УДК 378.017 ББК 74.580.053
Д 30 Е.В. Демкина
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «ценность» как особого общественного отношения и делается попытка обобщить и проанализировать ценностные ориентиры студентов - будущих педагогов.
Ключевые слова: ценность, индивидуально-личностные ценности, общественно-
педагогические ценности, профессионально-групповые ценности.
E.V. Demkina ON FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE TO THE FUTURE TRADE AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES OF HIGHER SCHOOL
Abstract. The paper examines the essence of concept “value” as special public attitude. An attempt is undertaken to generalize and analyze value orientations of students the future teachers.
Keywords: value, individual-personal values, social-pedagogical values, professional-group
values.
Пространство педагогической аскиологии сегодня активно разрабатывается как в теории, так и в практике образовательного процесса. Центральным понятием выступает, безусловно, ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений.
К исследованию аксиологической проблематики во второй половине XX - начале XXI века обращались О. Дробницкий, М. Каган, М. Мамардашвили, В. Тугаринов, Н. Чавчавадзе и др. В современной педагогике также существуют разные подходы к исследованию проблемы ценностей: как проблемы главным образом социальной (этот подход представлен, в частности, в работах Т. Бутковской), как проблемы собственно педагогической (О. Вишневский, В. Струманский и др.), как проблемы психологической (В. Анисимов и др.) В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, характер взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типовыми и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. За последнее время значительный вклад в исследование процесса формирования ценностных ориентаций молодежи был сделан А. Мудриком, И.Коном, В. Кузнецовой, И. Артюховой, Н. Кириловой, А. Куль и др.
В контексте рассматриваемой проблематики нас, прежде всего, интересует вписанность ценностных классификаций в педагогическое пространство. Здесь стоит обратиться к классификации педагогических ценностей, предложенной И.Ф. Исаевым, который выделяет три группы ценностей:
- общественно-педагогические;
- профессионально-групповые;
- индивидуально-личностные.
Индивидуально-личностные ценности характеризуют систему ценностных ориентаций личности, отражают ее целевую и мотивационную направленность. В некоторых работах система индивидуально-личностных ценностей определяется как центрация педагога. Один педагог может быть сориентирован (или центрирован) на достижение результата (итоговые оценки, имидж и пр.), и тогда все его действия подчинены только этой запланированной цели. Другой педагог центрирован только на детях, для которых процесс взаимоотношений, взаимодействий становится более благоприятным, комфортным. Но возникает другая опасность - либеральный стиль общения далеко не всегда обеспечивает достижение результата. Как найти здесь «золотую середину»? Во многом это зависит от складывающейся или сложившейся системы индивидуально-личностных ценностей.
Общественно-педагогические ценности отражают нормативные установки общества в вопросах воспитания (идеалы, отношение к наказаниям и поощрениям и пр.) и образования (содержание - чему учить? - и форма - как учить?). На общественнопедагогические ценности оказывают влияние мораль, религия, философия, СМИ, педагогическая публицистика. По мнению Л.Л. Шевченко, основу общественнопедагогических ценностей должно составлять ценностное отношение к детству, включающее «принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми, понимание этических категорий нравственного мира детства, осознание на этой основе своего профессионального долга».
Профессионально-групповые ценности выполняют функцию регуляции профессионально-педагогической деятельности. Причем стоит подчеркнуть, что представления, методика преподавания, концепции и пр. могут заметно разниться у педагогов различных ступеней и форм образования. Так, тактика обучения и воспитания (в установках, дидактике, оценке, форме общения, предпочитаемых позициях во взаимодействии учитель-ученик и т.д.) педагогов начальной школы будет отличаться от работы педагогов, преподающих в лицеях, колледжах, вузах и пр. При этом стратегия образовательного процесса, т.е. определенная совокупность профессионально-групповых ценностей, является общей для всех педагогов-практиков.
Задавшись вопросом, каковы же ценностные ориентиры наших студентов -будущих педагогов, мы провели анкетирование среди студентов педагогических специальностей факультетов Адыгейского государственного университета (филологического, факультета начальных классов, физической культуры и спорта, исторического и др.), обучающихся на втором и пятом курсах. Основу диагностического материала составил адаптированный тест М. Рокича «Ценностные ориентации». В этом тесте предлагается ранжировать по степени значимости профессиональноориентированные качества педагога; рейтинг этих ценностей осуществлялся по двум шакалам: «как должно быть» и «реально».
Оказалось, что на уровне профессионально-групповых ценностей, представленных в разделе «как должно быть», между студентами второго и пятого (выпускного) курсов оказалось достаточно много совпадений в предпочитаемых качествах (т.е. тех, которые заняли первые десять строк рейтинга): доброжелательность, ответственность,
справедливость, общительность, уравновешенность, инициативность, трудолюбие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ «идеального» представления о педагоге не вызывает принципиальных расхождений.
Сравним «не совпавшие» качества:
- у студентов второго курса образ педагога характеризуется следующими
качествами: искренность, исполнительность, терпеливость, т.е. качествами,
характеризующими толерантную, открытую позицию педагога в образовательном пространстве;
- у студентов же пятого курса эта позиция отличается более мобильными качествами: творчество, требовательность к себе, целеустремленность,
подразумевающими самореализацию личности, подходящими не только к педагогической профессии.
Студенты выпускного курса уже не ограничиваются только идеальными представлениями о профессии, но и осознают необходимость настойчивости, упорства, умения добиваться поставленной цели.
Оказалось совпадение мнений студентов по отношению к непринимаемым качествам педагога, т.е. занявшим арьергардные позиции в рейтинге: эгоизм, пассивность, упрямство, обидчивость, нетерпимость, самолюбие, амбициозность, принципиальность. Из перечисленного ряда видно, что студентами достаточно четко осознаются качества, мешающие оптимальному общению, взаимодействию, сотрудничеству и т.д., т.е. тому, что составляет основу деятельности педагога.
Однако нельзя обойти вниманием те черты, которые, по мнению респондентов, отличают сегодня реального педагога, т.е. учителя-практика.
Мнения студентов второго и выпускного курсов во многом совпадают. Педагог «реальный», как показывает анализ полученных данных, обладает следующими качествами: требовательность к другим, самолюбие, доминантность в поведении, общительность, чувство собственного достоинства, принципиальность. Обратим внимание на то, что перечисленные качества в большей степени соответствуют инструментальным ценностям, нежели ценностям-целям, т.е. гуманистически ориентированным. При сравнении «реальных» и «должных» качеств, к сожалению, оказались утерянными такие качества, как доброжелательность, ответственность, справедливость, общительность, уравновешенность, инициативность, трудолюбие. Другими словами, студентам вуза вышеперечисленные качества представляются менее значимыми для современной жизни, между тем как эти установки должны отражать их общественно-профессиональные ценности.
Все это - очень тревожный симптом для студентов педагогических специальностей вуза. Ценности профессии оказываются на втором плане, в то время как на первом -самореализация, собственная вписанность в социальное пространство. Самое простое в такой ситуации - обвинить студентов в недостаточной преданности выбранной профессии. Однако на эти представления во многом оказывает влияние социальная ситуация: продолжающееся второе десятилетие реформирование системы образования, падение престижа учительской профессии, обусловленное в том числе и экономическими факторами. Усугубляет такое положение и сокращение учебных часов, отводимых на профильные дисциплины - блоков педагогики и психологии.
Проблема воспитания ценностного отношения к будущей профессии у студентов вуза более чем актуальна для сегодняшнего дня. Однако решение ее не может осуществляться только декларативными методами: «вы должны любить профессию учителя». Уважительное, значимое отношение к педагогической профессии должно формироваться комплексно. Не все пути зависят от организации педагогического процесса непосредственно в вузе. Однако же есть направления, от которых мы, вузовские преподаватели, не должны дистанцироваться: повышение качества обучения (и, прежде всего, в профильных дисциплинах), повышение общей и профессиональной культуры как студенчества, так и преподавательского состава, усиление воспитательной профильноориентированной работы (интенсификация данного направления на общефакультетских кафедрах), установление партнерских связей с городским и региональным отделами народного образования и т.д.
Новые образовательные технологии, применяемые в вузе, должны быть ориентированны на диалогизацию, на становление субъектности студента, развитие его эмоционально-волевой сферы, креативности. Используя все современные средства, необходимо предельно ориентировать студентов на профессиональную среду, моделируя
и имитируя реальные ситуации обучения и воспитания учащихся, требующие анализа, вычленения и решения педагогических задач.
Формирование личности будущего учителя, его профессиональных и социальных ценностей будет проходить гораздо эффективнее при личностно-ориентированной организации системы воспитательной работы в вузе. Российское государство сегодня предъявляет особые требования к личности молодого гражданина, он должен:
- быть приверженцем здорового образа жизни во всех смыслах;
- быть воспитанным, являться носителем культурных и социальных ценностей;
- быть образованным;
- быть социально-активным гражданином своего государства.
Студент педагогического вуза как будущий специалист овладевает рядом профессиональных умений, связанных с общением с участниками педагогического процесса, организацией детского сообщества, так как в соответствии с законом РФ «Об образовании» и квалификационными требованиями учитель - это преподаватель, воспитатель, организатор внеурочной деятельности и специалист, способный оказывать помощь и поддержку семье и ребенку.
Гражданская позиция молодёжи, сформированная сегодня, будет определять идеалы и устремления будущего педагога на протяжении всей его последующей жизни, поэтому высшее учебное заведение не может оставить не охваченным профессиональным педагогическим вниманием развитие личности будущего учителя. Активизация деятельности общественных молодежных организаций и объединений, налаживание содержательной работы в молодёжных коллективах, создание условий для эффективного самоуправления всеми сферами их жизнедеятельности позволяет подготовить настоящего профессионала. В образовательном пространстве по профессиональной подготовке остается много нерешенных вопросов и трудностей как научного, так и практического характера. Причина их кроется в недостаточном использовании воспитательного потенциала педагогического вуза, главным образом, в отсутствии системы учебновоспитательной работы, направленной на профессиональное становление будущего специалиста. Для этого необходимо решить ряд задач и направлений воспитательной работы в вузе:
- развитие и реализация профессионально-творческого потенциала учащейся молодежи в интересах России и личности; формирование у будущего учителя готовности и способности к успешной социализации и самореализации в сфере воспитания и социальной защиты детей;
- развитие социальной и политической активности будущего специалиста и вовлечение его в социальную практику;
- формирование и реализация мер по воспитанию подрастающего поколения как носителя культуры популяризации ценностей Российского общества, социальной защиты детей, психолого-педагогической и консультативной помощи детям и подросткам;
- формирование профессиональных компетенций;
- обеспечение непрерывности процесса развития специалиста в условиях полиэтнической среды через систему дополнительного профессионального образования, включающую довузовский, вузовский и послевузовские этапы, повышение квалификации и переподготовку.
И, возможно, со временем, наши студенты будут называть в приоритетных качествах учителя «реального» ответственность и общительность, творчество и инициативность, справедливость и оптимизм, требовательность к себе и доброжелательность.