УДК 372.3/4; 378
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ*
FORMING INNOVATIVE CAPACITIES OF ORGANIZATION OF CHILDREN’S MOTOR AND COGNITIVE ACTIVITY AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTE
Д. М. Правдов
D. M. Pravdov
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя
Аннотация. В статье представлена модель формирования у будущих педагогов по физической культуре инновационных компетенций. Дана характеристика физкультурнообразовательного пространства педагогического вуза. Приведены результаты формирования у студентов компетенций организации двигательно-познавательной деятельности детей в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Abstract. The article presents the model of forming innovative capacities at future Physical Training teachers. It gives the characteristic of physical and educational space of pedagogical institute. It also gives the results of forming capacities of organization of motor and cognitive activity of children in preschool institutions and in elementary school at students.
Ключевые слова: студенты, инновационные компетенции, двигательно-познавательная деятельность, интеграция, физкультурно-образовательное пространство.
Keywords: students, innovative capacities, motor and cognitive activity, integration, physical and educational space.
Актуальность исследуемой проблемы. Современная система образования строится на компетентностном подходе, а инновации рассматриваются как ключевой фактор содержания и организации учебно-воспитательного процесса на всех его уровнях [8]. Введение федеральных государственных требований для системы дошкольного образования и федеральных государственных стандартов для школы обуславливает необходимость изменения условий подготовки педагогических кадров по всем направлениям системы высшего профессионального образования. В связи с этим проблема подготовки педагогов новой формации в сфере физической культуры и спорта с позиций формирования инновационных компетенций для их будущей профессиональной деятельности является весьма актуальной.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-36-01270
Поиск путей совершенствования традиционной подготовки будущих педагогов для сферы физической культуры и спорта выявил необходимость интеграции образовательных пространств различных учреждений в единую систему, отвечающую требованиям мобильности трансляции инновационного педагогического опыта учителей в процесс подготовки студентов как модели инновационной компетентности [1], [5], [6], [7], [9]. В условиях интеграции содержания внеурочной и внеаудиторной деятельности различных образовательных пространств (ДОУ, школы и вуза) возможна особая модель - «открытого физкультурно-образовательного пространства», объединяющая временные и пространственные параметры, характерные для результата подготовки студентов [2], [3], [4], [7]. Открытое физкультурно-образовательное пространство выступает как фактор, стимулирующий инновационную деятельность как педагогов и студентов вуза, так и других участников образовательного процесса.
Целью нашего исследования является формирование инновационных компетенций по организации двигательно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста у студентов факультета физической культуры в рамках реализации физкультурно-образовательных проектов.
Материал и методика исследований. Достижение цели исследования осуществлялось в ходе реализации проектной деятельности студентов факультета физической культуры (89 чел.) при оказании методической помощи педагогами (14 чел.) Шуйского государственного педагогического университета и учителями физической культуры образовательных учреждений Ивановской области (19 чел.). Предполагалось, что формирование и развитие инновационных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза может успешно осуществляться в атмосфере инновационности взаимодействия участников образовательного пространства, при разработке практикоориентированных проектов, подготовке, организации, проведении и непосредственном участии студентов в их реализации. При этом с позиций формирования инновационных компетенций у студентов физкультурно-образовательное пространство определяется уровнем открытости и готовности педагогов различных образовательных учреждений к интеграции усилий по моделированию, созданию и реализации специфических условий для их будущей инновационной профессиональной деятельности [5], [7].
Реализация модели формирования у студентов инновационных компетенций по организации двигательно-познавательной деятельности детей в дошкольном учреждении и начальной школе в открытом физкультурно-образовательном пространстве осуществлялась в течение 8 семестров (с 2009/10 по 2010/11 учебный год) на базе Шуйского государственного педагогического университета через различные формы и виды инновационной деятельности представителей всех ступеней образования - от детского сада до вуза. Для студентов факультета физической культуры это, прежде всего, реализация долгосрочного проекта по теме «Лучший урок физической культуры учебного года».
Результаты исследований и их обсуждение. Технология разработки и подготовки проектов студентами строится на тесном взаимодействии с консультантами: преподавателями вуза, инструкторами по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и с учителями по физической культуре, которые признаны в педагогическом сообществе как носители инновационных идей, новаторы. На факультете из числа студентов всех курсов и педагогов формировались творческие группы для разработки проектов по следующим направлениям:
— инновационные модели организации двигательно-познавательной деятельности детей (ДОУ);
— инновационные методики проведения и организации занятий (уроков, других форм занятий) по физической культуре (или по другим разделам программы школы) на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности учащихся;
— комплексы упражнений двигательно-познавательной деятельности учащихся;
— тренировочные (тренажерные) устройства двигательно-познавательной деятельности детей.
На первом этапе разработки проектов студенты выполняли анализ и обобщение инновационного педагогического опыта учителей физической культуры, идей и разработок.
На втором этапе разрабатывали инновационные модели, технологии, комплексы упражнений, тренажеры, тренировочные устройства, методики, которые по содержанию должны были носить характер инновационности, обеспечивать условия реализации принципа интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в различных режимных моментах их жизнедеятельности в дошкольном учреждении и формах организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Согласно положению о конкурсе «Лучший урок физической культуры учебного года» студенты описывали свои разработки, фотографировали и оформляли опытные образцы тренировочных устройств, готовили аннотации социально-экономического обоснования их эффективности, осуществляли видеозаписи организации и выполнения детьми комплексов новых упражнений двигательно-познавательной деятельности.
На третьем этапе - этапе презентации результатов проектной деятельности - студенты демонстрировали применение своих инновационных разработок в различных формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми дошкольного возраста и учащимися начальных классов школы. Оценка проектов инновационной деятельности студентов и уровня сформированности компетенций осуществлялась экспертной комиссией из числа опытных педагогов школ и вуза.
Установлено, что за два года проведения конкурсных мероприятий всего было разработано 43 проекта. В номинации «Инновационные комплексы упражнений двигательно-познавательной деятельности учащихся» экспертной комиссии было представлено наибольшее количество разработок - 19 проектов (44,2 %). В номинации «Инновационные методики и технологии проведения и организации занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности учащихся» было представлено 15 проектов (34,8 %). В номинации «Тренировочные (тренажерные) устройства двигательнопознавательной деятельности детей» количество инновационных проектов составило 7 (16,3 %). Наименьшее число участников отмечено в номинации «Инновационные модели организации двигательно-познавательной деятельности детей (ДОУ)» - 2 (4,7 %).
Сравнительный анализ уровня сформированности инновационных компетенций у студентов 3-4-х курсов (69 чел.) до начала участия в реализации конкурсных проектов и по их окончании позволяет констатировать позитивную динамику экспертных оценок. Наибольший прирост баллов экспертных оценок (от 0 до 10 баллов) отмечен по группе «Инновационные организационно-методические компетенции» - с 3,8+0,3 до 8,9+0,4 балла, «Проектно-исследовательские компетенции» - с 3,9+0,4 до 7,8+0,3 балла, «Инновационно-коммуникативные компетенции» (с использованием средств информационно-коммуникационных технологий) - с 2,3+0,2 до 7,7+0,3 балла.
При этом среднегрупповые значения степени развития профессиональных компетенций, в том числе инновационных, зафиксированы и у студентов 1 и 2 курсов, работавших в творческих группах. У них по окончании исследования результаты экспертных оценок были достоверно выше аналогичных показателей, полученных в начале исследования (р<0,05).
Резюме. Совершенствование традиционной подготовки студентов факультета физической культуры на основе моделирования условий их будущей профессиональной деятельности в открытом физкультурно-образовательном пространстве педагогического вуза, трансляция инновационного педагогического опыта учителей физической культуры в образовательный процесс студентов как модель инновационной компетентности позволили повысить качество подготовки будущих специалистов по физической культуре для дошкольных учреждений и начальной школы. Анализ результатов исследования позволяет констатировать эффективность реализации модели по формированию инновационных компетенций у студентов факультета физической культуры по организации двигательно-познавательной деятельности детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добродеева, И. Ю. Научно-инновационный вектор развития педагогического вуза / А. А. Червова, Е. А. Шмелева // Приволжский научный журнал. - 2011. - № 4. - С. 241-245.
2. Зобнина, Т. В. Система психологической подготовки студентов - будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Зобнина. - Нижний Новгород, 2011. - 48 с.
3. Кучко, Е. Е. Инновационные социальные технологии / Е. Е. Кучко // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн. : Изд-во В. М. Скакун, 1998. - С. 226.
4. Лисина, Е. Б. Правовое поле инновационной культуры / Е. Б. Лисина // Инновации. - 2000. -№ 3-4. - С. 70.
5. Правдов, Д. М. Модель подготовки будущих педагогов к формированию у детей культуры здоровьесбережения [Электронный ресурс] / Д. М. Правдов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov_dm.pdf
6. Правдов, Д. М. Организация двигательной и познавательной деятельности детей с применением компьютерных технологий / Д. М. Правдов, Ю. Н. Ермакова // Культура физическая и здоровье. - 2010. -№ 1. - С. 13-15.
7. Правдов, М. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства [Электронный ресурс] / М. А. Правдов, Н. Б. Павлюк, Д. М. Правдов, А. В. Корнев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 9 (17). - Режим доступа: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/
9. Шмелева, Е. А. Инновационная активность как акмеологический критерий нового качества профессионального образования / Е. А. Шмелева // Экономика образования. - 2010. - № 4. - С. 49-53.