Научная статья на тему 'Формирование у молодых офицеров умений и навыков руководителя финансистов-экономистов'

Формирование у молодых офицеров умений и навыков руководителя финансистов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ / ВОЕННЫЙ ФИНАНСИСТ-ЭКОНОМИСТ / РУКОВОДИТЕЛЬ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОБЩЕНИЯ / PROFESSIONAL AUTHORITY / MILITARY FINANCIER AND ECONOMIST / HEAD OF FINANCIAL AND ECONOMIC SERVICE / COMMUNICATION SKILLS / LEADERSHIP SKILLS / SOCIAL INTERACTION / COMMUNICATION SKILL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Жанна Арнольдовна

Статья посвящена проблеме профессионального авторитета молодого офицера финансиста-экономиста. Освещены основные трудности, которые возникают в общении с подчиненными и сослуживцами, как процессуальные стороны социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Жанна Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of professional authority of a young officer a financier and economist. It highlights the major difficulties that arise in communication with subordinates and colleagues as procedural aspects of social interaction

Текст научной работы на тему «Формирование у молодых офицеров умений и навыков руководителя финансистов-экономистов»

Ж. А. Уварова

(Москва)

Формирование у молодых офицеров умений и навыков

руководителя финансистов-экономистов

Статья посвящена проблеме профессионального авторитета молодого офицера - финансиста-экономиста. Освещены основные трудности, которые возникают в общении с подчиненными и сослуживцами, как процессуальные стороны социального взаимодействия.

Подготовка офицерских кадров в вузах представляет сложный военно-педагогический процесс. Современный командир, начальник, ориентированный на стремительный рост развития науки, информационных технологий, общества, должен не только уметь разбираться и фиксировать, как и в каком направлении идёт процесс развития межличностных отношений в воинских коллективах, но и активно управлять этими процессами.

Специфика прохождения службы курсантов в вузе заключается в систематическом их обучении, воспитании, руководстве в воинских коллективах в условиях мирного времени и боевой обстановки, предполагает наличие у будущих офицеров высокого уровня развития соответствующих лидерских качеств.

Результаты социологических исследований показывают, что в настоящее время в военных вузах наиболее успешно решены вопросы по сформированности профессиональных компетенций. Однако курсанты и молодые офицеры сталкиваются с трудностями в процессе руководства воинским коллективом в учебной и боевой обстановке, о чем свидетельствует значительное число недостатков в этой сфере. Как правило, они устраняются очень медленно, так как это зависит не только от желания курсанта, молодого офицера, успешно руководить вверенным коллективом, подразделением, а в первую очередь от свойств и качеств его личности. Одной из важнейших представляется в этой сфере проблема освоения лидерских качеств и их проявление в условиях обучения в вузе.

Эта проблема может быть разрешена методом разработки современных научных основ педагогической теории формирования лидерства на первой ступени офицерской деятельности - в курсантских коллективах.

Исследование труда руководителей показывает, что 40% решаемых задач относятся к управлению коллективом, а эффективность их труда на 75% зависит от умения взаимодействовать с подчиненными [1].

Руководителю коллектива, командиру курсантского подразделения, преподавателю, руководителю финансово-экономической службы (ФЭС) необходимо своим поведением, манерой общения с людьми стремиться создавать у окружающих хорошее настроение. Не вносить напряженность, не провоцировать отрицательные эмоции, состояние подавленности и т.д.

В управленческой деятельности военного финансиста-экономиста очень важно умение общаться с различными должностными лицами, совершенствовать свою технологию общения с подчиненными как на аудиторном уровне, так и на индивидуальном. Отношения проявляются не только в деятельности, но и в общении [6]. Под общением понимается широкий спектр взаимоотношений между людьми: обмен мыслями, передача информации, повседневное восприятие друг друга и многое другое. Общение является элементом процессуальной стороны социального взаимодействия (рис., с. 50].

Анализ управленческой деятельности руководителя финансово-экономической службы показывает, что, как правило, основные трудности у него возникают в общении не с начальниками, а со своими подчиненными и сослуживцами. Это во многом обусловлено следующими факторами:

- индивидуальными особенностями, психологическим типом личности руководителя;

- направленностью его активности;

- наличием или отсутствием делового обаяния;

Общение,

Социальное деятельность

взаимодействие

Отношения

Рис. Процессуальная сторона социального взаимодействия.

- стремлением доминировать или сотрудничать в процессе делового общения;

- адаптивными качествами, которые позволяют быстро приспособиться к изменяющимся ситуациям в процессе общения;

- поведением в экстремальных ситуациях, связанных с особыми формами общения (деловой беседы, конфликтов и т.п.).

Умение различать подчинённых по типам темперамента, характера в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями, на основе этого строить коммуникативную деятельность, воспринимать людей такими, каковы они есть, и сделать так, чтобы руководитель был понят, - это одна из труднейших задач. Для этого пока нет универсальных рецептов, и каждый руководитель решает это индивидуально. Необходимо учитывать, что у людей бывают неправильные суждения, стереотипы в восприятии, на исправление которых может быть затрачено много времени.

Чтобы не допустить недостатков, необходимо знать наиболее типичные из них:

- эффект предубеждения: до встречи с каким-либо человеком из различных источников собирается информация о нём. Она бывает не всегда верной, и необходимо время, иногда длительное, чтобы выявить истинность этой информация или разрушить негативное мнение о личности;

- эффект проекции - очень распространенный прием, когда свои негативные привычки, качества переносятся на другого, по-

ложительные качества других людей приписываются себе;

- эффект снисходительности: если утвердить положительное мнение о каком-либо человеке, то проявление им негативных качеств и действий как бы не замечается. Это может быть и в другой полярности [1].

Одна из важнейших задач руководителя ФЭС - сделать так, чтобы все его указания были правильно поняты. Это значит, что немаловажное значение в управленческой деятельности приобретает формирование навыка правильной формулировки своих указаний. Если данное качество отсутствует, то вряд ли приходится рассчитывать на правильное выполнение указаний. «Хотите получить конкретный ответ - задайте четко и конкретно вопрос!» [3]. Например, если Вы испытываете затруднения в общении с подчиненными, то задумайтесь и ответьте себе на следующие вопросы:

- внимательно ли следите за тем, чтобы подчиненный правильно Вас понял?

- подбираете ли слова, соответствующие подготовке Вашего подчиненного (собеседника)?

- отдаете ли распоряжения в достаточно краткой форме?

- обдумываете ли указания, прежде чем их высказать?

- если подчиненный не задает вопросов после того, как Вы высказали новую мысль, считаете ли, что он понял её?

- ясно ли Вы выражаетесь? Следите ли за

Уварова Ж. А. Формирование у молодых офицеров умений и навыков руководителя финансистов-экономистов

В ходе беседы избегать формулировок... ...и заменить их следующими:

- Я бы не хотел... - Вы хотите.

- Это не представляется интересным. - Ваша проблема заключается в том, что.

- Я пришел к такому выводу. - Вам будет интересно узнать.

- Хотя Вам это и интересно. - Конечно, Вам уже известно...

- Вы, конечно, об этом ещё не знаете. - Как Вы уже знаете.

- Всё же Вы должны признать. - Не думаете ли Вы, что.

- Я считаю. - Сейчас Вы можете убедиться в том, что.

тем, чтобы Ваши высказывания были как можно более определенными?

- продумываете ли Вы свои высказывания заранее?

- поощряете ли вопросы?

- предполагаете ли Вы, что знаете о мыслях окружающих, или задаете вопросы, чтобы выяснить это?

- усиливаете ли противодействие, противореча аргументам оппонента?

- стараетесь ли, чтобы Ваши подчиненные во всем соглашались с Вами?

- используете ли профессиональный жаргон, непонятный другому?

- говорите ли ясно, полно, точно и вежливо?

- следите ли за тем, какое впечатление производят Ваши слова?

- делаете ли Вы преднамеренные паузы в своей речи, чтобы собраться с мыслями?

Это лишь некоторые положения, которые каждый руководитель ФЭС должен иметь в виду при общении с подчиненными, да и не только с ними. Кроме того, в коммуникативной деятельности руководителю ФЭС приходится постоянно общаться с различными категориями должностных лиц, воспринимать множество людей [4].

Поэтому важной проблемой является правильное словоупотребление, соблюдение речевого этикета. Некоторые руководители, не заботясь о восприятии окружающих, употребляют незнакомые слова, ведут речь так, что кроме них она никому не понятна.

У Стендаля есть выражение: «Умение вести разговор - это талант». Для руководителя ФЭС наличие такого таланта - важное условие эффективности воспитательного влияния: он должен уметь расположить к себе людей, вызвать симпатию. Убедить, объяснить свою точку зрения, снять напряжение [2].

Чтобы расположить своего собеседника к деловому разговору, существует немало спо-

собов, один из которых предлагал югославский психолог П. Мицич [8], см. таблицу.

Следующим видом формирования навыка общения руководителя ФЭС является построение и ведение деловой беседы. Из основных принципов, которым должна соответствовать деловая беседа, можно выделить:

- предварительную подготовку (продумывание целей и задач, отработку логики, выбор приемов и средств стимулирования коммуникативного процесса и т.д.];

- претворение в жизнь логики проведения деловой беседы, внутренний «мозговой штурм» возникающих проблем;

- овладение риторическим искусством использования приемов стимулирования взаимопонимания, делового доброжелательства.

Среди основных элементов логики проведения деловой беседы, которые необходимо учитывать, можно определить следующие.

Дебют. В дебютную часть деловой беседы входит продумывание эффекта «первых фраз»; налаживание, точное установление эмоционального контакта с собеседником, формирование визуального образа и манеры говорить, слушать во время беседы, продумывание и соблюдение риторических приемов «правильных дебютов» (проявление доверия и симпатии. Ясное изложение сути проблемы, соблюдение своевременного режима обмена информацией] [3].

Основная стадия. Сюда относят: продуманный «выброс» аргументации; умение слушать других; наблюдение за эмоциональной стороной и реакцией оппонентов; продуманы ли стимуляторы проведения беседы (уточнение - правильно ли я понял Вас? И т.п.]; недопущение никаких императивов, раздражения, небрежных манер, а тем более - назиданий; проявление локальности мимики и жестов, показывающей расположенность и готовность к совместной работе.

Завершающая стадия. Здесь можно импровизировать, но обязательный элемент - подведение итогов, при этом следовать древней истине: «Только беспристрастность излучает цвет мудрости. Только бескорыстие рождает авторитет».

Правила ведения деловой беседы:

- уметь выслушать;

- не прерывать собеседника;

- не конфликтовать;

- не разрывать отношения;

- мнение собеседника важнее всего;

- проявлять интерес к предложениям собеседника, не отклонять сразу;

- «не рубить сук, на котором сидишь».

Таким образом, авторитет руководителя ФЭС - сложное педагогическое, социальное и психологическое явление, которое во все времена в военно-экономических условиях приобретает все более возрастающее значение. Расширение круга решаемых задач предъявляет все более жесткие требования к деятельности руководителя: профессионализм, компетентность, умение работать с подчиненными и т.д. Знание педагогики и психологии общения - необходимые условия формирования профессионального авторитета руководителя ФЭС.

Литература

1. Балунов М. С., Гультяев В. Е., Долинин С. П. Формирование личностных отношений в управленческой деятельности специалиста финансово-экономической службы : учебно-методические рекомендации. - Ярославль, 2007.

2. Белолипецкий В. К., Павлова Л. Г. Этика и культура управления. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. - 254 с.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. -М., 1998.

4. Мудряченко М. Ф., Чибинев А. М. Основы экономической деятельности войскового звена ВС РФ. Ч. II. - Ярославль, 2009.

5. Рожков М. И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Казань, 1998.

6. Хромов А. В., Малышев Н. М. Психолого-педагогические проблемы управленческой деятельности руководителя финансово-экономической службы. - М.: ВФЭФ, 1995.

7. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. -Минск, 1996.

8. Мицич П. Как проводить деловые беседы : пер. с серб.-хорват. - М.: Экономика, 1987. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.