УДК 811.161.1
М. М. Мишарина
М. М. Misharina
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТОНАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
THE FORMATION OF PUPILS £ ABILITY TO USE THE ELEMENTS OF INTONATION ON RUSSIAN LESSONS IN THE 5TH GRADE
В данной статье рассматриваются элементы интонации, предлагаются методы развития у учащихся 5 класса таких элементов интонации, как темп, ритм, мелодика и др.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка, выразительность речи, интонация и её элементы.
In this article, elements of intonation are considered, and ways of development of such elements of intonation as rhythm, rhythm, melody, etc. are suggested for class 5 pupils.
Keywords: The methodology of teaching the Russian language, expressiveness of speech, intonation and its elements.
Одной из важнейших задач уроков русского языка и литературы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов российской школы является совершенствование видов речевой деятельности учащихся, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения [5, с.8]. Учащиеся должны овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), необходимыми в важных для человека сферах общения. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека. Одна из главных задач учителя — научить правильно выражать свои мысли, чувства. Ведь размышлять может тот, кто умеет говорить.
Когда человек не только передаёт определённую мысль своей речи, но и выражает положительное или отрицательное отношение к этому высказыванию, то есть выражает различные чувства, свою позицию, свой стиль, то эта сторона речи называется её выразительностью. Умелое и уместное использование выразительных средств обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Речь,
76
лишённая выразительности, какие бы содержательные мысли она ни передавала, производит впечатление мёртвой, бесчувственной, «режет слух».
Поэтому для того, чтобы школьники результативно воспринимали речь других людей, чтобы их собственная речь достигала цели, необходимо особое внимание уделять в школе формированию выразительности устной речи как такого качества, которое обеспечивает эффективность общения.
Цель статьи — показать пути формирования умения использовать выразительные возможности интонации на уроках русского языка в 5 классе.
Объектом исследования являются приёмы и методы обучения выразительному чтению, способствующие формированию у учащихся умений выразительно читать художественные произведения.
Рассмотрим одно из направлений целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка выразительного чтения — знакомство с интонацией, анализ элементов интонации, покажем основные пути работы по этому направлению.
В рамках данного направления проведена система уроков по развитию речи для пятиклассников на уроках русского языка «Интонация. В поисках смысла...». Цель занятий — дать представление о понятии «интонация» и её элементах.
Для формирования соответствующего умения необходимо ввести следующие понятия:
интонация — это сложный комплекс, включающий в себя несколько выразительных средств звучащей речи:
• темп — скорость речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;
• ритм речи — равномерное чередование безударных и ударных гласных, образующих слоги;
• тембр высказывания — звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т. д.
• мелодика речи — повышение и понижение голоса, что придаёт речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности;
• интенсивность речи — сила или слабость звучания;
• логическое ударение — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании;
• паузы — остановки, перерывы в звучании.
Для формирования понятия об элементах интонации может быть использован кластер, ключевым словосочетанием которого является понятие «элементы интонации». Эта работа проводится рассредоточенно на уроках развития речи, так как на данных уроках происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся. На каждом из названных уроков учащиеся знакомятся с одним из элементов интонации, и таким образом постепенно составляется кластер.
Любой урок знакомства с интонацией начинается с тренировки речевого аппарата учащихся. С этой целью используем дыхательную гимнасти-
77
ку. Формировать навык владения дыханием и голосом можно с помощью следующих упражнений: «Задуй свечу», «В цветочном магазине», «В лифте», «Обрызгайте белье водой» и другие. Например,
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2—3раза).
Первый элемент интонации — мело лика речи. Для того чтобы познакомить учащихся с мелодикой речи, используем следующие задания.
«Поход». Учителем выразительно читается стихотворение «Поход», а учащиеся должны заметить особенность интонации учителя при чтении этого стихотворения: он то повышает, то понижает голос. После этого вводим термины «голос повышается», «голос понижается» и «мелодика речи». Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что мы «шагаем голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх [8, с. 102].
Далее учащимся предлагается анализировать мелодику отдельных видов предложений: вопросительных, повествовательных — посредством выразительного чтения текстов с последующими выводами о характере голоса в них. Например:
— Алёша, знаете ли вы урок? — спросил учитель. И бедный Алёша сквозь слёзы отвечал:
— Знаю только две страницы.
А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители
Вывод должны сформулировать сами учащиеся: в первом предложении голос повышается, идёт вверх. Во втором предложении голос, наоборот, идёт вниз, понижается. Внимание учащихся обращаем на вопросительный знак в конце этого предложения, сообщается, что на знаке вопроса голос повышается.
Цель следующего задания заключается в чтении стихотворения А. Прокофьева «Как на горке, на горе» и передаче настроения, где нужно повышать или понижать голос. Здесь дополнительными средствами выражения чувств и отно-
78
шения к содержанию речи являются междометия. Можно объяснить учащимся, что наш голос может изменяться — «подниматься и спускаться с горки», то есть «голос повышается», «голос понижается»:
С ГОРКИ — УУУУХ (понижаем голос, как будто съезжаем с горы)
НА ГОРКУ — УУУУХ (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору) [2, с. 65].
Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы стихотворения. Сначала «нарисуем» в воздухе мелодику вместе с учащимися, а затем школьник продирижирует её самостоятельно.
На этапе обобщения уместно сравнить два понятия — мелодия и мелодика (речи). Для фиксирования движения мелодики можно использовать схемы с указателями повышения или понижения высоты голосового тона, потому что как мелодия записывается нотами, так и с помощью различных знаков можно «изобразить» мелодику слова, фразы, предложения, текста. Для этой цели мы используем упражнение «Прыжок», которое способствует развитию гибкости голоса и учит тому, где нужно повышать, а где нужно понижать голос [8, с. 102]. Схема выглядит следующим образом:
головой кручу...
и вот лечу.
прыжок...
Разбег...
теперь мне надо
опуститься,
чтоб ставить
точку
научиться
Чтение диалогических текстов позволяет ученику принять на себя роль того или иного героя, «оказаться» в определенной речевой ситуации, испытать соответствующие ситуации чувства и выразить их с помощью такого важного элемента интонации, как мелодика речи. Это завершающий этап работы над формированием умения школьников правильно соблюдать мелодику в произношении готовых текстов. К примеру,
— Маша, ты боишься мышей ?
— Нет.
— А почему ты визжишь, когда увидишь мышь ?
— Это я других предупреждаю, которые боятся.
Заканчиваем знакомство с мелодикой речи обобщающим выводом: наш голос может изменяться — «подниматься и спускаться с горки». Каждая часть стихотворения, рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением, соответственно этому мы выбираем средства выразительности. Так,
79
грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость — все это отражается в голосе.
Следующий элемент интонации — ритм, который представляет собой чередование ударных слогов, которые можно задавать в виде хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких стихотворений. Поэтому для того, чтобы познакомить учащихся с ритмом, мы предложили упражнение, состоящее из двух частей: 1) восприятие ритма (мы рассказываем стихотворение хлопками, а учащиеся должны отгадать, что мы рассказали); 2) воспроизведение ритма (школьникам необходимо самостоятельно отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии ударов). Для этой цели мы взяли известные всем с детства строчки из стихотворения «В лесу родилась ёлочка». [2, с. 61]. Таким образом, учащиеся узнают, что чередование ударных и безударных слогов называется ритмом.
Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Обычно характер ритмического рисунка (чёткость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, то есть чередования ударных и безударных слогов. С этой целью учащимся было предложено прослушать несколько музыкальных отрывков из различных песен, определить, какую роль в них играет ритм. Например, прослушав отрывок из песни «Прадедушка» (группа «Непоседы») учащиеся определяют, что звучащий ритм в этой песне помогает идти, шагать, следовательно песню можно исполнять во время марша.
Для того чтобы понаблюдать, как используется ритм в текстах, приводим пример считалочки:
Как на на-шем се-но-ва-ле
Две ля-гуш-ки но-че-ва-ли.
Ут-ром вста-ли, щей по-е-ли,
И те-бево-дитъ ве-ле-ли.
Благодаря считалкам у школьников развивается память и чувство ритма. Учащиеся узнают, что в считалочке один счёт — один слог.
Далее мы переходим к знакомству со следующим элементом интонации — тембром. Активным приёмом на этом этапе является метод проигрывания ролей (инсценировка). Цель проигрывания ролей состоит в том, чтобы воссоздать перед учащимися правдивую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить поступки и поведение участников игры — исполнителей [6, с. 56]. Задача учащихся — говорить голосом литературных героев. Например, на этом уроке мы предлагаем инсценировать отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова «Хирургия»: слова автора, фельдшера Сергея Кузьмича Курятина и дьячка Ефима Михеича Вонмигласова. При чтении обращаем внимание учащихся на выделенные слова. При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц; в качестве речевого материала — отдельные фразы. К примеру:
1. —А-а-а... мое вам!—зевает (рис. 1) фельдшер. — С чем пожаловали?
Приступ зевоты вызывает неприятный по тембру голос.
80
2. —Тянул1.—говорит он плачущим ие то же время насмешливым голосом. —Чтоб тебя так на том свете потянуло ! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись!Света божьего не вижу...
Понятно, что от боли (вырвали зуб да и ещё не тот) человеку хочется плакать. А введение дополнительной окраски голоса —насмешки придаёт всей фразе эмоциональнее проявление презрения.
В целом учащимся при ч тении необходимо пере -дать юмор —добродушный смех, который не уничтожает человека, против которого направлена насмешка.
Пссле этого упражнения делается общий вывод: «Ребята, то, что вы сейчас делали, а именно изменяли эмоциональную окраску го леса, называется тембром».
Т. А. Ладыженская пишет: «Для работы по развитию навыков связной устной речи необходимы образцы звучащей речи —устные рассказы и устные выступления публичного характера» [3, c.l 11]. Поэтому следующий этап работы над тембром речи мы предлагаем начать с прсслушивания аудиозаписи рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А. П. Чехов. Рассказы»в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Рессийского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге Марата Рави (это хороший пример сценического чтения литературно го произведения). Учащиеся должны услышать ин-тонационнсе сфер мление говоримой речи, средства звуковой выразительности, используемые говорящим. В данном случае особое значение имеют конкретные, целенаправленные задания по анализу звуковой стороны высказывания. Например, в данном случае ученики должны отметить особенности тембра речи «человека-оркестра».
Актуальными в данной ситуации будут упражнения, направленные на определение эмоциональной окраски голоса стихотворений «Рассказ танкиста» Т. Твардовского и «Ссора» И. П. Токмаковой:
—Послушайте стихотворения и определите, с каким чувством они будут прочитаны.
В чтении первого стихотворения присутствуют чувства сожаления, страха, героизма, мужества; второго —чувства горечи, обеды, огорчения.
Заключительный этап работы над тембром —чтение небольшого текста. В процессе чтения учащиеся должны передать определённые чувства. Задание выполняется по группам. К. примеру:
Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит. Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги.
1 группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи.
2 группа —злорадно, от лица злодея.
Для того чтобы перейти к следующему важному средству интонационно-звуковой выразительнеети речи, предлагается такая задача: сравнить скорость чтения четырёх предложений и рассказа ть, чем определяется их вы бор. Для этого не-
31
обходимо познакомить школьников с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно» («средне»). Учащиеся узнают, что скорость чтения определяется содержанием, основным замыслом, назначением высказывания, условиями общения и что выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. После этого анализа вводим само понятие темпа речи.
Примеры:
О Быстро:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах Истай галок на крестах.
A. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 7
Необходимо выяснить с учащимися, почему эти строчки нужно читать быстро? Что увеличивает темп речи? Для этого мы предлагаем им ответить на следующие вопросы:
— Как была прочитана эта строфа?(динамично, стремительно)
— Что помогло автору создать динамику? (однородные подлежащие)
— В чем необычность этого перечисления?(между словами нет ни одного соединительного союза)
Вводим приём «бессоюзие». Бессоюзие — намеренный пропуск соединительных союзов. Учащиеся узнают, что Пушкин использует этот приём в тексте с целью придать отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.
О Медленно:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
B. Г. Короленко. Без языка. Глава 3
— Ребята, а как вы думаете, как будет называться стилистическая фигура, образованная однородными членами предложения в данном отрывке?
Вводим приём «многосоюзие». Многосоюзие — намеренное использование повторяющихся союзов.
— Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (Как бы замедляют движение, подчеркивают смысл соединяемых союзами однородных членов). Создается картина равномерного движения волн [7]. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
82
Следующие задания направлены на формирование умения определять подходящий темп для готовых текстов. Например,
...Ивдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал.
Я подползал, они вон там, в саду...
А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста.
Учащиеся делают вывод, что выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.
Проблемные вопросы на уроках русского языка вызывают интерес учащихся к теме, способствуют развитию творческих способностей, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Например:
— Как вы думаете, какой темп способствует передаче тяжёлых переживаний? А радостных? (Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье замедляют его.)
Анализируя, учащиеся самостоятельно пытались привести примеры, например темпа, при передаче тяжёлых или радостных переживаний.
Чтобы потренироваться применять различный темп речи (быстрый, средний или медленный), знакомимся со скороговорками. Например, 3—4 раза меняется темп произношения скороговорки — от медленного до очень быстрого. Далее усложняем упражнение тем, что необходимо прочитать предложения, добавив чувства: скороговорку тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали прочитать так, чтобы все испугались (задача — напугать).
Для того чтобы познакомить учащихся со следующим элементом интонации — громкостью, и с тем, в каких случаях надо говорить тихо или громко, школьникам предлагается прочитать стихотворения, обращая внимание на пометки. Например,
Была тишина, тишина, тишина...
(Тихо, медленно.)
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(Громче, быстрее.)
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь?
(Тихо.)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше...
(Тихо, быстрее.)
Наверно, сейчас барабанить он станет...
(Тихо: прислушаемся.)
Уже барабанит! Уже барабанит!
(Громко, весело.)
А. Шибаев
После этого вводится термин «интенсивность речи» — сила или слабость звучания. Учащиеся узнают, что все высказывания можно прочитать тихо или
83
громко. Поэтому следующее упражнение направлено на отработку громкости голоса.
В ходе работы над этим средством выразительности ученики отвечают на вопрос: Каким голосом следует передавать при чтении крик персонажа? Учащиеся узнают, что крик героя в произведении не обязательно передавать громким голосом. Особенно если этот крик на расстоянии — тогда он должен звучать приглушённо. При чтении рекомендуется избегать крика, он невыразителен, раздражает слушателей. Далее школьникам было предложено задание на тренировку передачи крика в предложении. После обсуждения данного элемента речи делается вывод о том, что интенсивность речи помогает передать наши чувства, выразить наше настроение, основную мысль высказывания.
Следующий элемент интонации — логическое ударение — это выделение наиболее важных по смыслу слов. Поэтому нужно привлечь внимание школьников к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, произносим фразу и организуем её анализ:
Дети завтра пойдут в цирк ? (или не дети) ?
Дети завтра пойдут в цирк (или не пойдут)?
Дети завтра пойдут в цирк (или в какой-нибудь другой день) ?
Дети завтра пойдут в цирк (или в какое-нибудь другое место) ?
— Какое слово я выделила как самое ваДа, предложение сообщает нам, что именно дети, а не кто-нибудь другой завтра пойдут в цирк.
— Послушайте, как я скажу теперь:
Дети завтра пойдут в цирк? (или не дети)? Что я уточнила ?
Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса [2, с. 74].
Как видно из примера, при затруднении учащимся можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напомнить о средствах выражения логического ударения в устной речи.
Выяснив с учащимися логические ударения на примерах отдельных предложений путём вопросов и голосовых упражнений, переходим к выделению логических ударений в каком-либо нетрудном тексте. Например, на экране записаны пословицы, в которых графически обозначены логические ударения. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения, и объяснить смысл пословиц. Например:
/.../
Родина — мать, умей за неё постоять.
И обратное упражнение. Учитель выразительно читает три-четыре предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение. Пример:
/.../'
Труд — дело чести; будь всегда на первом месте.
И последнее предложенное учащимся задание — это чтение сказки Джанни Родари «Рыбы» с соблюдением логических ударений. Но задание осложнено тем, что в первых двух строчках сказки подчёркнуты карандашом слова, кото-
84
рые нужно выделить голосом, а дальше школьникам необходимо самостоятельно подчеркнуть голосом наиболее важные для понимания слова [2, с. 45].
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. После обсуждения стихотворения Бориса Заходера «Где поставить запятую» учащиеся узнают, что устранить смысловые нелепицы на письме можно с помощью знаков препинания, а при чтении — с помощью пауз. Обучение можно начать с использования условных обозначений пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//).
Стихи // — не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//
Н. И. Глазков
Но не всегда место остановки совпадает со знаком препинания. Пауза иногда нужна там, где знака препинания нет. С этой целью используется такой дидактический приём, как проблемный вопрос. Использование такого приёма способствует у учащихся выработке навыков умственных операций и действий, развития внимания, творческого воображения, догадки, формирования способности открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования. Например, на доске написан отрывок из произведения «Осень в лесу» И. С. Соколова-Микитова: «Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень». Учитель спрашивает: «Какая пауза не совпадает со знаком препинания?». Затем делается вывод: паузы надо делать в зависимости от смысла читаемого текста. Они могут и не совпадать со знаками препинания.
Постепенно вводится и другой термин: психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т. и. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность.
...смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним // чужая голова.
А. С. Пушкин. Руслан и Людмила
Уже произнося слово «чудо», чтец увидит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразится на лице (мимике) и будет подчёркнуто паузой после местоимения
85
«ним». Эту паузу можно сделать ещё более заметной, если её выдержать с чуть приоткрытым в растерянности ртом.
Далее учащимся было предложено упражнение, чтобы учащиеся прочитали отрывки из стихотворений, соблюдая психологическую паузу. К примеру,
... Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... | сам с ноготок!
Н. А. Некрасов. Крестьянские дети [2, с. 51—52]
Основные цели работы над основным тоном высказывания как главным интонационно-звуковом средством выразительности устной речи следующие: расширить знания учащихся о различных видах тона речи, об уместности или неуместности того или иного тона в определенной ситуации; показать роль тона в речевом общении людей; формировать умение школьников правильно использовать это средство выразительности в устных пересказах готовых текстов и при создании собственных связных устных высказываний.
Работа начинается с формирования у школьников знаний о многообразии видов тона в зависимости от выраженных в высказывании чувств и мыслей. Для этого учащимся необходимо прочитать отрывки из любимых сказок, обращая внимание на выделенные слова, произнести реплики диалога подходящим тоном и выразить чувства:
1. — Касторкой, — презрительно захохотала Сова на чердаке...
2. — Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос и выпей...
Для того чтобы помочь ученику описать своё настроение, эмоциональное восприятие, можно предложить заготовленные карточки со словами, описывающими палитру эмоций от негативных до восторженных. На первых порах возможно условное разделение на три группы, которые также обозначаются символами:
: печаль, грусть, разочарование, горе, скорбь, волнение и др.
: равнодушие, спокойствие, безразличие и др.
: восторг, радость, удовольствие, наслаждение, гордость и др.
Вместе с учащимися подводим итог: в зависимости от содержания высказывания, чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самыми разнообразными видами тона: презрительно, строго, с укоризной, с мольбой (умоляюще), с досадой, с возмущением, с огорчением, радостно, весело, печально, грустно, с насмешкой, с юмором и т. д. [9, с. 28].
Далее учащимся предлагается поразмышлять над высказыванием Уильяма Блейка (Пер. с англ. С. Я. Маршака):
Правда, сказанная злобно,
Лжи отъявленной подобна.
После анализа смысла пословицы вводится определение термина «основной тон высказывания».
Затем продолжается работа над значением основного тона высказывания в речевом общении. Например, цель игры «Чья интонация богаче?» — развитие
86
умения различать оттенки интонационного рисунка речи партнёра. Участники по очереди произносят фразу типа «иди сюда», стараясь не повторить ранее звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры (вспомним педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко (1888—1939), который делясь опытом воспитания подростков, сказал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно [4, с. 93].)
В результате проведённой работы схема должна представлять следующий вид:
На заключительном этапе предлагается ряд игр и упражнений, которые помогают учащимся осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом («Телекомментатор», «Замок и ключики», «Экскурсовод» и другие), а также работа над устным рассказом (мы брали для анализа рассказ В. Голявкина «Не везёт»), цель которого — наблюдение над связью между чувствами автора и выбором правильной интонации при чтении произведения.
Пример игры «Замок и ключики». В центр выходит один из учеников — он «замок», который «откроется», т. е. выполнит просьбу, команду, если она будет произнесена тем способом, который указан в билете. Если же подтекст просьбы не совпадает, то «замок» отказывает автору просьбы, используя при этом тот самый подтекст, которым только что безуспешно пытался «открыть замок» автор просьбы.
Варианты подтекстов (билеты):
1. Нежность (протяжный, «огубленный» тембр).
2. Военный приказ (повышенная громкость и чёткость произнесения).
3. П резрение (высокомерный тон).
4. Срочность (убыстренный темп).
5. Задумчивость (замедленный темп, удлинение звуков).
6. Гнев (произнесение «сквозь зубы», повышенная громкость).
7. Деловая просьба (спокойный, размеренный темп, официальный тон, уважительная интонация).
87
8. Угроза (сильный акцент на словах, выражающих обращение и требование).
9. Торжественность (замедленный темп, размеренность речи, подчёркнутая важность каждого слова, громкость).
10. Обречённость (произнесение со вздохом, удлинённые паузы) [1, с. 31].
На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация — это
главный компонент в обучении выразительному чтению. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов. Если систематически использовать приемы обучения, нацеленные на выразительное чтение текстов художественных произведений, то можно способствовать выразительному чтению художественных текстов и глубокому их пониманию.
* *
*
1. Краснов Ю. М. Интонационные упражнения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2008. № 4. С. 30—32.
2. Кубасова О. В. Выразительное чтение: пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 144 с.
3. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 256 с.
4. Макаренко А. С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. С. 224 (Антология гуманной педагогики).
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897. URL: llttp://www.минoбpнayки.pф
6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2009. 192 с.
7. Резвая А. Изобразительные возможности конструкций с однородными членами // Русский язык. 2003. № 24. URL: http://rus.lseptember.ru/article.php?ID=200302407
8. Шишкова М. И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении // Логопед. 2006. № 21. С. 98—106.
9. Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка // Начальная школа. 1990. № 10. С. 28—36.
88