УДК: 378
001: 10.18384/2310-7219-2022-4-180-191
педагогические условия формирования цифровых компетенций у юристов в высшей школе
Сидорина Е. И.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Актуальность обусловлена потребностью государства в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями. В целях правого обеспечения деятельности государства и общества важно обеспечить подготовку будущего юриста, который будет соответствовать не только предъявляемым работодателями требованиям, но и будет способен адаптироваться к работе в быстро меняющихся реалиях перехода государства к новой модели управления. Цель. Выявить педагогические условия формирования цифровых компетенций у юристов в высшей школе.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы эмпирические методы исследования (опрос, тестирование), с помощью которых был выявлен уровень знаний о цифровых сервисах у студентов-юристов, проведён анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен уровень освоения цифровых сервисов студентами-юристами при изучении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности». Практическая значимость исследования заключается в предложенных к изучению цифровых сервисах, которые могут быть включены при изучении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», в целях формирования у юристов компетенций в области информационных технологий, в том числе способности работать с информацией в интернете.
Результаты исследования. Анализ проведённого исследования показал, что будущий юрист не обладает достаточными знаниями о существующих цифровых сервисах, необходимых ему для будущей профессиональной деятельности. Обязательным аспектом в изучении цифровых сервисов студентами-юристами является совокупность теоретических знаний и практики. Основным способом формирования рассматриваемых компетенций является практическая работа с цифровыми сервисами в рамках практических занятий. При разработке учебных планов и рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» необходимо учитывать больший объём практических занятий для формирования знаний, умений и навыков, связанных с цифровыми сервисами.
Выводы. В целях овладения выпускником-юристом способностью использовать цифровые сервисы для решения профессиональных задач образовательным организациям следует включать в содержание дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» обязательное изучение цифровых сервисов, способствующих быстрому и эффективному решению будущим-юристом профессиональных задач.
Ключевые слова: цифровые сервисы, компетенция, обучение, юрист
© CC BY Сидорина Е . И . , 2022.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING DIGITAL COMPETENCES AMONG LAWYERS AT UNIVERSITIES
E. Sidorina
Moscow Region State University
ul. Very Voloshinoy24, Moscow region, Mytishchi 141014, Russian Federation Abstract
Relevance is due to the state's need for specialists with digital competencies. In order to provide legal support for the activities of the state and society, it is important to ensure the training of a future lawyer who will meet not only the requirements imposed by employers, but will also be able to adapt to work in the rapidly changing realities of the transition of the state to a new management model. Aim. To identify the pedagogical conditions for the formation of digital competencies among lawyers in higher education institutions.
Methodology. In the course of the study, empirical research methods (survey, testing) were used, with the help of which the level of knowledge about digital services among law students was revealed, the analysis and generalization of the results obtained were carried out. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The level of digital services mastering by law students while studying the discipline "Information technologies in legal activity" is shown. The practical significance of the research lies in the digital services proposed for studying, which can be included in the study of the discipline "Information Technologies in legal activity" in order to form lawyers' competencies in the field of information technology, including the ability to work with information on the Internet.
Results. The analysis of the conducted research showed that the future lawyer does not have sufficient knowledge about the existing digital services necessary for his future professional activity. A mandatory aspect in the study of digital services by law students is a set of theoretical knowledge and practice. The main way of forming the competencies under consideration is practical work with digital services in the framework of practical classes. When developing curricula and the work program of the discipline "Information technologies in legal activity", it is necessary to take into account a larger volume of practical classes for the formation of knowledge, skills and abilities about digital services. Conclusions. In order to master the ability of a graduate lawyer to use digital services to solve professional problems, educational organizations should include in the content of the discipline "Information technologies in legal activity" a mandatory study of digital services that contribute to the rapid and effective solution of professional tasks by a future lawyer. Keyword: digital services, competence, training, lawyer
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время значительное внимание уделяется качеству образования в высшей школе в условиях цифровизации общества и государства. Создание эффективной системы высшего образования необходимо для достижения поставленных президентом России национальных целей развития нашей страны1. В ходе выступления на международной конференции «Пу-
1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/yjPTZQX (дата обращения: 22.11 . 2022) .
тешествие в мир искусственного интеллекта», проведённой в г. Москве 24.11.2022, президент России В . В. Путин дал поручение Правительству Российской Федерации и Государственному совету Российской Федерации реализовать переход системы государственной власти к модели управления на основе данных с применением платформенного подхода. Это одна из главных задач в рамках цифровизации государства . Цифровая трансформация государства невозможна без подготовки специалистов, владеющих цифровыми компетенциями .
В наши дни государство в целях обеспечения потребности рынка труда в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями, финансирует обучение граждан по программам высшего образования в сфере информационных технологий .
В целях правого обеспечения деятельности государства и общества важно обеспечить подготовку будущего юриста, который будет соответствовать не только предъявляемым работодателями требованиям, но и будет способен адаптироваться к работе в быстро меняющихся реалиях перехода государства к новой модели управления. С. Н . Мореева в своём исследовании отмечает, что «возрастает важность для юриста-профессионала владения навыками работы с соответствующими технологиями» [11, с . 130].
В связи с этим выпускнику-юристу высшей школы необходимо в период обучения овладеть навыками использования не только информационных технологий, но и различных цифровых сервисов
В настоящее время современная подготовка юристов в высшей школе базируется на применении компетентного подхода. Главными компонентами компетентностного подхода являются компетенция и компетентность
Компетенция - это знания, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека [8, с. 22]. Компетентность же - это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [7, с. 203].
Компетентностный подход в образовании юриста раскрывается через взаимосвязанные категории «компетенция» и «компетентность», в данном случае достижение определённой компетентности осуществляется посредством усвоения компетенций (знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в области юриспруденции).
Компетентность юриста заключается в его способности применять компетенции в профессиональной сфере
Компетентностный подход в системе высшего юридического образования предполагает наряду с усвоением знаний студентами и приобретение ими практических умений, которые позволяют им качественно выполнять поставленные задачи в новых, неопределённых и проблемных ситуациях, обусловленных изменением профессиональной среды Кроме того, компетентностный подход должен обеспечить способность студента к дальнейшему самостоятельному обучению в профессиональной деятельности
Компетенции выпускника-юриста включают в себя способность целенаправленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий, в том числе информационных сервисов, и с учётом требований информационной безопасности. При этом ФГОС1 не содержит сведений об обязательности обучения будущих юристов-бакалавров навыкам работы с цифровыми сервисами государства, которые будущий юрист будет использовать в своей профессиональной деятельности
По мнению М Вессел, цифровой сервис представляет собой комплекс услуг, который обеспечивает пользователю возможность удалённой работы с информационными ресурсами, не наделяя его правом собственности на эти ресурсы и по договорённости пользователь либо оплачивает услугу, либо пользуется ей бесплатно, однако при этом создавая для владельца сервиса какую-либо выгоду2. Е . П . Зараменских [6; с. 37] рассматривает цифровой сервис как
1 Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 (ред . от 26.11.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/SpGkOa (дата обращения: 22.11. 2022).
2 Wessel M . Creating Value in a digital economy [Электронный ресурс]. [2017]. URL: https://hbr.org/ webinar/2017/01/creating-value-in-a-digital-economy (дата обращения: 11 12 2022)
Visy
самостоятельный продукт информационной деятельности, как средство предоставления ценности заказчику, получаемую с использованием информационных технологий без рисков и затрат по обслуживанию сервиса. Иными словами, цифровой сервис -это конкретный продукт или приложение, который позволяет не только запросить определённую услугу в электронном виде, но и, как правило, получить результат её оказания в электронной форме.
В рамках освоения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», содержание которой самостоятельно определяется образовательной организацией, обычно изучаются: работа с программами MS Office, базы данных в сети Интернет, содержащие законодательные акты, ГАС «Правосудие», справочно-право-вые системы («КонсультантПлюс», «Гарант»), информационная безопасность (работа в сети Интернет) В некоторых университетах в рамках данной дисциплины ограничиваются изучением работы с программами MS Office и справочно-правовыми системами («КонсультантПлюс, Гарант») Вместе с тем в результате изучения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» студент-юрист должен овладеть умением использовать современные информационные технологии при решении задач профессиональной деятельности, т е одной из компетенций, необходимой выпускнику в соответствии с ФГОС. Как отмечают Н . В. Горбунова и А. С. Фетисов, «использование интернет-сервисов позволяет не только эффективно работать с информацией в учебном процессе по формированию профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, но и развивать необходимые пользовательские умения и навыки с цифровой информацией для дальнейшего пути в профессиональной юридической деятельности» [5, с. 54].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель исследования - выявить педагогические условия формирования циф-
ровых компетенций у юристов в высшей школе
Задачи исследования - определить уровень сформированности цифровых компетенций студентов-юристов в системе высшего образования; установить педагогические условия формирования у будущих юристов компетенций в области информационных технологий, позволяющих им быстро и эффективно решать вопросы в профессиональной деятельности.
Методологические подходы и методы исследования. Исследование опиралось на методологию:
- системного подхода (И. В. Блау-берг [3, с. 277], В . Н . Садовский [12, с. 52], Э . Г. Юдин [16, с. 83] и др .);
- компетентностного подхода (С Г. Воровщиков [4, с. 28], И . А. Зимняя [9, с. 16], А. В. Хуторской [14, с. 10], В . Е . Цибульникова [15, с . 294] и др . );
- информационного подхода (В. И. Анциферова [1, с. 6], М . Н . Берулава [2, с . 14], К. К. Колин [10, с. 19], Д . А . Урсул [13, с. 28] и др .).
В ходе исследования были использованы эмпирические методы исследования (опрос, тестирование), с помощью которых были выявлены уровень знаний о цифровых сервисах у студентов, получающих юридическое образование, а также методы теоретического исследования (анализ и обобщение), что позволило оценить полученные результаты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ХОД РАБОТЫ
На первом этапе исследования был проведён анализ рабочих программ дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» следующих университетов: МГОУ, ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МФЮИ, Сибирского юридического университета, и определены общие темы содержания дисциплины На втором этапе исследования был проведён опрос в виде тестирования Выборка исследования составила 196 студентов-юристов, обучающихся на 2-3 курсах ба-
Vies;
Рис. 1 / Fig. 1 Результаты тестирования по вопросу 1 / Test results on question 1.
Источник: составлено автором .
Рис. 2 / Fig. 2. Результаты тестирования по вопросу 2 / Test results on question 2 .
Источник: составлено автором
Существует ли сервис, позволяющий онлайн проверить информацию о выдаче или отмене нотариальной доверенности?
Рис. 4 / Fig. 4 Результаты тестирования по вопросу 4 / Test results on question 4.
Источник: составлено автором .
Какую информацию можно узнать с помощью сервиса Федеральной службы государственной статистики?
Щ форму собственности
ШЗ вид деятельности
0 организационно-правовую форму
□ дату внесения изменений в учредительный документ
Рис. 5 / Fig. 5. Результаты тестирования по вопросу 5 / Test results on question 5 .
Источник: составлено автором
Рис. 7 / Fig. 7. Результаты тестирования по вопросу 7 / Test results on question 7 .
Источник: составлено автором
Рис. 8 / Fig. 8. Результаты тестирования по вопросу 8 / Test results on question 8 .
Источник: составлено автором
Рис. 10 / Fig. 10. Результаты тестирования по вопросу 10 / Test results on question 10
Источник: составлено автором
калавриата. База исследования - МГОУ Тест состоял из 10 вопросов . Исследование: знание цифровых сервисов студентами-юристами. Результаты исследования представлены в виде диаграмм (рис . 1-10).
Студентам заданы были следующие вопросы:
Вопрос 1. Что из представленных вариантов характеризует государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Правосудие»? (рис. 1)
Вопрос 2 Что относится к справоч-но-правовым системам? (рис 2)
Вопрос 3 Существует ли сервис, позволяющий онлайн проверить информацию о выдаче или отмене нотариальной доверенности? (рис 3)
Вопрос 4 Какую информацию можно узнать с помощью сервиса ФНС «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде»? (рис 4)
Вопрос 5 Какую информацию можно узнать с помощью сервиса Федеральной службы государственной статистики? (рис 5)
Вопрос 6 Какие возможности предоставляет «Мой арбитр»? (рис 6)
Вопрос 7 Можно ли с помощью сервиса Федеральной службы судебных приставов узнать наличие исполнительных производств? (рис 7)
Вопрос 8 Существует ли сервис, позволяющий узнать, относится ли организация
к субъектам малого предпринимательства? (рис. 8).
Вопрос 9 . Какими способами можно предоставить документы для регистрации юридического лица? (рис. 9)
Вопрос 10 Какую информацию можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»? (рис. 10).
результаты исследования и их обсуждение
На первый вопрос теста (рис 1) только 12 студентов (6%) выбрали все верные ответы, 63 % студентов выбрало вариант возможности поиска судебных актов с помощью ГАС «Правосудие», 38% - вариант -ГАС «Правосудие» является информационной системой 22% студентов ошибочно считают, что ГАС «Правосудие» является справочной системой Положительно, что ни один студент не выбрал предложенный неверный вариант «возможность проверки доверенности с помощью ГАС «Правосудие» . Данный анализ подтверждает, что при освоении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» недостаточно внимания уделено практической работе с информационными ресурсами органов судебной власти
На второй вопрос (рис 2) все студенты отметили справочно-правовую систему
КонсультантПлюс, 91% студентов выбрали справочно-правовую систему Гарант, 24% - справочно-правовую систему Кодекс, 4% - отметили не существующую справочно-правовую систему «Уникум». Анализ результатов подтверждает изучение студентами сведений только о распространённых справочно-правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант»
Согласно ответам на третий вопрос (рис. 3) 75% студентов владеют информацией о существовании сервиса, позволяющего онлайн проверить информацию о выдаче или отмене доверенности, 14% студентов затруднились ответить, 10% студентов не знают о существовании такого сервиса
На четвёртый вопрос (рис 4) ни один из студентов не выбрал все верные варианты ответов, только 30% опрошенных выбрали более 3 верных ответов 34% студентов ошибочно считают, что с помощью сервиса ФНС «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» можно узнать информацию об имуществе юридического лица, а 32% студентов владеют недостоверными знаниями о содержании в ЕГРИП информации о месте регистрации индивидуального предпринимателя Анализ теста подтверждает, что студентами недостаточно внимания уделено изучению онлайн сервисов Федеральной налоговой службы
На пятый вопрос (рис 5) ни один студент не выбрал все верные ответы, 36% студентов знают о том, что в сервисе Федеральной службы государственной статистики по формированию кодов статистики в отношении юридического лица можно узнать сведения о форме собственности, а 48% - о информации об организационно-правовой форме 55% студентов ошибочно считают, что сервис Федеральной службы государственной статистики по формированию кодов статистики в отношении юридического лица содержит информацию о виде деятельности организации, 28% студентов ошибочно считают, что в сервисе говорится о содержании
информации о дате внесения изменений в учредительный документ.
Согласно ответам на 6 вопрос (рис. 6), больше 50% студентов обладают знаниями о том, что с помощью сервиса «Мой арбитр» можно подать иск или отслеживать судебные дела, 40% студентов знают о возможности направлять документы по делам о банкротстве, 22% - о возможности рассчитать госпошлину. Из всех опрошенных только 6% студентов выбрало три ответа из четырёх верных.
На седьмой вопрос (рис. 7) 73% студентов утвердительно ответили о возможности узнать наличие исполнительных производств с помощью сервиса Федеральной службы судебных приставов, 8% студентов считают, что данную информацию нельзя узнать с помощью рассматриваемого сервиса
Согласно ответам на 8 вопрос (рис. 8), 61% студентов обладают знаниями о существовании сервиса, позволяющем узнать, относится ли организация к субъектам малого предпринимательства, 28% студентов затруднились ответить, 10% студентов считают, что такого сервиса не существует
Согласно ответам на 9 вопрос (рис 9), 79% студентов знают от возможности направления документов для регистрации юридического лица через портал Госуслуг, 40% - о возможности подачи документов на сайте nalog.ru, 6% студентов считают, что предоставить документы для регистрации юридического лица можно только лично в налоговой, всего 14% студентов выбрало более четырёх верных ответов из шести
Согласно ответам на 10 вопрос (рис. 10), 53% студентов обладают знаниями о возможности узнать информацию о площади здания с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», 51% - о дате регистрации права, 53% студентов ошибочно считают, что можно узнать информацию о правообладателе объекта, 22% студентов выбрали все верные ответы
Анализ проведённого исследования показывает, что будущий юрист не обладает
достаточными знаниями о существующих цифровых сервисах, необходимых ему для будущей профессиональной деятельности Знание и умение использовать цифровые сервисы необходимы будущему юристу для решения профессиональных задач, он должен не только знать о существовании современных цифровых сервисов, но и уметь применять их на практике Результаты позволяют сделать вывод о том, что значительная часть студентов не владеет знаниями даже о изучаемых в рамках дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» информационных сервисах, таких как ГАС «Правосудие», справочно-правовые системы (Гарант, Кодекс), сервис Федеральной службы государственной статистики
заключение
Необходимость изучения цифровых сервисов в процессе подготовки юристов в высшей школе обусловлена формированием у будущего юриста компетенций в области информационных технологий Выпускник должен уметь получать юридически значимую информацию из правовых баз данных, применять современные информационные технологии, включая цифровые сервисы для решения профессиональных задач
Результаты исследования показали, что необходимо при освоении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» изучать не только программные продукты, но и цифровые
сервисы, в том числе созданные государством в рамках цифровизации системы госуправления
Обязательным аспектом в изучении цифровых сервисов студентами-юристами является совокупность теоретических знаний и практической реализации Основным способом формирования рассматриваемых компетенций является практическая работа с цифровыми сервисами в рамках практических занятий, в том числе увеличение объёма самостоятельной работы с цифровыми сервисами, решение профессиональных задач с использованием цифровых сервисов При разработке учебных планов необходимо учитывать больший объём практических занятий для формирования знаний, умений и навыков, связанных с цифровыми сервисами при освоении дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» В целях овладения выпускником способностью использовать цифровые сервисы для решения профессиональных задач образовательным организациям следует включать в содержание дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» обязательное изучение цифровых сервисов, таких как онлайн сервисы Росреестра, онлайн сервисы ФНС России, на практических занятиях обучать будущих юристов навыкам пользования цифровыми сервисами, в том числе «Мой арбитр»
Статья поступила в редакцию 25.11.2022
ЛИТЕРАТУРА
1. Анциферова В. И. , Зольников В. К. , Сербулов Ю. С. Информационная технология моделирования организационного управления и мониторинга учебного процесса // Информационные технологии моделирования и управления . 2006. № 1 (26). С. 5-8 .
2 . Берулава Г. А . , Берулава М . Н . Новая методология развития личности в информационном об-
разовательном пространстве // Педагогика. 2012 . № 4. С. 11-20 .
3 . Блауберг И . В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Едиториал УРСС, 1997. 448 с. 4. Воровщиков С. Г. Компетентностный подход в образовании // Философия образования . 2007.
№ 2 (19). С 27-31.
5 . Горбунова Н. В. , Фетисов А. С. Интернет-сервисы в технологии формирования профессио-
нальной компетентности будущих юристов // Гуманитарные науки . 2022. № 1 (57). С. 52-56.
6 . Зараменских Е . П . Цифровые сервисы: их атрибуты и взаимосвязь с архитектурой предприя-
тия // Вестник Государственного университета управления . 2018 . № 10 . С. 36-42.
7. Зеер Э. Ф . Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 203 с .
8 . Зимняя И . А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-
ного подхода в образовании. Авторская версия . Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 22 с
9 . Зимняя И . А. , Земцова Е В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной
компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня . 2008. № 5 . С 14-19 .
10 . Колин К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и об-
разовании // Вестник Кемеровского государственного института культуры . 2011. № 17. С 17-32 . 11. Мореева С. Н . Пути развития юридической профессии и юридического образования в условиях «цифровой экономики»: реплики к дискуссии // Право и государство: теория и практика. 2019 . № 2 (170). С 127-131.
12 . Садовский В . Н . Основания общей теории систем . Москва: Наука, 1974. 280 с .
13 . Урсул А. Д . , Урсул Т. А. Образование как информационный процесс и перспективы его футу-
ризации // Современное образование 2013 № 2 С 2-57 14. Хуторской А . В . Педагогический основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013 . № 5 (80). С 7-15 .
15 . Цибульникова В. Е. Компетентностный подход в управлении образовательными системам // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского учёного-педагога В. А. Сластенина / 20-21 сентября 2012 г. : в 2 ч . Ч . 1. Курск: Издательство Курского государственного университета, 2012 С 292-298 16. Юдин Э . Г. Методология науки. Системность . Деятельность. Москва: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с
1. Anciferova V. I . , Zol'nikov V. K. , Serbulov Yu. S . [Information technology for modeling organizational management and monitoring the educational process]. In: Informacionnye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya [Information technologies for modeling and management], 2006, no . 1 (26), pp . 5-8 .
2 . Berulava G . A . , Berulava M . N . [A new methodology for the development of personality in the
information educational space]. In: Pedagogika [Pedagogics], 2012, no. 4, pp. 11-20 .
3 . Blauberg I . V. Problema celostnosti i sistemnyj podhod [The problem of integrity and a systematic
approach], Moskva, Editorial URSS Publ. , 1997. 448 p . 4. Vorovshchikov S . G . [Competence-based approach in education]. In: Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education], 2007, no . 2 (19), pp. 27-31.
5 . Gorbunova N . V. , Fetisov A . S . [Internet services in the technology of forming the professional
competence of future lawyers]. In: Gumanitarnye nauki [Humanities], 2022, no . 1 (57), pp . 52-56.
6 . Zaramenskih E . P. [Digital services: their attributes and relationship with enterprise architecture]. In:
Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravleniya [Bulletin of the State University of Management], 2018, no . 10, pp. 36-42.
7 . Zeer E. F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Psychology of professions: a
textbook for university students]. Moscow, Akademicheskij proekt Publ . , Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ. , 2003. 203 p .
8 . Zimnyaya I . A . Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo
podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya [Key competencies as an effective-target basis of the competency-based approach in education . Author's version]. Moscow, Research Center for Quality Problems in Training Specialists Publ. , 2004. 22 p .
9 . Zimnyaya I . A . , Zemcova E. V. [An integrative approach to assessing the unified socio-professional
competence of university graduates]. In: Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2008, no . 5, pp . 14-19 .
10 . Kolin K. K. [Information anthropology: the subject and tasks of a new direction in science and
education]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of Kemerovo State Institute of Culture], 2011, no. 17, pp. 17-32 .
REFERENCES
11. Moreeva S . N . [Ways of development of the legal profession and legal education in the conditions of the "digital economy": remarks to the discussion]. In: Pravo igosudarstvo: teoriya ipraktika [Law and State: Theory and Practice], 2019, no. 2 (170), pp. 127-131.
12 . Sadovskij V. N . Osnovaniya obshchej teorii system [Foundations of the general theory of systems].
Moscow, Nauka Publ. , 1974. 280 p.
13 . Ursul A . D. , Ursul T. A . [Education as an information process and prospects for its futurization]. In:
Sovremennoe obrazovanie [Modern education], 2013, no. 2, pp. 2-57. 14. Hutorskoj A . V. [Pedagogical foundations for diagnosing and evaluating competence-based learning outcomes]. In: Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University], 2013, no. 5 (80), pp. 7-15 . 15 . Tsibulnikova V. E. [Competence approach in the management of educational systems]. In: Pedagogi-cheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii, posvyashchennoj pamyati vydayushchegosya rossijskogo uchyonogo-pedagoga V. A. Slastenina / 20-21 sentyabrya 2012 g. [Pedagogical education: challenges of the XXI century: Proceedings of the III International scientific and practical conference dedicated to the memory of the outstanding Russian scientist and teacher V. A. Slastenin / September 20-21, 2012]. Pt. 1. Kursk, Publishing House of Kursk State University, 2012, pp . 292-298. 16. Yudin E. G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost' [Methodology of science. Consistency. Activity], Moscow, Editorial URSS Publ. , 1997. 444 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Сидорина Екатерина Игоревна - аспирант кафедры теории и методики преподавания Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ekaterina I. Sidorina- Postgraduate Student, the Department of Theory and Teaching Methods, Moscow Region State University e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Сидорина Е. В . Педагогические условия формирования цифровых компетенций у юристов в высшей школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С 180-191. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-180-191
FOR CITATION
Sidorina E. V. Pedagogical conditions for forming digital competences among lawyers at universities . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no . 4, рр . 180-191. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-180-191
\mj