Научная статья на тему 'Критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность'

Критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков В. Ф.

The article represents well-grounded criteria, indexes, characteristics of the indexes, qualitative evaluation of structural components of professional rehabilitation activities and preventive measures of physical training teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность»

В. Ф. Пешков

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОРИЕНТИРОВАННОГО

НА ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Томский государственный педагогический университет

Актуальность формирования восстановительнопрофилактических навыков у будущих педагогов физической культуры не вызывает сомнения. Автор настоящей статьи в данном направлении в течение более полутора десятков лет проводил исследование, в процессе которого были определены критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность. Исследование проводилось преимущественно на территории Томской области и среди студентов факультета физической культуры Томского государственного педагогического университета.

Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеодогия», обучались по экспериментальной программе, ориентированной на восстановительно-профилактическую направленностью профессиональной подготовки. Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, собственные исследования позволили выделить структурные компоненты профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Реализация каждого из них требует комплекса профессионально значимых, целенаправленных профессиональных действий в их целостной структуре [1, 2]. Разработаны компоненты профессиональной подготовки.

Ценностно-личностный компонент характеризуется принятием и осмыслением системы ценностей, сформированными личностными качествами, являющимися основой ценностно-личностного потенциала гуманного педагога физической культуры, осуществляющего восстановительно-профилактическую деятельность.

Концептуальными ценностями, отвечающими интегрально-дифференцированным требованиям ценностной сферы гуманного педагога физической культуры, являются: гуманизация физкультурного образования, гуманизация воспитания личности, гу-

манизация спорта, восстановительно-профилактический эффект, здоровьеформирование, творчество, восстановительно-профилактические технологии, полифункциональная педагогическая деятельность, собственное здоровье, саморазвитие, самоопределение.

Концептуальными специфическими профессиональными качествами будущих педагогов являются: гуманность, готовность оказывать помощь, уважение, ответственность, стремление быть здоровым, готовность к самообразованию, рефлексивность.

Когнитивный компонент мы рассматриваем как наличие системы знаний, умений, навыков в области здоровьеформирующих восстановительно-профилак-тмческих технологий, являющихся важной частью многофункциональной профессиональной подготовки для работы в различных типах педагогических учреждений и физкультурно-спортивных организаций; сформированной восстановительно-профилактической компетентностью, проявляющейся в умении применять полученные знания в практике с целью разрешения ее актуального противоречия: между целевыми установками спорта и необходимостью формирования гуманистической личности занимающихся; освоением способов овладения новыми знаниями и умениями в области восстановительно-профилактической деятельности.

Деятельностный компонент определяется: сформированной гуманной коммуникативной культурой будущих педагогов; приоритетным отношением к личности ребенка, занимающимся физической культурой и спортом; социальной ответственностью за полноценное развитие личности в рамках обеспечения оптимального совмещения спортивно-физкультурной, учебной и трудовой деятельности, сохранения важнейшей ценности: духовного, физического и социального здоровья; обеспечением соединения эффектов спортивно-физкультурной и восстановительно-профилактической деятельности с ростом ценностно-личностного потенциала детей, занимающихся; актуализацией разрешения противоречия между тенденциями интенсификации спортивной, учебной, производственной деятельности и факторами (причинами) личностного развития детей, занимающихся; способностью применения организационных форм реализации восстановительно-профилактических мероприятий в системе спортивно-

Структурный компонент Критерий Показатель Оценка характеристик показателей Количественная оценка показателя, баллы Уровень

Сформированная система профессиональных гуманистических ценностей и личностных качеств, соответствующая целям и функциям восстановительно-профилактической деятельности Ценности и качества личности, занявшие первые пять рангов, характеризующие отношение к профессиональной деятельности, к воспитанникам, к себе Высокая: 4—5 Высокий

Ценностно-личностный потенциал, ориентирующий на педагогическую работу в разных типах учреждений Ценности и качсстиа личности, характеризующие отношение к профессиональной деятельности Средняя: 3-4 Средний

Ценностно- личностный Ценности, личностные качества Личностные ценности и качества, ориентирующие на реализацию восстановительно-профилактической деятельности Сформированные ценности: восстановительно-профилактическая деятельность; восстановительно-профилактические технологии; восстановительно-профилактический эффект Ниже среднего: 2-3 Минимально- достаточный

Потребность совершенствовать систему гуманистических ценностей, личностных качеств Сформированные ценности, характеризующие отношение к себе; саморазвитие, самовоспитание, самореализация, самоактуализация Сформированные личностные качества, характеризующие отношение к себе: стремление к самообразованию, самовоспитанию, рефлексивность Низкая: 1-2 Низкий

Понимание сущности гуманистической направленности профессионального и общего физкультурно-спортивного образования Осмысление педагогических условий на ФФК, обеспечивающих профессиональную подготовку восстановительно-профилактической направленности Высокая: 4—5 Высокий

Познания в облас- Объем знаний, умений и навыков восстановительно-профилактической направленности Оценки экзаменационные и зачетные Самооценка студентами уровня знаний и умений Средняя: 3-4 Средний

Когнитивный ти восстановительно- Взаимосвязь владения знаниями и уме- Данные о распределении выпускников ФФК

профилактической деятельности ниями восстановительно-профилактического характера с желанием работать в разных типах учреждений Данные о взаимосвязи уровня знаний, умений с желанием работать в разных должностях в разных типах учреждений Ниже среднего: 2—3 Минимально- достаточный

Пополнение и обновление знаний, умений восстановительно-профилактического характера в спортивной, учебной, производственной деятельности Оценка отношения студентов к стратегии и тактике применения восстановительнопрофилактических средств Низкая: 1—2 Низкий

УШ1(Х1ГШи ~(1Р) д ж^ипд •роо? ШЛ шншоэ3

Коммуникативный Коммуникативные приоритеты гуманизма Ценности, личностные качества, характеризующие отношение к воспитанникам Высокая: 4-5 Высокий

Осознание социальной значимости полифункциональной подготовки в структуре дополнительных специальностей, специализации Оценка приоритетов направленностей подготовки педаг огов физической культуры Средняя: 3-4 Средний

Деятельностный Осмысление социальной значимости восстановительно- профиактической деятельности Готовность работать в должности специалиста по восстановитсяьно-про-филактичсской деятельности в различных тинах учреждений Экзаменационная, зачетная оценка уровня знаний и умений восстановительно-профилактического характера в процессе учебных. учебно-тренировочных, методических занятий Самооценка студентами готовности работать в должности специалиста но восстановительно-профилактической работе Ниже среднего: 2-3 Минимально- достаточный

Умения, навыки отбора и планирования восстановительно-профилактических технологий, нейтрализующих отрицательные эффекты гипердинамии и гиподинамии Оценка восстановительно-профилактической деятельности в процессе педагогической практики в школе. ДЮСШ, оздоровительных лагерях Низкая: 1-2 Низкий

Владение методиками комбинационного. инноваиионгнпгп и исследова- Качество написания выпускных квалифи-

тельского видов педагогического творчества кационных, курсовых работ, рефератов, научных докладов Высокая: 4-5 Высокий

Творческо-нозиавательная направленность профессионального и личностного саморазвития Сформированное!-!, ценностей: познание, творчество, самоутверждение в педагогическом труде, профессиональный рост, самореализация, самоактуализация Средняя: 3-4 Ниже среднего: 2-3 Средний Минимально- достаточный Низкий

Креативный Опыт творческой восстановительно- профилактической деятельности Рефлексия и анализ учебной, будущей профессиональной деятельности восстановительно-профилактической направленности Оценка личностных качеств: рефлексивность, творчество, готовность к самообразованию Самооценка учебной и профессиональной деятельности восстановительно-профилактической направленности

Способность к выбору и реализации восстановительно-профилактических технологий в коммерческих и бюджетных образовательных и оздоровительных учреждениях Экзаменационная, зачетная оценка; качество реферативной работы; оценка анализа научно-методических публикаций, опыта практической деятельности физкультурно-оздоровительных предприятий, функционирующих на коммерческой и бюджетной основе Низкая: 1-2

В.Ф. Пешков. Критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога..,

Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 5 (42). Серия: ПЕДАГОГИКА

физкультурной, учебной и производственной деятельности.

Креативный компонент предполагает развитие педагогического творчества, креативного начала у будущих педагогов физической культуры, расширение научно-методических знаний, овладение видами, педагогического творчества, наличие способностей отбора средств восстановительно-профилактических технологий в условиях функционирования коммерческих физкультурно-оздоровительных предприятий и бюджетных образовательных учреждений.

Для диагностики уровней профессиональной подготовленности восстановительно-профилактической направленности были определены критерии и показатели, для оценки которых мы использовали методы беседы, педагогического наблюдения, анкетирования, оценки и самооценки, метод рангов, метод экспертных оценок. Применение комплексной методики дало возможность выявить и оценить по пятибалльной шкале четыре уровня профессиональной подготов-

ленности восстановительно-профилактической направленности: высокий, средний, мивимально-дос-таточный и низкий (см. таблицу).

Средний процент данных суммированных четырех компонентов профессиональной подготовленности высокого, среднего, минимально-достаточного и низкого уровней студентов 5-го курса, обучавшихся по специальности «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеология», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», соответственно составляет:

45.06-40.79-10.78-3.40; 43.65-42.95..9.73-3.66;

31.06—38.74— 19.28—8.90.

Следовательно, по четырем компонентам подготовленности более значительный рост уровней профессиональной подготовленности восстановительно-профилактичской направленности произошел у студентов 5-го курса экспериментальных групп.

Литература

1. Бордовская Н.В, Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001.

2. Волошина Л.В. Теоретические аспекты и педагогические условия педагога-исследователя в системе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2:001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.