УДК 378.147 С.А. Воронина
ТГПУ им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия) Тел.: 8-960-610-18-00, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
В статье раскрывается аксиологическая составляющая профессиональной подготовки педагога; анализируется опыт формирования ценностного отношения студентов педвуза к профессиональной деятельности в процессе олимпиады по педагогике.
Ключевые слова: педагогические ценности, профессиональная деятельность педагога, ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности, олимпиада по педагогике.
В условиях модернизации отечественного образования усложняются задачи, стоящие перед высшей школой, и требования к качеству вузовской подготовки педагогов. Сегодня обществу необходимы не просто компетентные в своей предметной области специалисты, овладевшие последними достижениями науки и практики, а педагоги, ориентированные во всех своих проявлениях на человека.
Гуманистическая парадигма педагогической деятельности, формирующаяся в отечественном образовании, актуализирует ее аксиологические аспекты и, как отмечает А. А. Орлов, «позволяет выделить в качестве важнейших оснований данной деятельности взаимодействие с ребенком, педагогическую поддержку его развития как важнейшие регулятивы, обусловливающие становление субъектности воспитанника, формирование его потребности в самообразовании и самовоспитании» [6, с. 35]. Рассматривая «профессиональную деятельность педагога как непрерывное решение цепи учебно-воспитательных задач, направленных на развитие личности ребёнка», А.А. Орлов особое внимание обращает на то, что «её эффективность во многом определяется степенью сформированности ценностных ориентаций учителя, так как педагогическая задача, должна быть не только понята, но и принята субъектом, т.е. соотнесена с потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферами личности» [9, с. 89; 10, с. 5-6]. Таким образом, ценностные ориентации находят своё обобщённое выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности. Это отношение проявляется в единстве объективного и субъективного. Причём объективное положение педагога является основой его избирательной направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором его
профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное поведение педагога, следовательно, зависит от того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, какое место отводит им в своей жизни (В. А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаев).
В ходе профессиональной деятельности учитель овладевает различными педагогическими ценностями, которые представляют собой «нормы, регламентирующие эту деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога» [11, с. 14]. Среди педагогических ценностей учёные-педагоги различают личностные, групповые и социальные, уделяя особое внимание первым [3; 4; 11]. При этом аксиологическое «Я» раскрывается как система ценностных ориентаций, которая «содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей» [11]. В. А. Сластёнин среди этих ценностей выделял самодостаточные - ценности-цели и инструментальные - ценности-средства [12]. У Милтона Рокича они называются соответственно терминальными и инструментальными ценностями [8]. Характеризуя названные ценности, учёные отмечают, что ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя. Ценности-средства подразделяются на ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [11, с. 15-16]. Именно ценности-отношения, по утверждению В.А. Сластёнина, «обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами» [11, с. 15-16].
Теоретический анализ научных исследований по проблеме формирования ценностного отношения будущих учителей к профессиональной деятельности (Т.С. Буторина, З.И. Васильева, З.А. Демченко, М.С. Каган, И.А. Колесникова, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, А.А. Орлов, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Г.И. Чижакова, Н.Е. Щуркова и др.) позволяет представить феномен «ценностное отношение» как единицу психологического анализа личности (А.Н. Леонтьев) и как ценностно-смысловую позицию субъекта, которая возникает в ситуации свободы выбора студентов (И.Ф. Исаев, М.С. Каган, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.). Ценностное отношение к педагогической деятельности у будущего учителя проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. По словам М.С. Кагана, проблема ценностного отношения к педагогической деятельности есть
проблема ценности этого отношения [5]. З.А. Демченко отмечает, что специфика ценностного отношения к педагогической деятельности определяется не субъект-объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется [1; 2]. Ценностное отношение к педагогической деятельности формируется в процессе проживания студентом (будущим педагогом) определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих педагогические ценности и ценность самой педагогической деятельности как «значение-для-меня» (по А.Н. Леонтьеву), что адекватно становлению личностного смысла ценностного отношения к деятельности [2]. Из вышеизложенного следует, что формирование у студентов педвуза ценностного отношения к педагогической деятельности представляет собой процесс, который реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации (преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания) [7], идентификации (процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, включение в свой внутренний мир, принятие как собственных норм и ценностей окружающих), интернализации (сознательное и активное восприятие окружающего мира, активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности; принятие на себя ответственности, интерпретация значимых событий как результат своей собственной деятельности).
На основе проведённых теоретических исследований и опытно-экспериментальной работы, осуществляемой на протяжении двух десятилетий преподавателями и аспирантами кафедры педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого под руководством А.А. Орлова в данном направлении, было выявлено, что эффективность формирования у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности предопределяется как внутренними (мотивы учебно-профессиональной деятельности), так и внешними условиями и факторами, к которым относятся: усиление воспитательного потенциала изучения педагогических дисциплин; планомерная реализация системы связей между аудиторными и внеаудиторными формами работы студентов; педагогическая направленность внеаудиторных занятий студентов; применение интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (рефлексивных, тренинговых, проектно-исследовательских, обучение с развлечением (edutainment) и др.); квазипрофессиональная деятельность (моделирование, создание реальных педагогических ситуаций); гуманные субъект-субъектные отношения в системах «студент -педагог», «студент - студент» и др.
Наш опыт работы по формированию ценностного отношения у студентов к профессиональной деятельности показывает, что
аксиологическая составляющая профессиональной подготовки будущего педагога наиболее действенно реализуется в процессе внеаудиторной работы по педагогике, формами которой являются: олимпиада по педагогике, конкурс педагогического мастерства, педагогическая экспедиция, клуб «Педагог», педагогические чтения, организация ролевых и дидактических игр для школьников. Основное место среди названных форм занимает олимпиада по педагогике, специфика которой заключается в том, что она включает в себя многообразие существующих в университете форм воспитательной и научно-исследовательской деятельности студентов. В ходе педагогической олимпиады студенты отправляются в «педагогические экспедиции», участвуют в интеллектуальных конкурсах и интерактивных играх, дискуссионных площадках и «педагогических марафонах», конкурсах педмастерства, разрабатывают и защищают различные социально-педагогические проекты, которые сами реализуют на уроках и во внеклассной работе, издают «педагогические газеты», анализируют видеоуроки лучших учителей и снимают своё «малое педагогическое кино», разрабатывают «педагогические сайты» и многое другое, что в целом можно назвать проектно-исследовательской и квазипрофессиональной деятельностью.
Цели педагогической олимпиады в ТГПУ им. Л.Н. Толстого: совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами по психолого-педагогическому циклу; стимулирование интереса студентов к изучению предметов этого цикла, формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности, активизация творческого потенциала личности будущего учителя, развитие нестандартного педагогического мышления, импровизации, накопление опыта сотрудничества и овладение инновационными формами профессионального и межличностного общения.
Олимпиада по педагогике в ТГПУ им. Л.Н. Толстого проводится уже более 20 лет. Безусловно, за такой период сложились определенные традиции и выработались концептуальные основания этой формы внеаудиторной работы. Однако, тенденция усложнения требований к уровню подготовки педагога в современных условиях предполагает и изменение подходов к отбору содержания, организации и проведению педагогической олимпиады. При проектировании олимпиады по педагогике мы учитываем сложный (метадеятельный) характер педагогического труда, свойственную педагогической деятельности неопределённость, неоднозначность, неалгоритмизированность, эмоциональную насыщенность деятельности; совместный «ансамблиевый» характер педагогической деятельности; целостный характер деятельности, невозможность её «частичного» усвоения.
При составлении различных заданий для участников олимпиады мы обращаем внимание на их аксиологическую направленность и, в связи с
этим, используются такие методы и приёмы как: ценностно-смысловой анализ отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на основе сопоставления с другими; динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных (педагогических) ситуациях на основе ценностных ориентаций; самоисследование, предполагающее развитие рефлексивных способностей, осмысление своих качеств и способностей в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью; творческое моделирование конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих творческих возможностей, обобщение данных ситуаций в целостную стратегию профессионального саморазвития и др.
Традиционно олимпиада в ТГПУ проводится в два этапа: 1 этап -факультетский, 2 этап - университетский. Изучение опыта организации и проведения педагогических олимпиад в ТГПУ и других вузах России позволило преподавателям кафедры педагогики внести существенные коррективы в положение об олимпиаде, в технологию и содержание каждого этапа олимпиады. Научно-методическому осмыслению подверглись следующие аспекты: проблематика олимпиады, отбор содержания теоретического и практического конкурсов в соответствии с определенной проблемой; включение регионального компонента в Программу; усовершенствование критериальной базы каждого конкурса; усиление межпредметных и междисциплинарных связей (интеграция); вовлечение в конкурсную программу факультетского этапа абсолютного большинства студентов 2-4 курсов, а с 2012 года - и студентов 1 курса; значительное увеличение количества студентов-участников II (университетского) этапа, особенно в период подготовки и реализации творческих заданий-проектов; расширение воспитательного пространства педагогической олимпиады как модели коллективного творческого взаимодействия студентов, преподавателей вуза, школьников, учителей, представителей различных общественных организаций и других субъектов; организация и использование субъективного опыта студентов в процессе изучения педагогических дисциплин и др.
Темы педагогических олимпиад последних лет формулировались в соответствии с аксиологическим потенциалом современного образования и отражают весьма актуальные проблемы педагогической теории и практики. Вот некоторые из них: «Гуманистическая педагогика: исторический опыт и современность» (2005 - 2006); «Тульская школа: реализуем Национальный проект» (2006 - 2007); «Путь в профессию учителя: от студента к мастеру» (2007 - 2008); «Педагогические династии Тульского региона» (2008 - 2009); «Педагог: призвание, карьера, личностный рост» (2009 - 2010); «Наша новая школа» - наше общее дело»
(2010 - 2011); «Сегодня студент, завтра - Учитель Года!» (2011 - 2012); «Роль ТГПУ им. Л.Н. Толстого в развитии культурно-образовательного и социально-экономического пространства региона» (2012 - 2013); «Новое время - новые вызовы образованию» (2013 - 2014).
На факультетском этапе студентам 1-4 курсов предлагаются конкретные темы для изучения и творческого анализа общей проблемы олимпиады. В ходе этого этапа проводятся: 1) письменные конкурсы (студенты пишут очерки и эссе, например, на такие темы: «Я выбрал ТГПУ им. Л.Н. Толстого потому, что...», «Педагогические знания нужны мне для того, чтобы ...», «Педагогические традиции моей семьи», «Современное образование: прекрасное будущее или сорванные нервы?», «Учитель и (или) компьютер.» и др.); 2) дискуссионные площадки (тема «Перспективы развития образования в контексте нового закона «Об образовании в РФ»); 3) веб-квест игра «Педагогическая Тула» или «Великие земляки Тульского края» (А.Т. Болотов, Л.Н. Толстой, В.В. Вересаев и др.) (игра-путешествие с привлечением учащихся тульских школ) - с учётом специфики факультета.
Ценностному осмыслению предлагаемых заданий способствуют постановка вопросов, пути и средства выполнения творческих работ. На данном этапе олимпиады эффективность формирования ценностного отношения к педагогическому знанию и педагогической деятельности обусловливается организацией учебно-познавательной деятельности студентов таким образом, чтобы они самостоятельно приобретали знания из разных источников, творчески работали с информацией, отбирали и конструировали необходимые способы познавательной деятельности, адекватные целям и задачам олимпиады и всего образовательного процесса в вузе, применяли усвоенные знания на занятиях и в практике, включались в профессионально-педагогическое общение со студентами разных курсов и факультетов, преподавателями, сотрудниками библиотеки (читального зала), учителями и учащимися школ города. В приобретаемых педагогических знаниях и опыте отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личностные отношения, оценки и способы применения.
В конкурсную программу второго этапа - университетского -включаются теоретические состязания и практические конкурсы. В ходе теоретических испытаний студенты пишут сочинение-размышление на педагогическую тему, анализируют уроки, воспитательные мероприятия и педситуации, участвуют в тестировании. По мнению самих участников, самым сложным является написание эссе на заданную тему. На последних двух олимпиадах сочинения-размышления были на темы: 1 курс - «Моя «Я-концепция» как студента педагогического университета: цели, ценности, перспективы»; «Студенческая жизнь: мои ожидания и реальность»; 2 курс - ««Образование через всю жизнь» - как я это
понимаю»; «От догматического обучения - к обучению с развлечением»; 3 курс - ««Образование как социальный лифт» - что это значит?»; «Кому у кого учиться: учащимся у учителя или учителю у учащихся?»; 4 курс -«Моя педагогическая философия», «Чего я жду от первого урока?». Развитие у студентов ценностного отношения к поиску педагогических знаний по какой-либо теме предполагало «стратификацию» проблемы, т.е. выявление в рамках основной частных подпроблем, что позволяет развивать как логическую, так и аксиологическую составляющие педагогического мышления.
Наиболее значимый потенциал в плане формирования ценностного отношения к педагогической деятельности, безусловно, кроется в практических заданиях-конкурсах двух этапов. Практические туры I этапа на ряде факультетов проводятся как конкурсы педмастерства, педагогическая викторина, педагогический КВН и др. В практических конкурсах педагогические знания и умения приобретают личностный смысл, реализуются в проектировочной и коммуникативной деятельности студентов.
Ежегодный анализ результатов анкетирования участников олимпиады по педагогике в ТГПУ им. Л.Н. Толстого показывает, что наибольший интерес у студентов вызывают задания-проекты практического тура. На каждом факультете команды студентов 1-4 курсов под руководством преподавателей и магистрантов кафедры педагогики в течение 1-3 месяцев разрабатывают, реализуют, а затем на заключительном этапе олимпиады в творческой форме защищают свои проекты. Представляемые на конкурс студенческие проекты должны соответствовать следующим критериям: гуманность, демократичность, актуальность, валидность и результативность, гармоничность и согласованность. В разные годы проведения олимпиады проектировались уроки, КТД, воспитательные системы, «школы III тысячелетия», концепции воспитания и профильного обучения и др.
Тематика проектных заданий соответствует теме университетской олимпиады по педагогике. Выполнение любого проекта предполагает участие студентов в педагогической экспедиции, в ходе которой собирается, изучается и анализируется материал по заданной теме. Некоторые проектные задания носят характер творческого аналитического отчета о результатах педагогической экспедиции в школу или другое образовательное учреждение. Большой интерес у участников олимпиады по педагогике привлекают групповые задания, в ходе выполнения которых можно проявить самостоятельность, личную инициативу, креативность мышления, реализовать своё аксиологическое «Я». Такого типа задания позволяют раскрыть индивидуальный потенциал каждого студента, а также развивают способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других, способствуют коррекции и развитию системы
отношений личности. Например, в ходе проведения исследования на тему «Педагогические династии Тульского региона» на первом этапе студенты 2-4 курсов самостоятельно собирали информацию из различных источников (региональные периодические издания, школьная документация, материалы школьных музеев, интернет), участвуя в педагогических экспедициях, интервьюировали учителей и учащихся, родителей учеников, сотрудников органов управления образованием. Составленные по итогам педагогических экспедиций портфолио включали в себя биографические сведения, педагогический стаж каждого представителя династии, описание места работы, характеристику карьерного роста, сведения об участии в научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, отзывы учеников и коллег, сведения о выдающихся учениках и другую информацию, раскрывающую педагогические традиции династии. Обработанные сведения легли в основу написания эссе, очерков, рефератов и курсовых работ о тульских педагогических династиях, а в конечном итоге - в сборник «Педагогические династии Тульского края», авторами которого являются 14 студентов. Данный проект вышел за пределы олимпиады и продолжает развиваться, охватывая всё большее количество студентов.
Проведённое нами анкетирование участников олимпиады (200 чел.), показало, что среди конкурсов проектов самый высокий рейтинг у проекта «Педагогическая Тула», который третий год проводится в ТГПУ в форме интерактивной игры. Цель проекта: формирование у студентов историко-педагогического знаний на основе изучения памятников архитектуры, литературы, документов и Интернет-ресурсов об историческом прошлом г. Тулы; развитие исследовательских умений при работе с различными историко-педагогическими источниками, позволяющими выявить особенности развития образования в Тульском крае, адаптировать приобретённые знания и умения в будущей профессиональной деятельности.
В ходе выполнения исследовательского веб-квеста «Педагогическая Тула» участники проекта-игры фотографируют, снимают видеофильм, готовят презентацию. Студентам нравятся такие творческие задания, в которых они составляют сценарий, распределяют и играют разные роли, снимают видеосюжеты и монтируют фильм и т.д. И, надо отметить, что некоторые фильмы получаются настолько интересными и полезными с точки зрения практической педагогики, что преподаватели кафедры педагогики их используют на практических занятиях.
Переход к интенсивному использованию интерактивных информационных и коммуникативных технологий в образовании обусловил включение в конкурсную программу олимпиады заданий, которые выполняются с использованием ИКТ. Одно из заданий такого характера заключается в разработке педагогического сайта. На страничке
сайта «Образование - 2020 глазами студентов» участники олимпиады представляют своё видение значимости и перспективы реализации нового закона об образовании и результаты обсуждения на форуме, созданного ими в рамках педагогического сайта, различных мнений и позиций учащихся, студентов, учителей и преподавателей; другие странички посвящены великим землякам Тульского края, знаменательным педагогическим датам. Особый интерес вызывает страница «Портрет современного студента педвуза» («Сегодня - студент, а завтра - учитель»). Для создания сайта и его защиты студенты используют опрос, анкетирование, анализ сайтов школ и отдельных учителей Тульского региона, анализ документов и др. Студенческие сайты - не просто виртуальные островки, а живое образовательное пространство, в котором есть место общению и творчеству, самовыражению и активному взаимодействию студентов.
Ежегодный анализ итогов педагогической олимпиады демонстрирует повышение интереса студентов к этой форме внеаудиторной работы. Следует отметить, что за последние 5 лет значительно увеличилось число студентов-участников университетского этапа олимпиады, которые активно участвуют в разработке и реализации творческих проектов. Если раньше в практическом туре были задействованы примерно 10-20 человек от факультета, то теперь в подготовке домашних проектов участвуют от 25 до 50 человек помимо основного состава факультетской команды. Используя случайную выборку ответов 200 студентов 9 факультетов, мы выявили следующее. На вопрос «Что для Вас значит участие в олимпиаде по педагогике?» студенты (участники олимпиады) ответили: «олимпиада позволяет познать себя, проверить свои возможности» (51 %), «помогает лучше понять педагогику» (19 %), «раскрывает творческий потенциал каждого, кто в ней участвует» (17,5 %), «позволяет осознать качества, которые необходимо у себя развивать как будущему учителю» (12,5 %). Анализ ответов студентов на вопросы, связанные с основными функциями олимпиады (коммуникативной, самопознания и самообразования, образовательной), показал, что большее значение для студентов имеет осмысление и оценка собственных сил и возможностей, достоинств и недостатков, определение направлений работы над собой как будущего педагога и личности в целом. На вопрос «Как изменилось Ваше отношение к педагогической деятельности в результате участия в олимпиаде?» студенты ответили: «интерес к педагогической деятельности укрепился» (24,8 %), «хочу попробовать себя в школе» (20,7 %), «уже работаю в школе» (17,3 %), «педагогическая деятельность - это для меня» (16,2 %), «стала больше читать о педагогической деятельности» (11,5 %), «отношение к педагогической деятельности не изменилось, я всегда относилась к ней с большим уважением, т.к. мои родители - педагоги» (9,5 %). Следует
заметить, что нынешние магистранты, аспиранты и молодые учёные кафедры педагогики были участниками и призёрами университетских олимпиад по педагогике, и все занимаются педагогической деятельностью.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что олимпиада не только способствует выявлению и отбору творчески мыслящей молодежи и формированию потенциала для научно-исследовательской и организационно-педагогической деятельности, магистерской и аспирантской подготовки; но и формирует у студентов ценностное отношение к профессиональной деятельности, поддерживает авторитет педагогической профессии, способствует сохранению и развитию лучших традиций тульской научно-педагогической школы.
Литература
1. Виленский М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности: сб. науч. трудов. М.: Наука, 2003. С.106-109.
2. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Петрозаводск, 2006. 25 с.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 208 с.
4. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры учителя в условиях непрерывного образования: монография / [Исаев И.Ф. и др.; отв. ред. И.Ф. Исаев, Л.В. Бурая] Белгород; Старый Оскол: Старооскольский фил. БелГУ, 2008. 358 с.
5. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
6. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: монография / под ред. А. А. Орлова, В.В. Грачева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. 261 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
8. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
9. Орлов А.А. Модернизация педагогической подготовки студентов педвузов // Педагогика. 2010. № 5. С. 88-95.
10. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность: монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. 228 с.
11. Педагогика / В.А. Сластёнин [и др.]; под ред. В.А. Сластёнина. 10-е изд., перераб. М.: Академия, 2011. 608 с.
12. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
S.A. Voronina
THE FORMATION THE AXIOLOGICAL ATTITUDE OF STUDENTS TO PROFESSIONAL ACTIVITY DURING PEDAGOGICAL OLYMPIAD
The article contains the author's view point at the axiological constituent of professional pedagogue's training; revealled the experience of formation the axiological attitude of students of pedagogical university to professional activity during pedagogical Olympiad.
Keywords: pedagogical values, professional activity of the teacher, the axiological attitude of students to professional activity, pedagogical Olympiad.