Научная статья на тему 'Специфика проектирования самостоятельной работы студентов педвуза с целью развития их профессионального мышления'

Специфика проектирования самостоятельной работы студентов педвуза с целью развития их профессионального мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ЗEDAGOGICAL THINKING / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТИПЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / THE COMPONENTS OF PEDAGOGICAL THINKING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / THE TYPES OF TASKS FOR INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются особенности проектирования самостоятельной работы студентов педагогического вуза при изучении дисциплины "Педагогика " в целях формирования аксиологического, операционального и когнитивного компонентов педагогического мышления. Раскрывается специфика содержания самостоятельной работы будущих учителей по модулям "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли ", "Теоретическая педагогика ", "Практическая педагогика " в зависимости от целей изучения и содержания конкретного модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE SPECIFICITY OF DESIGNING OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF HIGHER ESTABLISHMENTS WITH THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL THINKING

The article discusses design features independent work of students of pedagogical high school in the study of the subject ''Education " in order to form aksiologicheskogo, operationally and cognitive components of pedagogical thinking. Specificity of content independent of future teachers modules ".Introduction to teaching. History education and pedagogical thought," "research pedagogy", "Practical pedagogy" depending on the learning objectives and content of the module.

Текст научной работы на тему «Специфика проектирования самостоятельной работы студентов педвуза с целью развития их профессионального мышления»

УДК 378.147 Т.М. Пономарева

ТГПУ им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия) Тел.: (4872) 35-78-13, e-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности проектирования самостоятельной работы студентов педагогического вуза при изучении дисциплины "Педагогика" в целях формирования аксиологического, операционального и когнитивного компонентов педагогического мышления. Раскрывается специфика содержания самостоятельной работы будущих учителей по модулям "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли", "Теоретическая педагогика", "Практическая педагогика" в зависимости от целей изучения и содержания конкретного модуля.

Ключевые слова: педагогическое мышление, компоненты педагогического мышления, самостоятельная работа студентов, типы заданий для самостоятельной работы студентов.

Процессы, происходящие в российском обществе, нацелены на преобразования, затрагивающие все аспекты жизнедеятельности государства. Обеспечить эффективную реализацию проводимых реформ могут высококвалифицированные конкурентоспособные специалисты, готовые к успешной самореализации в различных видах деятельности, к самообразованию на протяжении всей жизни, основы которого должны быть заложены в период школьного обучения. Поэтому с особой остротой встает вопрос подготовки учителя нового поколения, способного обеспечить получение личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса, зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Это, соответственно, влечет за собой изменение характера содержания и технологий обучения в высшей педагогической школе. Образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы студенты педагогического вуза выступали субъектами учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, что будет способствовать формированию педагогического мышления обучающихся, стимулированию ответственности и инициативы в выборе содержания и способов учебной и исследовательской деятельности.

Занимаясь много лет исследованием проблем формирования профессионального мышления учителя в рамках научной школы члена-корреспондента РАО, заслуженного деятеля науки, доктора

педагогических наук, профессора А.А. Орлова, мы придерживаемся позиции, что "педагогическое мышление - это специфическая умственная и практическая деятельность учителя, обеспечивающая эффективное использование профессиональных ценностей, этических установок, научных знаний, педагогических технологий, личностных качеств в анализе ситуаций, вычленении и решении задач в учебно-воспитательной реальности" [2, с. 52]. Педагогическое мышление представляет собой единство аксиологического, операционального и когнитивного компонентов, причем системообразующую роль играет аксиологический аспект.

Эффективное формирование педагогического мышления будущего учителя во многом зависит от того, насколько обеспечены условия для продуктивной самостоятельной работы студентов, насколько студенты вовлечены в разнообразные виды познавательной деятельности. Особую важность приобретает задача дидактически грамотной организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, поскольку дальнейшее обучение в магистратуре предполагает высокий уровень познавательной самостоятельности и активности. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь» [1, с. 4].

В настоящее время нет единства в определении тех форм учебной деятельности, которые относятся к самостоятельной работе, она трактуется как метод обучения, прием учения или форма организации обучения. Изучение различных подходов к сущности самостоятельной работы студентов в вузе позволяет определить самостоятельную работу студентов при изучении педагогики как одну из составных частей педагогической подготовки будущего учителя, рассматриваемую и как форму организации обучения (внеаудиторная работа студентов), и как метод обучения (использование самостоятельной работы на аудиторных занятиях), и как средство обучения (система заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы).

При проектировании самостоятельной работы студентов возникают такие проблемы, как определение целей самостоятельной работы студентов по каждому модулю дисциплины "Педагогика"; выделение приоритетных задач самостоятельной работы, отражающих компоненты педагогического мышления; отбор содержания самостоятельной работы, а также разработка средств оценивания ее результатов.

Цели самостоятельной работы студентов соотносятся с целями изучения модулей "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли", "Теоретическая педагогика", "Практическая педагогика", "Управление образовательными системами".

Например, целью самостоятельной работы по модулю "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли" является формирование профессиональной компетенции бакалавра посредством освоения основных механизмов социализации личности, способов профессионального самопознания и саморазвития, ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования, историко-педагогического знания и методов изучения сущности и закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, ведущих к научному осмыслению и пониманию объективной педагогической реальности. Цель самостоятельной работы по модулю "Теоретическая педагогика": формирование профессиональных компетенций бакалавра посредством освоения содержания педагогических понятий; умений выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы; описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи. Модуль "Практическая педагогика" отличается практикоориентированной направленностью, что обусловлено целью изучения данного модуля, которая заключается в формировании у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации; применять современные методы и технологии в собственной профессиональной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессиональной ориентации обучающихся; организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса. Соответственно цель самостоятельной работы по данному модулю - развитие практико-действенного компонента педагогического мышления, формирование готовности будущего учителя к проектной (в том числе инновационной) деятельности.

Содержание самостоятельной работы студентов определяется ее целями, а также целями изучения конкретных модулей дисциплины "Педагогика" и их содержанием.

Проектируя задания для самостоятельной работы, мы учитывали специфику компонентов педагогического мышления, поэтому выделяются задания, ориентированные на развитие аксиологической составляющей педагогического мышления, задания, направленные на формирование операционального компонента, а также задания, способствующие развитию когнитивной составляющей педагогического мышления. Кроме этого, задания для самостоятельной работы различаются по степени самостоятельности выполнения (репродуктивные, с простым воспроизведением знаний и умений и воспроизведением в преобразованном виде, творческие, требующие исследований, реконструкций, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений), по уровню сложности, по сложности, по форме и жанру (тесты, графические задания, работа с

текстами, выполняемая в письменной форме, индивидуальные сообщения, проведение анкетирования, написание эссе, рефератов и др. [2, с. 159-160].

Результаты самостоятельной работы студентов оцениваются по трем группам критериев: когнитивным (влияние самостоятельной работы на уровень педагогических знаний студентов); деятельностным (изменение качества педагогических и учебных умений); личностным (изменение уровня интереса к педагогической деятельности, осознание личностного смысла полученных знаний, готовность к творческой деятельности). Среди средств контроля за самостоятельной работой студентов можно выделить контрольные работы, проводимые как в традиционной письменной форме, так и в виде тестирования; коллоквиумы, учебные конференции, защита проектов, зачеты, экзамены; рейтинговая система, мониторинг, портфолио.

Модуль "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли" является первым в логике изучения дисциплины "Педагогика". Изучение данного модуля направлено на освоение историко-педагогического знания, раскрывающего ценностные основы и особенности педагогической профессии на различных этапах развития образования в мире.

Проектируя систему самостоятельной работы студентов, мы учитываем, что сегодняшние первокурсники - это вчерашние школьники, которые прошли процедуру ЕГЭ. Мы согласны с выводом Орлова А.А., что ЕГЭ "внедрен в широкую практику без достаточной теоретической и опытно-экспериментальной проработки, ... не обосновано его место в целостном образовательном процессе, что затрудняет объективное определение его роли в развитии личности школьников. А роль эта в значительной степени негативна, т.к. ЕГЭ меняет мотивацию школьников в процессе обучения и воспитания, развивая не широкие познавательные мотивы, а мотивы достижения конечного результата любым путем" [3, с. 5]. Ежегодный анализ анкетирования первокурсников Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, начиная с 2009 года, дает основание утверждать, что студенты сталкиваются с затруднениями в познавательной деятельности, связанными с несформированностью мотивов обучения в вузе и ценностных ориентаций на педагогическую профессию. Для 80 % опрошенных первокурсников преобладающим мотивом обучения в вузе становится получение диплома о высшем образовании. По мнению 50 % студентов, приобретение специальных знаний и овладение педагогической профессией не являются необходимыми условиями для достижения выбранной цели. 38 % первокурсников указали, что в выборе высшего учебного заведения они руководствовались лишь информацией о конкурсе. Многие студенты среди мотивов выбора педагогической профессии на первое место поставили любовь к предмету, желание получить высшее образование.

На основе цели изучения, содержания модуля "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли" была разработана система типовых заданий для самостоятельной работы, ориентированных на формирование у студентов компетентности в области историко-педагогического знания, а также способствующих формированию ученой деятельности первокурсников. Студентам предлагаются такие задания, как подготовка эссе на предложенную тему, составление мини-хрестоматии, составление аннотированного каталога педагогической литературы, разработка программы самообразования на 1 месяц и т.д. Например, при составлении мини-хрестоматии «Высказывания великих педагогов и общественных деятелей об образовании» студенты используют труды Конфуция, Цицерона, М.Ф.К. Квинтилиана, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, учатся выделять ценностные характеристики образования в разные эпохи.

Необходимо отметить, что содержание заданий для самостоятельной работы насыщено текстами разных жанров. Это формирует эмоциональный фон усвоения знаний, и на этой основе формировать аксиологический компонент педагогического мышления будущих учителей. Анализ текстов (художественной, документальной, мемуарной литературы) позволяет студентам понять, что значит помочь ученику «стать субъектом собственной жизни», стимулирует у будущих учителей интерес к различным этапам развития ребенка, к детской, подростковой, юношеской субкультуре. Включение в задания для самостоятельной работы по дисциплине "Педагогика" отрывков литературных текстов способствует более глубокому эмоционально-личностному проникновению студентов в сущность будущей профессиональной деятельности, оформлению их представлений об идеалах учителя, о социальной значимости профессии, о специфике и стилях профессионального общения, о нормах педагогической этики, о способах регулирования конфликтов. Использование заданий на самостоятельный подбор литературных текстов позволяет получить существенную информацию об идеалах, ценностях, общей культуре, эрудиции, вкусах, предпочтениях студентов. Анализ различных литературных источников, выявление отношения к ним дает возможность выявить наличие или отсутствие гуманистических ценностных ориентаций студентов, степень развития у них эмпатии, креативности, толерантности, особенности их эмоциональной сферы. Вместе с тем, анализ текстов является действенным средством самодиагностики. На ее основе уточняется и корректируется сложившаяся система ценностей, повышается степень открытости личности студента, развивается его готовность предъявить субъективный жизненный опыт [4, с. 139-140].

Целями освоения модуля "Теоретическая педагогика" являются формирование профессиональных компетенций бакалавра посредством

освоения системы теоретических педагогических знаний (понятийно-терминологического аппарата педагогики, закономерностей и принципов педагогики и др.); умений выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи. Модуль "Теоретическая педагогика" должен обеспечить становление у студентов педагогической направленности мышления в процессе развития такой общепрофессиональной компетенции как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. В процессе его освоения у студентов развиваются профессиональные компетенции, обеспечивающие становление способности изучать личность обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, взаимодействовать с разными субъектами педагогического процесса.

Учитывая специфику данного модуля, важная роль при проектировании и организации самостоятельной работы студентов отводится разработке системы заданий, включающей в себя задания на выстраивание иерархии понятий, поиск общих и специфических признаков понятий, поиск аргументов «за» и «против» различных признаков и др. Задания на определение основного смысла текста, оценку качества аргументации автора, определение индивидуальной ценностной позиции студента играют важную роль в развитии педагогической направленности мышления будущих учителей. Задания, направленные на отработку навыка анализа условий учебно-воспитательного процесса, выделение причин и следствий педагогической ситуации, задания, ориентированные не только на воспроизведение знаний, но и формирование оценочных суждений, навыков обоснования своей точки зрения способствуют становлению рефлексивной составляющей профессионального мышления студентов.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы включают в себя дискуссионные вопросы, которые активизируют самостоятельную познавательную деятельность студентов, а также индивидуальные задания, призванные сформировать личностную позицию будущего учителя. Например, первокурсникам предлагаются следующие индивидуальные задания:

1. Напишите эссе на тему "Современное образование: плюсы и минусы".

2. Прочитайте отрывок из романа Н. Соротокиной "Гардемарины, вперед!". Что вызывает недоумение автора при описании особенностей навигацкой школы? Что лежит в основе отбора содержания образования в настоящее время?

"Навигацию в школе преподавал мрачного вида англичанин по кличке Пират. Изъяснялся он на немыслимом жаргоне из смеси русских,

английских и даже испанских слов... понять было невозможно. Штык-юнкер Котов вел. курс "Рыцарская конная езда". Трудно себе представить что-либо бесполезнее для моряка.".

Соротокина, Н.М. Гардемарины, вперед! / Н.М. Соротокина. - Т.: Приокское издательство, 1992.

3. Выполните проектное задание.

Педагогическая ситуация: В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные "мелкие вопросы" с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать "Справочник для родителей" (по начальной, средней и основной школе, соответственно).

Задание студенту. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий план по осуществлению проекта на практике.

Критерии оценки решения задачи: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование

решения/предъявляемого "продукта"; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация "продукта" решения.

Также для успешного формирования умения идентификации студентом себя с субъектом педагогической деятельности предлагаются задания следующего содержания: спроектируйте профессиональную позицию в данной ситуации, аргументируйте собственные действия, предложите наиболее вероятное продолжение развития событий, обоснуйте свой вариант и т.п.

Целью освоения модуля «Практическая педагогика» является формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации; применять современные методы и технологии в собственной профессиональной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессиональной ориентации обучающихся; организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Самостоятельная работа по данному модулю предполагает выполнение студентами проектных заданий следующих типов: разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей

старшеклассников, разработка плана классного руководителя (с учетом целей, задач работы с классом, направлений деятельности и возможности взаимодействия классного руководителя с участниками образовательного процесса: коллегами, родителями учащихся и др.), проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком, разработка программы мероприятий, направленных на создание коллектива школьников, разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации.

Развитие интереса студентов к педагогическому знанию, осознание личностного смысла полученных знаний зависит не только от содержания самостоятельной работы по дисциплине "Педагогика", но и от технологии организации самостоятельной работы, которая призвана постепенно расширять для будущих учителей сферу субъективного выбора. Так, при изучении модуля "Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли" студенты могут выбирать темы рефератов, формы отчетности. Самостоятельная работа по модулю "Теоретическая педагогика" предоставляет возможность осуществлять выбор индивидуальных или групповых заданий, участвовать в их разработке. Создание ситуаций свободного выбора при организации самостоятельной работы студентов способствует формированию когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов педагогического мышления.

Проведенная исследовательская работа показала, что грамотно спроектированная самостоятельная работа студентов по дисциплине "Педагогика" стимулирует личностное и профессиональное развитие студентов и таким образом развивает профессиональное мышление будущего учителя, однако необходимо дальнейшее исследование проблемы формирования педагогического мышления будущего учителя в условиях компьютеризации образовательного процесса вуза, внедрения дистанционных технологий обучения.

Литература

1. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учеб.-метод. комплекс. Ч. 1 / под ред. проф., чл.-кор. РАО А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 123 с.

2. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность: монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. 228 с.

3. Орлов А.А. Специфика современного педагогического знания // Педагогика. 2013. № 8. С. 3-14.

4. Федотенко И. Л. Становление профессиональных ценностных

ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе. Тула: Гриф и К, 1998. 301 с.

T.M. Ponomareva

THE SPECIFICITY OF DESIGNING OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF HIGHER ESTABLISHMENTS WITH THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL THINKING

The article discusses design features independent work of students of pedagogical high school in the study of the subject "Education" in order to form aksiologicheskogo, operationally and cognitive components of pedagogical thinking. Specificity of content independent of future teachers modules "Introduction to teaching. History education and pedagogical thought," "research pedagogy", "Practical pedagogy" depending on the learning objectives and content of the module.

Keywords: 3edagogical thinking, the components of pedagogical thinking, independent work of students, the types of tasks for independent work of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.