НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
Литература
1. Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (31 октября 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.
References
1. Pedagogical and psychological science: current issues: proceedings of the international correspondence scientific-practical conference. Part I. (31 October 2012). - Novosibirsk: Publishing House. Siberian Association of consultants, 2012. 200 р.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
USING OF INTERACTIVE TECHNOLOGY IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AS A NECESSARY FACTOR OF
EDUCATIONAL PROCESS
УДК 371.315.7:372.881.1
В.л. МАЛАХОВА, V.L. MALAKHOVA,
кандидат филологических наук candidate of philological sciences,
(Белгородский юридический институт МВД России) (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
e-mail: [email protected] Affairs in Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются необходимость и особенности применения инновационных средств в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении, а именно: использование интерактивных технологий. Автор подчеркивает роль информационных мультимедийных ресурсов в формировании и поддержании интереса обучающихся к процессу обучения, в повышении мотивации к учению и результативности овладения иностранным языком.
Ключевые слова: интерактивные технологии, информационные мультимедийные ресурсы, иностранный язык, повышение интереса и мотивации.
Abstract: the article analyzes the necessity and peculiarities of using innovative tools in the process of teaching a foreign language in high school, namely the use of interactive technologies. The author emphasizes the role of information media resources in developing and maintaining the interest of students to the process of learning, in rising motivation for learning and effectiveness of mastering a foreign language.
Keywords: interactive technologies, multimedia information resources, foreign language, rising of interest and motivation.
Существенные изменения в развитии современного общества и общественного сознания, развитие культурных и экономических связей глобального характера
выдвигают новые требования к владению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Знание иностранных языков в эпоху глобализации становится
41
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
важнейшим требованием к конкурентоспособному специалисту. Как следствие, важное значение приобретают проблемы совершенствования и повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Современные интерактивные технологии могут предложить новый подход к обучению иностранным языкам, поскольку позволяют найти инновационные, иногда неожиданные, возможности традиционной (привычной) организации работы обучающихся в вузах на уроках и их самостоятельной подготовки к занятиям. Это оказывает огромное влияние на формирование и поддержание интереса к самому процессу обучения, позволяет повысить мотивацию к учению и, как результат, повысить результативность овладения иностранным языком.
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, и становится не только возможным, но и необходимым эффективно использовать его в процессе обучения иностранным языкам. Применение информационных технологий
- обучающих компьютерных программ, интерактивных учебников, мультимедийных презентаций, слайдов, фильмов и т.д.
- вносит новизну, повышает эффективность обучения иностранному языку, раскрывает резервы учебного процесса, помогает индивидуализации процесса обучения, а также открывает новые возможности для самообразования, самореализации обучающихся в вузе. При этом становится возможным формировать принципиально новое отношение к компьютерной технике как к средству получения знаний, а не как к игрушке. В то же время мультимедийные технологии позволяют использовать и элементы игровых технологий при обучении. Однако использование интерактивных ресурсов не должно быть превращено в индустрию развлечений. Яркие, красочные фотографии, возможность увеличения размера фотографии или текста, видеоролики, фоновая музыка не должны отвлекать от основной цели - получения информации.
Одним из значительных преимуществ интерактивных образовательных ресурсов является то, что они предоставляют возможность для творчества как обучаемых, так и преподавателя. Возможность использования информационных и мультимедийных технологий в аудиторной и самостоятельной работе позволяет найти не только и не столько средство обучения и воспитания, сколько инструмент самообразования и самовоспитания студентов. Это осуществляется за счет
более детальной системы контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок. Например, интерактивные учебники сочетают в себе функции учебника, словаря, разговорника, аудио-пособия и преподавателя. Они организуют процесс обучения, объясняют правила, помогают запоминать и применять на практике полученные знания, моментально проверяют правильность ответов.
Однако использование интерактивных ресурсов не устраняет преподавателя из процесса обучения, а позволяет ему сосредоточиться на наиболее проблемных моментах, сделав работу студентов над изучаемым материалом насыщенной и результативной. Организовывая работу студентов с обучающими компьютерными программами во внеаудиторное время, преподаватель освобождает на занятиях время для других видов работы, при которых необходимо непосредственное взаимодействие студентов и преподавателя.
Кроме того, образовательные электронные ресурсы предоставляют возможность приспособления, адаптации процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям, индивидуальным возможностям обучаемых в пределах одной группы, поскольку студент имеет возможность выбора наиболее подходящего для него индивидуального темпа, содержания и методики изучения материала.
Интерактивные технологии позволяют реализовывать принцип проблемности обучения, обусловливающий сущность и характер учебно-познавательной деятельности. Сталкиваясь с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, мыслительная активность обучающегося возрастает. Уровень выполнимости того или иного дидактического требования с помощью образовательных электронных ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
Применение электронных средств в процессе обучения иностранному языку способствует развитию интеллектуального потенциала обучаемого - формирование у студента различных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное или вариативное решение в сложной ситуации, умений по обработке информации. В этом можно проследить и междисциплинарную связь - студент получает возможность применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках иностранного языка,
42
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
при изучении других предметов.
Таким образом, необходимость использования в процессе обучения иностранным языкам современных интерактивных технологий не вызывает сомнения, поскольку благодаря нетрадиционным средствам обучения становится возможным повысить научно-технический уровень образовательного процесса, обеспечить творческое активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками, предусмотренными целями и
задачами учебного процесса. Отличаясь высоким уровнем технического исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методических приемов, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения учебного материала, интерактивные ресурсы помогают организовать процесс обучения в нетрадиционных формах и сделать его интересным и увлекательным как для студентов, так и для преподавателей.
Литература
1. Гомза С.Х. Роль мультимедийных компьютерных программ в учебном процессе по иностранным языкам // Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля: материалы междунар. науч.-практ. конф.- Минск: Изд. центр БГУ, 2009. C. 115-118.
2. ГубковаН.В., ФрадкинВ.Е., СкибаЕ.Н. Интерактивные мультимедийные электронные учебники: про-
блемы и решения - петербургский вариант // www.iuorao.ru/2012-06-19/21.
3. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Между-
народного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1-18.
References
1. Gomza S.H. Role of multimedia computer programs in the process of foreign languages education // Teaching of foreign languages in high schools of non-philological profile: materials of international scientific and practical conf. - Minsk: Publish. centre BSU, 2009. P. 115-118.
2. GubkovaN.V., Fradkin V.E, SkibaE.N. Interactive multimedia electronic textbooks: problems and solutions - St. Petersburg version // www.iuorao.ru/2012-06-19/21.
3. Gushchin U.V. Interactive methods of teaching in graduate school // Dubna Psychological Journal. 2012. № 2. P. 1-18.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
43