижение конечных результатов (Т.П. Галкина) [2].

- группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия (Ричард Л. Дафт) [5].

Применительно к нашему исследованию, мы рассматриваем команду как группу студентов, которая наделена следующими признаками: максимальная активность и ответственность для достижении общей цели, осознание необходимости взаимодействия и сотрудничества, сплоченность и гибкость, творческое отношение к совместной деятельности, соединение индивидуальных идей и опыта каждого, принятие це-

лесообразного решения в конкретных учебных и профессиональных задачах и ситуациях.

Исходя из этого, командная работа студентов понимается как совместная деятельность обучающихся, направленная на достижение единой командной цели, решение поставленных перед ними общих учебных задач, основанных на применении знаний, умений, навыков и компетенций каждого члена команды из различных научных и профессиональных областей.

При этом основные признаки командной работы студентов вуза могут быть представлены следующими позициями: рабочая атмосфера, четкое нормирование действий студентов, помощь и стимулирование деятельности каждого, распределение и четкое кооперация труда, определение для каждого члена точной роли, дисциплина и порядок в совместной деятельности.

Готовность же студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа трактуется нами как развивающееся качество личности студента, включающее в себя когнитивный, целевой, ценностный и процессный компоненты, направленные на обеспечение совместной деятельности студентов по достижению единой командной цели в рамках формирования профессионального имиджа и решению общих задач с применением знаний умений, навыков и компетенций из различных профессиональных областей [13].

Вышеобозначенные понятия были дополнены дефиницией «профессиональный имидж студента технического вуза».

Профессиональный имидж студента технического вуза - это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ специалиста технического направления, включающий в себя визуальный образ, природные, личностные и профессиональные качества, модели общения и манеры поведения, ориентированные на профессиональные ценности и необходимые требования выбранной технической профессии.

Установлено, что профессиональный имидж состоит из следующих структурных компонентов: внешний облик, природные данные, личностные и профессиональные качества, модели общения, манеры поведения. Характеристика компонентов составляющих профессиональный имидж относительно студента технического вуза представлена на рис. 1.

С целью подтверждения актуальности проблемы исследования на базе технического университета ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» был проведен констатирующий эксперимент. Всего в констатирующем эксперименте приняли участие 158 студентов, обучающихся на втором курсе трех институтов: Энергетики и автоматизированных систем, Горного дела и транспорта, Металлургии, машиностроения и материалоо-бработки. Все они были объединены в четыре экспериментальные группы.

профессиональный имидж студента технического вуза

*

компоненты профессионального имиджа

4

характеристика компонента

система элементов (частей: деталей), которые можно выделить при визуальном

изучении обучающегося предрасположенность к какому-либо роду деятельности, скорость обучения знаниям, навыкам и умениям, наличие предельных

_границ способности_

высокая работоспособность, коммуникабельность, стремление к повышению профессионального уровня, высокая обучаемость, стремление к профессиональному росту, умение работать в команде личностно-ориентарованная. профессионально-направленная, о ф ициально -дело в ал способ обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и мимика

название компонента

внешний оолик

природные данные

личностные и профессиональные качества

модель оощения

манера поведения

Рис. 1 Компоненты профессионального имиджа

Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что процентное соотношение студентов технического вуза по уровню развития готовности к командной работе не зависит от направления профессиональной подготовки обучающихся, он оказался примерно одинаковый во всех группах. Зафиксировано, что основная часть студентов (71 %) студентов во всех исследуемых группах вторых курсов имела начальный уровень готовности к командной работе. Основные причины: отсутствие опыта командного взаимодействия, сложности при организации контактов, отсутствие гибкости в межличностном общении, трудности в адекватном понимании партнёров по общению.

Полученные результаты исследования подтвердили актуальность заявленной проблемы в практике вуза и подчеркнули необходимость поиска, обоснования и введение в образовательный процесс технического вуза специально разработанных педагогических условий, направленных на эффективное развитие готовности студентов технического вуза к командной работе как основы профессионального имиджа.

В рамках второй задачи был разработан комплекс педагогических условий включающий в себя:

1) осознание обучающимися межличностных отношение, ролей в команде, ценности командной работы как основы профессионального имиджа;

2) использование на занятиях командных заданий и интерактивных технологий, ориентированных на овладение студентами методами командной работы;

3) активное применение рефлексивных приемов для самооценки и самокоррекции студентами командного взаимодействия и опыта командной работы.

Проверка эффективности комплекса педагогических условий и методики их реализации проводилась на базе Магнитогорского государственного технического университета в ходе формирующего эксперимента.

На формирующем эксперименте общая выборка студентов составила, как и в констатирующем эксперименте, 158 студентов МГТУ им Г.И. Носова. Студенты были объединены в три экспериментальные и одну контрольную группу:

1. Г-1 - группа студентов второго курса направления подготовки Технология транспортных процессов, профиль Организация перевозок и управление на промышленном транспорте. В

учебный процесс данной группы введено первое педагогическое условие;

2. Г-2 - группа студентов второго курса направления подготовки Металлургия, профиль Обработка металлов и сплавов давлением. В учебный процесс группы были введены первое и второе педагогические условия;

3. Г-3 - группа студентов второго курса направления подготовки Теплоэнергетика и теплотехника, профиль Энергообеспечение предприятий. В учебный процесс группы был введен комплекс педагогических условий.

4. КГ - группа студентов второго курса направления подготовки Электроэнергетика и электротехника, профиль Электроснабжение. В данной группе занятия проходили в традиционном режиме.

Для соблюдения обоснованности получаемой информации в эксперименте нами были выделены критерии и показатели уровня развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа: коммуникативный, интерактивный и профессиональный.

Коммуникативный критерий включает в себя следующие показатели: способность слушать и слышать, способность грамотно говорить и убеждать, способности представлять и отстаивать интересы команды, организовывать команду и управлять ею.

Интерактивный критерий определялся следующими показателями: эмпатия и толерантность, способность к сотрудничеству и групповой сплоченности.

Профессиональный критерий включает в себя следующие показатели: ценностное отношениие к профессиональной деятельности, профессиональный интерес к формированию профессионального имиджа, способность демонстрации в команде профессионально значимые качества и умения.

Для оценки результатов эксперимента был использован уровневый подход. Во время проведения эксперимента были выделены: начальный, средний и высокий уровень развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа.

Кроме того, чтобы оценить взаимосвязь профессионального имиджа и готовности студентов к командной работе, нами была прослежена динамика готовности студентов к формированию своего профессионального имиджа по следующим критериям и показателям:

- познавательный критерий, включающий ряд показателей: объем знаний у обучающихся о формировании имиджа, понимание механизмов формирования профессионального имиджа, понимание важности формирования профессионального имиджа;

- ценностно-ориентированный критерий, включающий следующие показатели: направ-

ленность студентов на формирование профессионального имиджа, ценностное отношение к профессиональной деятельности;

- операционно-рефлексивный критерий (показатели: способность к самоанализу и самоконтролю, способность к анализу и корректировке уровня сформированности профессионального имиджа).

_Результаты исследования

В рамках проведенного исследования были уточнены такие понятия как «профессиональный имидж», «командная работа», «готовность студентов технического вуза к формированию профессионального имиджа», «готовность студентов технического вуза к командной работе»; так же был разработан, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий и методика, обеспечивающие развитие готовности студентов технического вуза к командной работе как основы профессионального имиджа.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: начальный, основной и завершающий. На начальном этапе были обоснованы критерии и показатели, разработаны необходимые оценочно-диагностические материалы и инструментарий для методического обеспечения развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа. На основном этапе проведена апробация методики и комплекса педагогических условий. На завершающем этапе были интерпретированы результаты эксперимента, была проведена коррекционная работа отдельных методических приемов и доработаны содержание программ применяемых курсов.

Методика реализации комплекса педагогических условий развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы формирования профессионального имиджа была апробирована на дисциплинах гуманитарного цикла: «Педагогика», «Технология коман-дообразования и саморазвития», «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и в процессе производственно-педагогической практики.

При реализации первого педагогического условия, кроме того, был разработан курс по выбору «Командные технологии проектирования профессионального имиджа», направленный на осознание студентами необходимости работы в команде для успешного формирования профессионального имиджа. На лекционных занятиях студенты изучали материалы по теме «Имидж», «Профессиональный имидж», «Профессиональный имидж студента технического вуза», «Технологии командообразования», «Методы командной работы». Это же позволило влиять на контроль в мышлении студентов в процессе профессиональной подготовки [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На практических занятиях проводилось анкетирование и тестирование обучающихся, позволившее выявить несоответствия имеющегося наличного образа с желаемым профессиональным образом технического специалиста, оценить понимание сложившихся межличностных отношений и выбираемых командных ролей в решении общих учебных задач. Студенты, имея представление о своем наличном образе и руководствуясь полученными знаниями, работали над пониманием своего профессионального имиджа. На этом этапе применялись следующие средства обучения: тестирование, опрос, структурированное интервью. На следующем этапе был определен алгоритм оценки уровня готовности студентов к командной работе как основы формирования профессионального имиджа с последующей его реализацией на практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студентов [5].

При реализации второго педагогического условия были применены коллективные задания и интерактивные технологии, ориентированные на овладение студентами методами командной работы и формирования при этом личного и корпоративного имиджа. При этом на занятиях активно применялись такие технологии, как:

• работа в малых группах по выполнению проектных работ профессионально направленной тематики;

• деловые, ситуативные, сюжетные и деловые игры;

• кейсы;

• дискуссии,

• мозговые штурмы;

• проектные технологии [10, 14].

Они были использованы на семинарах и практических занятиях, а так же при выполнении

практических работ. Студентам были предложены групповые творческие задания различных направлений, например, составление имидж-проектов, выполнение дизайн-проектов, дискуссия на тему «Мой профессиональный имидж», кейс на тему «Внешний облик как отражение профессионального имиджа», деловая игра «Интервью с претендентом на вакансию» и т.д.

В ходе реализации третьего педагогического условия применялись рефлексивные приемы самоанализа, самоконтроля, самореализации командных ролей, сотрудничества, межличностного понимания, выбора рационального решения, достижения поставленных целей в решении профессиональных задач. Значимость этих приемов для формирования рефлексивной направленности в профессиональном обучении студентов была обозначена нами ранее [17]. Например, на практических занятиях группе студентов предлагалось проанализировать профессиональную задачу и осуществить поиск командного решения в ней, оценить профессиональный имидж одного их студентов, манеру его поведения и модель общения в команде при выполнении проекта, совместно составить профессиограмму, сравнить её с образом имиджа профессионалов в технических областях, составить конкретные рекомендации по коррекции командной работы и для члена команды по формированию его имиджа [17].

На конец эксперимента в экспериментальных группах 46,3% студентов достигли высокого уровня готовности к командной работе как основе профессионального имиджа (рис. 2). Вместе с тем в контрольной группе соотношение студентов по уровням практически не изменилось.

■ высоким уровень средний уровень

■ начальный уровень

Рис. 2 Соотношение уровней готовности к командной работе студентов технического вуза как основы профессионального имиджа на конец экспериментальной работы

Обсуждение результатов

Используя методы математической статистики, была доказана положительная динамика по изменению уровня развития готовности студентов технического вуза к командной работе как основы профессионального имиджа во всех экспериментальных группах и особенно в Г-3, где был введен комплекс педагогических условий.

Результаты экспериментальная работа доказательно подтвердили, что введение в процесс профессиональной подготовки комплекса педагогических условий и методики эффективно влияет на повышение уровня готовности студентов технического вуза к командной работе как основы профессионального имиджа.

Заключение

Выполненное исследование предполагает перспективу её дальнейшего изучения. В теоретическом плане его перспективы заключаются в изучении развития готовности студентов к командной работе как основа формирования профессионального имиджа в различных образовательных организациях. В практическом плане - в разработке электронного учебно-методического комплекса как средства развития готовности к командной работе студентов технического вуза различных направлений подготовки как основы профессионального имиджа. Материалы исследования будут полезны для практического применения в сфере дополнительного и профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бубнова О.В. Влияние психологической безопасности личности на формирования имиджа студента / О.В. Бубнова, О.А. Жеребненко // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1323-1327.

2. Васечкина М.С. Активные методы обучения: формы и цели применения [Электронный ресурс] // Научно-методический научный журнал «Концепт». 2017. № 53. URL: http://e-concept.ru/2017/470039.htm. (дата обращения 23.06.2018 г.)

3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 224 с.

4. Гибадуллина Ю.М., Черкасова И.И. Развитие социальной активности студента в образовательном процессе вуза // Педагогика и психология в интегрированном пространстве науки и практики: Материалы Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Тобольск, 2016. С.70-75

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/70379634/#block_21 (дата обращения: 28.08.2015 г.)

6. Дафт Р.Л. Менеджмент / Ричард Л. Дафт [Пер. с англ. В. Вольского, С. Жильцова, Д. Раевского]. СПб.: Питер, 2000. 562 с.

7. Дутчина О.Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента : дис. ... канд. псих. наук. Хабаровск, 2004. С. 96-99.

8. Жеребненко О.А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза: дис. ... канд. псих. наук. Курск, 2008. 177 с.

9. Игнатьева. Е.В., Рябкова Ю.В. Актуальность внедрения менторинга в систему высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. С. 209.

10. Извольская А.А. Самостоятельная работа студентов первого курса как фактор адаптации к обучению в педагогическом вузе // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов / под ред. А.А. Орлов. М.: Директ-Медиа, 2014. Вып. 2. С. 66-81.

11. Крылова М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. 2016. № 4 (22). С. 39-46.

12. Лопатенков Г.В. Формирование у студентов умения к работе в команде в процессе подготовки банковских специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999. 192 с.

13. Малышева А.Д. Формирование готовности к работе в команде студентов-билингвов (на примере Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. // Перспективы Науки и Образования. 2018. 4 (34). С. 15-20. URL: https:// pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (дата обращения: 1.09.2018.

14. Окунева В.С. Модель формирования компетентности студентов к работе в команде в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=10345 (дата обращения: 30.06.2018)

15. Панова Л.П., Ращикулина Е.Н., Павлова Л.В. Логико-гносеологические основы формирования умений решать задачи у студентов высших учебных заведений // Педагогический журнал. 2018. Т. 7, № 1. С.251-259.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. 272 с.

17. Anthony Estey. Teaching teamwork and communication skills by using a studio-based learning model in a multidisciplinary course on game design. A Thesis for the Degree of Master of Science. Melbourne, 2008

18. Gnevek O.V., Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A. The role of the reflexive orientation of

training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers. Man in India. 2017. T. 97. № 21. C. 195-217.

19. Mameteva O.S., Rashchikulina E.N., Potrikeeva O.L. // Methods of developmental control in formation of students' socio-pedagogical thinking. Man in India. 2007. V.97. Issue 5. pp. 105-127.

20. Zyryanova, N.I., Fedorov, V.A., Zaitseva, E.V., Tolkacheva, I.S. & Glushchenko, P.S. (2016). Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel. International Journal of Environmental and Science Education, 11(16), 8800-8810.

REFERENCES

1. Bubnova O.V. The influence of psychological security of a person on the formation of the image of a student / O.V. Bubnova, O.A. Zherebnenko. Fundamental research. 2015. no. 2-6. pp. 1323-1327. (in Russian)

2. Vasechkina MS Active teaching methods: forms and goals of application [Electronic resource]. Scientific and methodical scientific journal "Concept". 2017. no. 53. Available at: http://e-concept.ru/2017/470039.htm. (accessed 23 June 2018) (in Russian)

3. Galkina, T.P. Sociology of management: from group to team: study guide. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2003. 224 p. (in Russian)

4. Gibadullina Yu.M., Cherkasova I.I. The development of social activity of the student in the educational process of the university / Pedagogy and psychology in the integrated space of science and practice: Proceedings of the 10th All-Russian (with international participation) scientific-practical conference. Tobolsk, 2016. pp. 70-75 (in Russian)

5. The state program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. (approved by the order of the Government of the Russian Federation dated May 15, 2013 No. 792-p) [Electronic resource]. Available at: http://base.garant.ru/70379634/#block_21 (accessed 23 June 2018) (in Russian)

6. Daft R.L. Management / Richard L. Daft [Trans. from English V. Volsky, S. Zhiltsova, D. Rajewski]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2000. 562 p. (in Russian)

7. Dutchina OB Psychological conditions and means of developing a positive self-concept of the student's personality. Diss. PhD Psychol. Sci., Khabarovsk 2004. pp. 96-99. (in Russian)

8. Zherebnenko O.A. Socio-psychological characteristics of the development of the image of the university student. Diss. PhD Psychol. Sci., Kursk, 2008. 177 p. (in Russian)

9. Ignatieff E.V., Ryabkova Yu.V. The relevance of introducing mentoring into the system of higher pedagogical education / Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and Psychology. Collection of scientific papers. Yalta, RIO GPU Publ., 2017. Vol. 57. p. 209. (in Russian)

10. Izvolskaya A.A. Independent work of first-year students as a factor of adaptation to learning in a pedagogical university // Designing and organizing independent work of students in the context of the competence approach. Interuniversity collection of scientific papers / ed. A.A. Orlov. Moscow, Direct Media Publ., 2014. Vol. 2. pp. 66-81. (in Russian)

11. Krylova M.N. Interactive methods in the system of teaching humanities in a technical college. Perspectives of science and education. 2016. no. 4 (22). pp. 39-46. (in Russian)

12. Lopatenkov G.V. Formation of students' skills to work in a team in the process of preparing banking specialists. Diss. PhD Ped. Sci., Kazan, 1999. 192 p. (in Russian)

13. Malysheva A.D. Formation of readiness to work in a team of bilingual students (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia) [Electronic resource]. Perspectives on Science and Education. 2018. 4 (34). pp. 15-20. Available at: https://pnojournal. wordpress.com/archive18/18-04/ (accessed 1 September 2018). (in Russian)

14. Okuneva V.S. Model of formation of students' competence to work in a team in professional education [Electronic resource]. Modern problems of science and education. 2013. no. 5. Available at: https://www.science-education. ru/ru/article/view?id=10345 (access date: 30.06.2018) (in Russian)

15. Panova L.P., Rashchikulina E.N., Pavlova L.V. Logical and epistemological foundations of the formation of skills to solve problems in students of higher educational institutions. Pedagogical Journal. 2018. Vol. 7, no. 1. pp. 251-259. (in Russian)

16. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system. Moscow, Academy Publ., 2009. 272 p. (in Russian)

17. Anthony Estey. Teaching teamwork and communication skills by using a studio-based learning model in a multidisciplinary course on game design. A Thesis for the Degree of Master of Science. Melbourne, 2008.

18. Gnevek O.V., Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Shepilova N.A. The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers. Man in India. 2017. V. 97. no. 21. pp. 195-217.

19. Mameteva O.S., Rashchikulina E.N., Potrikeeva O.L. Methods of developmental control in formation of students' socio-pedagogical thinking. Man in India. 2007. V. 97. Issue 5. pp. 105-127.

20. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkacheva I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel. International Journal of Environmental and Science Education, 2016 no. 11(16), pp. 8800-8810..

Информация об авторах Савва Любовь Ивановна

(Россия, Магнитогорск) Профессор, доктор педагогических наук Профессор кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Гасаненко Елена Александровна

(Россия, Магнитогорск) Старший преподаватель кафедры иностранных

языков по техническим направлениям Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Шахмаева Ксения Евгеньевна

(Россия, Магнитогорск) Старший преподаватель кафедры проектирования зданий и строительных конструкций Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]

Ссылка для цитированияГОСТ_

Савва Л. И., Гасаненко Е. А., Шахмаева К. Е. Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 56-64. doi: 10.32744^е.2018.6.6

Information about the authors Lyubov I. Savva

(Russia, Magnitogorsk) Professor, Doctor of Education Professor of the Department of Pedagogical Education and Documentation Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Elena A. Gasanenko

(Russia, Magnitogorsk) Senior teacher of the Department of Foreign Languages in Technical Areas Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Ksenia E. Shakhmaeva

(Russia, Magnitogorsk) Senior Lecturer, Department of Building Design and Building Constructions Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

For ReferenceAPA

Savva, L. I., Gasanenko, E. A., & Shakhmayeva, K. E. (2018). Technical universities students' preparedness to team working as basis of professional image. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 56-64. doi: 10.32744/ pse.2018.6.6. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.