Научная статья на тему 'Формирование качеств личности педагогов по физической культуре в аспекте восстановительно-профилактической деятельности'

Формирование качеств личности педагогов по физической культуре в аспекте восстановительно-профилактической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешков В. Ф.

В.Ф. Пешков. Формирование личностных качеств педагогов по физической культуре в аспекте восстановительно-профилактической деятельности В статье представлен экспериментальный материал, обосновывающий формирование личностных качеств педагогов физической культуры в процессе реализации полифункциональной профессиональной подготовки, ориентирующей студентов на восстановительно-профилактическую деятельность.V.F. Peshkov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пешков В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Personal Qualities of Physical Training Teachers in the Aspect of Rehabilitating-Prophylactic Activity The article under consideration presents experimental material giving reasons for the forming of personal characteristics of physical training teachers in the process of realization of multi functional professional students' training for rehabilitating-prophylactic activity.

Текст научной работы на тему «Формирование качеств личности педагогов по физической культуре в аспекте восстановительно-профилактической деятельности»

Литература

1. Проблемы законодательного обеспечения социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФЗ РФ. 2003. № 4 (197).

2. Инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей. М., 1996.

3. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов / Под ред. А.И. Осадчих. М., 1997.

4. Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы. М., 1997.

5. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа

1996 г. № 966» от 26 октября 2000 г. № 820.

УДК 377; 796/744; 616-003.9

В. Ф. Пешков

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АСПЕКТЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Томский государственный педагогический университет

Эталонным критерием в выборе приоритетных личностных качеств, которые необходимо воспитывать у будущего педагога по физической культуре в аспекте его полифункциональной, здоровьеформирующей, восстановительно-профилактической деятельности, были взяты данные оценок экспертов. В качестве экспертов выступили 16 педагогов педагогических вузов высшей квалификации, доктора и кандидаты педагогических наук и 21 педагог-практик, работающие в сфере физической культуры и спорта и имеющие высшую квалификационную категорию.

На этапе обработки данных экспертных оценок были выполнены следующие задачи:

- определен коэффициент согласованности мнений экспертов;

- методом математической статистики рассчитаны основные статистические характеристики;

- методом ранговых оценок определены приоритетные качества личности педагога по физической культуре восстановительно-профилактической направленности.

При разработке анкет личностные качества педагогов были сгруппированы по трем признакам: по отношению к профессиональной деятельности; по отношению к детям, занимающимся физической культурой; по отношению к себе.

Анализ экспертных оценок педагогов педагогических вузов и педагогов-практиков, работающих в сфере физической культуры и спорта, выявил по большинству характеристик одинаковую позицию по вопросу, какие качества личности надо воспитывать у педагога по физической культуре в аспекте его полифункциональной здоровьеформирующей восстановительно-профилактической деятельности. Из девяти качеств, характеризующих отношение

личности к профессиональной деятельности в первые пять рангов, согласно оценкам, включены последовательно наиболее важные, по их мнению, качества личности: 1) дисциплинированность; 2) ответственность; 3) трудолюбие; 4) творчество; 5) конкурентность.

На 6-9-е ранговые места, согласно экспертным оценкам, поставлены высокая работоспособность, стремление зарабатывать достойную зарплату, предприимчивость и стремление создавать положительный фон деятельности.

Из девяти качеств, характеризующих отношение педагога по физической культуре к детям, занимающимся физической культурой и спортом, в первые пять рангов вошли следующие качества личности: 1) справедливость; 2) уважение; 3) доброта; 4) готовность оказать помощь; 5) гуманность.

Последующие 6-9 ранговых мест на основании экспертных оценок получили качества: тактичность, сопереживание, отзывчивость, благодарность.

В первые пять наиболее важных качеств личности, характеризующих педагога по физической культуре и спорту, экспертами педагогического университета и сферы физической культуры и спорта включены: 1) целеустремленность; 2) стремление быть социально, психологически и физически здоровыми; 3) результативность деятельности; 4) готовность к самообразованию; 5) рефлексивность.

Ранжирование экспертных оценок выявило, что 6-9-е ранговые места заняли личностные качества: стремление к самовоспитанию, оптимизм, настойчивость, инициативность.

Студенты, зачисленные на обучение по специальности «Физическая культура и спорт» со специализацией «Спортивная подготовка», «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальнос-

тью «Валеология», обучались по экспериментальной программе. Студенты, зачисленные на обучение по специальности «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», обучались по традиционной программе в составе контрольных групп.

В учебно-воспитательном процессе, ориентированном на восстановительно-профилактическую деятельность, нами акцентировалось внимание на постановке и реализации задач по воспитанию приоритетных, по мнению экспертов, качеств личности.

На контрольном этапе эксперимента для установления степени достоверности результатов опытно-экспериментальной работы сравнивались оценки и ранги оценок, сформированных качеств студентов V курса экспериментальных и контрольных групп с оценками студентов на I и III курсах и оценки студентов V курса экспериментальных групп с оценками студентов V курса контрольных групп.

Анализ динамики сформированности качеств у студентов экспериментальных групп двух направлений подготовки показывает, что 19 оценок и 21 оценка (из 27) студентов V курса выше оценок на I и III курсах у студентов, обучавшихся по специальности «Физическая культура» со специализацией «Спортивная подготовка» и 18 из 24 оценок выше у студентов V курса в сравнении с оценками студентов I и III курса, обучавшихся по специальности «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Валеология». Оценки сформированности качеств - трудолюбие, творчество, конкурентность, гуманность статистически достоверно выше у студентов V курса двух экспериментальных направлений подготовки. Также достоверно выше оценки качеств - сопереживание, рефлексивность, быть социально, психологически и физически здоровыми у студентов, получавших дополнительную специальность «Валеология», и оценка качества - стремление к самовоспитанию у студентов, обучавшихся по дополнительной специализации «Спортивная подготовка».

У студентов двух экспериментальных направлений близко к достоверному уровню повышение оценок сформированных качеств - ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, справедливость, доброта, готовность оказывать помощь, готовность к самообразованию, результативность деятельности. У студентов, обучавшихся по дополнительной специализации «Спортивная подготовка», близко к достоверному уровню повышение оценок по таким качествам, как высокая работоспособность, целеустремленность, готовность быть социально, психологически и физически здоровыми, рефлексивность, оптимизм. Студенты, обучавшиеся по дополнительной специальности «Валеология», оценили близко к достоверному уровню повышение

оценок таких качеств, как стремление зарабатывать достойную зарплату, стремление создавать положительный фон деятельности, уважение, благодарность. Из в данном случае проанализированных качеств у студентов V курса первого экспериментального направления в число приоритетных качеств личности, характеризующих отношение к профессиональной деятельности, к детям, занимающимся физической культурой и спортом, отношение к себе, включено 13 качеств из 15. Оценка качества - уважение - статистически достоверно не отличается от оценок, присвоенных на I и III курсах, но занимает в своей группе качеств третье ранговое место, а качество - стремление к самообразованию оценено шестым ранговым местом.

Следует отметить выявленную дифференциацию рангов оценок в ранговых рядах студентов V курса первого и второго экспериментального направления. Если у студентов первого экспериментального направления качества - творчество, уважение, готовность оказать помощь, результативность деятельности заняли последовательно 5, 3, 2, 4-е ранговые места, то у студентов второго экспериментального направления соответственно 2, 1, 4, 2-е ранговые места.

Анализ оценок рангов качеств личности студентов V курса экспериментальных и контрольных групп показывает, что 21 оценка из 27 у студентов первого экспериментального направления и 22 оценки у студентов второго экспериментального направления выше оценок студентов контрольных групп, при этом статистически достоверно или близко к достоверному уровню выше 16 оценок в первом экспериментальном направлении и 20 оценок во втором экспериментальном направлении. Из 16 оценок студентов V курса первого и 20 оценок второго экспериментального направления, которые достоверно или близко к достоверному уровню выше оценок студентов контрольных групп, 13 оценок в первом и 14 во втором экспериментальном направлении характеризуют качества, включенные экспертами в приоритетную группу. Наибольшая и достоверная разница в оценках качеств - трудолюбие, творчество, конкурентность, готовность оказывать помощь, гуманность, стремление быть социально, психологически и физически здоровым, рефлексивность. Из тех качеств, которые не входят в группу приоритетных качеств, наибольшая и достоверная разница в оценках качеств у студентов первого экспериментального направления - стремление к самовоспитанию; у студентов второго экспериментального направления - стремление зарабатывать достойную зарплату, сопереживание, стремление к самовоспитанию.

Статистические данные подтвердили эффективность формирования концептуально важных ка-

честв студентов экспериментальных групп по модели полифункциональной подготовки педагога физической культуры. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новой дополнительной специальности, специализации с перечнем инновационных дисциплин, учебных тем, разделов восстановительно-профилактической направленности в традиционные дисциплины, модернизация курса «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», внедрение проблемных организационно-дидактических условий, создание и обеспечение функционирования восстановительно-профилактической среды, сутью которых является гуманизация профессиональной подготовки, формирование гуманного педагога физической культуры, усиление нравственного, гуманистического смысла восстановительно-профилактической деятельности, обеспечило формирование целостной личности будущего педагога по физической культуре.

Позитивным является то, что в структуре исследуемых нами познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов самосознания как важнейшей интегративной характеристики личности (И.С. Канон, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский) и развивающегося на основе общения, отношения к людям, на основе практической деятельности и осознания собственного «Я» в процессе осмысления своей позиции в системе отношений (Новикова, 1993) выявлена сформированная гармония качеств, характеризующих студентов в структуре отношений к профессиональной деятельности, к детям в целом и к занимающимся физической культурой и спортом в частности, отношение к себе. Самосознание студентов с этих позиций рассматривается как возможность реализации социально-психологических и педагогических задач в предстоящей профессиональной деятельности. При этом мы рассматриваем формирование личности педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность как целостность, не как набор отдельных качеств, а как интеграцию нравственных, устойчивых, гибких по смыслу, в определенной степени новых с точки зрения традиционных представлений о качествах, отвечающих требованиям целей, задач, функциям, полифункциональным направлениям профессиональной деятельности в различных типах государственных и негосударственных образовательных спортивных, физкультурнооздоровительных учреждениях.

Такая интерпретация формирования качеств личности педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность, связана с тем, что в динамично развивающемся мире, возрастающей конкуренции педагогических идей, концепций, направлений развития сферы образования, физической культуры и спорта в

связи с повышением требований к педагогам физической культуры может жить, эффективно конкурировать, быть социально востребованным, профессионально самореализовываться педагог, обладающий высокой психологической гибкостью, способный быть ответственным и добрым, целеустремленным и готовым оказывать помощь, сопереживать, творчески добывать, познавать, перерабатывать, избирательно усваивать новые знания и быть конкурентным, проявлять уважение к людям и стремиться к результативности в деятельности, что позволяет адаптироваться к меняющимся социальным, экономическим, профессиональным условиям.

Вместе с тем педагогу по физической культуре необходимо быть устойчивым, постоянным, иметь ядро классических, гуманистических, нравственных личностных качеств, позволяющих противостоять негативным тенденциям в развитии общества, кризису образовательной и физкультурно-спортивной сферы, противостоять устаревшим научно-методическим подходам в достижении целей и задач профессионального и общего физкультурно-спортивного образования. Иначе может произойти социальная и нравственная дезадаптация, дезориентация личности педагога. Чтобы этого не происходило, чтобы гибкость и устойчивость интеграционных качеств личности стали присущи педагогу, необходимо обладать развитыми качествами рефлексивности и методами саморегуляции, которые осваиваются студентами экспериментальных групп в процессе преподавания инновационных дисциплин восстановительно-профилактической направленности.

Развитие рефлексивности позволяет от внешней регуляции своего поведения и состояния переходить к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением и состоянием. Развитие методик саморегуляции должно в определенной мере быть объектом целенаправленного педагогического взаимодействия, потому что способность личности к саморегуляции и возможность осуществлять ее развиваются в процессе воспитания и обучения.

Чем больше развито качество рефлексивности, тем больше педагог способен совершенно и эффективно решать профессиональные задачи и возникающие проблемы организационного, методического, взаимоотношенческого характера. Осуществляя выбор вариантов планирования восстановительно-профилактических средств, разрабатывая стратегию и тактику их включения в учебно-тренировочный процесс, педагог способен учитывать большое число концептуальных научно-технических факторов. Рефлексируя, познавая себя, своих воспитанников и коллег, познавая творчество управления воспитанностью, специальной спортивной и физкультурной подготовленностью занимающихся, он все больше и больше познает

реальные возможности педагогических, медикобиологических, психологических средств восстановления и профилактики в достижении гармонии формирования гуманистического нравственного потенциала с формированием стремления быть социально, психологически и физически здоровым, среди целеустремленно добивающихся результатов в спортивной и физкультурной деятельности детей и занимающихся взрослых.

Наличие развитых противоположных качеств личности, характеризующих гибкость и устойчивость, классический перечень нравственных качеств и качеств специфично, акцентированно формирующихся именно в процессе профессионального обучения восстановительно-профилактической направленности, позволяет быть субъектом профессионального, социального и личностного творчества.

Понимание студентами нового отношения к восприятию нагрузок, их переносимости при применении средств восстановления, создающих у занимающихся новые положительные эмоциональные реакции, переживания, в целом благоприятное психофизиологическое состояние удовлетворения, комфорта, осмысление того, что вызванные психофизиологические, эмоциональные изменения способствуют через их трансформацию формированию у занимающихся положительных нравственных качеств. Готовность оказывать помощь, гуманность, уважение, сопереживание, доброта стимулируют внутреннее саморазвитие, нравственное, профессиональное. Формирование нравственных качеств в данном кон -тексте осуществляется через чувственное восприятие выполнения мероприятий восстановительнопрофилактического характера в качестве педагога и особенно ярко, усиленно в процессе восстановительно-профилактической деятельности у спортсменов, занимающихся физической культурой.

Студенты, включенные в позицию субъекта деятельности, выполняя организаторские функции собственной деятельности, активизируют рефлексивные процессы. Для развития самосознания студентов и формирования качества рефлексивности были созданы следующие педагогические условия:

- наличие разнообразных образовательных программ, представленных разными специальностями: «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Валеология», «Физическая культура и спорт» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности», специализацией «Спортивная подготовка», соответствующих потребностям и задачам студента;

- актуализация самостоятельности в выборе спортивной специализации, научных тем курсовых и выпускных квалификационных работ, в выборе и участии в различных формах самостоятельной подготовки к практическим занятиям, написание тема-

тических рефератов по проблемам восстановнови-тельно-профилактических средств;

- возможность реализации права студентов на индивидуальный график обучения;

- эмоциональная и интеллектуальная насыщенность деятельности в системе занятий по инновационным дисциплинам восстановительно-профилактической направленности, занятий курса педагогического физкультурно-спортивного совершенствования, курса спортивного совершенствования;

- удовлетворение потребности в самоутверждении, сотрудничестве, достижениях в результате включения студентов в процесс плановых соревнований различного уровня, организацию и участие в работе судейских бригад при проведении факультетских спартакиад, республиканских фестивалей по оздоровительной аэробике, студенческих научных конференциях;

- акцентуализация результатов учебной, спортивной, научной деятельности в форме создания стенда спортивной атрибутики, фотогалереи лучших спортсменов, информационных стендовых газет, оперативных информаций о результатах и достижениях студентов в университетской газете « Томский учитель»;

- актуализация состояния релаксации в процессе освоения и совершенствования техник и методик применения педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления для активизации рефлексивных процессов;

- поддержка и заинтересованность со стороны педагогов ФФК в профессиональной восстановительно-профилактической подготовке студентов.

В процессе реализации данных педагогических условий в экспериментальных группах преподаватели не только акцентировали внимание на сугубо предметных целях, но и ставили и реализовывали цели по воспитанию приоритетных качеств педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность, системно излагали материал о значении, педагогических и психофизиологических возможностях восстановительно-профилактической деятельности в целях формирования личностных качеств гуманного педагога.

Необходимо подчеркнуть, что реализация разработанных педагогических условий для развития познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов самосознания студентов, представленных в виде качеств личности, является фактором личностно ориентированного обучения и воспитания в системе подготовки педагога по физической культуре, ориентированного на восстановительно-профилактическую деятельность.

Поступила в редакцию 21.06.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.