В. Ф. Пешков
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОРИЕНТИРОВАННОГО
НА ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Томский государственный педагогический университет
Актуальность формирования восстановительнопрофилактических навыков у будущих педагогов физической культуры не вызывает сомнения. Автор настоящей статьи в данном направлении в течение более полутора десятков лет проводил исследование, в процессе которого были определены критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность. Исследование проводилось преимущественно на территории Томской области и среди студентов факультета физической культуры Томского государственного педагогического университета.
Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеодогия», обучались по экспериментальной программе, ориентированной на восстановительно-профилактическую направленностью профессиональной подготовки. Студенты, зачисленные на специальность «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, собственные исследования позволили выделить структурные компоненты профессиональной подготовки педагога физической культуры, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Реализация каждого из них требует комплекса профессионально значимых, целенаправленных профессиональных действий в их целостной структуре [1, 2]. Разработаны компоненты профессиональной подготовки.
Ценностно-личностный компонент характеризуется принятием и осмыслением системы ценностей, сформированными личностными качествами, являющимися основой ценностно-личностного потенциала гуманного педагога физической культуры, осуществляющего восстановительно-профилактическую деятельность.
Концептуальными ценностями, отвечающими интегрально-дифференцированным требованиям ценностной сферы гуманного педагога физической культуры, являются: гуманизация физкультурного образования, гуманизация воспитания личности, гу-
манизация спорта, восстановительно-профилактический эффект, здоровьеформирование, творчество, восстановительно-профилактические технологии, полифункциональная педагогическая деятельность, собственное здоровье, саморазвитие, самоопределение.
Концептуальными специфическими профессиональными качествами будущих педагогов являются: гуманность, готовность оказывать помощь, уважение, ответственность, стремление быть здоровым, готовность к самообразованию, рефлексивность.
Когнитивный компонент мы рассматриваем как наличие системы знаний, умений, навыков в области здоровьеформирующих восстановительно-профилак-тмческих технологий, являющихся важной частью многофункциональной профессиональной подготовки для работы в различных типах педагогических учреждений и физкультурно-спортивных организаций; сформированной восстановительно-профилактической компетентностью, проявляющейся в умении применять полученные знания в практике с целью разрешения ее актуального противоречия: между целевыми установками спорта и необходимостью формирования гуманистической личности занимающихся; освоением способов овладения новыми знаниями и умениями в области восстановительно-профилактической деятельности.
Деятельностный компонент определяется: сформированной гуманной коммуникативной культурой будущих педагогов; приоритетным отношением к личности ребенка, занимающимся физической культурой и спортом; социальной ответственностью за полноценное развитие личности в рамках обеспечения оптимального совмещения спортивно-физкультурной, учебной и трудовой деятельности, сохранения важнейшей ценности: духовного, физического и социального здоровья; обеспечением соединения эффектов спортивно-физкультурной и восстановительно-профилактической деятельности с ростом ценностно-личностного потенциала детей, занимающихся; актуализацией разрешения противоречия между тенденциями интенсификации спортивной, учебной, производственной деятельности и факторами (причинами) личностного развития детей, занимающихся; способностью применения организационных форм реализации восстановительно-профилактических мероприятий в системе спортивно-
Структурный компонент Критерий Показатель Оценка характеристик показателей Количественная оценка показателя, баллы Уровень
Сформированная система профессиональных гуманистических ценностей и личностных качеств, соответствующая целям и функциям восстановительно-профилактической деятельности Ценности и качества личности, занявшие первые пять рангов, характеризующие отношение к профессиональной деятельности, к воспитанникам, к себе Высокая: 4—5 Высокий
Ценностно-личностный потенциал, ориентирующий на педагогическую работу в разных типах учреждений Ценности и качсстиа личности, характеризующие отношение к профессиональной деятельности Средняя: 3-4 Средний
Ценностно- личностный Ценности, личностные качества Личностные ценности и качества, ориентирующие на реализацию восстановительно-профилактической деятельности Сформированные ценности: восстановительно-профилактическая деятельность; восстановительно-профилактические технологии; восстановительно-профилактический эффект Ниже среднего: 2-3 Минимально- достаточный
Потребность совершенствовать систему гуманистических ценностей, личностных качеств Сформированные ценности, характеризующие отношение к себе; саморазвитие, самовоспитание, самореализация, самоактуализация Сформированные личностные качества, характеризующие отношение к себе: стремление к самообразованию, самовоспитанию, рефлексивность Низкая: 1-2 Низкий
Понимание сущности гуманистической направленности профессионального и общего физкультурно-спортивного образования Осмысление педагогических условий на ФФК, обеспечивающих профессиональную подготовку восстановительно-профилактической направленности Высокая: 4—5 Высокий
Познания в облас- Объем знаний, умений и навыков восстановительно-профилактической направленности Оценки экзаменационные и зачетные Самооценка студентами уровня знаний и умений Средняя: 3-4 Средний
Когнитивный ти восстановительно- Взаимосвязь владения знаниями и уме- Данные о распределении выпускников ФФК
профилактической деятельности ниями восстановительно-профилактического характера с желанием работать в разных типах учреждений Данные о взаимосвязи уровня знаний, умений с желанием работать в разных должностях в разных типах учреждений Ниже среднего: 2—3 Минимально- достаточный
Пополнение и обновление знаний, умений восстановительно-профилактического характера в спортивной, учебной, производственной деятельности Оценка отношения студентов к стратегии и тактике применения восстановительнопрофилактических средств Низкая: 1—2 Низкий
УШ1(Х1ГШи ~(1Р) д ж^ипд •роо? ШЛ шншоэ3
Коммуникативный Коммуникативные приоритеты гуманизма Ценности, личностные качества, характеризующие отношение к воспитанникам Высокая: 4-5 Высокий
Осознание социальной значимости полифункциональной подготовки в структуре дополнительных специальностей, специализации Оценка приоритетов направленностей подготовки педаг огов физической культуры Средняя: 3-4 Средний
Деятельностный Осмысление социальной значимости восстановительно- профиактической деятельности Готовность работать в должности специалиста по восстановитсяьно-про-филактичсской деятельности в различных тинах учреждений Экзаменационная, зачетная оценка уровня знаний и умений восстановительно-профилактического характера в процессе учебных. учебно-тренировочных, методических занятий Самооценка студентами готовности работать в должности специалиста но восстановительно-профилактической работе Ниже среднего: 2-3 Минимально- достаточный
Умения, навыки отбора и планирования восстановительно-профилактических технологий, нейтрализующих отрицательные эффекты гипердинамии и гиподинамии Оценка восстановительно-профилактической деятельности в процессе педагогической практики в школе. ДЮСШ, оздоровительных лагерях Низкая: 1-2 Низкий
Владение методиками комбинационного. инноваиионгнпгп и исследова- Качество написания выпускных квалифи-
тельского видов педагогического творчества кационных, курсовых работ, рефератов, научных докладов Высокая: 4-5 Высокий
Творческо-нозиавательная направленность профессионального и личностного саморазвития Сформированное!-!, ценностей: познание, творчество, самоутверждение в педагогическом труде, профессиональный рост, самореализация, самоактуализация Средняя: 3-4 Ниже среднего: 2-3 Средний Минимально- достаточный Низкий
Креативный Опыт творческой восстановительно- профилактической деятельности Рефлексия и анализ учебной, будущей профессиональной деятельности восстановительно-профилактической направленности Оценка личностных качеств: рефлексивность, творчество, готовность к самообразованию Самооценка учебной и профессиональной деятельности восстановительно-профилактической направленности
Способность к выбору и реализации восстановительно-профилактических технологий в коммерческих и бюджетных образовательных и оздоровительных учреждениях Экзаменационная, зачетная оценка; качество реферативной работы; оценка анализа научно-методических публикаций, опыта практической деятельности физкультурно-оздоровительных предприятий, функционирующих на коммерческой и бюджетной основе Низкая: 1-2
В.Ф. Пешков. Критерии и показатели компонентов профессиональной подготовки педагога..,
Вестник ТГПУ. 2004. Выпуск 5 (42). Серия: ПЕДАГОГИКА
физкультурной, учебной и производственной деятельности.
Креативный компонент предполагает развитие педагогического творчества, креативного начала у будущих педагогов физической культуры, расширение научно-методических знаний, овладение видами, педагогического творчества, наличие способностей отбора средств восстановительно-профилактических технологий в условиях функционирования коммерческих физкультурно-оздоровительных предприятий и бюджетных образовательных учреждений.
Для диагностики уровней профессиональной подготовленности восстановительно-профилактической направленности были определены критерии и показатели, для оценки которых мы использовали методы беседы, педагогического наблюдения, анкетирования, оценки и самооценки, метод рангов, метод экспертных оценок. Применение комплексной методики дало возможность выявить и оценить по пятибалльной шкале четыре уровня профессиональной подготов-
ленности восстановительно-профилактической направленности: высокий, средний, мивимально-дос-таточный и низкий (см. таблицу).
Средний процент данных суммированных четырех компонентов профессиональной подготовленности высокого, среднего, минимально-достаточного и низкого уровней студентов 5-го курса, обучавшихся по специальности «Физическая культура» с дополнительной специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеология», «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», соответственно составляет:
45.06-40.79-10.78-3.40; 43.65-42.95..9.73-3.66;
31.06—38.74— 19.28—8.90.
Следовательно, по четырем компонентам подготовленности более значительный рост уровней профессиональной подготовленности восстановительно-профилактичской направленности произошел у студентов 5-го курса экспериментальных групп.
Литература
1. Бордовская Н.В, Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001.
2. Волошина Л.В. Теоретические аспекты и педагогические условия педагога-исследователя в системе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2:001.