УДК 37.048.45
https://d oi.org/10.24158/spp.2017.11.23
Чебанов Константин Александрович
Chebanov Konstantin Aleksandrovich
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
Бурляева Виктория Арсентиевна
PhD in Education Science, Associate Professor, Head of the Power Engineering Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
Burlyaeva Viktoria Arsentievna
доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
Гончарова Наталья Станиславовна
D.Phil. in Social Science, PhD in Education Science, Professor, Head of the Vocational Training Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
Goncharova Natalia Stanislavovna
аспирантка кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
PhD student, Vocational Training Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences
KNOWLEDGE SYSTEM DEVELOPMENT IN SCHOOL STUDENTS THROUGH CAREER GUIDANCE
Аннотация:
В статье раскрываются понятие, цели, задачи, критерии эффективности профориентационной работы в школе. Предложены формы и приемы, направленные на макро- и микроинформированность учащихся школ о существующих профессиях и соответствующих трудовых функциях. Профориентационная работа определяется авторами как система научно обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении / выстраивании стратегии профессиональной карьеры. Профо-риентационная работа в школе призвана помочь учащимся осознать главные характеристики профессиональной деятельности, научиться анализировать профессии и сравнивать их между собой. Указано, что, готовясь к выбору будущей профессии, каждый человек должен обладать достаточно полными знаниями о своей личности, о наличии у себя профессионально значимых качеств и о том, какие качества необходимо компенсировать либо преодолевать. Формирование профессионального самосознания и самоопределения эффективно при условии выработки у учащихся оценочных критериев, необходимых для осознания адекватности личных физических, психофизических и моральных качеств требованиям профессионального труда.
Summary:
The study reveals the concept, goals, objectives, and performance of career guidance in school. The authors propose methods and techniques for macro- and micro-awareness of students about occupations and employment functions. Career guidance is a system of science-based measures to assist a person in searching for a professional identity/building a career strategy. Career guidance in school is to help students understand the main characteristics of professional activity and learn to analyze occupations comparing them with each other. Before choosing a career, everyone should have sufficient knowledge about his identity and professional strengths, the qualities to be compensated for or overcome. The professional identity and self-determination are available if the students' evaluation criteria for understanding that their physical, psychophysi-cal characteristics and moral standing meet job requirements are developed.
Ключевые слова:
профориентационная работа, профессионально-консультационная работа, профессия, трудовая деятельность, профессиональный отбор, микроинформированность, макроинформированность.
Keywords:
career guidance, career counselling, profession, labour, professional selection, micro-awareness, macro-awareness.
В последние годы вопрос развития и диагностики профессиональных способностей не так часто обсуждается психологами, педагогами и в целом представителями научной общественности России. Многим специалистам эта проблематика кажется не интересной, больше внимания уделяется тренингам, психотерапии и другим направлениям психологии, наиболее востребованным и интенсивно развивающимся. Однако если вспомнить, что в сутках 24 часа, треть из кото-
рых человек тратит на сон, еще треть отведено для профессиональной деятельности, а остальные 8 часов занимает частная житейская суета, то необходимо правильно расставить акценты. Важным моментом является верный выбор профессии, которая будет приносить не только материальное, но и и моральное удовлетворение.
Правильно выбранная профессия обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние человека, которое проявляется в том, что ему нравится работа, его уважают как высококлассного специалиста, его ожидают продвижение по служебной лестнице и увеличение заработной платы. Неправильно выбранная профессия обрекает человека на внутренние конфликты, отсутствие мотивации к труду, низкие качественные и количественные показатели, конфликтные ситуации с коллегами и руководством, семейные неурядицы.
Правильное профессиональное ориентирование в конечном итоге приводит к счастью конкретного человека. Неправильный подход к выбору профессии или отсутствие профессионального ориентирования актуализирует необходимость постоянно решать внутренние проблемы, посещать тренинги личностного роста, снятия тревожности, повышения уверенности в себе и т. д. С 1970-х гг. специалисты периодически пытались проследить, какой процент выпускников вузов не работают по полученной ими специальности. Если этот процент составлял 30 и более, то правительство принимало ряд мер, в том числе по профориентационной работе, с целью преодоления данной проблемы. Сегодня меньше половины выпускников вузов работают по профессии, полученной в учебном заведении. Кроме этого, в процессе трудовой деятельности большое количество людей предпочитают получать дополнительное образование или переучиваются. Это связано не столько с невостребованностью полученной ранее профессии, сколько с самоопределением личности и неправильным профессиональным выбором в юности.
Для правильного профессионального самоопределения человек прежде всего должен правильно определиться не только с желаниями, знаниями, но и с наличием конкретных способностей. Способности следует определить как индивидуально-психологические особенности личности, которые отвечают требованиям какого-либо вида деятельности и обусловливают успешность его выполнения. Способности личности обнаруживаются в процессе овладения различными видами деятельности в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и качественно осваивает способы ее организации и осуществления [1]. В.Н. Мясищев считал, что способности - это взаимно усиливающие друг друга свойства.
В ядре способностей находятся интеллектуальные характеристики, но показатели мышления все реже учитываются с помощью профориентационного опроса старшеклассников, практически не проводится диагностика для их исследования и выявления. Любая профессиональная деятельность включает в себя анализ, оценку ситуации или формирование представления о ней и принятие решения в соответствии с ситуацией, т. е. интеллектуальный компонент в этом алгоритме является основным. Однако многие современные исследователи не учитывают интеллектуальный компонент, а предпочитают останавливаться на отдельных личностных характеристиках или профессиональных качествах, таких как организованность, коммуникативность, дипломатичность, лидерские качества, энергичность, умение устанавливать контакты и т. д.
Первые исследования, посвященные мышлению, были проведены британским психологом Чарлзом Спирменом в начале XX в. Используя различные тесты, Спирмен исследовал деятельность различных специалистов и показатели их мышления. В результате он выявил, что есть люди, которые во всем всегда более успешны. По ряду тестов Спирмен получил высокие корреляции между отдельными показателями, выделил ядерную характеристику и назвал ее д-фактор, или генеральный фактор (интеллект). С этих исследований началось практическое изучение интеллекта. Интеллект стали понимать как целостную характеристику человека, д-фактор - интеллектуальный показатель личности, по которому определяли, насколько личность может быть эффективна или не эффективна в разных видах обучения, деятельности и т. д. В дальнейшем другие ученые пытались выявить взаимосвязь интеллекта с наследственностью, социально-экономическими факторами, половой принадлежностью и т. д.
Осознание учащимися различных сторон и характеристик профессиональной деятельности - одно из определяющих условий правильного выбора будущей профессии. Знания о профессии способствуют формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. Данное знание будет более полным при условии ознакомления старшеклассников с профессией непосредственно на производстве. Информированность многих учащихся старших классов о профессиях довольно низкая. Познавательная готовность старшеклассников к выбору профессии повышается в том случае, если у них имеется не просто набор сведений, а система знаний о профессии.
По нашему мнению, продуктивным способом развития творческого отношения учащегося к своей будущей профессии является личный пример педагога. Учебная деятельность педагога, наполненная творческими идеями и принципами, вдохновляет учащихся к собственному творческому развитию [2, с. 49].
Профориентационная работа - система научно обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении / выстраивании стратегии профессиональной карьеры.
Профориентационная работа в школе призвана помочь учащимся осознать главные характеристики профессиональной деятельности, научиться анализировать каждую профессию, сравнивая их между собой. Целями профориентационной работы выступают:
- формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов;
- знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
- проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута.
Необходимо, чтобы в результате профориентационной работы старшеклассник научился
делать выводы о профессиональной пригодности того или иного человека к определенной профессии. Непосредственно в профориентационной работе должны быть задействованы предприятия, которые являются социальными партнерами различных учебных заведений.
Важно определить, какими знаниями о профессии должен обладать человек, стоящий на пороге выбора будущей профессиональной деятельности. Это знания о предмете, целях, орудиях и условиях труда, основных повседневных обязанностях на рабочем месте, знаниях, умениях и навыках, связанных с данной профессией, взаимоотношениях в трудовом коллективе, образе жизни и социальном окружении специалиста.
Установлено, что при традиционном подходе к профориентационной работе многие учащиеся мало что знают о предмете и орудиях труда, не могут описать условия труда, не осведомлены о требуемых умениях и навыках. Говоря о знаниях, необходимых квалифицированному специалисту, они отмечают то, что им ближе, а именно знания по учебным предметам (математике, химии, географии и т. д.). Среди необходимых умений и навыков учащиеся выделяют лишь общекультурные.
При определении целей труда учащиеся обычно испытывают значительно меньше затруднений. Это объясняется тем, что о целях труда говорится в ходе изучения многих предметов. Следовательно, тому, кто ведет профориентационную работу, необходимо в обязательном порядке знакомить старшеклассников со специальными знаниями, умениями и навыками, которыми должен владеть будущий специалист.
Готовясь к выбору будущей профессии, каждый человек должен обладать достаточно полными знаниями о своей личности, о наличии у себя профессионально значимых качеств и о том, какие качества необходимо компенсировать либо преодолевать.
Следует отметить, что из требований, которые предъявляет к человеку избранная им профессия, учащиеся отмечают лишь самые общие: четкость выполнения работы, знание наук, внимательность, упорство, обязательность. При этом старшеклассники мало дифференцируют их в зависимости от требований конкретных профессий и специальностей [3].
Указанные недостатки школьников объясняются поверхностным ведением профориентаци-онной работы. Преподавателю и представителю от предприятия при подготовке и проведении про-фориентационных мероприятий (профессиографических встреч [4, с. 22], бесед, экскурсий) следует прежде всего опираться на свои личные знания об основных характеристиках и особенностях труда по данной профессии, предусматривать пути и средства передачи этих знаний старшеклассникам.
К профориентационной работе необходимо привлекать специалистов, обладающих информацией об основных аспектах профориентационной и профессионально-консультационной работы с учащимися, или тех, кто на себе испытал все особенности профессионального труда. Эта задача может решаться представителем от предприятия или организации, сотрудничающей с образовательным учреждением, ведущим профориентационную работу.
В системе знаний о профессии, необходимых учащимся для сознательного выбора специальности или направления подготовки, следует предусмотреть классификацию профессий по предмету труда. Стоящие перед выбором учащиеся должны быть осведомлены:
- о цели труда - комплексе результатов, которые в конечном итоге предусматривает труд;
- орудиях труда - приспособлениях, необходимых для осуществления трудового процесса;
- условиях труда - объективной реальности, которая окружает человека в трудовом процессе, особенностях рабочего места;
- гигиенических условиях, способах «примеривания» учеником себя к требованиям профессии и отдельных ее специальностей.
Кроме системы микроинформированности, существует макроинформированность - знания о мире профессий, об основных предметах, целях, орудиях и условиях труда, видах профессионального образования и типичных перспективах профессионального роста человека, социальном запросе на кадры в той или иной сфере труда [5, с. 38].
Макроинформированность включает также общие знания о труде, его целях и мотивах деятельности людей, профессиональной пригодности и основных требованиях разных профессий к человеку. Подобные глубокие знания о профессиях и их требованиях к человеку будут способствовать формированию у учащихся осмысленного подхода к выбору профессии, обоснованному предпочтению одной специальности другой.
Расширенному пониманию труда и профессий содействует чтение рекомендованных профориентатором книг о профессиях и трудовой деятельности с последующим опросом о том, что они узнали о профессии и специальности, орудиях и условиях труда, необходимых профессиональных знаниях и способностях.
Для обучения сознательному выбору специальности можно проводить со старшеклассниками беседы о необходимых для работы по тем или иным специальностям способностях, особенностях внимания, темперамента, в результате чего формировать у них представления о своих положительных чертах и недостатках.
Полезными будут занятия по профотбору, в процессе которых учащимся можно дать задания определить наиболее подходящую профессию для своих товарищей, обосновав свое решение. Конечно, на таких занятиях должен соблюдаться надлежащий уровень тактичности и доброжелательности. Учащийся не должен быть задет отказом ему в любимой специальности.
Чтобы сравнить уровень выраженности качеств личности с требованиями избираемой профессии, необходимо иметь представление о развитии профессии в связи с научно-техническим прогрессом. Поэтому важно готовить учащихся к такому представлению об особенностях профессии в будущем и своем месте в более развитом производстве. Этот аспект профессионального самоопределения должен пронизывать всю профессиональную ориентацию старшеклассников. Следует учитывать, что качества, определяющие профессиональную пригодность, а также профессиональная сноровка и мастерство обычно развиваются в процессе овладения профессией.
Профориентация учащихся, формируя их профессиональное самоопределение, должна исходя из актуального уровня развития их профессионального сознания способствовать формированию более отдаленной зоны его развития [6]. Только динамический подход в профориентации может обеспечить действенное устойчивое профессиональное самоопределение старшеклассников.
Формирование профессионального самосознания и самоопределения эффективно при условии выработки у учащихся оценочных критериев, необходимых для осознания адекватности личных физических, психофизических и моральных качеств требованиям профессионального труда.
Необходимо применять следующие формы профориентационной работы:
- привлечение представителей предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий;
- взаимодействие с бывшими учащимися образовательного учреждения, в частности с теми, кто в настоящий момент сам является работодателем;
- оборудование кабинета (уголка) профориентации с целью оказания информационно-справочной поддержки учащимся, педагогам, родителям;
- знакомство с профессиональными образовательными организациями разного типа, посещение их в рамках дней открытых дверей;
- информирование о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях данного региона, местных организациях;
- знакомство с миром профессий (профессиографической информацией, справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности, отраслях народного хозяйства);
- содействие изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей;
- виртуальный кабинет профориентации (созданный в сети Интернет);
- книжный фонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература;
- компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть Интернет;
- размещение на сайте школы информации о выпускниках, у которых успешно сложилась профессиональная карьера;
- проведение конкурсов по профориентации в образовательных учреждениях, участие в окружных конкурсах по профориентации;
- применение портфолио в предпрофильной подготовке и профильном обучении [7, с. 10].
Основными критериями эффективности профориентационной работы могут выступить:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения / путях трудоустройства;
- потребность в обоснованном выборе профессии / профессиональной реализации;
- уверенность учащегося в социальной значимости труда;
- степень самопознания учащегося;
- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Критерии станут для ученика основополагающими ориентирами и в самосовершенствовании, и в профессиональном самоопределении. Важно помнить, однако, что сама профессиональная самооценка зависит от ряда таких общих психологических образований, как мировоззрение, отношение к другим, понимание смысла жизни, которые, в свою очередь, также должны быть предметом самоосмысления.
Ссылки:
1. Словарь практического психолога / сост. С. Головин. М. ; Минск, 1998.
2. Чебанов К.А., Бурляева В.А. Условия формирования творческого мышления у обучающихся учреждений среднего профессионального образования // American Scientific Journal. 2016. № 1-1 (1). С. 48-53.
3. Бурляева В.А. Подготовка старшеклассников в учреждении дополнительного образования к планированию профессиональной карьеры : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
4. Никодимова Е.А., Гребнев Д.А. Организация профориентационной работы с обучающимися, направленной на повышение престижа рабочих профессий (в рамках единой информационно-образовательной среды) : метод. рек. Вологда, 2013. 24 с.
5. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования : учеб. пособие. Челябинск, 2004. 125 с.
6. Бурляева В.А. Указ. соч.
7. Никодимова Е.А., Гребнев Д.А. Указ. соч. С. 10.