2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
DEVELOPMENT OF THE CADETS’ POSITIVE MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING USING THE INTERACTIVE
FORMS OF TEACHING
УДК 378.147:811
А.Е. КОРШЕНКО
(Харьковский национальный университет внутренних дел , Украина) тел: +38 067-701-91-39
А.Е. KORSHENKO
(Kharkiv National University of Internal Affairs)
Аннотация: важнейшей задачей при обучении иностранному языку является формирование у курсантов положительной, устойчивой мотивации. Интерактивные методы обучения - это действенное педагогическое средство, а использование в педагогическом процессе технологий интерактивного обучения является необходимым условием оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.
Ключевые слова: эффективность обучения, устойчивая мотивация, мотив, межличностная коммуникация, коммуникативные умения и навыки, компьютерные информационные технологии, компьютерное обучение, компьютерная презентация.
Abstract: the foreign language teaching primary task is the development of the cadets’ positive, sustainable motivation. Interactive teaching methods are the effective pedagogical means and the usage of the interactive learning technologies in the pedagogical process is the necessary condition for the optimal development of those who study as well as those who teach.
Keywords: training efficiency, sustainable motivation, motive, interpersonal communication, communicative expertise and skills, computer information technologies, computer training, computer presentation.
Преподавание иностранного языка представляет собой сложный и трудоемкий процесс. Мы знаем, что в специальных языковых вузах обязательны вступительные экзамены по иностранному языку, проходит тщательный отбор будущих студентов и на изучение этой дисциплины выделяется большое количество часов. Что же касается неязыкового вуза, которым является вуз нашей системы, то иностранный язык, к сожалению, всегда здесь считался второстепенной дисциплиной. Согласно учебному плану на него выделяется незначительное количество часов, отсутствуют вступительные экзамены, в результате чего значительная часть курсантов-первокурсников имеет весьма низкий уровень владения иностранным языком. Что же касается требований к нашему
выпускнику, то они такие же самые. Он должен владеть иностранным языком на таком же уровне, на каком им владеет выпускник специального языкового вуза. Вот почему нашей главной задачей является подготовка творчески мыслящих выпускников, которые сумеют применять на практике полученные знания и умения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Достижение этой цели осуществимо через повышение эффективности обучения, а современные исследования по педагогике и психологии показывают, что эффективность обучения прямо зависит от мотивации.
Среди основных задач, которые стоят в настоящее время перед каждым преподавателем нашего университета, нет другой более важной и более сложной задачи, чем
58
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
формирование у курсантов положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической работе, что и является особенно важным при изучении иностранного языка. В настоящее время у курсантов наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, потому что этот предмет достаточно трудный и требует много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодоления этих препятствий, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать некоторые трудности, ведет к снижению интереса к иностранному языку. Вот почему главной задачей, стоящей перед преподавателем, и есть раскрытие творческого потенциала каждого курсанта, нахождение таких дидактических средств, которые пробуждали бы мыслительную активность и интерес к иностранному языку. Курсантам необходимо помочь осознать то, зачем им нужен иностранный язык, какова его практическая значимость для их будущего. Таким образом, при изучении иностранного языка на первом месте должен находиться мотив, который является предметом потребности, ее непосредственным психологическим проявлением.
Активные поиски новых методов, способных стимулировать устойчивый познавательный интерес к изучению иностранного языка, показали, что одним из решений данной проблемы является использование технологий интерактивного обучения. Смыслом интерактивных методов является непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой считается способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер или группа партнеров, и, соответственно, истолковывать ситуацию и конструировать собственные действия. Именно применение интерактивных методов стимулирует мыслительные процессы курсантов, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит анализу информации, построению связного логичного высказывания, общению друг с другом, умению правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению других. Все эти умения имеют практическое значение для будущей деятельности курсантов и являются фундаментом их будущей профессии. Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы направлены на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на занятии по иностранному языку, что ведет к развитию устойчивого интереса к овладению им. Такие
формы работы имеют большое значение для формирования аналитического мышления курсантов, активизации их мыслительной деятельности, раскрытия их творческих способностей. В интерактивных моделях обучения, в отличие от традиционных, меняется взаимодействие с преподавателем. Активность преподавателя уступает место активности курсантов, а его задачей является лишь создание условий для их инициативы. Использование компьютерных информационных технологий при изучении иностранного языка помогает превратить обучение в творческий процесс и многие курсанты, даже самые слабые, начинают проявлять огромный интерес к учебе.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все курсанты вовлекаются в процесс познания. Они имеют возможность понимать и выражать своё мнение по поводу того, что они знают и думают. В ходе интерактивного обучения курсанты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях и общаться с другими. Интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между курсантами. Оно решает информационную задачу, поскольку обеспечивает курсантов необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность. Оно обеспечивает также решение обучающих и развивающих задач, совершенствуя общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и прочее). Оно также обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку учит работать в команде и прислушиваться к мнению других. Одним из наиболее подходящих помощников преподавателя в обучении иностранному языку является компьютер, цель которого и есть интерактивное общение. Использование компьютерного обучения в педагогической деятельности преподавателя иностранного языка является огромным мотивационным потенциалом, поскольку красочность и увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у курсантов. Компьютер является важным помощником для преподавателя и в разработке занятий. При помощи компьютера и новых программ возможно выполнение самых сложных видов заданий. Использование компьютера
59
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
в обучении иностранному языку имеет много преимуществ. Помимо повышения мотивационного потенциала курсанта, компьютер гарантирует конфиденциальность, и самооценка курсанта не снижается, а на занятии создается психологически комфортная атмосфера. Только сам курсант знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что остальные товарищи его группы и преподаватель узнают его результаты, так как правильность выполнения того или иного вида работ проверяется и оценивается только компьютером. Кроме того, использование преподавателем компьютера в обучении иностранному языку предоставляет возможность учитывать индивидуальные особенности курсантов, организовать самостоятельные действия каждого из них.
Говоря о применении компьютерных технологий в обучении иностранному языку, нельзя не отметить важность данного процесса и для самого преподавателя, так как новые современные программы помогают и преподавателю в развитии профессиональной иноязычной компетентности, что является главным в повышении его профессионального уровня. Одной из наиболее значимых программ является система «Moodle». Данная система позволяет на новом уровне организовать самостоятельную работу курсантов. Кроме того, одним из важных
компонентов данной информационно-образовательной среды является коммуникационный и основными средствами общения являются форум, электронная почта, обмен вложенными файлами с преподавателем, чат и обмен личными сообщениями. Ещё одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация, которая достаточно легко создаётся с помощью программы «Power Point». Преимущество компьютерной презентации состоит в систематизации и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.
Короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам курсантов - вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, развитию, профессиональному и личностному росту. Интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологий интерактивного обучения является необходимым условием оптимального развития как тех, кто учится, так и тех, кто учит.
Литература
1. Пассов Е.И. Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе
развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 2001.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогов вузов и
институтов повышения квалификации. - М., 2008.
3. MillroodR. English teaching methodology. - Moscow: Drofa, 2007.
References
1. Passov E.I. Kuzovlev V.P., Korostelev V.S. Tsel obuchenia inostrannomu yaziku na sovremennom etape razvitiya obschestva. Obschaya metodika obucheniya inostrannym yazikam. Hresotamiya. - M.: Prosveschenie, 2001.
2. Selevko G.K. Sovremennie obrazovatelnie tehnologii. Uchebnoye posobie dla pedagogov vuzov i institutov povisheniya kvalifikatsii. - M., 2008.
3. MillroodR. English teaching methodology. - Moscow: Drofa, 2007.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
60