УДК 37.048.45
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0064
СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕР КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ
© 2019
Куликова Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры правовых дисциплин Пронина Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (300026, Россия, Тула, пр. Ленина, 125, e-mail: natalie4941@rambler.ru)
Аннотация. Авторы анализируют труды зарубежных и отечественных психологов, изучавших профессиональное становление личности, рассматривают труды ученых, занимающихся профориентационной работой со старшеклассниками. Дается рабочее определение «профориентационного самоопредеделения». Приводится ряд причин, затрудняющих самостоятельный выбор профессии. Анализируется роль семьи в формировании осознанности выбора профессии. Предлагаются виды профориентационной работы учителей в соответствии с особенностями различных возрастных групп учащихся. Отмечается, что образовательная область «Технология» обладает огромным профориентационным потенциалом. Приводятся различные варианты профориетнационной работы, которые может использовать классный руководитель. Описываются различные методы работы школьного психолога со старшеклассниками, которые позволяют дать рекомендации по поводу дальнейшего профессионального пути. Рассматриваются разработанные и проверенные на базе ТГПУ имени Л.Н. Толстого эффективные профориентаци-онные меры, помогающие старшекласснику сделать осознанный выбор профессии.
Ключевые слова: профориентация, профессиональный путь, профессиональное становление личности, старшеклассник, внеклассные мероприятия, учитель, психолог, родители, профориентационные меры, профессия, осознанный выбор профессионального пути.
SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION MEASURES AS MEANS OF INCREASE IN SENSIBLENESS OF THE CHOICE OF THE PROFESSIONAL WAY
© 2019
Kulikova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of «Legal disciplines» Pronina Natalya Andreevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Psychology and pedagogics» Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (300026 Russia, Tula, Lenin Street 125, e-mail: natalie4941@rambler.ru)
Abstract. Authors analyze works of the foreign and domestic psychologists studying professional formation of the personality. Works of the scientists who are engaged in professional orientation work with seniors are considered. Working definition of "a professional orientation samooprededeleniye" is given. The variety of reasons, complicating independent choice of profession is given. The role of family in formation of sensibleness of choice of profession is analyzed. Different types of professional orientation work of teachers according to various age groups are offered. The educational Technology area has huge professional orientation potential. Various options of proforiyetnatsionny work which the class teacher can use are given. The school psychologist uses various methods which allow to make recommendations about an occasion of a further professional way in the work with seniors. On the basis of TGPU of L.N. Tolstoy the effective professional orientation measures allowing the senior to make conscious choice of profession were developed and checked in practice.
Keywords: career guidance, professional way, professional formation of the personality, senior, out-of-class actions, teacher, psychologist, parents, professional orientation measures, profession, conscious choice of a professional way.
Изменения в политической и социально-экономической жизни нашей страны привели к трансформации системы профессионального образования. Большое количество негосударственных вузов, новых специальностей и направлений подготовки затрудняют осознанный выбор выпускниками школ профессионального пути.
Проблема выбора школьниками профессионального пути не нова. Изучением профессионального становления личности занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как Э. Гинзберг [1], Э.Ф. Зеер [2], Е.А. Климов [3], Т.В. Кудрявцев [4], А.К. Маркова [5], Ю.П. Поваренков [6], В.Д. Шадриков [7], Дж. Холланд
[I], Д. Сьюпер [1]; вопросами профориентационной работы со старшеклассниками - С.И. Вершинин [8], Е.Н. Землянская [9], Н.С. Пряжников [10], Г.В. Резапкина
[II], С.Н.Чистякова [12], В.Р. Шмидт [13].
Среди психологов нет единой точки зрения на определение понятия «профориентация». Мы вслед за Э.Ф. Зеером под профориентацией будем понимать «научно обоснованную систему психолого-педагогических, социально-экономических, производственно-технических и медико-биологических мер по оказанию молодежи личностно ориентированной помощи в выявлении и развитии склонностей и способностей, познавательных и профессиональных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду
в условиях рынка» [14].
Е.А. Климов под результатом профессионального самоопределения понимает «относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план. Он, как минимум, предусматривает ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы профессионального обучения, учебного заведения» [15].
Традиционно считалось, что профориентационной работой необходимо заниматься с учащимися старших классов. Но мы считаем, что для осознанного выбора профессии нужна работа в течение длительного времени. Так, Е.А. Климов рекомендует внедрение внеклассных мероприятий уже с первого года обучения в школе [16]. Л.Р. Болотина считает младший школьный возраст подготовительным этапом, закладывающим основы для будущего профессионального самоопределения [17]. А.И. Кочетов акцентирует наше внимание на то, что раннее знакомство с разнообразными видами человеческой деятельности расширяет кругозор ребенка, раскрывает способности и возможности раннего проявления и уточнения его интересов и склонностей [18]. С.Н. Чистякова говорит о формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности как об основной цели профессионального самоопределения [18]. А.Д. Сазонов полагает, что главная задача педагога - применять все возможности учебно-воспитательного
Kulikova Tatyana Alekseevna, Pronina Natalya Andreevna SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION MEASURES ..
процесса, чтобы в наибольшей степени создать представления о мире труда и подтолкнуть ребенка к профессиональной деятельности, принимает во внимание все возрастные особенности [20].
Несмотря на достаточно подробное теоретическое изучение данной проблемы, многие сегодняшние старшеклассники не готовы принимать решение о своем будущем самостоятельно из-за ряда причин: инфантильности, отсутствия интересов и склонностей, непонимания своих сильных и слабых сторон. Выбор предметов для сдачи ЕГЭ осуществляется по принципу легкости и нередко никак не связывается с профессиональным самоопределением. Выпускники школ допускают большое количество ошибок при выборе будущей профессии. Среди них выбор под воздействием социального окружения (друзей, родителей, средств массовой информации). Под влиянием эмоций человек также может сделать неправильный выбор, и представление о профессии потом может не совпасть с реальной действительностью. Сделанный из-за чувства долга профессиональный выбор также является ошибкой. Старшеклассник может не продолжать семейную профессиональную династию, если круг его интересов лежит в другом поле деятельности. Молодые люди часто поступают в вуз из-за страха перед армией. Для части студентов главной задачей является получение профессионального образования, они не собираются работать по специальности, но иногда жизнь вносит коррективы и приходится идти работать не туда, где большая зарплата. Такой горе-специалист будет тяготиться каждой минутой, проведенной на рабочем месте, создавая видимость работы, допуская брак и ошибки.
Задача данного исследования - рассмотреть помощь родителей, учителей, школьного психолога в выборе профессии обучающимися.
Трудно переоценить роль семьи. Именно этот первичный институт социализации начинает готовить ребенка к выбору профессии. Еще в дошкольном детстве ребенка надо приучать к труду, давая ему посильные поручения: полить цветы, пропылесосить ковер, убрать игрушки. Если в семье есть домашнее животное, то ребенку необходимо за ним ухаживать, кормить, поить и т.д. Родители знакомят ребенка с миром профессий, рассказывая ему о своей деятельности. Они могут провести экскурсию на свое рабочее место, показав, чем занимаются мама и папа. Могут поиграть с ребенком в настольные игры, например, домино профессий. Такая игра решает несколько важных задач: объединяет семью, способствует развитию у ребенка активного словарного запаса.
В младшем школьном возрасте родители могут отвести ребенка в Мануфакторию (Тула) или Киндзанию (Москва). Это детские города профессий, где каждый ребенок может попробовать себя в роли пожарного, врача, парикмахера и т.д. Очень познавательны экскурсии на производство, где ребенок не только получит сведения о различных профессиях, но и поймет всю важность и необходимость любого труда. В Туле открывает двери кондитерская фабрика «Ясная Поляна», в Москве - концерн «Бабаевский», «Красный Октябрь», «Кока-кола», «Баскин Роббинс» и т.д. Очень познавательна экскурсия на «Мосфильм»; там можно увидеть, как создается фильм. Экскурсия на завод елочных игрушек в город Клин формирует чувство прекрасного у детей, они знакомятся с новой для себя профессией стеклодува.
Важно воспитывать бережное отношение к любому труду, приучая ребенка не бросать мусор на улице. Родители могут личным примером вдохновлять своих детей, рассказывая за ужином, как прошел день, что им удалось сегодня сделать на работе, что нового они узнали.
Хорошо, когда ребенок воспитывается в полной семье, тогда родители могут познакомить дочь или сына с тендерными домашними обязанностями. Например,
мама будет учить дочь готовить еду, а отец покажет сыну, как забивать гвозди. Как правило, родители в семьях, где два и более ребенка, перекладывают свои обязанности на старших детей. Дочь должна забирать брата из сада или водить сестру в школу, поддерживать чистоту и порядок в квартире, готовить. Это, конечно, приобщает к труду, но может сформировать негативные чувства по отношению к родственникам, поэтому необходимо уделять внимание всем детям и не перекладывать на их хрупкие плечи бремя своих домашним обязанностей.
Выбор кружка или спортивной секции позволит развить специальные способности и волю ребенка, ведь для достижения результатов необходимо регулярно посещать кружок или секцию и много тренироваться, потом с возрастом хобби может перерасти в профессию.
Подростковый возраст - пора профессиональных фантазий. Мальчики и девочки примеряют на себя ту или иную профессиональную роль, до конца не осознавая свои сильные и слабые стороны. Именно поэтому выбор того или иного профиля в пятом классе, как правило, осуществляют родители, руководствуясь благими намерениями, либо сам подросток, не осознающий всю серьезность выбора. Большое количество профильных предметов, которые необходимо изучать, могут вместо интереса вызвать негативное отношение.
Старший школьник стоит на пороге взрослой жизни и должен сам принимать осознанное решение о выборе профессионального пути. Родители должны помочь ему в выборе специальности, не допустив при этом ошибок. Несбывшаяся профессиональная мечта матери и отца не должна реализовываться в детях. Родители не должны принимать решение о выборе вуза или специальности. Они лишь могут помочь советом, дружеской беседой, могут организовать поездку в другой город, если юноша или девушка их об этом попросят.
Большую роль в выборе профессии играет учитель. Рассмотрим это на конкретном примере.
Благоприятные возможности для проведения профо-риентационной работы создает образовательная область «Технология». Теоретическую часть уроков технологии можно использовать для ознакомления учащихся с отраслями народного хозяйства, а также с профессиями (в основном материального производства). Эта работа будет иметь должный эффект лишь в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, а информация содержит сведения о значении данной профессии, ее распространенности, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения урока технологии про-фориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической части урока. При проведении практических работ (в чем и заключается особенная ценность уроков технологии) в школьных мастерских и на учебно-опытных участках учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми рабочими профессиями, развивая при этом свои профессиональные интересы и способности и проверяя тем самым свою готовность к выбору той или иной профессии.
Содержание обучения технологии дифференцировано для городской и сельской школ и имеет свою специфику для трех ступеней обучения: 1-ГУ, ^1Х, Х-Х1 классов.
Эффективность профориентационной работы во многом зависит от постановки технологического обучения и воспитания. Ведь учебная мастерская школы для учащихся является прообразом промышленного предприятия. По ней они судят об организации промышленного производства, а по личности учителя технологии - о рабочих, техниках, инженерах.
Большое внимание следует уделять формированию у учащихся интереса к тем профессиям, которые нужны
народному хозяйству в конкретном регионе. Для того чтобы заинтересовать учащихся рабочими профессиями, технологическое обучение должно осуществляться так, чтобы вызвать у молодежи интерес к технике, к современному рабочему, его труду. В связи с этим на занятиях по технологии при выполнении школьниками практических работ необходимо говорить о передовых технологиях обработки материалов и современной технике; рассказывать о перспективах развития различных отраслей промышленности; отмечать преимущества механизации и автоматизации обработки материалов, но в то же время не умалять значения и ручного труда; демонстрировать условия труда рабочих ведущих профессий во время экскурсий на промышленные предприятия и с помощью учебных и научно-технических фильмов. Большое значение для воспитания у учащихся устойчивого интереса к определенной трудовой деятельности имеет высокая квалификация учителя технологии, его глубокие знания, профессиональное мастерство и особенности личности.
Выбирая формы и методы проведения профориен-тационной работы, следует учитывать, что эта работа должна быть органической частью всего учебно-воспитательного процесса, в котором технологическое обучение и профориентация неотделимы друг от друга. Основной формой организации профориентационной работы в процессе обучения технологии является занятие с классом или группой учащихся в учебных школьных мастерских. На любом занятии можно и нужно давать школьникам информационный материал, используя методы рассказа, школьной лекции, беседы, демонстрации видеофильмов, решения задач и выполнения упражнений с производственным содержанием, сообщений учащихся. Выбор метода зависит от возрастных особенностей школьников, типа занятия, наличия соответствующего материала.
Уроки технологии располагают большими возможностями ориентации учащихся на массовые рабочие профессии, воспитания у них трудолюбия и других профессионально важных качеств личности.
Начинать систематическую профориентационную работу нужно с момента поступления учащихся в школу.
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учебная, познавательные процессы претерпевают изменения, ребенок под руководством учителя осваивает то, как надо запоминать учебный материал, писать, читать, решать задачи. Именно учитель является авторитетом, восхищение его умом способствует развитию психики младшего школьника, а подражание формирует учебные действия. К четвертому классу у детей должна сформироваться внутренняя положительная учебная мотивация, ведь в первый класс они приходят с социальной мотивацией, их привлекает внешняя сторона учебной деятельности и яркие атрибуты: пенал, ластик, тетради. Педагог учит бережному отношению к учебникам и тетрадям, формирует ответственное отношение к учебе, ведь именно в этом возрасте учебная деятельность приравнивается к трудовой деятельности взрослых. К окончанию начальной общеобразовательной школы учащиеся должны уметь оценивать свою деятельность. Способность давать себе оценку свидетельствует, о том, что все компоненты учебной деятельности сформированы. Если же были допущены ошибки, то в подростковом возрасте школьника ждут трудности в обучении.
Подростки переносят на учебный предмет свое отношение к учителю. Именно педагог может повлиять на выбор будущей профессии своей увлеченностью, правильно подобранными методами и средствами обучения, стилем общения с детьми. Неравнодушный творческий учитель передаст школьникам свою любовь к предмету. Авторитарный педагог сформирует отвращение к своей дисциплине. Либеральный учитель посеет в
детских сердцах равнодушие. Демократический учитель научит детей думать, дискутировать, учиться, не бояться отстаивать свою точку зрения, смело браться за выполнение творческих задач, научит поиску и обработке информации.
В девятом классе подросток стоит перед выбором: сдать ОГЭ и выбрать колледж или продолжить учиться в школе. Иногда беседа с учителем, который наблюдает за подростком длительное время, может помочь принять правильное решение.
Старший школьный возраст - пора выбора профессии. Задача классного руководителя - подобрать оптимальные варианты профориентационной работы. Приглашенные специалисты из вузов и колледжей дадут справочную информацию о направлениях подготовки. Люди, которые состоялись в профессии (это могут быть и родители старшеклассников), расскажут о своей профессии, а их пример может вдохновить ребят. Классные часы позволяют продолжить ознакомление старшеклассников с миром профессий.
Классный руководитель может применять и другие интересные формы профориентационной работы со старшеклассниками: беседу; экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные заведения, в службу занятости; информирование старшеклассников об имеющихся в школе кружках, мастерских; участие будущих абитуриентов в «днях открытых дверей»; проведение родительских собраний профориентационной направленности; участие класса в конкурсах, выставках, ярмарках изделий.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для общества, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, путях профессиональной подготовки, оплате труда. Работа по профпросвещению включает в себя: профинформацию, профпропаганду, профагитацию.
Школьный психолог также может использовать различные методы, направленные на профориентацию учащихся: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, метод обобщения независимых характеристик, профориентационные упражнения и игры, тренинги, индивидуальные консультации и т.д.
Наблюдение должно быть целенаправленным, объективным, длительным. Основываясь на результатах наблюдения, психолог может дать старшеклассникам определенный совет в выборе если не профессии, то хотя бы сферы деятельности (типа профессии).
Беседа должна отвечать следующим требованиям: целенаправленность, плановость, избирательность, индивидуальность подхода, соблюдение этико-педаго-гического такта. Беседы в зависимости от количества участников могут быть общими (ознакомление класса с типами профессий, иллюстрация наиболее распространенных профессий), индивидуальными (работа с учащимся, направленная на выявление причин трудностей в выборе профессии; анализ преобладающих мотивов выбора профессии; показ путей овладения профессией и т.д.).
Анкетирование проводится с учащимися одного возраста и уровня образования. Всем должно быть предоставлено достаточно времени для обдумывания ответов. Лучше, если старшеклассник будет отвечать на вопросы анонимно.
Разовое проведение опроса вряд ли может правильно определить интересы старшеклассников, так как те могут претерпеть изменения. Поэтому опрос целесообразно проводить в начале и в конце учебного года.
Тесты применяются для изучения личности, развития способностей и познавательных процессов, изучения профессиональных предпочтений.
Kulikova Tatyana Alekseevna, Pronina Natalya Andreevna pedagogical
SYSTEM OF PROFESSIONAL ORIENTATION MEASURES ... sciences
Анализ результатов деятельности старшеклассника поможет психологу выявить его круг интересов и склонностей. Это могут быть дневники, сочинения, тетради, рисунки ученика.
При изучении личности учащегося применяют метод обобщения независимых характеристик. Например, в характеристике на ученика отмечаются особенности выполнения учебной и внеклассной работы, черты его характера: добросовестность, аккуратность, самостоятельность и т.д. Подобные характеристики могут быть полезны для дополнения сведений о профессиональном самоопределении ученика.
Профориентационные игры и упражнения динамичны, любимы старшеклассниками, они позволяют в непринужденной обстановке решить многие серьезные задачи: научить навыкам самопрезентации, познакомить с миром профессий и т.д.
Тренинг состоит из десяти-пятнадцати занятий, в ходе которых решается задача выбора будущей профессии. Для каждого занятия необходимо корректно сформулировать цель, задачи, подобрать техники и необходимое оборудование. В ходе занятия применяются тесты, игры, упражнения, учащимся может быть предложено домашнее задание.
Индивидуальные консультации, направленные на помощь ребенку в выборе профессии, помогут определить профиль учебного заведения. При этом личная беседа со старшеклассником должна строиться на доверии, тогда будут достигнуты положительные результаты.
Таким образом, профориентационные игры, тренинги, беседы могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям и лекционным формам работы.
После проведенной работы психолог дает рекомендации о выборе профессиональной сферы с учетом выявленных интересов старшеклассника.
Однако иногда усилий всех перечисленных специалистов недостаточно, и тогда на помощь приходит организация профессионального образования. Так, например, в ТГПУ имени Л.Н. Толстого разработаны и проводятся следующие профориентационные мероприятия.
В мае ТГПУ имени Л.Н. Толстого проводит день открытых дверей. Старшеклассники и их родители могут встретиться с администрацией вуза, представителями приемной комиссии и деканами, задать интересующие их вопросы, ознакомиться с презентациями, рассказывающими об учебе на данном факультете.
Преподаватели регулярно проводят различные про-фориентационные мероприятия, например, выезды в другие населенные пункты Тульской области, которые позволяют информировать старшеклассников об особенностях специальностей, направлений и профилей подготовки, которые реализуются в университете. Во время встреч школьники могут задать интересующие их вопросы и получить на них ответы. Таким образом, описанные выше мероприятия помогают осуществить информационное профессиографирование.
В систему профориентационной работы общеобразовательных учебных заведений области включаются студенты университета во время практики по получению умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической практики). Они проводят беседы со школьниками, рассказывают им о мире профессий, акцентируют внимание на профессиях, востребованных в регионе, рассказывают об условиях обучения в ТГПУ имени Л.Н. Толстого и интересных моментах студенческой жизни.
К сожалению, не во всех школах есть психолог, который может провести диагностику учащихся с целью оказания им помощи в дальнейшем самоопределении. Психологическое тестирование, осуществляемое на базе Центра профориентации ТГПУ имени Л.Н. Толстого, позволяет определить будущую профессиональную направленность абитуриента, выбрать будущее направление и профиль подготовки или специальность. 192
Анализируются также способности, интересы учащегося и его личностные качества. Выполнение заданий занимает около 60 минут. После этого психолог дает рекомендации в соответствии с личностными особенностями и склонностями учащегося о выборе профессионального пути и подбирает тренинги, необходимые для дальнейшего развития ценных личностных качеств.
Олимпиада по психологии, проводимые в университете, - состязание старшеклассников, позволяющее стимулировать интерес к дисциплинам психологического цикла, повысить познавательную мотивацию, способствовать становлению психологической компетентности, сформировать субъектную позицию будущих студентов, развить их рефлексию, креативность, критическое мышление.
Задачами олимпиады по психологии являются:
- стимулирование познавательного интереса старшеклассников к изучению предметов психологического цикла;
- развитие их креативности;
- формирование критического мышления, импровизации, артистизма, умения выступать перед аудиторией;
- накопление опыта сотрудничества и межличностного общения;
- развитие познавательной и социальной мотивации старшеклассников к исследованию психологических проблем;
- совершенствование знаний по вопросам психологии, развитие умений применять их в ситуации неопределенности;
- реализация творческого потенциала старшеклассников, развитие их способностей к самостоятельным суждениям.
Олимпиада призвана способствовать выявлению и отбору наиболее одаренных старшеклассников, подготовки будущих студентов.
Организация и оценка конкурсных заданий проводится в соответствии с утвержденными положениями о каждом конкурсе. Устные задания оцениваются методом открытого судейства, а письменные проверяются соответствующими группами жюри.
Победители олимпиады по психологии, занявшие 1-Ш места, награждаются дипломами и ценными подарками.
Очень интересно проходят олимпиады по технологии, на которых учащиеся могут продемонстрировать свои знания и умения по нескольким направлениям: обработке металлов, древесины, ткани, в области робототехники. Олимпиада предполагает:
- оценивание усвоенных учащимися знаний, для чего участникам олимпиады предлагаются тесты, состоящие из вопросов и заданий творческого характера;
- проверку умения решать творческие задачи по моделированию изделий различного назначения (девушкам, например, предлагаются задания по моделированию швейных изделий);
- оценку навыков и умений в области технологии изготовления изделий;
- защиту творческого проекта, выполненного самостоятельно по собственному замыслу.
Защита творческого проекта, сопровождаемая компьютерной презентацией и демонстрацией изготовленного изделия, позволяет судить не только о наличии у участника олимпиады разносторонних знаний и прочных навыков и умений, но и о социальной зрелости учащегося, направленности и устойчивости его профессиональных интересов.
В университете проводятся предметные олимпиады по русскому языку, литературе, истории, обществозна-нию и другим предметам. Победа способствует укреплению веры старшеклассников в собственные силы, положительно влияет на выбор дальнейшего профессионального пути, учитывается при зачислении в вуз.
В октябре или ноябре на базе ТГПУ имени Л.Н.
Толстого проходит профи-тур. Старшеклассники и их родители получают подробную информацию о направлениях подготовки, вступительных испытаниях, правилах приема и задают любые интересующие их вопросы. На каждом факультете проходит встреча с деканом, ведущими преподавателями и студенческим активом факультета. Проводятся различные мастер-классы, научные опыты, интерактивные занятия, профориентаци-онные игры. У старшеклассников есть возможность побывать на нескольких факультетах.
Из числа активных, творческих, прилежных студентов формируется профориентационный отряд, целью которого является консолидация усилий студентов в позитивном влиянии на школьников и абитуриентов при выборе ими ВУЗа и факультета, соответствующего их способностям, индивидуально-психологическим особенностям, жизненным целям. Задачами профориента-ционного отряда является актуализация профессионального самоопределения учащихся, информированность школьников и их родителей о возможностях получения образования в ТГПУ им. Л.Н. Толстого; проведение про-фориентационных мероприятий; участие в организации и проведении анкетировании абитуриентов по вопросам выбора профессии; участие в подготовке методических материалы для профориентационной работы со школьниками и абитуриентами (буклеты, презентации и др.), создание модели профориентационной работы через взаимодействие студентов со школьниками, абитуриентами, школами, летними оздоровительными лагерями, молодежными центрами, социально-реабилитационными центрами и др.
Таким образом, в реализацию системы профориен-тационных мер как средства повышения осознанности выбора школьниками профессионального пути должны быть включены родители (законные представители несовершеннолетних) и образовательные организации общего и профессионального образования. Их совместные усилия должны помочь выпускниками школ сделать правильный выбор жизненного и профессионального пути.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М: Академия, 2013. - 416 с.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 2009. - 163 с.
4. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 312 с.
6. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности: монография. - Ярославль: ЯГПУ, 2008. - 200 с.
7. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. -Ярославль: Верхнее-Волжское книжное изд-во, 1976. - 219 с.
8. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессии // Школа и производство. 2010. №3.С. 90-92.
9. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников //Начальная школа. 2009. № 12. С. 154.
10. Пряжников Н.С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. - М.: МГУ, 2005. - 402 с.
11. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000. -128 с.
12. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1—11 классов. - М.: Академия, 2014. - 256 с.
13. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - Москва: Сфера, 2006. - 119 с.
14. ЗеерЭ.Ф., Павлова А.М., СадовниковаН.О.Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. - 192 с.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
16. Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: «Вопросы психологии», 2006. - 63 с.
17. Болотина Л.Р. Педагогика и методика начального обучения: учеб пособие для студентов высших учеб заведений. - М.:
Академический проект, 2011. - 158 с.
18. Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 160 с.
19. Чистяков С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: «Сфера», 2003. - 265 с.
20. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: «Генезис», 2010. - 223 с.
Статья поступила в редакцию 19.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019