МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND TECHNOLOGIES OF LEGAL EDUCATION
Научная статья
DOI: 10.24412/3034-3445-2024-4-97-УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕБУЕТ СИСТЕМНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Требунских Елена Валерьевна1
1 Московский инновационный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация:
Введение. В современном мире цифровизация охватывает все сферы профессиональной деятельности, включая юридическую. Цифровые компетенции становятся важнейшим инструментом для повышения эффективности, обеспечения юридической точности и адаптации к новым вызовам. Однако уровень цифровой грамотности среди специалистов данного профиля остается неоднородным, что ставит актуальную задачу — формирование цифровых компетенций как ключевого компонента профессионального обучения и развития юристов. В то же время, в практике подготовки юристов и научных исследованиях по данному вопросу существует значительный пробел. С одной стороны, ученые актуализируют проблему, с другой - практически не предлагают ее решения. Анализ научных статей в области методики преподавания дисциплин профессионального цикла позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство преподавателей уделяют значительное внимание формированию у себя цифровых компетенций в направлении передачи учебного материала обучающимся и организации взаимодействия с ними. Учебники и учебные пособия по профильным дисциплинам, за редким исключением, также не включают глав, посвященных информационным технологиям в профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Настоящее исследование основано на системно-структурном подходе к решению поставленного вопроса. В процессе работы применялись теоретические методы, направленные на систематизацию собранного материала для его дальнейшего изучения, а именно: дедукция, неполная индукция, абстрагирование, формализация, конкретизация, аналогия, синтез. Также
© Е.В. Требунских, 2024 97
применялись контент-анализ учебных изданий, прогностический метод.
Результаты исследования. Изучение научной литературы по вопросу формирования цифровых компетенций у юристов, контент-анализ учебных изданий, а также систематизация основных информационных систем, используемых в юридической деятельности, позволяют говорить, что развитие цифровых компетенций у юристов требует системного подхода, включающего не столько изменения в образовательных программах вузов, сколько переосмысления содержании учебного материала, а также регулярное повышение квалификации преподавателей в рамках профессиональной деятельности. Эти меры буду способствовать повышению качества осваиваемых цифровых компетенций юристов и улучшают их адаптацию к динамично меняющемуся цифровому ландшафту в будущей профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключения. В учебных материалах по отраслям права, а также прикладным дисциплинам, например, криминалистике, включать такие разделы и главы, как: информационные технологии, обеспечивающие выявление, сбор и фиксацию доказательств в уголовном, гражданском, административном, арбитражном процессах; информационные технологии при взаимодействии участников процесса, включая использование систем видео-конференц-связи в судебных процессах; информационные технологии как специальные знания, применяемые в юридических процессах.
Учебники и учебные пособия по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности» следует максимально приближать к содержанию компетенции ОПК-8 ФГОС ВО 40.03.01 «Юриспруденция» включать в их содержание в значительно большей мере такие главы как: информационные технологии при поиске правовой информации; информационные технологии составления электронных документов и их заверения. Системы электронного документооборота; информационные технологии взаимодействия между участниками юридических процессов. Информационно-телекоммуникационные системы; информационные технологии, обеспечивающие доступ граждан к государственным услугам; информационные технологии, обеспечивающие доступ граждан к правосудию; информационные технологии обеспечения правопорядка и предупреждения правонарушений.
Основным направлением повышения квалификации преподавателей, не являющихся практическими работниками, должны стать, например, «Информационные технологии в гражданском праве и процессе», «Информационные технологии в арбитражном процессе», «Информационные технологии в уголовном процессе».
Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровизация образования, кадры для цифровой экономики, юриспруденция, высшее образование.
Для цитирования: Требунских Е.В. Формирование цифровых компетенций обучающихся требует системного интегрированного подхода // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 4. С. 97-. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-97-112.
Original article
FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES OF STUDENTS REQUIRES A SYSTEMATIC INTEGRATED APPROACH
Elena V. Trebunskikh1
1 Moscow Innovative University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract:
Introduction. In the modern world, digitalization covers all areas of professional activity, including law. Lawyers, more than ever before, are faced with the need to master technology and use it in their daily work. Digital competencies are becoming an essential tool for improving efficiency, ensuring legal accuracy, and adapting to new challenges. However, the level of digital literacy among specialists in this field remains heterogeneous, which poses an urgent task — the formation of digital competencies as a key component of professional training and development of lawyers.
Materials and Methods. The present study is based on a systematic and structural approach to solving this problem. In the course of the work, theoretical methods were used aimed at systematizing the collected material for further study, namely: deduction, incomplete induction, abstraction, formalization, concretization, analogy, synthesis. The content analysis of educational publications and the predictive method were also used.
Results. The study of scientific literature on the formation of digital competencies among lawyers, content analysis of educational publications, as well as the systematization of the main information systems used in legal activity, suggest that the development of digital competencies among lawyers requires a systematic approach that includes not so much changes in university educational programs as rethinking the content of educational material, as well as regular professional development of teachers in the framework of their professional activities. These measures will help to improve the quality of lawyers' digital competencies and improve their adaptation to the dynamically changing digital landscape in their future professional activities.
Discussion and Conclusions. Educational materials on branches of law, as well as applied disciplines, such as criminology, include such sections and chapters as: information technologies that identify, collect and record evidence in criminal, civil, administrative, and arbitration processes; information technologies in the interaction of participants in the process, including the use of video conferencing systems in judicial processes; information technologies as special knowledge applied in legal processes.
Textbooks and manuals on the discipline "Information technologies in legal activity" should be as close as possible to the content of the competence of OPK-8 FGOS HE 40.03.01 "Jurisprudence" and include in their content to a much greater extent such chapters as: information technology in the search for legal information; infor-
mation technology in the preparation of electronic documents and their certification. Electronic document management systems; information technologies of interaction between participants in legal processes. Information and telecommunication systems; information technologies that ensure citizens' access to public services; information technologies that ensure citizens' access to justice; information technologies for law enforcement and crime prevention.
The main areas of professional development for teachers who are not practitioners should be, for example, "Information technology in civil law and procedure", "Information technology in arbitration", "Information technology in criminal proceedings".
Keywords: digital competencies, digitalization of education, personnel for the digital economy, law, higher education.
For citation: Trebunskikh E.V. Formation of digital competencies of students requires a systematic integrated approach // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 4. P. 97-. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-97-112.
Введение.
В мае 2017 года Президентом РФ был подписан указ о стратегии развития информационного общества [16] (далее - Стратегия 2017 года). С этого момента, во всех отраслях науки и экономики России начался процесс активного внедрения информационных технологий. Не стала исключением и сфера высшего образования. Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» 2019 года были поставлены конкретные задачи, предусматривающие обеспечение цифровой экономики компетентными работниками [10], что предполагает овладение цифровыми компетенциями специалистов всех областей экономики. Затем тенденцию к информатизации образования актуализировал переход к дистанционному образованию в период пандемии Covid-19. В итоге уже в декабре 2021 года Правительство России утвердило «Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [18], в котором одним из приоритетов обозначено регуляторное обеспечение внедрения цифровых технологий в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. Вместе с тем следует признать, что в настоящее время цифровые компетенции выпускников ВУЗОв не успевают за инновациями, которые повсеместно внедряются в различные отрасли экономики. И это обстоятельство, в свою очередь, препятствует полной и успешной реализации Стратегии 2017 года. Исходя из заявленных требований современности и будущего, возникает вопрос об организации, методах и технологий формирования цифровых компетенций у будущих специалистов. В данной работе предпринята попытка рассмотреть указанную проблему и предложить авторское решение на примере высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
Обзор литературы.
Вопросы формирования цифровых компетенций у обучающихся достаточно часто освещаются на страницах научных изданий.
Еще в 2015-2016 годах доктор психологических наук, академик Галина Алексеевна Берулава в своих работах акцентировала внимание на важности переосмысления всей системы высшего образования в направлении ее адаптации к условиям информационного общества [3; 4; 5]. Сегодня же вопросы педагогики высшей школы в условиях информатизации общества активно обсуждаются в более узких форматах. В поле зрения исследователей попадают конкретные проблемы содержания цифровых компетенций, уровня их освоения.
Так, Г.Г. Брусницына, Н.В. Коржавина, С.Н. Петрова отмечают, что «представленные в образовательных стандартах формулировки компетенций не позволяют субъектам образовательного процесса иметь четкое представление о выпускнике - будущем юристе, востребованном на рынке труда в условиях формирующейся цифровой экономики» [7, С.259]. С данным утверждением нельзя согласиться. Думается, что предложенные формулировки вполне достаточны и подразумевают дополнения в части индикаторов, которые и были сформулированы авторами, а вопрос о методах и технологии их выполнения остался открытым.
О конкретной цифровой компетенции - работе с электронными документами - пишут в своем исследовании Н.А. Никиташина и Ю.В. Шаляева, которые делают акцент на неготовности юристов к работе в системе электронного документооборота и о необходимости в кратчайшие сроки осваивать специальные информационные системы [15, С.194]. Авторы предлагают увеличивать количество соответствующих дисциплин, включая темы о работе в профессиональных информационных системах [15, С.196]. С таким предложением можно согласиться лишь частично, поскольку увеличение в учебном плане количества осваиваемых дисциплин одновременно уменьшает количество часов по каждой из них, и общий объем образовательной программы не безграничен и предполагает 240 зачетных единиц.
На существенные пробелы в овладении цифровыми компетенциями юристов обращает внимание и П.В. Ересько [8, С.57]. В качестве решения проблемы ученый предлагает систему согласованного сквозного обучения в цепочке: школа - ВУЗ или колледж - дополнительное образование [8, С.57]. Данное предложение вполне оправдано, поскольку позволяет перенести на этап школы общее знакомство с информационными технологиями, обучение работе с офисными приложениями, информационно-телекоммуникационными системами, а также и обучение основам работы в некоторых суперсервисах государственных услуг. Это позволит выделить больше времени для овладения навыками работы в специализированных информационных системах на этапе колледжа или ВУЗа.
В данном контексте несколько ограниченным видится круг общепрофессиональных задач в рамках формирования цифровых компетенций юристов, предложенный Е.С. Лысенко и Е.Ю. Семеновым [11, С.62]. Работа
с документами, справочными поисковыми системами и др., как было сказано ранее, выступают лишь базой для освоения профессиональных цифровых компетенций, и ее следует оставить для уровня школьного образования.
Изучая эти и другие работы, можно сделать вывод о важности формирования цифровых компетенций юристов, их необходимой широте и, как ни парадоксально звучит, глубине. Правильно пишет в данном контексте А.М. Юдина: «...при подготовке юристов становится необходимым знать язык программирования» [21, С.446]. И это требует междисциплинарного подхода к образованию.
В то же время, в практике подготовки юристов и научных исследованиях по данному вопросу существует значительный пробел. С одной стороны, ученые актуализируют проблему, с другой - практически не предлагают ее решения. Анализ научных статей в области методики преподавания дисциплин профессионального цикла позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство преподавателей уделяют значительное внимание формированию у себя цифровых компетенций в направлении передачи учебного материала обучающимся и организации взаимодействия с ними.
Так, например, Р.В. Нигматуллин пишет о цифровизации образования [14] как процессе, описывая приложения для смартфонов и др. И.А. Ахмадулина делает акцент на онлайн обучении, вариантах применения цифровых технологий при преподавании профильных дисциплин [2]. С.С. Аветисян уделяет внимание таким инновациям в юридическом образовании, как «виртуальная реальность», «интерактивные симуляторы», «виртуальные тренажеры», «диалоговые тренажеры» [1].
В то же время предлагаемые инновации не формируют профессиональных цифровых компетенций у обучающихся. Можно согласиться лишь с тем, что применение информационных технологий в процессе обучения формирует у студентов привычку их использования в повседневной работе (учебе). Только отдельные авторы, раскрывающие на страницах периодических изданий опыт внедрения информационных справочных систем в преподавание юридических дисциплин, мыслят именно в парадигме формирования соответствующих навыков обучающихся, необходимых и в будущей профессиональной деятельности [20].
Не решает поставленную задачу и обязательная для юристов дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности». В большинстве учебников и учебных пособий представлены общие сведения об информационных технологиях, о работе с офисными приложениями. Одна-две темы предполагают изучение специализированных баз данных, справочных систем для юристов [9], и отсутствуют сведения и о том, что такое электронный документ и как его составлять. О том, что такое электронная цифровая подпись, об обеспечении конфиденциальности при работе с информационными системами, о запрете передавать логины и пароли, об информационной опасности и угрозах есть редкие упоминания.
Этого крайне недостаточно. Только за последние пять лет юридическая сфера вообще и сфера правосудия в частности, была усовершенствована
значительно. Внедрены такие информационные системы, как: ГАС «Правосудие», «Электронное судебное заседание» (ЭСС). Разработан суперсервис «правосудие онлайн». В статьях 1.1., 14, 35, 115 и других Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) предусмотрено использование специализированных информационных систем. Учитывая реализацию программы цифровизации, с каждым днем их будет становиться все больше, и к 2030 году наша повседневная и профессиональная жизнь будет практически на 100% опосредована информационными технологиями и системами. Об этих системах выпускнику-юристу необходимо не только быть осведомленным, но и знать принципы их работы, уметь ими пользоваться, владеть навыками реализации своих юридических знаний посредством их применения.
При решении поставленной задачи следует учитывать опасность поверхностного подхода - формально выполнить требования ФГОС ВО о включении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», или рекомендаций Минобрнауки и предусмотреть 1-2 темы в других дисциплинах общеобразовательного цикла. Только тщательное вдумывание в суть задачи, поставленной в Стратегии 2017 года, осмысление ее результатов в далеком 2030 году способно раскрыть действительный смысл и значение обучения юристов сегодня. Это означает, что нужно начать думать о формировании цифровых компетенций студентов-юристов по-новому. И, как видно из анализа работ исследователей, это новое, более глубокое видение и представляет главную трудность.
Материалы и методы. Настоящее исследование основано на системно-структурном подходе к решению поставленного вопроса. В процессе работы применялись теоретические методы, направленные на систематизацию собранного материала для его дальнейшего изучения, а именно: дедукция, неполная индукция, абстрагирование, формализация, конкретизация, аналогия, синтез. Также применялись контент-анализ учебных изданий, прогностический метод.
Результаты исследования. Решение задачи подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики лежит в плоскости междисциплинарного обучения, интеграции знаний об информационных технологиях в профессиональные юридические дисциплины. В рамках одной дисциплины информационные технологии невозможно изучить и научиться применять все существующие и внедряемые инновации. Более системный, но и, безусловно, более сложный подход к решению поставленной задачи - переосмысление всего массива юридических знаний через призму информационных технологий.
Если вспомнить историю внедрения в оборот документов, созданных с помощью компьютера, то можно выделить несколько этапов. На первом - компетенцией компьютерного набора, работы с офисными программами владели единицы, под них выделяли отдельные штатные должности, а основная масса личных документов (анкеты, заявления и др.) писались от руки. Второй
этап характеризовался постепенным увеличением количества компьютеров, а также работников, овладевающих навыками пользователей офисных программ. Должности операторов сократили, практически все документы перешли в печатный формат. И сегодня мы уже наблюдаем третий этап - переход к формализованным документам, исключающим компьютерный набор, и предполагающим выборку необходимых позиций, подписание электронной цифровой подписью. То же самое происходит и с внедрением информационно-телекоммуникационных систем для профессионального взаимодействия. Таким образом, информатизация вплелась в документооборот и коммуникацию. Если проводить аналогию, можно с уверенностью предположить, что таковым будет и внедрение иных информационных технологий в профессиональную деятельность юристов. Поэтому крайне важно уже сегодня внедрять соответствующие знания в профессиональное образование.
И в данном контексте следует уделить внимание, как содержанию учебного материала (учебников, иных учебных изданий, лекций, заданий для практической подготовки по отдельным отраслям права), так и компетенциям самих преподавателей.
Несмотря на обилие разнообразной информации в сети «интернет» значение учебников и учебных пособий в подготовке квалифицированных кадров сложно переоценить. В данном вопросе следует согласиться с выводами белорусского ученого В.Н. Бибило, акцентирующего внимание на структуре и содержании учебного материала как качественных характеристиках учебника, лекции [5]. В то же время изучение содержания современных (2023-2024 годы) учебников и ученых пособий, например, по гражданскому процессу показало, что лишь в одном из них предусмотрена глава об особенностях отдельных видов доказательств, включая электронные [12, С.63-71]. В учебном материале отсутствует информация о работе в тех или иных информационных системах, особенностях реализации прав участников процесса в случае применения информационных технологий. То есть два потока знаний - информационный и профессиональный пока что идут параллельно, без перспектив пересечения и взаимной интеграции.
В данном контексте своевременным видится, например, предложение И.Д. Ягофаровой о пересмотре содержания учебников по дисциплине «Теория государства и права», добавления понятий «цифровое государство», «цифровое правительство» и других [22].
Исходя из задач Стратегии 2017 года целесообразно в обязательном порядке в учебных материалах по отраслям права, а также прикладным дисциплинам, например, криминалистике, включать такие разделы и главы, как:
- информационные технологии, обеспечивающие выявление, сбор и фиксацию доказательств в уголовном, гражданском, административном, арбитражном процессах;
- информационные технологии при взаимодействии участников процесса, включая использование систем видео-конференц-связи в судебных процессах;
- информационные технологии как специальные знания, применяемые в юридических процессах.
Одновременно, учебники и учебные пособия по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности» следует максимально приближать к содержанию компетенции ОПК-8 ФГОС ВО 40.03.01 «Юриспруденция» включать в их содержание в значительно большей мере такие главы как:
- информационные технологии при поиске правовой информации;
- информационные технологии составления электронных документов и их заверения. Системы электронного документооборота;
- информационные технологии взаимодействия между участниками юридических процессов. Информационно-телекоммуникационные системы;
- информационные технологии, обеспечивающие доступ граждан к государственным услугам;
- информационные технологии, обеспечивающие доступ граждан к правосудию;
-информационныетехнологииобеспеченияправопорядкаипредупреждения правонарушений.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о включении в программу обучения юристов модуля по искусственному интеллекту. Так, Письмом от 14.06.2023 г. № МН-5/179660 Минобрнауки РФ предоставило информацию об образовательном модуле «Системы искусственного интеллекта» для включения в образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, что позволяет значительно расширить диапазон знаний будущих юристов в области применения информационных технологий. В то же время, нельзя однозначно согласиться с теми авторами, которые предлагают в рамках данного модуля рассматривать функционирующие системы, например, Chat GPT [13].
Так, 99% фигурирующих в сети Интернет предложений - зарубежные, не адаптированные не только под российское законодательство, но и язык. Во-первых, загрузка персональных данных, фабул по юридическим делам в информационные системы, не включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных может привести не только к несанкционированному раскрытию персональных данных, но и угрожать интересам государства. Во-вторых, довольно часто при использовании зарубежных систем искусственного интеллекта, генерируемая информация прямо нарушает действующее законодательство, и это зависит от того, какие базы данных используются при анализе.
Системы искусственного интеллекта, как и электронный документооборот постепенно займут свое место в профессиональной деятельности юриста, и сегодня важно формировать новое поколение юристов, владеющих более широким спектром знаний в области искусственного интеллекта, принципов его работы, методов машинного обучения. В содержании учебников и учебных
пособий необходимо акцентировать внимание на:
- принципах работы нейросетей, их возможностях и ограничениях;
- аналитических возможностях нейросетей;
- особенностях формулировки запросов;
- содержании табличных данных, которые анализирует система;
- методах обучения нейросетей.
Вторым важным фактором в формировании цифровых компетенций будущих юристов видится, как было отмечено выше, компетентность самих преподавателей дисциплин профессионального блока в области информационных технологий.
Казалось бы, очевидно, что преподаватель гражданского процесса должен сам уметь использовать существующие информационные системы и донести соответствующую информацию студентам. Но, к сожалению, значительное количество кандидатов и докторов юридических наук, имея блестящие знания в области права, умеющие применять информационные технологии в образовании, не обладают соответствующей цифровой компетенцией в юридической деятельности.
В данном контексте можно согласиться с Т.Б. Павловой, что «преподаватель вовлекает студентов в практики «цифрового образования» [19, С.79]. Но он (преподаватель) должен вовлекать студента и в практики цифрового наполнения его будущей профессии. В современных условиях один преподаватель должен соединить в материале классические знания и инновации в профессии, поскольку профессия юриста сегодня - это сумма двух этих составляющих. Преподаватель по профильным дисциплинам должен сочетать в себе цифровые компетенции специалиста и цифровые компетенции преподавателя, не перекладывая задачу их формирования на преподавателей информационных технологий, которые, в свою очередь, не владеют правовыми знаниями.
Квалификационный справочник должностей, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития [17] предусматривает лишь требование обучения по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, как и ФЗ «Об образовании». Поэтому тематика повышения квалификации преподавателей весьма обширна. Как правило, программы повышения квалификации предусматривают развитие именно педагогических компетенций, методики преподавания профильной дисциплины, а также использования информационных технологий в образовательном процессе. Прямого указания на повышение квалификации именно в сфере информационных технологий в отрасли знаний, которые передает студентам преподаватель, нет.
Такая ситуация уже сейчас, а тем более в будущем способствует тому, что знания в области юриспруденции и знания в области информационных технологий в рамках учебного процесса так и останутся двумя параллельными прямыми, которые идут рядом, но никогда не пересекутся. Чтобы информационные технологии в полной мере ввести в юридическую деятельность и в учебный
процесс, на данном этапе необходима их интеграция в знания преподавателя -носителя учебной информации. Поэтому основным направлением повышения квалификации преподавателей, не являющихся практическими работниками, уже сейчас должны стать, например, «Информационные технологии в гражданском праве и процессе», «Информационные технологии в арбитражном процессе», «Информационные технологии в уголовном процессе» и др.
Обсуждение и заключения. Таким образом, с целью формирования у будущих юристов цифровых компетенций в полном объеме, необходимом для решения профессиональных задач в условиях развивающейся цифровой экономики, необходимо максимально интегрировать информационные технологии в профессиональные дисциплины. Эти шаги можно предпринять уже на этапе разработки рабочих программ дисциплин профессионального цикла в рамках образовательных организаций. Надлежащий уровень знаний преподавателей также можно обеспечить как конкурсные преимущества при замещении должностей профессорско-преподавательского состава, критерий оценки работы в рамках «эффективного контракта».
Сформулированные в работе выводы не претендуют на окончательность и предлагаются для дальнейшего развития и обсуждения.
Литература
1. Аветисян С.С., Саргсян А.А. О применении образовательных интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин // Человеческий капитал. 2023. № 6 (174). С. 89-97. (С.92)
2. Ахмадуллина И.А., Марданова Г.Р., Хайруллина Р.Г. Использование цифровых технологий при преподавании юридических дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-3. С. 22-24.
3. Берулава Г.А. Основные тенденции развития системы образования в информационном обществе / В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения VIII. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 75-78.
4. Берулава Г.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе // Гуманизация образования. 2015. № 5. С. 4-11.
5. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Отдельные аспекты современного состояния развития системы высшего образования / В книге: Тенденции развития высшего образования в современном мире. Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Г. А. Берулава. 2018. С. 7-14.
6. Бибило В.Н. Соотношение традиционных и инновационных методов преподавания юридических дисциплин уголовно-правового профиля // В сборнике: Обучение в университете дисциплинам в сфере уголовной юстиции. Сборник материалов научно-методической конференции. Минск, 2023. С. 3-9.
7. Брусницына Г.Г., Коржавина Н.В., Петрова С.Н. Построение карты цифровых компетенций для обеспечения качества подготовки будущих юристов в условиях цифровой экономики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 4. С. 252-269.
8. Ересько П.В. Формирование цифровых компетенций в профессиональной деятельности юриста для обеспечения информационной безопасности / В сборнике: Образование. Технологии. Качество. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2023. С. 56-60. (57)
9. Иванова, Л. И., Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / Л. И. Иванова, К. К. Сирбиладзе, О. Н. Цветкова. Москва: КноРус, 2023. 284 с.
10. Кадры для цифровой экономики: Паспорт федерального проекта. Утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9
11. Лысенко Е.С., Семенов Е.Ю. Особенности формирования общепрофессиональных и специальныхцифровых компетенций у обучающихся в юридических вузах // Правда и закон. 2023. № 4 (26). С. 60-66. (62)
12. Максуров, А. А., Доказательства в гражданском процессе: учебное пособие / А. А. Максуров. Москва: Русайнс, 2024. 89 с. (С.63-71)
13. Махина Н.М., Иванова Н.А., Беднаж В.А., Кубанских О.В. О некоторых аспектах преподавания дисциплины "информационные технологии в профессиональной деятельности" на направлениях юридического профиля / В сборнике: Педагогический потенциал. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Брянск, 2023. С. 221-224.
14. Нигматуллин Р.В., Никитина А.А. Цифровые инструменты в преподавании юридических дисциплин // Информационное общество. 2023. № 4. С. 43-51.
15. Никиташина Н.А., Шаляева Ю.В. Работа с электронным и цифровым документом как профессиональная компетенция юриста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 7-2 (82). С. 194-197.
16. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. №203
17. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (с изменениями и дополнениями): Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н
18. Об утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации науки и высшего образования: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N 3759-р. Кадры для цифровой экономики: Паспорт федерального проекта (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 N 9)
19. Павлова Т.Б. Цифровые составляющие компетенций преподавателя вуза как фактор развития цифровых компетенций студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 7 (180). С. 74-80.
20. Шинкаренко Ю.В. Использование справочно-правовых систем в преподавании и изучении юридических дисциплин // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 1 (10). С. 91-95.
21. Юдина А.М. Цифровая компетентность юристов как условие автоматизации договорных отношений / В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2023. С. 441-448.
22. Ягофарова И.Д. Обновление понятийно-категориального аппарата учебной дисциплины "теория государства и права" в условиях цифровизации // Теория и практика мировой науки. 2023. № 7. С. 51-54.
References
1. Avetisyan S.S., Sargsyan A.A. O primenenii obrazovatel'nyh interaktivnyh tekhnologij pri prepodavanii yuridicheskih disciplin [On the use of educational interactive technologies in teaching legal disciplines]. Chelovecheskij kapital. 2023. № 6 (174). p. 89-97. (S.92)
2. Ahmadullina I.A., Mardanova G.R., Hajrullina R.G. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij pri prepodavanii yuridicheskih disciplin [Use of digital technologies in teaching legal disciplines]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023. № 79-3. p. 22-24.
3. Berulava G.A. Osnovnye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya v informa-cionnom obshchestve [Main trends in the development of the education system in the information society]. V sbornike: Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya VIII. Materialy VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. p. 7578.
4. Berulava G.A. Perspektivy razvitiya sistemy obrazovaniya v informacionnom obshchestve [Prospects for the development of the education system in the information society]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2015. № 5. S. 4-11.
5. Berulava M.N., Berulava G.A. Otdel'nye aspekty sovremennogo sostoyani-ya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya [Certain aspects of the current state of
development of the higher education system]. V knige: Tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire. Materialy dokladov Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej G. A. Berulava. 2018. p. 7-14.
6. Bibilo V.N. Sootnoshenie tradicionnyh i innovacionnyh metodov prepoda-vaniya yuridicheskih disciplin ugolovno-pravovogo profilya [The ratio of traditional and innovative methods of teaching legal disciplines of the criminal law profile]. V sbornike: Obuchenie v universitete disciplinam v sfere ugolovnoj yusticii. Sbornik materialov nauchno-metodicheskoj konferencii. Minsk, 2023. p. 3-9.
7. Brusnicyna G.G., Korzhavina N.V., Petrova S.N. Postroenie karty cifrovyh kompetencij dlya obespecheniya kachestva podgotovki budushchih yuristov v uslovi-yah cifrovoj ekonomiki [Construction of a map of digital competencies to ensure the quality of training of future lawyers in the digital economy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2023. № 4. p. 252-269.
8. Eres'ko P.V. Formirovanie cifrovyh kompetencij v professional'noj deya-tel'nosti yurista dlya obespecheniya informacionnoj bezopasnosti [Formation of digital competencies in the professional activity of a lawyer to ensure information security]. V sbornike: Obrazovanie. Tekhnologii. Kachestvo. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov, 2023. p. 56-60. (57)
9. Ivanova, L. I., Informacionnye tekhnologii v yuridicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Information technologies in legal activity: a tutorial]. L. I. Ivanova, K. K. Sirbiladze, O. N. Cvetkova. Moskva: KnoRus, 2023. 284 p.
10. Kadry dlya cifrovoj ekonomiki: Pasport federal'nogo proekta. Utverzhden prezidiumom Pravitel'stvennoj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu infor-macionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya pred-prinimatel'skoj deyatel'nosti, protokol ot 28.05.2019 N 9 [Personnel for the digital economy: Passport of the federal project. Approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Conditions for Doing Business, minutes of 05/28/2019 N 9].
11. Lysenko E.S., Semenov E.Yu. Osobennosti formirovaniya obshcheprofes-sional'nyh i special'nyhcifrovyh kompetencij u obuchayushchihsya v yuridicheskih vuzah []. Pravda i zakon. 2023. № 4 (26). S. 60-66. (62)
12. Maksurov, A. A., Dokazatel'stva v grazhdanskom processe: uchebnoe posobie [Features of the formation of general professional and special digital competencies among students in law schools]. A. A. Maksurov. Moskva: Rusajns, 2024. 89 p. (p.63-71)
13. Mahina N.M., Ivanova N.A., Bednazh V.A., Kubanskih O.V. O nekotoryh aspektah prepodavaniya discipliny Y'informacionnye tekhnologii v professional'noj deyatel'nosti\" na napravleniyah yuridicheskogo profilya [On some aspects of teaching the discipline "information technology in professional activity" in the areas of legal profile]. V sbornike: Pedagogicheskij potencial. Materialy Vserossijskoj s mezhdun-arodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk, 2023. p. 221-224.
14. Nigmatullin R.V., Nikitina A.A. Cifrovye instrumenty v prepodavanii yurid-
icheskih disciplin [Digital tools in teaching legal disciplines]. Informacionnoe obsh-chestvo. 2023. № 4. p. 43-51.
15. Nikitashina N.A., Shalyaeva Yu.V. Rabota s elektronnym i cifrovym doku-mentom kak professional'naya kompetenciya yurista [Working with electronic and digital documents as a professional competence of a lawyer]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2023. № 7-2 (82). p. 194-197.
16. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. №203 [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203].
17. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej ru-kovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel Y'Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya\" (s izmeneniyami i dopolneniyami): Prikaz Minis-terstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya RF ot 11 yanvarya 2011 g. N 1n [On approval of the Unified Qualification Handbook of Positions of Managers, Specialists, and Employees, Section "Qualification Characteristics of Positions of Managers and Specialists of Higher Professional and Further Professional Education" (with amendments and additions): Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated 11 January 2011 No. 1n].
18. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transfor-macii nauki i vysshego obrazovaniya: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 dekabrya 2021 goda N 3759-r. [On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education: Order of the Government of the Russian Federation dated 21 December 2021 No. 3759-r]. Kadry dlya cifrovoj ekonomiki: Pasport federal'nogo proekta (utv. prezidiumom Pravitel'stven-noj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, protokol ot 28.05.2019 N 9)
19. Pavlova T.B. Cifrovye sostavlyayushchie kompetencij prepodavatelya vuza kak faktor razvitiya cifrovyh kompetencij studentov [Digital components of university teacher competencies as a factor in the development of students' digital competencies]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. № 7 (180). p. 74-80.
20. Shinkarenko Yu.V. Ispol'zovanie spravochno-pravovyh sistem v prepoda-vanii i izuchenii yuridicheskih disciplin [Use of reference and legal systems in teaching and studying legal disciplines]. Izvestiya Saratovskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2023. № 1 (10). p. 91-95.
21. Yudina A.M. Cifrovaya kompetentnost' yuristov kak uslovie avtomatizacii dogovornyh otnoshenij [Digital competence of lawyers as a condition for the automation of contractual relations]. V sbornike: Tambovskie pravovye chteniya imeni F.N. Plevako. Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tambov,
2023. p. 441-448.
22. Yagofarova I.D. Obnovlenie ponyatijno-kategorial'nogo apparata uchebnoj discipliny Y'teoriya gosudarstva i prava\" v usloviyah cifrovizacii [Updating the conceptual and categorical apparatus of the academic discipline "Theory of State and Law" in the context of digitalization]. Teoriya i praktika mirovoj nauki. 2023. № 7. p. 51-54.
Информация об авторах
Требунских Елена Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, Московский инновационный университет, Москва, Российская Федерация, [email protected]
Information about the authors
Trebunskikh Elena Valeryevna, Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines, Moscow Innovative University, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статьяпоступилавредакцию: 11.11.2024, одобренапослерецензирования: 18.11.2024, принята к публикации: 25.11.2024
The article was submitted: 11.11.2024; approved after reviewing: 18.11.2024; accepted for publication: 25.11.2024