Литература
1. Проблемы законодательного обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФЗ РФ. 2003. № 4 (197).
2. Инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей. М., 1996.
3. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Под ред. А.И. Осадчих. М., 1997.
4. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы. М., 1997.
5. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа
1996 г. № 966» от 26 октября 2000 г. № 820.
УДК 377; 796/744; 616-003.9
В. Ф. Пешков
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АСПЕКТЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Томский государственный педагогический университет
Эталонным критерием в выборе приоритетных личностных качеств, которые необходимо воспитывать у будущего педагога по физической культуре в аспекте его полифункциональной, здоровьеформирующей, восстановительно-профилактической деятельности, были взяты данные оценок экспертов. В качестве экспертов выступили 16 педагогов педагогических вузов высшей квалификации, доктора и кандидаты педагогических наук и 21 педагог-практик, работающие в сфере физической культуры и спорта и имеющие высшую квалификационную категорию.
На этапе обработки данных экспертных оценок были выполнены следующие задачи:
- определен коэффициент согласованности мнений экспертов;
- методом математической статистики рассчитаны основные статистические характеристики;
- методом ранговых оценок определены приоритетные качества личности педагога по физической культуре восстановительно-профилактической направленности.
При разработке анкет личностные качества педагогов были сгруппированы по трем признакам: по отношению к профессиональной деятельности; по отношению к детям, занимающимся физической культурой; по отношению к себе.
Анализ экспертных оценок педагогов педагогических вузов и педагогов-практиков, работающих в сфере физической культуры и спорта, выявил по большинству характеристик одинаковую позицию по вопросу, какие качества личности надо воспитывать у педагога по физической культуре в аспекте его полифункциональной здоровьеформирующей восстановительно-профилактической деятельности. Из девяти качеств, характеризующих отношение
личности к профессиональной деятельности в первые пять рангов, согласно оценкам, включены последовательно наиболее важные, по их мнению, качества личности: 1) дисциплинированность; 2) ответственность; 3) трудолюбие; 4) творчество; 5) конкурентность.
На 6-9-е ранговые места, согласно экспертным оценкам, поставлены высокая работоспособность, стремление зарабатывать достойную зарплату, предприимчивость и стремление создавать положительный фон деятельности.
Из девяти качеств, характеризующих отношение педагога по физической культуре к детям, занимающимся физической культурой и спортом, в первые пять рангов вошли следующие качества личности: 1) справедливость; 2) уважение; 3) доброта; 4) готовность оказать помощь; 5) гуманность.
Последующие 6-9 ранговых мест на основании экспертных оценок получили качества: тактичность, сопереживание, отзывчивость, благодарность.
В первые пять наиболее важных качеств личности, характеризующих педагога по физической культуре и спорту, экспертами педагогического университета и сферы физической культуры и спорта включены: 1) целеустремленность; 2) стремление быть социально, психологически и физически здоровыми; 3) результативность деятельности; 4) готовность к самообразованию; 5) рефлексивность.
Ранжирование экспертных оценок выявило, что 6-9-е ранговые места заняли личностные качества: стремление к самовоспитанию, оптимизм, настойчивость, инициативность.
Студенты, зачисленные на обучение по специальности «Физическая культура и спорт» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальнос-
тью «Валеология», обучались по экспериментальной программе. Студенты, зачисленные на обучение по специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.
В учебно-воспитательном процессе, ориентированном на восстановительно-профилактическую деятельность, нами акцентировалось внимание на постановке и реализации задач по воспитанию приоритетных, по мнению экспертов, качеств личности.
На контрольном этапе эксперимента для установления степени достоверности результатов опытно-экспериментальной работы сравнивались оценки и ранги оценок, сформированных качеств студентов V курса экспериментальных и контрольных групп с оценками студентов на I и III курсах и оценки студентов V курса экспериментальных групп с оценками студентов V курса контрольных групп.
Анализ динамики сформированности качеств у студентов экспериментальных групп двух направлений подготовки показывает, что 19 оценок и 21 оценка (из 27) студентов V курса выше оценок на I и III курсах у студентов, обучавшихся по специальности «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка» и 18 из 24 оценок выше у студентов V курса в сравнении с оценками студентов I и III курса, обучавшихся по специальности «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеология». Оценки сформированности качеств - трудолюбие, творчество, конкурентность, гуманность статистически достоверно выше у студентов V курса двух экспериментальных направлений подготовки. Также достоверно выше оценки качеств - сопереживание, рефлексивность, быть социально, психологически и физически здоровыми у студентов, получавших дополнительную специальность «Валеология», и оценка качества - стремление к самовоспитанию у студентов, обучавшихся по дополнительной специализации «Спортивная подготовка».
У студентов двух экспериментальных направлений близко к достоверному уровню повышение оценок сформированных качеств - ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, справедливость, доброта, готовность оказывать помощь, готовность к самообразованию, результативность деятельности. У студентов, обучавшихся по дополнительной специализации «Спортивная подготовка», близко к достоверному уровню повышение оценок по таким качествам, как высокая работоспособность, целеустремленность, готовность быть социально, психологически и физически здоровыми, рефлексивность, оптимизм. Студенты, обучавшиеся по дополнительной специальности «Валеология», оценили близко к достоверному уровню повышение
оценок таких качеств, как стремление зарабатывать достойную зарплату, стремление создавать положительный фон деятельности, уважение, благодарность. Из в данном случае проанализированных качеств у студентов V курса первого экспериментального направления в число приоритетных качеств личности, характеризующих отношение к профессиональной деятельности, к детям, занимающимся физической культурой и спортом, отношение к себе, включено 13 качеств из 15. Оценка качества - уважение - статистически достоверно не отличается от оценок, присвоенных на I и III курсах, но занимает в своей группе качеств третье ранговое место, а качество - стремление к самообразованию оценено шестым ранговым местом.
Следует отметить выявленную дифференциацию рангов оценок в ранговых рядах студентов V курса первого и второго экспериментального направления. Если у студентов первого экспериментального направления качества - творчество, уважение, готовность оказать помощь, результативность деятельности заняли последовательно 5, 3, 2, 4-е ранговые места, то у студентов второго экспериментального направления соответственно 2, 1, 4, 2-е ранговые места.
Анализ оценок рангов качеств личности студентов V курса экспериментальных и контрольных групп показывает, что 21 оценка из 27 у студентов первого экспериментального направления и 22 оценки у студентов второго экспериментального направления выше оценок студентов контрольных групп, при этом статистически достоверно или близко к достоверному уровню выше 16 оценок в первом экспериментальном направлении и 20 оценок во втором экспериментальном направлении. Из 16 оценок студентов V курса первого и 20 оценок второго экспериментального направления, которые достоверно или близко к достоверному уровню выше оценок студентов контрольных групп, 13 оценок в первом и 14 во втором экспериментальном направлении характеризуют качества, включенные экспертами в приоритетную группу. Наибольшая и достоверная разница в оценках качеств - трудолюбие, творчество, конкурентность, готовность оказывать помощь, гуманность, стремление быть социально, психологически и физически здоровым, рефлексивность. Из тех качеств, которые не входят в группу приоритетных качеств, наибольшая и достоверная разница в оценках качеств у студентов первого экспериментального направления - стремление к самовоспитанию; у студентов второго экспериментального направления - стремление зарабатывать достойную зарплату, сопереживание, стремление к самовоспитанию.
Статистические данные подтвердили эффективность формирования концептуально важных ка-
честв студентов экспериментальных групп по модели полифункциональной подготовки педагога физической культуры. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новой дополнительной специальности, специализации с перечнем инновационных дисциплин, учебных тем, разделов восстановительно-профилактической направленности в традиционные дисциплины, модернизация курса «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», внедрение проблемных организационно-дидактических условий, создание и обеспечение функционирования восстановительно-профилактической среды, сутью которых является гуманизация профессиональной подготовки, формирование гуманного педагога физической культуры, усиление нравственного, гуманистического смысла восстановительно-профилактической деятельности, обеспечило формирование целостной личности будущего педагога по физической культуре.
Позитивным является то, что в структуре исследуемых нами познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов самосознания как важнейшей интегративной характеристики личности (И.С. Канон, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский) и развивающегося на основе общения, отношения к людям, на основе практической деятельности и осознания собственного «Я» в процессе осмысления своей позиции в системе отношений (Новикова, 1993) выявлена сформированная гармония качеств, характеризующих студентов в структуре отношений к профессиональной деятельности, к детям в целом и к занимающимся физической культурой и спортом в частности, отношение к себе. Самосознание студентов с этих позиций рассматривается как возможность реализации социально-психологических и педагогических задач в предстоящей профессиональной деятельности. При этом мы рассматриваем формирование личности педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность как целостность, не как набор отдельных качеств, а как интеграцию нравственных, устойчивых, гибких по смыслу, в определенной степени новых с точки зрения традиционных представлений о качествах, отвечающих требованиям целей, задач, функциям, полифункциональным направлениям профессиональной деятельности в различных типах государственных и негосударственных образовательных спортивных, физкультурнооздоровительных учреждениях.
Такая интерпретация формирования качеств личности педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность, связана с тем, что в динамично развивающемся мире, возрастающей конкуренции педагогических идей, концепций, направлений развития сферы образования, физической культуры и спорта в
связи с повышением требований к педагогам физической культуры может жить, эффективно конкурировать, быть социально востребованным, профессионально самореализовываться педагог, обладающий высокой психологической гибкостью, способный быть ответственным и добрым, целеустремленным и готовым оказывать помощь, сопереживать, творчески добывать, познавать, перерабатывать, избирательно усваивать новые знания и быть конкурентным, проявлять уважение к людям и стремиться к результативности в деятельности, что позволяет адаптироваться к меняющимся социальным, экономическим, профессиональным условиям.
Вместе с тем педагогу по физической культуре необходимо быть устойчивым, постоянным, иметь ядро классических, гуманистических, нравственных личностных качеств, позволяющих противостоять негативным тенденциям в развитии общества, кризису образовательной и физкультурно-спортивной сферы, противостоять устаревшим научно-методическим подходам в достижении целей и задач профессионального и общего физкультурно-спортивного образования. Иначе может произойти социальная и нравственная дезадаптация, дезориентация личности педагога. Чтобы этого не происходило, чтобы гибкость и устойчивость интеграционных качеств личности стали присущи педагогу, необходимо обладать развитыми качествами рефлексивности и методами саморегуляции, которые осваиваются студентами экспериментальных групп в процессе преподавания инновационных дисциплин восстановительно-профилактической направленности.
Развитие рефлексивности позволяет от внешней регуляции своего поведения и состояния переходить к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением и состоянием. Развитие методик саморегуляции должно в определенной мере быть объектом целенаправленного педагогического взаимодействия, потому что способность личности к саморегуляции и возможность осуществлять ее развиваются в процессе воспитания и обучения.
Чем больше развито качество рефлексивности, тем больше педагог способен совершенно и эффективно решать профессиональные задачи и возникающие проблемы организационного, методического, взаимоотношенческого характера. Осуществляя выбор вариантов планирования восстановительно-профилактических средств, разрабатывая стратегию и тактику их включения в учебно-тренировочный процесс, педагог способен учитывать большое число концептуальных научно-технических факторов. Рефлексируя, познавая себя, своих воспитанников и коллег, познавая творчество управления воспитанностью, специальной спортивной и физкультурной подготовленностью занимающихся, он все больше и больше познает
реальные возможности педагогических, медикобиологических, психологических средств восстановления и профилактики в достижении гармонии формирования гуманистического нравственного потенциала с формированием стремления быть социально, психологически и физически здоровым, среди целеустремленно добивающихся результатов в спортивной и физкультурной деятельности детей и занимающихся взрослых.
Наличие развитых противоположных качеств личности, характеризующих гибкость и устойчивость, классический перечень нравственных качеств и качеств специфично, акцентированно формирующихся именно в процессе профессионального обучения восстановительно-профилактической направленности, позволяет быть субъектом профессионального, социального и личностного творчества.
Понимание студентами нового отношения к восприятию нагрузок, их переносимости при применении средств восстановления, создающих у занимающихся новые положительные эмоциональные реакции, переживания, в целом благоприятное психофизиологическое состояние удовлетворения, комфорта, осмысление того, что вызванные психофизиологические, эмоциональные изменения способствуют через их трансформацию формированию у занимающихся положительных нравственных качеств. Готовность оказывать помощь, гуманность, уважение, сопереживание, доброта стимулируют внутреннее саморазвитие, нравственное, профессиональное. Формирование нравственных качеств в данном кон -тексте осуществляется через чувственное восприятие выполнения мероприятий восстановительнопрофилактического характера в качестве педагога и особенно ярко, усиленно в процессе восстановительно-профилактической деятельности у спортсменов, занимающихся физической культурой.
Студенты, включенные в позицию субъекта деятельности, выполняя организаторские функции собственной деятельности, активизируют рефлексивные процессы. Для развития самосознания студентов и формирования качества рефлексивности были созданы следующие педагогические условия:
- наличие разнообразных образовательных программ, представленных разными специальностями: «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Валеология», «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», специализацией «Спортивная подготовка», соответствующих потребностям и задачам студента;
- актуализация самостоятельности в выборе спортивной специализации, научных тем курсовых и выпускных квалификационных работ, в выборе и участии в различных формах самостоятельной подготовки к практическим занятиям, написание тема-
тических рефератов по проблемам восстановнови-тельно-профилактических средств;
- возможность реализации права студентов на индивидуальный график обучения;
- эмоциональная и интеллектуальная насыщенность деятельности в системе занятий по инновационным дисциплинам восстановительно-профилактической направленности, занятий курса педагогического физкультурно-спортивного совершенствования, курса спортивного совершенствования;
- удовлетворение потребности в самоутверждении, сотрудничестве, достижениях в результате включения студентов в процесс плановых соревнований различного уровня, организацию и участие в работе судейских бригад при проведении факультетских спартакиад, республиканских фестивалей по оздоровительной аэробике, студенческих научных конференциях;
- акцентуализация результатов учебной, спортивной, научной деятельности в форме создания стенда спортивной атрибутики, фотогалереи лучших спортсменов, информационных стендовых газет, оперативных информаций о результатах и достижениях студентов в университетской газете « Томский учитель»;
- актуализация состояния релаксации в процессе освоения и совершенствования техник и методик применения педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления для активизации рефлексивных процессов;
- поддержка и заинтересованность со стороны педагогов ФФК в профессиональной восстановительно-профилактической подготовке студентов.
В процессе реализации данных педагогических условий в экспериментальных группах преподаватели не только акцентировали внимание на сугубо предметных целях, но и ставили и реализовывали цели по воспитанию приоритетных качеств педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность, системно излагали материал о значении, педагогических и психофизиологических возможностях восстановительно-профилактической деятельности в целях формирования личностных качеств гуманного педагога.
Необходимо подчеркнуть, что реализация разработанных педагогических условий для развития познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов самосознания студентов, представленных в виде качеств личности, является фактором личностно ориентированного обучения и воспитания в системе подготовки педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность.
Поступила в редакцию 21.06.2006