2. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических вузов // Язык и культура. 2011. № 2 (14). С. 121-129.
3. Сокольникова Э.И. Особенности освоения метода «конкретных ситуаций» (case stadies) в обучении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 1. С. 75-79.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М., 2008.
С.А. Останина, Е.В. Птицына
Формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Показано, что в образовательном процессе творческих вузов на данный момент ставится вопрос об усилении педагогической подготовки выпускников, получающих квалификацию «преподаватель». В статье представлены определения понятия «ценности», данные ведущими учеными, занимающимися этой проблемой. Рассмотрено изучение ценностей в образовательном процессе в рамках педагогической аксиологии. Определены факторы, обеспечивающие успешное формирование педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. Ключевые слова: педагогические ценности, педагогические компетенции, преподаватели-музыканты, педагогическая деятельность, высшее музыкальное образование.
Современные требования к системе образования диктуют необходимость развития мобильности и конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда, повышения качества усвоенных ими знаний, сформированных умений и навыков; соответствия профессиональной подготовки и непрерывного развития профессиональных компетенций. На современном этапе модернизации системы высшего музыкального образования все более ясно ощущается необходимость
/
го о fx
^ l_ x
s о л
1=1 i го
о -о m
^ ^ о
Ф го т
s х го
^ о .
- s vo
сс и о
х и
Q. Ф
о^
Ф о
ь- о.
усиленной психолого-педагогической подготовки будущих преподава- | £
телей-музыкантов. Это продиктовано тем, что большинство выпускни- § ^
х с
ков консерваторий, которые на данный момент преподают в различных 5 г музыкальных образовательных учреждениях, не имеют базового про- 1 фессионально-педагогического образования. Психологические и педа- | гогические знания осваиваются ими эмпирическим способом, по мере о вхождения в профессию, и во многом носят случайный, несистемати- е зированный характер, поэтому не являются надежной теоретической с базой для успешного решения профессиональных проблем.
Высшее музыкальное образование в консерватории на современном этапе выстраивается по двум независимым друг от друга направлениям обучения. Первое направление является традиционным для российского музыкального образования и представляет собой последовательность вузовского обучения (специалитет) и послевузовского образования (аспирантура для обучающихся по научным специальностям в области музыкального искусства и ассистентура-стажировка для обучающихся по творческо-исполнительским специальностям). Второе направление выстраивается в единую образовательную цепочку: бакалавриат - магистратура.
Выпускники консерватории по завершению любого уровня высшего музыкального образования получают двойную квалификацию. Так, студенты исполнительских специальностей, обучавшиеся в бакалавриате по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное исполнительство», получают квалификацию «Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель»; в специалитете - «Концертный исполнитель. Преподаватель». Итогом обучения в ассистентуре-стажировке становится присвоенная квалификация «Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». При определенной разнице первой составляющей квалификации в зависимости от уровня обучения, вторая остается, в принципе, неизменной [5, с. 260-261].
Причем, педагогические компетенции на разных ступенях музыкального образования требуют формирования различных сторон педагогической компетентности будущих выпускников. Так, в бакалавриате они направлены на формирование знания и понимания психолого-педагогических проблем. В специалитете и магистратуре формируется уровень практического применения психолого-педагогических знаний и умения осуществлять анализ педагогической деятельности. Уровень подготовки кадров высшей квалификации предполагает формирование способности применять такие мыслительные действия, как анализ и синтез, умение оценивать педагогические процессы, опираясь на достижения науки [4].
4 X го О s oß
к ^ о
Ф го m
5 л го ^ О О.
го о к
cd 1 Педагогическая деятельность является ведущим видом профессиональной деятельности для большинства выпускников консерватории. Наряду с концертно-творческой, педагогическая деятельность часто g у о бывает даже более востребованной в профессии музыканта. Ценностно-о-е- смысловые отношения к будущей профессии начинаются с момента _ ^ ее выбора и овладения ею и продолжаются в течение всей профессиональной деятельности. Присвоение профессиональных ценностей предполагает осознание принадлежности к профессии учителя; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение критериев выбора профессии знание о своих сильных и слабых сторонах и путях их совершенствования [6].
Большинство ученых определяют ценности как элементы воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе. Ценности рассматриваются как «духовные формообразования, существующие через моральные и эстетические категории, идеалы» (В.А. Кондра-шов); «отношения между мыслью и действительностью» (А.А. Ивин); «результат человеческих стремлений и поступков» (М. Яковлев); «свойства объектов и явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры» (В.И. Андреев) [1, с. 41].
Ценности имеют свойство выстраиваться в иерархические цепочки, свойственные человеку в каждый конкретный период его жизнедеятельности и формируемые в соответствии с уровнем его духовно-нравственного совершенства и социальными условиями. Эти ценности выступают критерием оценки действительности и источником смыслообразующей основы деятельности субъекта. В данном контексте важной педагогической задачей становится моделирование образовательной среды, в которой происходит перевод объективных ценностей в субъектно-значимые, устойчивые жизненные ориентиры, ценностные ориентации, смыслы профессиональной деятельности личности.
Изучение ценностей в образовательном процессе происходит в рамках педагогической аксиологии, которую ученые определяют как науку о ценностях образования. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структуре ценностного мира; связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности, и является теоретической основой аксиологического подхода. Аксиологический подход, в свою очередь, лежит в основе изучения ценностей как смыслообразующих доминант воспитания. Закономерности функционирования и эволюции
ш
ценностных ориентиров общества, реализуясь в педагогических процессах, приводят к пониманию приоритета культурных общечеловеческих ценностей. Реализация аксиологического подхода в воспитании связана с проблемой развития и саморазвития национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры подрастающего поколения [6].
В.А. Сластенин отмечает, что педагогические ценности представляют 5 собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они выступают как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Педагогические ценности имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности, в ходе которой совершается их субъективация [2].
На наш взгляд, среди ценностей образования на передний план выходят культуротворческие профессиональные ценности будущего преподавателя-музыканта, т.к. реформирование процессов, происходящих в современном обществе, предъявляет новые требования к личности учителя. Сегодня образовательным учреждениям необходим гуманный педагог, видящий в обучающихся высшую ценность: он должен обладать высоким уровнем профессионально-педагогической культуры, духовности и нравственности, владеть новыми методами и технологиями обучения и постоянно стремиться к творческой самореализации в собственной педагогической деятельности [3].
В контексте исследования мы провели анкетирование студентов, аспирантов и ассистентов-стажеров Петрозаводской государственной консерватории (всего опрошено 50 человек). Анализировались индивидуальные ценности, которые обучающиеся ставят перед собой, а также их занятия в свободное от учебы время, представляющие их ценностные ориентиры. Респондентам было необходимо определить значимость каждого ценностного ориентира по шкале приоритетности: «не имеет никакого значения», «иногда имеет некоторое значение», «иногда имеет большое значение», «имеет большое значение для всей жизни».
Так, ведущими ценностями у 94% студентов являются «друзья», у 84% - «любовь» и «семья», половина респондентов отметила такую ценность, как «общественное признание». Нам хотелось бы отметить, что для 59% студентов развлечения имеют большое значение. Менее значимыми оказались следующие ценности: «жизнь с пользой для других» (21%), «равенство, равные возможности для всех» (19%),
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о-а
О
1— . с
«самостоятельность в суждениях и поступках» (15%). Студенты ценят в окружающих людях такие качества, как «образованность», «надежность» и «доброжелательность», а к менее значимым относят «общительность», «трудолюбие» и «отсутствие вредных привычек».
Также нам было интересно узнать, чем студенты занимаются в свободное от учебы время. Так, результаты исследования свидетельствуют, что 76% проводят свое свободное время в компании с друзьями, 70% постоянно занимаются по выбранной специальности (инструментальное, вокальное исполнительство, дирижирование, теория или история музыки и т.д.), 18% - посещают концерты, что связано непосредственно с музыкальной деятельностью анкетируемых. Только 20% респондентов отмечают, что постоянно читают художественную и специальную литературу, 16% посещают выставки и театры.
Хочется отметить тот факт, что как ценность только 22% респондентов выделяют выбранную профессию и 26% - профессиональное мастерство. Полученные результаты говорят о несформированности профессиональных педагогических ценностей будущих преподавателей-музыкантов. На вопрос: «Планируете ли Вы связать свою профессиональную деятельность с педагогической профессией?» только 16% респондентов ответили «да», при этом они пишут, что «хотелось бы воспитать хороших музыкантов», «хочется всю душу вложить в детей», «хочу сделать окружающий мир лучше», «стремлюсь принести пользу обществу». 60% респондентов на этот вопрос ответили «возможно», а 24% - «нет», эти студенты отметили, что у них нет уверенности, что они справятся с профессией, потому что надо обладать следующими профессионально-значимыми качествами: ответственностью, самостоятельностью, терпением, коммуникативными и организаторскими способностями, самоконтролем, эмоциональной устойчивостью.
Полученные данные позволяют нам говорить о наличии проблемы профессиональной идентификации студентов, несформированности ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии. Потребительские ориентации становятся приоритетными в ценностных ори-ентациях. Решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущего преподавателя-музыканта предполагает реализацию такого подхода, который обеспечивает взаимодействие осваиваемого им в процессе обучения в консерватории педагогического знания, развитие способности к целостной педагогической рефлексии, направленность на которые составляет его ценностные ориентации.
На наш взгляд, приоритетное значение в учебном процессе консерватории должно отдаваться наполнению содержания общекультурными и нравственно-эстетическими компонентами, расширению
ш
эмоционально-образной сферы, творческой активности субъектов в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. В образовательном процессе консерватории на данный момент введены психолого-педагогические дисциплины (базовые и вариативные), которые позволяют поэтапно формировать педагогические компетенции:
- «Основы педагогики» (1 курс), «Музыкальная педагогика и психология» (2 курс), «Возрастная психология», «Психология творчества» ч (3 курс) (бакалавриат);
- «Основы педагогики» (1 курс), «Музыкальная психология» и «Музыкальная педагогика» (2 курс) (специалитет);
- «Основы современной педагогики» (1 курс), «Проблемы музыкальной педагогики и психологии» (2 курс) (магистратура);
- «Педагогика и психология высшей школы» (подготовка кадров высшей квалификации).
Комплексное введение психолого-педагогических дисциплин на начальных курсах обучения важно еще и тем, что они подготавливают последующие профессиональные дисциплины музыкального цикла: «Методика преподавания профессиональных дисциплин» (3, 4 курс), педагогическая практика (3, 4 курс) и защита реферата в рамках государственной итоговой аттестации (4, 5 курс), тем самым обеспечивая органическую преемственность различных модулей внутри единого психолого-педагогического блока.
Следовательно, целью предметных дисциплин должно становиться развитие не только интеллектуального, но и ценностного, эмоционального начала личности будущего преподавателя-музыканта, смысловых установок к творчески-продуктивной педагогической деятельности. Определяя содержание психолого-педагогических дисциплин и их направленность, мы рассматривали подготовку студентов к профессиональной работе в стенах высшего заведения как проецирование будущей музыкально-педагогической деятельности. По нашему мнению, одним из важных направлений совершенствования подготовки студентов и формирования их ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
В ходе аудиторных занятий по дисциплинам психолого-педагогического блока важно организовывать индивидуальную, парную и групповую формы работы, активно использовать проектную деятельность, ролевые и деловые игры, дискуссии и дебаты. Таким образом, создается креативная среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием всех участников, основанным
го о
ъс X
л о л
ч л го
О т
к О
Ф го т
л го
о .
X о
^ и О
и
О. Ф
ф о
к .
на принципах равенства идей, накопления совместного опыта, возможности взаимной оценки и контроля, реализации обратной связи. Преподаватель активизирует студентов на самостоятельный поиск новых знаний, создает условия для развития инициативы, стимулирует становление мотивации. В таблице 1 приведены интерактивные формы проведения занятий, используемые в курсе изучения дисциплины «История и теория педагогики» (направление подготовки «Музыкальная педагогика» - бакалавриат).
Таблица 1
Интерактивные формы проведения занятий
Наименование темы Интерактивные формы проведения занятий
Образование: сущность, содержание и структура Дискуссии по темам «Образование: вчера, сегодня, завтра...», «Зачем выпускнику консерватории педагогическое образование?» Решение ситуационных задач
Художественное образование: особенности и принципы организации Деловая игра «Если бы я был министром образования..» / «Если бы я был министром культуры.»
Тенденции развития мирового образовательного процесса (ХХ-ХХ1 вв.) «Суд истории» (анализ воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем различных исторических периодов).
Процесс обучения. Педагогический контроль и оценка качества образования. Воспитание как социальное явление и вид профессиональной педагогической деятельности Защита проекта «Система оценки знаний и умений обучающихся в системе музыкального образования». Решение ситуационных задач. Ролевая игра «Педагогический совет»
Педагогическая деятельность. Подготовка и планирование в преподавательской деятельности. Оценка обучения и преподавания. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Дискуссия «Для того, чтобы стать хорошим педагогом, необходимо.». Ролевые игры «Идеальный учитель», «Социально-психологический портрет учителя». Защита проекта музыкального занятия с использованием активных методов обучения
Для решения обозначенной проблемы необходимо усилить содержательную часть обучения введением дополнительных спецкурсов, в рамках которых студенты овладевают аксиологическими знаниями о ценностях, ценностных ориентациях, ценностном отношении,
ее
профессионально-ценностных ориентациях. Цель таких спецкурсов Е состоит в формировании у будущих преподавателей-музыкантов целост- § ^ ного представления о педагогической профессии, ее значении в образо- 5 ™ вательной практике. Однако стоит учитывать потенциал, заложенный | | в воспитательной деятельности, реализуемой вузом; следовательно, | 2 необходимо включать студентов в многообразные виды воспитательной о й деятельности, связанные с формированием профессионально-ценностных ориентаций. с
Формирование педагогических ценностей будущих учителей невозможно без включения их в реальный образовательный процесс во время прохождения педагогической практики, в ходе которой студентам необходимо решать возникающие педагогические задачи. Педпрактика является составной частью основных образовательных программ профессионального образования и одним из действенных средств успешной подготовки студентов к деятельности учителя. На практике находят воплощение все компоненты педагогической деятельности: цели, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль.
Педагогическая практика рассматривается как пространство, в котором происходит интеграция знаний и видов деятельности различного характера в становлении новой позиции студента как субъекта самостоятельной педагогической деятельности. Однако следует отметить, что в большинстве научных работ, посвященных проблемам педагогической практики, доминирующее положение занимает вопрос о развитии когнитивных и деятельностных сторон личности обучающихся. В то же время практика способствует обогащению профессионально ориентированного опыта будущего учителя на основе эмоционально-чувственных переживаний и ценностно-смысловых установок.
В педпрактике важными составляющими являются: способность студентов к позитивным изменениям своей социально-профессиональной активности; разносторонняя ориентация будущих преподавателей на все сферы педдеятельности; формирование рефлексивной культуры, когда предметом размышлений становятся не только проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, но и вопросы воспитания обучающихся.
Ориентация на обновление содержания педагогической деятельности и форм работы, разнообразие методик и технологий работы, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, со спецификой социокультурной среды региона определяют процесс развития среды образовательных учреждений. Гуманистические параметры педагогической деятельности, стимулируют к творческому преодолению возникающих профессиональных проблем и ситуаций, вызывают стремление
го о к
* £ s
s О I
4 I го О s oß
к ^ о
Ф го m
5 л го ^ О С
^ S VO
К и О
s и
Q. Ш
ш о
I— о.
к самосовершенствованию и самоопределению педагога. Его ценностные ориентации находят выражение в мотивационно-ценностном отношении к собственной педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., Ростов-н/Д., 1999.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
4. Останина С. А. Педагогические компетенции студентов в условиях реализации высшего музыкального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 6. С. 56-62.
5. Останина С.А. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 1. С. 259-272.
6. Птицына Е.В., Федорова Е.Н. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2. С. 401-405.
П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева, О.С. Соболева
Оптимизация
профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов
В статье рассматривается вопрос о значимости профессионально ориентированного иноязычного текста в качестве одного из средств оптимизации профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовки студентов неязыковых вузов. Использование специально отобранных текстов позволяет снять трудности в профессионально ориентированной иноязычной речевой подготовке студентов за счет коррекции и совершенствования навыков употребления тезауруса специальных терминов.