Научная статья на тему 'Формирование у студентов факультета физической культуры приоритета выполнения восстановительно-профилактических мероприятий в профессиональной деятельности'

Формирование у студентов факультета физической культуры приоритета выполнения восстановительно-профилактических мероприятий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков В. Ф., Копытов А. Д.

The research material, connected with the evaluation of the formation of the attitude of the students of the Faculty of Physical Culture concerning the measures of rehabilitation and preventive measures in the structure of the duties of the experts of different profiles and specialties is represented in the present article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков В. Ф., Копытов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов факультета физической культуры приоритета выполнения восстановительно-профилактических мероприятий в профессиональной деятельности»

В.Ф. Пешков*, А.Д. Копытов**

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИОРИТЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

‘Томский государственный педагогический университет '"Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск

Важной организационно-технологической проблемой является внедрение методик и технологий применения восстановительно-профилактических средств в практику спорта, физической культуры. В настоящее время каждодневные дидактические, организационно-исполнительские профессиональные обязанности реализации восстановительно-профилактических технологий решает тренер, педагог, работающий в области оздоровительной физической культуры, в профессиональных командах, клубах, в определенной степени - врач. Если дидактические вопросы стратегии и тактики применения восстановительно-профи-лактических средств в системе их планирования органично входят и в профессиональную компетенцию педагогов физической культуры разных специальностей: тренера, инструктора, учителя физической культуры то решение таких принципиально важных вопросов, как практическое проведение комплекса восстановительно-профилактических мероприятий, включающих трудоемкие, требующие рабочего времени, специальных знаний и умений, соответствующей материально-технической базы, остается сложной и нерешенной проблемой. Должности специалиста по восстановлению в ДТОСШ, ШВСМ, Д10КФП, школах, ПТУ, ССУЗах, вузах нет. Технологии педагогических восстановительно-профилактических средств в определенной части реализуются педагогами физической культуры, а технологии медико-биологических, психологических восстановительно-профилактичес-ких средств в практике детско-юношеского спорта и квалифицированного спорта взрослых практически не реализуются. И это при существующих в настоящее время научно обоснованных методиках применения широкого спектра, восстановительных средств, таких как бальнеологические процедуры, массаж различного вида, профилактические электропроцедуры, тренажеры, комплексы питания, витаминизация, психотерапия и т.д. Кто должен эти средства в комплексе с педагогическими средствами релаксации, трак-ции, суставной гимнастики и т.д. конкретно проводить? Как отмечено выше, наша позиция состоит в том, что всю систему комплексного применения восстановительно-профилактических мероприятий должны внедрять и реализовывать специалисты по восстановительно-профилактической работе. Необходимо в штатное расписание Д10СШ, ДКЖФП, муниципальных физкультурно-оздоровительных клубов, физкуль-

турно-спортивных учреждений и сооружений вводить эту должность.

Было изучено оценочное мнение (по 5-балльной шкале) студентов факультета физической культуры во время обучения на 1, 3, 5-м курсах по принципиальной проблеме практики спорта и физической культуры о приоритете выполнения восстановитедьно-про-филактических мероприятий в структуре должностных обязанностей специалистов различных профилей и специальностей. С целью определения должностей данные оценок ранжировались.

Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеология», обучались по экспериментальной программе, ориентированной на восстановительно-профилактическую направленность профессиональной подготовки. Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.

Студенты экспериментальных и контрольных групп имеют общие и дифференцированные мнения, кто должен главным образом проводить восстановительно-профилактические мероприятия в системе спорта и физического воспитания. Студенты 1, 3, 5-го курсов экспериментальных и контрольных групп считают, что восстановительно-профилактические мероприятия должен проводить специалист по восстановительнопрофилактической работе, интегрирующий профильные знания и умения смежных областей спорта, физического воспитания, медицины, физиологии и психологии, владеющий техниками и методиками комплексного применения педагогических, медико-биологи-ческих, психологических средств восстановления с учетом специфики вида спорта, решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач в разных типах учреждений, приоритетной реализации функций восстановительно-профилактических средств в различных видах физической культуры и спорта.

Данное мнение студентов совпадает с мнением педагогов физической культуры пяти типов учреждений, которое изучалось на этапе констатирующего эксперимента и может быть серьезным основанием для введения органами государственного и местного управления должности специалиста по восстановитель-

но-профилактической работе в штатное расписание спортивных и общеобразовательных школ, профессиональных образовательных у чреждений, муни ципальных физкультурно-спортивных клубов, сборных команд по видам спорта различного уровня, команд по игровым видам, участвующих в чемпионатах России, Личный научно-практический опыт работы одного из авторов статьи на тренировочных сборах с командой мастеров по футболу «Томь» г. Томска, анализ позиций 522 педагога физической культуры и тренера, работающих в ДЮСШ, ДЮКФГ1, школе, вузе, коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах, указывает на необходимость введения должности специалиста по восстановительно-профилактической работе, который на основании совместно с тренером и врачом выработанной стратегии и тактики применения восстановительно-профилактических средств практически реализует комплекс технологий и методик восстановительно-профилактических мероприятий.

Совместно с тренером этаг специалист должен обеспечивать рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировок и соревнований, функционального состояния, уровня тренированности, особенностей бытовых и экономических условий, с учетом наличия материально-технической восстановительно-профилактической базы. Одна из задач специалиста - вести контроль за выполнением спортсменами планируемого объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их рационального соотношения различной направленности и характера. Он должен проводить совместно с тренером систематический педагогический контроль за уровнем тренированности, а с врачом - за уровнем функционального состояния, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок; в процессе совместного анализа результатов педагогического и врачебного контроля вносить необходимую коррекцию в тренировочный процесс спортсменов, тактику восстановительно-профилактический мероприятий. Специалист по восстановлению подбирает и планирует в структуре тренировочных занятий эффективное сочетание нагрузочных упражнений со специальными восстановительными физическими упражнениями. Он должен проводить восстановительно-профилактические мероприятия в процессе тренировочных занятий с включением специальных восстановительных физических упражнений, восстановительн ых поз, кратковременного восстановительного массажа, экспресс-аутотренинга, восстановительных витаминопитательных напитков. Специалист организует и проводит восстановительные мероприятия в микро- и мезоциклах после тренировочных занятий с включением комплекса педагогических, медикобиологических и психологических средств, т.е. совместно с тренером, спортивным врачом осуществляет управление состоянием спортсмена и тренировочным процессом. Мы рассматриваем должность специалиста по восстановительно-профилактической работе как

важное исполнительское звено, регулирующее взаимоотношения между тренером и спортсменом в реализации стратегии и тактики тренировочного процесса.

Высокие ранговые оценки со 2-го по 6-й ранг поставлены студентами. 1, 3 и 5-го курсов экспериментальных и контрольных групп на основании ранжирования должности тренера, врача, спортивного психолога, инструктора оздоровительной физической культуры коммерческой сферы, инструктора производственной физической культуры.

Именно тренер отвечает за результаты подготовки спортсмена, команды, он интегрирует в своей профессиональной деятельности стороны педагогической, функциональной и психологической подготовки, анализ и синтез информации врача, спортсменов, которая является методологической основой принятия обоснованных решений о стратегии и тактике планирования тренировочного процесса в целом и комплексного применения восстановительно-профилактических средств.

Обязанность врача: функциональная диагностика, лечение травм и заболеваний, предписание схем питания, витаминизации, питьевого режима. Ввиду отсутствия должности специалиста по восстановлению на врача возлагают обязанность решать вопросы по восстановлению. Однако профессиональные возможности спортивного врача, логика медика, оперирующего методологическими подходами к больному человеку, специфический менталитет врача не обеспечивают, как показывает практика, эффективного решения задач восстановительно-профилактического характера. Врач не владеет концептуальными спортивно-педагогическими подходами к стратегии, тактике, технике и методике применения восстановительнопрофилактических средств с учетом специфики построения тренировочного процесса, формирования двигательных умений и навыков, технологии развития специальных физических качеств в конкретном виде спорта, этапа годичного цикла, этапа многолетней тренировки, квалификации спортсмена.

Высокий ранг, присвоенный должности спортивного психолога, подтверждает значение психологической подготовки спортсменов и является основанием включения техник и методик применения психологических средств восстановления в содержание учебного материала восстановительно-профилактической направленности факультетов физической культуры. Мы считаем, что специалист по восстановлению должен владеть знаниями и практическими методиками применения психологических средств, обеспечивающих восстановление психоэмоциональной сферы, коррекцию психологического состояния человека, подготовку к предстоящей соревновательной и тренировочной деятельности.

Общий подход студентов 1, 3 и 5-го курсов экспериментальных и контрольных групп также заключается в том, что на последние 8-10-е ранговые места

присвоены активной форме применения восстановительно-профилактических средств самими спортсменами во взаимодействии друг с другом и должности преподавателя физического воспитания ПТУ, ССУЗов, вузов. С позиции обеспечения профессионального уровня применения восстановительно-профилактических мероприятий, безусловно, правилен приоритет роли специалиста по восстановлению, тренера, спортивного врача. С точки зрения формирования творческой активности, знаний и умений самостоятельного проведения восстановительно-профилактических мероприятий как компонентов культуры спортивной тренировки, культуры занятий физическим воспитанием и эффективной реализации орга-визациоино-методических установок специалиста по восстановлению, тренера, педагога, врача по проведению восстановительно-профилактических мероприятий необходимо формирование позиции студентов по вопросу включения в практику занятий спортом, физическим воспитанием, применения восстановительно-профилактических средств в форме выполнения спортсменами и занимающимися физическим воспитанием друг другу восстановительнопрофилактических мероприятий и в форме самостоятельного выполнения. Эта позиция обоснована концептуальным подходом теории и методики физического воспитания и спорта, рассматривающим восстановительно-профилактические средства как взаимосвязанную и взаимообусловленную часть трен ировочного процесса и, следовательно, требующим освоения спортсменами и занимающимися физическим воспитанием знаний, умений, навыков применения организационно-методических вариантов восстановительно-профилактических мероприятий, в частности, в форме самовоздействия, взаимопомощи, вза-имоуслуги, взаимодействия.

Принципиально важным и объективным аргументом в позиции студентов является отсутствие в учреждениях сферы физической культуры, общего и профессионального образования должностей специалистов по восстановительно-профилактической работе, спортивных врачей и отсутствие в должностных инструкциях обязанности специалистов физической культуры и спорта выполнения такого вида работы. как проведение восстановительно-профилакти-чееких мероприятий.

Следует выделить дифференцированные позиции студентов экспериментальных и контрольных групп по оценке применения восстановительно-профилактических мероприятий спортсменами и учителем физической культуры. Динамика рангов оценок проведения восстановительно-профилактических мероприятий спортсменами, занимающимися физической культурой, и учителем физической культуры у студентов 1,3 и 5-го курсов, обучавшихся по специальности «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка», отлична от динамики рангов оценок

студентов, обучавшихся по специальности «Физическая культура» с дополнительными специальностями «Ва-леология» и «Безопасность жизнедеятельности». У с-тудентов, обучавшихся по специализации «Спортивная подготовка», ранги оценок проведения восстановитель-но-профилактических мероприятий спортсменами на 5-м курсе снизились с 5-го до 8-го, тогда как ранг оценки должности учителя, наоборот, повысился с 8-го до 5-го ранга. У студентов, обучавшихся по дополнительной специальности «Валеология», на 5-м курсе сохранились невысокие 7.5- и 8-ранговые места. Студенты, обучавшиеся по дополнительной специальности «Безопасность жизнедеятельности», сохранили низкий ранг должности учителя физической культуры и высокий, как на 1-м курсе, 5-й ранг оценки применения восстановительно-профилактических мероприятий самими спортсменами и занимающимися физической культурой.

Повышение ранговой оценки должности учителя физической культуры у студентов, обучавшихся по специализации «Спортивная подготовка», мы объясняем сформированным методологическим подходом к выбору и внедрению в общеобразовательные школы России различной направленности физического воспитания, который обосновываем в процессе преподавания включенных в учебный план инновационных дисциплин восстановительно-профилактической направленности и раздела «Восстановительно-профилактические средства» в дисциплине «Теория и методика физического воспитания и спорта». Мы считаем, что определяющим элементом модернизации школьного физического воспитания и спорта должно быть определение направленности физкультурного образования.

На основании тенденций урбанизации общества, интенсификации и профилизации школьного образования, развития спорта и физической культуры мы обосновали необходимость внедрения и реализации комплекса направленностей школьного физкультурного образования: восстановительно-профилактической, профессионально-прикладной и спортивной [2, 3]. Определение комплекса направленностей физкультурного образования позволяет конкретизировать цель, частные задачи физкультурного образования указанных направлений, их содержание, организационные формы и методику преподавания. Изучение теоретико-методологического материала по обоснованию модернизации школьного физкультурного образования обеспечило формирование у студентов экспериментальных групп первого направления подготовки понимания важности восстановительно-профилактической направленности профессиональной подготовки студентов ФФК к выполнению этого вида деятельности в должности школьного учителя физической культуры.

Дифференциация позиции студентов экспериментальных и контрольных групп установлена в динамике ранговых оценок проводить восстановительно-профилактические мероприятия инструктором оздорови-

тельной физической культуры коммерческой сферы. У студентов 5-го курса экспериментальных групп двух направлений подготовки ранги оценок статистически достоверно повысились по сравнению с оценками на 1-м, 3-м курсах с 6-8-го рангов до 3-ранговой оценки. У студентов контрольных групп ранг оценки понизился с 6-й до 9-й ранговой оценки с тенденцией, близкой к доверительной вероятности. Мы объясняем дифференциацию позиций внедрением в экспериментальную программу профессиональной подготовки содержательную и организационно-методическую составляющие результатов эксперимента по обоснованию социально-педагогических условий подготовки педагогов физической кулыуры к профессиональной деятельности в сфере коммерческой физической культуры. В частности, принципиально важным в опытно-экспериментальной работе было определение профессии, специальностей, их рациональное количество, обеспечивающих ведение комплексных восстановительно-профилактических занятий. Доказано, что наиболее функционально эффективно и рентабельно работает группа в составе трех специалистов: двух педагогов физической культуры, имеющих подготовку восстанови-тельно-профилактической направленности, и врача. Врач выполняет консультационно-ориентационную функцию, определяет и контролирует методику' вос-становительно-профилактического процесса в медицинском аспекте, проводит физио-, фито- и музыкальную терапию. Педагоги физической культуры определяют, проводят и контролируют тренировочно-профи-лактический процесс совместно с врачом, определяя и актуализируя, реализуют восстановительно-профилактические методики с учетом состояния здоровья, характера производственной деятельности, индивидуальных программ коррекции, проводят восстановительный массаж, аутогенную тренировку. Нам представляется, что комплексное комплектование рабочих групп, включающих описанные профессии и имеющих восстановительно-профилактическую направленность профессиональной подготовки, является прогрессивным организационно-технологическим решением задач для достижения целей подготовки спортсменов всех специализаций и квалификаций, решения восста-новительно-профилактических задач занимающихся оздоровительной и производственной физической культурой в разных типах учреждений.

На основании анализа результатов исследования сделаем выводы:

1. Установлена главная роль специалиста по восстановительно-профилактической работе в проведе-

нии восстановительно-профилактических мероприятий в системе занятий спортом и физической культурой, что является основанием для введения в штатное расписание учреждений образования, физкультурно-спортивных организаций, на предприятиях новой должности - специалист по восстановительно-профилактической работе.

2. Профессиональная подготовка восстановительно-профилактической направленности в эксперимен-тальн ых группах обеспечивает становление современного педагога физической культуры с развитыми способностями системного видения восстановительнопрофилактического процесса в структуре должностных обязанностей педагогической, медицинской и психологической профессии. Она обеспечивает понимание внутренних и внешних связей процессов тренировки, оздоровительных занятий физическими упражнениями с восстановительно-профилактическим процессом, составляющих суть профессиональной деятельности педагога физической культуры в структуре должностных обязанностей специалистов образовательных учреждений, физкультурно-спортивных организаций, решающих восстановительно-профилактические задачи.

3. Содержание экспериментального материала ориентирует студентов на освоение знаний и практических умений восстановительно-профилактического характера, увеличивает их профессиональный потенциал и создает условия социальной адаптации выпускников на педагогических должностях, реализующих функции воестановительно-профилакти ческой деятельности,

4. Важным этапом развития восстановительнопрофилактического направления в системе учреждений спорта, общеобразовательных, специальных учебных заведениях, на предприятиях и в организациях является включение в восстановительно-профилактическую деятельность педагогов физической культуры и спорта. К большому сожалению, в общеобразовательных и специальных образовательных учреждениях, решающих задачи оздоровления средствами физической культуры и спорта, учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (ДЮКФП, ДЮСШ, специализированных ДЮСШ, школах высшего спортивного мастерства) нет должности специалиста по восстановлению, что, безусловно, значительно сужает границы и снижает эффективность внедрения, планирования и методически правильного применения ВПС в практике.

Литература

1. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). М., 1997.

2. Пешков В.Ф. Восстановительно-профилактическая направленность системы школьного физического воспитания - важное условие реализации концепции единой трудовой и политехнической школы II Мат-лы всерос. конф. Томск, 1989.

3. Пешков В.Ф. Какой быть новой программе // Физическая культура в школе, 1989, № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.