(470-25)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы первичного профессионального самоопределения молодежи. Также представлены результаты социологического исследования, направленного на изучение факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение московской учащейся молодежи, и определение значения в данном процессе существующей системы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. По результатам исследования выявлены роль субъективных и объективных факторов, влияющих на выбор будущей профессиональной деятельности московской учащейся молодежи, а также комплекс проблем в организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа, мотив выбора профессии, факторы выбора профессии, старшеклассники, студенты.
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MOSCOW YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Annotation. The article considers the problem of primary professional self-determination of youth. Also it presents the results of a sociological survey aimed at investigating factors influencing professional self-determination among Moscow senior and high school students and at specification the role of the existing career guidance system in Moscow schools in this process. The survey has revealed the role of subjective and objective factors influencing Moscow students' future career choice, as well as the range ofproblems in the organization of career guidance in Moscow schools. Keywords: professional identity, career guidance work, the motive of career choice, factors of career choice, senior high school students, high school students.
Профессиональное самоопределение учащихся старших классов школы и, как результат, выбор будущей профессии является одной из «вечных» проблем, встающих перед молодежью и их родителями на начальном этапе профессиональной социализации. Введение профильного обучения на старшей ступени школы делает эту проблему особенно важной как в бытовом, так и в научно-исследовательском ракурсе. В каждой семье, имеющей школьника выпускного класса, определение его будущей профессиональной карьеры является предметом постоянного обсуждения и споров. Интересы родителей и детей в этой области часто не совпадают и приводят к внутрисемейным конфликтам. Рациональный взгляд и опыт старшего поколения вступает в противоречие с юношеским идеализмом. Результатом нередко является подчинение абитуриента мнению родителей и выбор профессии, не соответствующей его желаниям, возможностям и способностям. Работа не по специальности является в настоящее время повсеместным явлением. Дисбаланс рынка труда, выражающийся в избытке трудовых ресурсов в одной сфере и недостатке в другой, негативно отражается на структуре трудовых отношений, затрагивая важнейшие сферы общественной жизни, и переводит проблему профессионального самоопределения старшеклассников из области потребностей и интересов отдельной личности в область социальную.
Агентами профессионального самоопределения личности выступают элементы социально-профессиональной среды общества, информационные потоки, комплекс субъективных и случайных факторов, природа которых крайне разнородна, а воздействие на каждую конкретную личность зачастую непредсказуемо. Сложная структура и высокий уровень динамичности профессионального самоопределения, подверженность влиянию социальных и социально-психологических факторов, участие в данном процессе множества заинтересованных акторов определили междисциплинарность научных подходов к изучению
УДК 316.477:37.048.45-053.6 Е.В. Тихонова Е.В. Дианина
Elena Tikhonova Elena Dianina
© Тихонова Е.В, Дианина Е.В., 2016
проблемы. В научном плане вопросы профессионального самоопределения являются предметом постоянного изучения психологии, педагогики, экономики, социологии. Однако при всем разнообразии научных представлений все исследователи соглашаются, что профессиональное самоопределение личности является итоговым результатом профессиональной ориентации, основной функцией которой является подготовка молодежи к выбору профессии. В идеале избранная профессия должна соответствовать как индивидуальным особенностям каждой личности, так и удовлетворять необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах всего общества. В качестве агента профессионального самоопределения система профессиональной ориентации может рассматриваться как «система учреждений, применяющая всю совокупность человеческих знаний для раскрытия человеку его профессиональных возможностей, предоставления ему способов своевременно выявить свои действительные потенции, активизации его воли для принятия обоснованного и свободного решения» [2, с. 11].
В современном информационном обществе выбор будущей профессии молодежью осложняется целым рядом проблем, которые еще несколько лет назад просто отсутствовали. В наибольшей степени это относится к старшеклассникам московских школ, находящихся в центре «информационного тайфуна» -громадного количества информационных потоков, распространяющих противоречивые сведения о состоянии рынка труда, престижности и востребованности тех или иных профессий, массы недостоверных и часто эмоционально насыщенных данных о конкретных вузах и преподавателях. Одновременно за привлечение будущего студента борются конкурирующие учебные заведения, использующие рекламные методы, далеко не всегда объективно отражающие ситуацию. В итоге выбор профессии старшеклассники осуществляют под влиянием случайных факторов без учета не только соответствия своих индивидуальных особенностей, но и без учета факторов социальных - будущей востребованности профессии на рынке труда и ее значимости для общества [6].
С целью изучения факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение московской учащейся молодежи и роли в этом процессе системы профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях г. Москвы было проведено социологического исследование. В интернет-опросе приняли участие 403 человека, из которых 165 составили студенты 1-11 курсов московских вузов и 238 старшеклассников, учащиеся столичных школ. Возраст респондентов составил от 16 до 25 лет. Сравнение мнений студентов, которые уже осуществили свой выбор профессиональной деятельности, и старшеклассников, которым только предстоит совершить первый серьезный и ответственный шаг в своей жизни, позволило выявить комплекс факторов, влияющих на итоговый результат профессионального самоопределения и оценить его успешность с позиции субъектов данного процесса. На момент проведения исследования треть респондентов-старшеклассников (30 %) утверждали, что полностью определились с выбором профессии, 43 % респондентов выбрали профессию, но еще сомневаются в правильности своего выбора, 24 % респондентов пока не определись с выбором профессии и 3 % опрошенных (учащиеся 10-го класса) еще не думали о выборе профессии [1]. Результаты опроса студентов подтвердили, что выбор профессиональной деятельности осуществлялся в большинстве случаев в выпускном классе (11 классе) - 37 % и после окончания школы (35 %), когда принимается решение о поступлении в конкретный вуз. В 10-м классе с выбором будущей профессии определились 12 % сегодняшних студентов. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне инфантильности молодежи, большинство из которой до последнего момента не задумывалось о будущей профессиональной деятельности. Интересно, что никто из участников опроса не указал на влияние получаемого в школе профильного образования на выбор профессии, что вызывает серьезные сомнения в эффективности воздействия данного нововведения на профессиональное самоопределение школьников.
Процесс профессионального самоопределения протекает по большей степени в латентной форме. Старшеклассники, как и студенты младших курсов, не осознают влияния агентов профессио-
нальной ориентации на итоговый выбор профессии и места ее получения (вуза). По мнению респондентов, на окончательный выбор профессиональной деятельности, в наибольшей степени оказывают влияние индивидуальные субъективные факторы - собственные желания и интересы, личный интерес к профессии; (медианное значение - 5). Однако одновременно они отмечают значимость престижа профессии и материальных возможностей семьи; (медианное значение - 4), т. е. внешних, объективных по отношению к участникам опроса, факторов. Студенты, как и учащиеся старших классов, отмечают влияние на профессиональный выбор возможности построения профессиональной карьеры, востребованности профессии на рынке труда, отсутствия проблем при трудоустройстве, финансовой независимости, высокого уровня оплаты труда (медианное значение - 5 и 4 соответственно). Прагматичность в оценке будущей профессии возрастает с изменением социального статуса респондента. Если старшеклассники указывают на то, что выбранная профессия должна предоставлять «возможность приносить пользу обществу» (медианное значение - 4), то студенты отводят этой характеристике более скромное место (медианное значение - 3). Таким образом, роль субъективных факторов и независимость выбора профессии участниками опроса сильно преувеличена, а приоритет личных интересов и потребностей как основной фактор определения профессиональной деятельности существует только в представлениях молодежи.
Стремление выглядеть независимым от внешних воздействий провоцирует у молодого человека (старшеклассника или студента-первокурсника) желание уменьшить роль внешних факторов на выбор будущей профессиональной деятельности. В ходе опроса большая часть респондентов постоянно указывала, что ни информация с Дней открытых дверей в вузах, ни встречи с преподавателями и студентами не оказали существенного влияния на их позицию (медианное значение - 3). Однако сам факт оценки данных мероприятий показывает, что старшеклассники в них участвовали, причем неоднократно, т. е. проявляли интерес, который в настоящее время озвучивать не хотят. Информация из официальных Интернет-источников (сайты вузов, сайты по выбору профессии и т.д.), если доверять мнениям респондентов, также не оказала влияния на профессиональный выбор, не интересны для них дискуссии в социальных сетях на форумах, в блогах по вопросам выбора профессии (медианное значение - 2), но проведенный анализ посещений старшеклассниками данных сайтов показывает, что их число в течение учебного года стабильно отражает высокий интерес к содержащейся информации и возрастает в несколько раз каждой весной накануне выпускных экзаменов в школе и начала приемной кампании в вузах.
Гипертрофированная оценка собственной роли в выборе профессии приводит к умалению значения таких факторов, как помощь родителей, родственников, знакомых при поступлении в вуз, одобрения и поддержки друзей (медианное значение - 3). При этом мнение ближайшего окружения -родителей, родственников, знакомых и друзей семьи респонденты оценивают как практически незначимое (медианное - 2), что совершенно не соответствует реальности. Многочисленные исследования свидетельствуют об обратном, а именно, о решающей роли ближайшего окружения, в большей степени родителей, в выборе профессионального будущего молодежи. Среди факторов, которые практически не повлияли на окончательный выбор профессиональной деятельности, студенты младших курсов указали мнение преподавателей, репетиторов, а также проведение профориентационных мероприятий в школе (медианное значение - 2).
В ходе исследования было проведено сравнение мотивов выбора профессии студентами и старшеклассниками. Наиболее значимым мотивом выбора профессиональной деятельности респонденты указали стремление к творческой работе, а также интерес к новым технологиям (студенты -46 %, старшеклассники - 49 %), значимым является мотив материального благополучия, который более важен для старшеклассников, чем для студентов (21 % против 19 %). У трети респондентов преобладают смешанные мотивы, и практически одинаковое, но невысокое значение при выборе профессии имеет мотив престижности профессии (студент - 4 %, старшеклассники - 3 %).
Полученные результаты отражают специфику возрастных особенностей личности молодых респондентов, ориентированных на самоутверждение и высказывающих парадоксальные суждения -признание важности престижа профессии при выборе будущей сферы деятельности и одновременно отрицание влияния данного фактора на окончательное решение (декларируемый специфический альтруизм). Данный вывод подтверждается результатами анализа мнений студентов о направлениях подготовки, на которых они хотели бы учиться. Приоритетными направлениями считаются юриспруденция, журналистика, творческие профессии (режиссер, актер, дизайнер, специалист в области искусства), маркетинг, реклама и связи с общественностью. Все выбранные направления являются престижными и высоко котируются в общественном мнении, озвучиваемом в прессе. Одновременно маркетинг, реклама и связи с общественностью, журналистика являются профессиями, на сегодняшний день востребованными на рынке труда [5]. Интересно, что популяризация рабочих и технических профессий, а также постоянное повторение о переизбытке профессиональных юристов не находят понимания в среде учащейся молодежи.
Признание определенных направлений подготовки престижными и интересными, а также наличие у 22,6 % студентов желания сменить профиль обучения не реализуется в конкретных действиях. Большинство студентов (77 %) не предполагают менять направление подготовки в вузе, однако и не проявляют особенной заинтересованности в будущей профессии. По результатам исследования было выявлено, что дополнительно интересуются профессиональной сферой, следят за тенденциями развития, посещают разного рода тематические мероприятия, участвуют в конференциях, дополнительно читают специальную литературу лишь 14 % студентов. Больше половины (63 %) респондентов «иногда проявляют дополнительный интерес к избранной профессиональной деятельности только по значимой для них теме», и «редко, в основном для подготовки доклада, реферата» -19 % студентов. Не испытывают потребности в получении дополнительных знаний, считая, что получают достаточно информации по профессии в вузе 4 % опрошенных студентов. Несмотря на пассивность в овладении будущей профессией значительной части вчерашних старшеклассников, большинство студентов планируют работать по специальности (85 %), сомневаются в этом 9 %, а не планируют профессионально реализоваться в данной области лишь 6 % опрошенных.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор преобладающего числа старшеклассников при переходе в статус студентов не подвергается сомнению, профессиональное самоопределение можно считать состоявшимся с возможностью незначительной корректировки в будущем. Но при этом они не стремятся затрачивать дополнительных усилий для получения новых знаний и умений, а ограничиваются лишь информацией, получаемой на занятиях в вузе.
В связи с переходом на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях проведение профориентационной работы с молодежью и помощь в профессиональном самоопределении становится одной из основных задач образовательного процесса, центральной фигурой которого является учитель. Он проводит достаточно времени с учащимися и может дать объективную оценку их знаниям и способностям в силу своего профессионального и жизненного опыта. В рамках проведенного исследования изучалась роль и структура системы профессиональной ориентации в московских школах. В целом все респонденты (95 %) отметили, что учащаяся молодежь нуждается в проведении профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Такая работа проводится на постоянной основе в школах, которые окончили 9 % студентов, и в которых учатся 12 % старшеклассников. На периодических занятиях по профессиональной ориентации присутствовали 46 % старшеклассников, через них прошли 53 % студентов. 38 % студентов и 42 % старшеклассников отметили, что у них в школе подобная работа не проводилась. Основной интерес у школьников, по мнению респондентов, вызывает получение знаний о своих способностях к тем или иным профессиям (студен-
ты - 64 %, старшеклассники - 50 %). Чуть меньше пятой части (по 18 %) респондентов считают основным предназначением профориентации передачу школьникам сведений о разных профессиях. Важность детальной информации о программах подготовки специалистов в высших учебных заведениях и условиях поступления больше отмечают учащиеся старших классов, чем студенты (18 % против 12 %). И почти в два раза больше старшеклассников, чем студентов (13 % против 5,5 %), считают проведение работы по профориентации не нужной, «пустой тратой времени». Такое расхождение мнений отражает различие оценки «здесь и сейчас» (школьники) и отстраненного во времени взгляда (студенты), который всегда более объективен, поскольку не нагружен сиюминутными эмоциями и личностной конкретикой.
Согласно результатам исследования было установлено, что в настоящее время в профориен-тационной работе в московских школах наряду с учителями и их школьниками участвуют преподаватели и студенты вузов (студенты - 27 % старшеклассники - 32 %), школьные психологи (студенты -26 %, старшеклассники - 27 %), руководители и сотрудники организаций или предприятий (19 % и 14 %), выпускники школ (студенты - 12 % и старшеклассники - 11 %). Вариант ответа «никто из вышеперечисленных» выбрали 12 % студентов и 10,5 % старшеклассников, в школах которых профориентация практически не проводилась. Участие родителей отметили лишь 6 % студентов и 5 % старшеклассников. На этот момент следует обратить особое внимание, поскольку именно родители являются представителями различных профессиональных групп и во многом определяют будущую сферу профессиональной деятельности своих детей. Вовлечение родителей в работу по профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях имеет важное значения для повышения качества и эффективности процесса профессионального самоопределения школьников.
Наряду с учителями и классными руководителями ведущую роль в работе по профессиональной ориентации играют школьные психологи. В их обязанности входит: проведение психологической диагностики по профориентации и профильного тестирования учащихся; выявление интересов, склонностей учащихся, оценка профессиональных предпочтений, составление психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах профессионального, личностного и социального развития учащихся и т.д. [3]. Анализ распределения ответов на вопрос: «кто должен принимать участие в профориентации в школе» показал, что в работе по данному направлению, по мнению студентов и старшеклассников, должны принимать участие, прежде всего, школьные психологи (23 % и 30 %), преподаватели вузов (20 % и 26 %), студенты (14 % против 16 %), а также маркетологи/социологи (16 % против 13 %). Представителей школы: завуча по воспитательной работе (8 % против 6 %), классных руководителей (11 % против 7 %), школьных преподавателей вне зависимости от классного руководства (6 % против 4 %) респонденты не видят в качестве участников в работе по профориентации. Однако, согласно Примерному положению о проведении профориентационной работе в общеобразовательных учреждениях на базе кабинета «Технология», именно представители общеобразовательных учреждений привлекаются к работе по профориентации: заместитель директора по воспитательной работе общеобразовательного учреждения, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель [4, с. 5]. Так, например, в обязанности классного руководителя входит: изучение личности учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом и учителями-предметниками; проведение профо-риентационной работы во время классных часов, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий; проведение работы по профессиональной ориентации с родителями учащихся; организовывать участие школьников в различных профориентационных мероприятиях, и т.д. [3]. На наш взгляд, здесь можно говорить скорее о совместной работе психолога- педагога и классного руководителя. В настоящее время обязанности классного руководителя во многом пересекаются с обязан-
ностями психолога-педагога, тем более ввиду того, что высокая загруженность работой в учебном процессе классного руководителя и недостаток профессиональных знаний не позволяют качественно и в полном объеме проводить профориентационную работу.
Очевидно, что респонденты отдают предпочтение психологам, поскольку в силу возрастных особенностей для них имеет важное значение информация о своих индивидуальных качествах, что составляет суть работы школьного психолога. Преподаватели вузов являются для старшеклассников референтной группой, общаясь с которой школьники идентифицируют себя с определенным вузом, что в дальнейшем влияет на выбор высшего учебного заведения. Также, по мнению респондентов, к работе по профориентации должны привлекаться студенты вузов, которые являются практически сверстниками старшеклассников, лучше понимают и больше доверяют друг другу, у них отсутствуют статусные барьеры.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях г. Москвы, что существенно затрудняет процесс профессионального самоопределения старшеклассников. При высоком уровне востребованности профориентационной работы в школах учителя (классные руководители), которые в настоящее время выполняют ее большую часть, не являются референтными личностями по вопросам выбора профессионального будущего молодежи. Сам процесс имеет преимущественно эпизодический, бессистемный характер, что негативным образом сказывается на формировании профессионального самоопределения молодежи. В данной работе наряду с учителями и школьными психологами должны принимать участие родители учащихся, студенты и преподаватели вузов. Таким образом, система профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях г. Москвы не отвечает современным требованиям и нуждается в существенной модернизации, осуществлять которую необходимо с использованием комплекса современных научно-методических разработок в области социологии, педагогики и социальной психологии.
Библиографический список
1. Дианина, Е. В. Исследование факторов, влияющих на выбор профессии учащимися старших классов / Е. В. Дианина; под ред. В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, В. В. Зотова, И. В. Антоненко. - Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 6. - М. : ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - 285 с. - С. 45-49.
2. Мордовская, А. В. Основы профориентологии : учеб. пособ. для бакалавров / А. В. Мордовская, С. В. Панина, Т. А. Макаренко. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 235 с.
3. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы и профильного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.imcnt.ru/system/files/files/normativno-pravovoe_obespechenie (дата обращения : 12.09.2015).
4. Романова, Е. С. Организация профориентационной работы в школе : методическое пособие / Е. С. Романова. - М. : Академия, 2013. - 304 с.
5. Список востребованных профессий в России 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/statistika-i-reytingi/vostrebovannye-professii-2020-spisok (дата обращения : 25.12.2015).
6. Тихонова, Е. В. Роль системы профориентации старшеклассников в подготовке к выбору будущей профессии / Е. В. Тихонова, Е. В. Дианина // Материалы 20-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2015». - М. : ГУУ. - Вып. 1. - С. 28-30.