УДК 373.2 ББК Ч410.054.427
DOI: 10.14529/ped160106
ИСКУССТВО НАРОДНОГО ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА МИРА У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
Л.Г. Васильева
Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары
Представлен новый взгляд на использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста. Цель статьи - освещение особенностей восприятия детьми 4-7 лет образа мира в искусстве народного геометризированного орнамента и формирования образа мира в содержании декоративно-орнаментальной деятельности. Для ее достижения использованы методы теоретического поиска (анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы), экспериментально-эмпирического уровня (эксперимент, беседы, диагностические задания, анализ продуктов детской деятельности) и математический метод обработки полученных результатов. Дана характеристика разработанной автором модели работы по формированию у детей 4-7 лет образа мира средствами искусства геометризированного орнамента. Она представляет собой эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный и орнаментально-творческий этапы работы с детьми.
Описан комплекс методов и приемов активизации процесса художественного восприятия детьми образа мира в искусстве народного геометризированного орнамента и создания его в технике рисования и аппликации. Приведено содержание понятия «образ мира в декоративно-орнаментальном творчестве детей 4-7 лет».
Представленные научные результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для реализации идей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части определения содержания, формируемого участниками образовательных отношений, а именно специфики национально-культурных условий осуществления образовательного процесса.
Ключевые слова: геометризированный орнаментальный образ, образ мира в искусстве народного геометризированного орнамента, восприятие образа мира, образ мира в декоративно-орнаментальном творчестве детей.
Введение. Искусство орнамента по своему содержанию познавательно неисчерпаемо. Овладение его образным языком способствует не только приобщению детей к истокам творчества своего народа, но и расширяет возможности познания действительности и самого себя.
Состояние проблемы в научной литературе. В исследованиях ученых обсуждаются разные аспекты приобщения детей к искусству орнамента.
Освещены вопросы эстетического и нравственного воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства (Е.И. Васильева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.П. Новикова, И.А. Старкова, О.А. Соломенникова и др.). Разработана методика обучения дошкольников созданию декоративного выразительного и художественного образов в технике рисования, лепки и
аппликации (З.А. Богатеева, Н.Б. Халезова, А.А. Грибовская, О.О. Дронова, С.В. Иванни-кова, И.А. Лыкова, Н.С. Александрова и др.).
Проблема формирования образа мира у дошкольников также освещается в ряде педагогических исследований. Разработаны инте-гративные модели познавательной деятельности, обеспечивающие формирование основ категориального видения культурно-экологической картины мира у старших дошкольников [11]. Предложена деятельностная модель обогащения содержания образа мира у дошкольников [12]. Определен комплекс педагогических условий как единство игровой, познавательной и художественной деятельности в формировании образа мира у детей 4-7 лет [15]. Показана роль алфавита и сказочных историй в формировании картины мира старших дошкольников [13].
Научная проблема, на решение которой
направлено наше исследование, связана с разработкой педагогических основ восприятия и понимания детьми 4-7 лет геометризирован-ного орнаментального образа и создания его в технике рисования и аппликации. В философ-ско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель взаимоотношения человека с ней и как средство познания мира [4, 9, 14, 16, 20]. Итак, образ в орнаменте является образом мира. Названное положение позволяет использовать орнаментальное искусство в целях формирования образа мира у дошкольников.
В процессе построения собственного образа мира дети являются активными субъектами. Они используют для этого такие доступные уровню их развития средства как вопросы, игровую и изобразительную деятельности. Мы обращаемся к искусству орнамента, которое может при целенаправленном руководстве педагога быть средством обогащения образа мира дошкольников. Система знаний человека о мире, о себе, о других людях, т. е. образ мира, как считает доктор психологических наук С. Д. Смирнов, «преломляет через себя любое внешнее воздействие...» [19, с. 142]. Образ мира предполагает постижение окружающего мира через этнокультуру своего народа [3]. Опираясь на образ мира, человек ориентируется в окружающей действительности. Образ мира регулирует и направляет его деятельность [18, с. 17]. Актуальность нашего исследования обуславливается и тем, что оно позволяет обеспечить реализацию одной из идей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - учёт этнокультурной ситуации развития детей [17]. Вышеизложенные положения свидетельствуют о значимости исследуемой нами проблемы.
Теоретическое обоснование решения проблемы. Любой вид искусства «мыслит» образами. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Образы орнаментального искусства народная мудрость отшлифовывала веками. В них находит отражение окружающая человека природа: солнце, свет, вода, земля - без чего не может быть для него жизни. Такие образы искусствовед Г.К. Вагнер называет концептуальными [4, с. 37], а М.А. Некрасова - «живыми для всех веков» [14, с. 65]. Изделия декоративно-
прикладного искусства содержат в себе образ мира, представления древнего человека о гармонии мироздания. Создавая художественные вещи, он как бы воспроизводил рядом с собой модель мира, «в своем повседневном микрокосме отражал весь макрокосм» [16, с. 30], мир в целом, а не конкретную действительность. По мнению Л. Анненковой, в далеком прошлом любая вещь создавалась как «вещь-Космос», «вещь-Миф» об устройстве мира [1, с. 42].
В образное решение прикладного искусства включается украшение в виде орнамента. Некоторые узоры в орнаменте могут иметь признаки реальности (ягоды и растения в хох-ломской росписи), а другие - только напоминают их. К последним относятся геометрические и геометризированные образы. В далеком прошлом они отражали прежде всего космогонические представления древних людей и символику плодородия. По мнению В.Я. Береснева, И.М. Яглом, орнамент представляет собой небесный, земной и подземный миры с их ярусами [2, с. 23]. Аграрная символичность характеризуется узорами воды, неба и солнца. К символам жизни относятся весенние всходы и ростки растений. Животные и птицы олицетворяют силы природы. К примеру, в искусстве орнамента многих народов волнистая или зубчатая линия символизировала воду, квадрат или ромб, разделенные на части с точкой (семенем) в центре, - засеянное поле.
Анализ искусствоведческой литературы позволил нам прийти к заключению о том, что в искусстве орнамента предметом художественного выражения является образ мира, а особенностями его освоения - познавательно-оценочный способ. Это положение является исходным принципом нашего исследования. Оно было выделено идеями, которые состоят в том, что формирование образа мира у дошкольников средствами искусства геометри-зированного орнамента можно обеспечить:
- развитием способности восприятия и понимания ценностно-смыслового, мировоззренческого содержания образа и его изобразительного воплощения;
- развитием способности создавать гео-метризированный орнаментальный образ как отображение, во-первых, модели отношения народа к миру и, во-вторых, как выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого мировидения [5, с. 155; 8, с. 80].
Для обеспечения целенаправленного процесса формирования у детей геометризированного орнаментального образа, мы разработали его базисную модель. Она представляет собой единство эмоционально-познавательного, орнаментально-изобразительного и орнаментально-творческого этапов работы [5, 7, 8]. Первый этап предусматривает развитие интереса к искусству народного орнамента («Искусство орнамента») и формирование способности к восприятию и осмыслению образа мира в орнаментальном искусстве («Национальный костюм как модель мира»). Основная цель орнаментально-изобразительного этапа включает обучение детей созданию геометризированного орнаментального образа в технике рисования и аппликации. Первый цикл этого этапа направляется на формирование образов-символов узоров как первичных, второй цикл - на создание обобщенного гео-метризированного орнаментального образа на основе овладения различными принципами композиции. Третий этапа работы - орнаментально-творческий - ставит главной целью побуждение детей к самостоятельному созданию геометризированного орнаментального образа по конкретному содержанию, заданному педагогом (первый цикл заданий), и по собственному замыслу детей (второй цикл заданий).
Образовательный цикл «Искусство орнамента» включает ряд занятий, проведенных в интересных для детей формах: занятие-праздник («Праздник народного костюма»), занятие-путешествие («В стране красивых вещей»), занятие-экскурсия («В гостях у бабушки»), занятие-встреча с интересными людьми («Рукодельница и себе, и людям радость приносит», «Восхищаюсь творениями искусных рук мастерицы»). Задачами названных занятий является подведение детей к восприятию ансамблевого комплекса национального костюма, развитие интереса и эмоционально положительного отношения к создателям народного орнамента. Благодаря занятиям первого цикла удается вызвать у детей интерес к этому искусству и сформировать у них готовность к художественному его восприятию.
Основной целью второго цикла занятий «Национальный костюм как модель мира» является развитие у детей восприятия образа мира в орнаментированных изделиях. Формирование способности восприятия образа мира в искусстве народного орнамента мы связыва-
ем с выделением трех уровней геометризиро-ванного орнаментального образа. Первый уровень характеризуется отображением мировосприятия и мировоззрения народа, воспроизведения им визуальной модели картины мира или образа мира [3, с. 3-7], второй уровень представляется отображением отношения народа к явлениям окружающего мира, третий уровень - воспроизведением картины мира средствами изобразительности. Мы считаем, что процесс развития художественного восприятия орнаментального образа необходимо направлять на единство названных уровней. Сущность такого подхода состоит в том, что воспитатель обращает внимание детей последовательно на каждый из уровней образности орнаментированной вещи. При этом исходным положением для нас является то, что орнамент выступает специфической формой художественного выражения мировоззрения народа и отображения его суждений об устройстве мира. Поэтому развитию у детей отношения к мировоззренческому содержанию геометризированного орнаментального образа мы уделяем особое внимание.
С этой целью предусматривается моделирование пространственно-предметной среды как вещно-материализованной в виде временной и постоянно действующей экспозиции предметов декоративно-прикладного искусства и духовно-эмоциональной художественной среды как оценочной, построенной на диалоге с детьми. «Вхождение» в историко-мировоз-зренческую и родную этнокультурную среду способствует «проникновению» ребенка в строй художественного мышления представителя определенной национальности. Смысл обращения к произведению орнаментального искусства мы определяем следующими вопросами, вокруг которых разворачивается общение воспитателя с детьми: способы ношения вещи; сущность и смысл ее для человека; связь между формой и назначением изделия, его содержанием, основанными на космогонических представлениях народа; взаимосвязь образов-символов узоров и образности композиции как особый синтез образов-представлений народа.
Другая форма организации образовательного процесса в нашем исследовании - это установление параллельных связей между искусством геометризированного орнамента и устным народным творчеством, содержащим космогонические представления народа и ми-
фологические элементы. Использование названной формы продиктовано тем, что орнамент как бы иллюстрирует космогонические мифы, легенды и сказки. Так, легенды о трех солнцах и о солнце как одушевленном существе, имеющем детей и родителей, помогают детям понять то, что в орнаментации поясного украшения «сара», по воззрениям чувашей, можно увидеть нераздельность небесного, земного и подземного миров с образами солнц, являющихся центром Вселенной.
Развитие у детей отношения к ценностно-смысловому (сюжетный пласт произведения) и выразительно-изобразительному (форма, через которую выражено содержание) уровням геометризированного орнаментального образа предусматривало раскрытие символической функции первичных орнаментальных образов. В определении такого подхода к организации работы с детьми мы учитывали положение о том, что все его компоненты -и узоры, и цвета, и композиция - несут в себе определенное содержание.
Результаты экспериментального исследования. Сравнительный анализ уровней восприятия детьми образа мира в геометризи-рованном орнаментальном искусстве в начале и в конце работы отчетливо показывает наличие положительных результатов. 50 % обследованных детей 6 лет и 56,7 % 7 лет показали высокий уровень осмысления геометризиро-ванного орнаментального образа как художественного выражения представлений народа о строении мира. 46,7 % детей 6 лет и 40 % -7 лет определяли орнаментальный образ путем установления сюжетно-повествователь-ных связей между узорами и передачи картины жизни народа, его представлений о природе. Небольшая группа детей, 3,3 % - 5 лет и столько же - 6 лет, понимание геометризиро-ванного орнаментального образа сводили к называнию смыслового значения образов-символов узоров. Детей с низким и нулевым уровнем понимания геометризированного орнаментального образа после обучения не зафиксировано. Возрастные различия в осмыслении геометризированного орнаментального образа детьми 6 и 7 лет, параллельно обучающихся по разработанной нами методике в течение двух лет, были сравнительно невелики.
Контрольный срез позволил выявить и качественные изменения в осмыслении детьми образа мира в геометризированном орна-
ментальном искусстве. Они характеризуются пониманием условности геометризированного орнамента, умением согласовывать образы-символы узоров с обобщенным геометризи-рованным орнаментальным образом, раскрывающим образ мира и взаимоотношения человека с ним, а также мотивированием собственной оценки орнаментальной образности. Оценочные суждения детей стали отличаться целостностью и развернутостью интерпретаций геометризированных орнаментальных образов, установлением взаимосвязи между ценностно-смысловым и мировоззренческим их содержанием и личным отношением к опыту мировидения их создателей. Подтверждением этому являются детские рассказы об орнаментированных изделиях. Приведем один из них: «Я хотел бы рассказать про этот мас-мак. На нем вышиты солнышки, а еще пахотная земля и много домов, вокруг которых горы. Много солнц освещает горы и обогревает пахотную землю. Мастерица думала, что много должно быть солнц, потому что раньше считали, что у солнца есть родители, мама и папа, и дети. Много солнц, чтобы сильно они светили. На масмаке мастерица показала красоту небесного и земного мира. Масмак связывал с небесным миром, чтобы получить оттуда тепло и силы. Так считали чуваши. Мас-мак носили женщины» (Гриша М., 7 лет). Рассказ до обучения: «Про красивую вещь, чтобы дети смотрели» (5 лет 6 мес.).
Детские рассказы о художественных вещах, записанные до и после обучения, позволили нам определить динамику развития восприятия и понимания детьми 4-7 лет образа мира в искусстве геометризированного орнамента. Она характеризуется вначале умением детей выделять внешние признаки орнаментированного изделия, а именно узоры, и называть смысловое значение геометризирован-ных узоров, а затем - устанавливать связи между ними и, наконец, понимать на доступном возрасту уровне образно-содержательный смысла художественной вещи с геометризи-рованной орнаментикой.
Образ мира формируется у детей не только в ходе художественного восприятия искусства народного орнамента, но и в продуктивных видах деятельности. Этому посвящен второй этап работы - орнаментально-изобразительный, целью которого является обучение детей созданию геометризированного орна-
ментального образа как своеобразного образа мира, постепенно изменяя формы изобразительных действий. В первом цикле занятий им предлагается образная тематика заданий («Какие разные животные», «Поле, сплошь покрытое колосьями» и др.), которая дает возможность поддерживать интерес к их выполнению. Методика обучения созданию образов-символов геометризированных узоров включает анализ изобразительной модели оригинала узора и нахождение его в подлиннике, после чего детям предлагается воспроизвести этот узор в технике рисования. Для активизации процесса воплощения первичных орнаментальных образов используются такие приемы как показ и объяснение последовательности рисования узора с представлением информации о его происхождении, рассматривание динамической модели создания образов-символов узоров, в которых задан алгоритм действий и др. [6, 7]. Второй цикл заданий посвящается формированию у дошкольников способности к воспроизведению геометризированного орнаментального образа. Комплекс используемых методов и приемов предусматривает следующую последовательность: от исполнения по показу и объяснению к самостоятельным действиям детей с опорой на динамические модели создания геометризированного орнамента и незаконченные образцы, наконец, к творческому поиску нужного способа решения определенной задачи.
На третьем этапе работы предусматривается интегрированный подход к созданию образа мира в декоративно-орнаментальной деятельности. В его основе лежит идея интеграции видов изобразительных искусств и художественной деятельности [10], связь мировой художественной культуры с национальной культурой. Учитывая, что орнаментальный образ является результатом творчества, детям предлагаются творческие задания поискового характера. Так, сначала педагог организует игру-путешествие в пространство картины чувашского живописца Н.В. Овчинникова «Родная сторона» с изображением летнего пейзажа. После чего детям предлагается творческое проблемное задание «Как бы чуваши узорами создали картину летнего солнечного дня?»). Пример следующего творческого задания: вначале воспитатель обсуждает с детьми содержание отрывка из стихо-
творения К. Иванова «Лист березовый», а затем предлагает создать чувашскими геомет-ризированными узорами «картину» представленного содержания на тему: «Солнце красное восходит, красотою мир сияет».
Таким образом, дети на этом этапе знакомятся с произведениями одного вида и жанра (к примеру, пейзажная живопись или поэтическое произведение и др.) и аналогичную тему раскрывают в технике другого (искусство геометризированного орнамента). Детям предлагаются и задания по интересам и выбору детей.
Анализ работ детей показывает, что на третьем этапе обучения дошкольники выступают как оригинальные творцы собственных замыслов, как создатели своеобразных и неповторимых образов, в которых отображают не только модель отношения народа к миру, но и выражают свое отношение к его мирови-дению. Геометризированные орнаментальные образы, созданные детьми, являются субъективно и объективно новыми. При этом в них сохраняется связь с взрастившими их «корнями»: эмоционально-личностное отношение к опыту видения народом мира дети воплощают с учетом традиционных особенностей и богатства искусства геометризированного орнамента своего народа.
Заключение. Приведенные данные делают очевидными следующие выводы. Во-первых, у детей при обучении, начатом с 4-5 лет, можно сформировать понимание образа мира в геометризированном орнаментальном искусстве, которое является результатом наиболее развитого отношения к нему. Во-вторых, формирование образа мира в декоративно-орнаментальном творчестве ребенка-дошкольника возможно в возрасте 4-7 лет.
Литература
1. Анненкова, Л. «Реалогия» и смысл вещи / Л. Анненкова // Декоративное искусство СССР. - 1986. - № 10. - С. 41-42.
2. Береснева, В.Я. Симметрия и искусство орнамента / В.Я. Береснева, И.М. Яглом / отв. ред. Б. Ф. Егоров // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - 299 с.
3. Береснева, Н.В. «Образ мира» как предмет философско-культурологического исследования /Н.В. Береснева //Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 11. - http://
psychology.snauka.ru/2014/11/3954 (дата обращения: 1.10.2015).
4. Вагнер, Г.К. Трудности истинные и мнимые / Г. К. Вагнер // Декоративное искусство СССР. - 1973. - № 7. - С. 37-38.
5. Васильева, Л.Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (на материале чувашского орнамента): дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Васильева. - М., 1998. - 158 с.
6. Васильева, Л.Г. Создание геометризи-рованного орнаментального образа в рисовании детьми 6-7 лет / Л.Г. Васильева //Художественная школа. - М. : ООО «Художественно-педагогическое изд-во», 2008. - № 4. -С. 22-26.
7. Васильева, Л.Г. Синтез искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет / Л.Г. Васильева // Современные научные исследования. - Концепт. - 2013. ART 53407. - http://e-koncept.ru/2013/53407. htm (дата обращения: 1.10.2015).
8. Васильева, Л.Г. Регионализация дошкольного этнохудожественного образования / Л.Г. Васильева // Вестник Кемеровского гос. ун-та. - 2014. - № 4 (60). - Т. 1. -С. 77-81.
9. Каган, М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории / М.С. Каган. -Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - М. : Владос, 2006.
11. Куликовская, И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Э. Куликовская. - Ростов н/Д., 1998. - 20 с.
12. Купецкова, Е.Ф. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.Ф. Купецкова. - М., 1997. - 17 с.
13. Мацук, М.А. Программа азбучных сказочных историй как средство формирования картины мира старших дошкольников / М. А. Мацук // Психолог в детском саду. -2004. - № 1. - С. 49-75.
14. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 320 с.
15. Русевич, В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Русе-вич. - Волгоград, 2009. - 22 с.
16. Рыбаков, Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / Б.А. Рыбаков // Декоративное искусство СССР. - 1975. - № 1. -С. 30-33.
17. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1 54637 (дата обращения: 15.10.2015).
18. Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира / С.Д. Смирнов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1981. - № 2. - С. 15-29.
19. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. -231 с.
20. Трофимов, А.А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки / А.А. Трофимов // Чувашское искусство. - Чебоксары, 1976. - 52 с.
Васильева Людмила Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары, waslud@rambler.ru.
Поступила в редакцию 23 октября 2015 г.
DOI: 10.14529/ped160106
THE ART OF GEOMETRIZED FOLK ORNAMENT IN THE FORMATION OF THE OUTLOOK OF 4-7 AGED CHILDREN
L.G. Vasilyeva, waslud@rambler.ru
Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russian Federation
The article presents a new perspective on the use of arts and crafts in the education of preschoolers. The aim of the paper is to describe the features of children perception of the world image in the art of geometrized folk ornament and to describe the development of the world image in the content of decorative ornamental activity. To achieve this aim we used the methods of analysis of the literature, experiment, interview, diagnostic tasks, analysis of the products of children's activity and a mathematical method for processing the results. The article presents the characteristics of the author's model for the development of the world image of 4-7 years' children by means of geometrized folk ornament. The model is a unity of three interconnected stages: emotional and cognitive, ornamental and figurative and ornamental and artistic.
The article describes the complex of methods and techniques for activating the process of children's artistic perception of the world image in the art of geometrized folk ornament and the creation of this image by means of drawing techniques and applications. The concept of "the world image in decorative ornamental creative work of 4-7 years' children" is defined.
The research results can be used to implement the ideas of the Federal State Educational Standards of preschool education, in particular, the education content, formed by the participants of educational relations, namely the specifics of the national and cultural conditions of the educational process.
Keywords: geometrized ornamental image, world image in the art of geometrized folk ornament, perception of the world image, world image in decorative ornamental creative work of children.
References
1. Annenkova L. ["Realogy" and the Meaning of Things]. Decorative Arts of the USSR, 1986, no. 10, pp. 41-42. (in Russ.)
2. Beresneva V.Y., Yaglom I.M. [Symmetry and Ornament Art]. Ritm, prostranstvo i vremya v literature i iskusstve [Rhythm, Space and Time in Art and Literature]. Leningrad, Nauka Publ., 1974. 299 p. (in Russ.)
3. Beresneva N.V. "Obraz mira" kak predmet filosofsko-kul'turologicheskogo issledovaniya ["World Image" as a Matter of Philosophical and Cultural Studies]. Available at: http://psychology. snauka.ru/2014/11/3954 (accessed 1.10.2015).
4. Vagner G.K. [Difficulties: Real and Imaginary]. Decorative Arts of the USSR, 1973, no. 7, pp. 37-38. (in Russ.)
5. Vasil'eva L.G. Formirovanie ornamental'nogo obraza v risovanii i applikatsii detey 4-7 let (na materiale chuvashskogo ornamenta). Diss. kand. ped. nauk [Development of Ornamental Image in Drawing and Applications among 4-7 Year Old Children (Based on the Chuvash Ornament). Diss. Cand. (Pedagogy)]. Moscow, 1998. 158 p.
6. Vasil'eva L.G. [Creating a Geometrized Ornamental Image during Drawing among Children Aged between 6-7 Years]. Art School, 2008, no. 4, pp. 22-26. (in Russ.)
7. Vasil'eva L.G. Sintez iskusstv v formirovanii geometriziro-vannogo ornamental'nogo obraza v risovanii i applikatsii detey 4-7 let [Synthesis of Arts in Forming the Geometrized Ornamental Image in Drawings and Applications among Children Aged between 4-7 Years]. Available at: http: //e-koncept.ru/2013/53407.htm (accessed 1.10.2015).
8. Vasil'eva L.G. [Regionalization Ethnoart Preschool Education]. Bulletin of Kemerovo State University, 2014, no. 4 (60), pp. 77-81. (in Russ.)
9. Kagan M.S. O prikladnom iskusstve. Nekotorye voprosy teorii [About Applied Arts. Some Issues of Theory]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1961. 160 p.
11. Kazakova T.G. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva [Theory and Methods of Developing Children's Fine Art]. Moscow, Vlados Publ., 2006.
12. Kulikovskaya I.E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnov kategorial'nogo videniya kartiny mira u starshikh doshkol'nikov. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions of Formation of Bases of Categorical Picture of the World of Vision in Older Preschoolers. Abstract of Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 1998. 20 p.
13. Kupetskova E.F. Obogashchenie soderzhaniya obraza mira u doshkol'nikov. Avtoref. kand. diss. [Enriching the Content of the World Image in Preschooler. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 1997. 17 p.
14. Matsuk M.A. [The Program Elementary Fairy Tales as a Means of Formation Worldview Older Preschoolers]. Psychologist at the Kindergarten, 2004, no. 1, pp. 49-75. (in Russ.)
15. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika [Folk Art as a Part of Culture: Theory and Practice]. Moscow, Izobrazitelnoye Iskusstvo Publ., 1983. 320 p.
16. Rusevich V.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya obraza mira u detey 5-7 let. Avtoref. kand. diss. [Pedagogical Conditions of Forming the World Image among Children Aged between 5-7 years. Abstract of Cand. Diss.]. Volgograd, 2009. 22 p.
17. Rybakov B.A. [The Macrocosm in the Microcosm of Folk Art]. Decorative Arts of the USSR, 1975, no. 1, pp. 30-33. (in Russ.)
18. PrikazMinisterstva obrazovaniya i nauki RF№ 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. "Ob utverzhde-nii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1155 from 17 October 2013 "On Approval of the Federal State Educational Standards of Preschool Education"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637 (accessed 15.10.2015).
19. Smirnov S.D. [The World of Images and the Image of the World]. Bulletin of MSU. Ser. 14. Psychology, 1981, no. 2, pp. 15-29. (in Russ.)
20. Smirnov S.D. Psikhologiya obraza: problema aktivnosti psikhicheskogo otrazheniya [Psychology of the Image: the Problem of Mental Reflection Activity]. Moscow, Moskovskiy Universitet Publ., 1985. 231 p.
21. Trofimov A.A. Kosmogonicheskie predstavleniya drevnikh chuvashey i otrazhenie ikh v ornamente vyshivki [Cosmogonic Ideas of the Ancient Chuvash and their Reflection in the Ornament of Embroidery]. Cheboksary, Chuvashskoe Iskusstvo Publ., 1976. 52 p.
Received 23 October 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Васильева, Л.Г. Искусство народного геометризиро-ванного орнамента в формировании образа мира у детей 4-7 лет / Л.Г. Васильева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 1. -С. 44-51. БО!: 10.14529^160106
Vasilyeva L.G. The Art of Geometrized Folk Ornament in the Formation of the Outlook of 4-7 Aged Children. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 44-51. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160106