4. Концепщя громадянського виховання особистосл в умовах розвитку украшсько! державносп // Освгга Украши. 2000. 9 серпня. С. 4-6.
5. Мала енциклопед1я етнодержавознавства / НАН Украши, 1нститут держави i права iM. В.М. Корець-кого. Ки!в: Довiра: Генеза, 1996. С. 63-67.
6. ФЫпчук Г.Г. Розвиток освгги в багатонацюнальних регюнах. Чернiвцi: Прут, 1996. С. 128.
Г.Ф. Гребенщиков, В.А. Щербаков
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется сменой общественно-государственной системы, радикальными изменениями в сознании студенческой молодежи, противоречиями и нестабильностью, которые потребовали переоценки значимости фундаментальных ценностей социально - педагогической деятельности. Меняются ценности молодых людей, их отношение к различным социальным процессам, происходящим в обществе. Исчезает взаимное доверие между людьми, падает авторитет родителей, учителей, правительства, принижается личное достоинство человека, забываются традиции, теряется уважение к жизни. Рушатся традиционные представления об истине, добре и красоте, моральные и этические нормы теряют значение для людей. Наблюдается конфронтация ценностей различных групп общества. Кризис ценностей ведет к дисгармонии всех сторон жизни. Необходимость преодоления ценностного кризиса, гармонизации ценностных отношений и приоритет личностного самоопределения свидетельствует о целесообразности выстраивания системы аксиологического воспитания. Центральная проблема такого воспитания - формирование ценностных ориентаций личности. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в педвузе, формирование системы ценностных ориентаций, которые особенно необходимы для успешной реализации будущей профессиональной деятельности социального педагога. Необходимость исследования профессионально-ценностных ориентаций студентов определяется, прежде всего, потребностями совершенствования профессионального образования, а в конкретном случае профессионального образования будущего социального педагога. С какой бы стороны не подходить к совершенствованию профессионального образования будущих социальных педагогов, под каким бы углом зрения ни рассматривать сущность и потенциал учебно-воспитательного процесса, всякий раз в центре внимания оказывается личность студента с ее ценностно-мотивационными особенностями и в первую очередь - ценностными ориентациями.
Именно ценностным ориентациям, определяющим цели, идеалы, убеждения и интересы человека, принадлежит ведущая роль в структуре личности будущего социального педагога. Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального педагога, является его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психологический аспекты. Социально - педагогическая деятельность призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психологические и моральные ресурсы недостаточны, возможности ограничены, а способности самостоятельно разрешать свои проблемы отсутствуют. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственном направлении, профессиональная социально-педагогическая деятельность ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - человеческое достоинство, толерантность, благополучие людей, социальная справедливость, социальная мобильность и гуманизм.
Первые попытки определения и анализа сущности ценностей, их классификации были сделаны еще в эпоху античности философами (Платон, Аристотель, Диоген).
Изучение ценностей и ценностных ориентаций, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или
иных ценностей и ценностных ориентаций относится к ряду важнейших направлений педагогики, социологии, социальной педагогики, психологии и философии.
Первыми социологами, затронувшими проблему ценностей, были М. Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения и разработки ценностно-нормативной системы. Однако только в начале нынешнего столетия американские ученые У. Томас и Ф. Знанецкий впервые провели эмпирическое исследование ценностных ориентаций, применив метод анализа документов [1]. В 1970-х гг. американский социолог М. Рокич разработал методику измерения ценностных ориентаций, впоследствии получившую широкое применение в исследованиях зарубежных и отечественных ученых [2, 3].
Проблема формирования ценностных ориентаций в современных условиях изучается в контексте аксиологического подхода, разработанного М.В. Богуславским, Е.В. Бондаревской, Л.П. Де-дерером, В.И. Додоновым, И.Ф. Исаевым, И.Б. Котовой, Е.Н. Шияновым и др. [4, 5].
В философской, социально-психологической, научно-педагогической литературе ценностные ориентации рассматриваются как система эталонов, ценностных представлений, стремлений, целей, интересов и других социальных реальностей, отражающих направленность сознания личности и деятельности человека на материальные и духовные ценности людей. Следует отметить, что ценностные ориентации являются системообразующим фактором структуры формирования личности, определяющим ее мотивационно-содержательную направленность.
Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около пятнадцати лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда. История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В своем труде «Основы социальной работы» П.Д. Павленок пишет, что «Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой» [6, 27].
Социальная работа и социальная педагогика, как терминология отражающая социальную защиту населения является сравнительно молодой. Так, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этими новыми специальностями [7, 8].
Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка. В современных условиях социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдана, как с теоретической, так и с и практической точек зрения - обе эти науки культурно и исторически взаимосвязаны между собой. При этом, «Социальный педагог - организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие с взрослым населением, нуждающемся в социально-педагогической помощи» [9, 5].
Социальная педагогика имеет свою предметную область воздействия, включающую «воспитательную силу общества и способы актуализации, путей интеграции возможностей с целью создания условий для развития человека» [10, 361].
Рис. 1. Направления социально-педагогической деятельности педагога
На рис. 1 показана социально-педагогическая деятельность педагога в новых социально-экономических условиях. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление. Профессия социального педагога связана с учащимися, и, прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный подход. Только знание (понимание) школьника поможет социальному педагогу принять правильное решение. Основным призванием социального педагога является педагогическая поддержка, содействие личности ученика в ее развитии, саморазвитии и самосовершенствовании.
Термин «социальная педагогика» введен известным немецким педагогом Адольфом Дис-тервегом в социально-педагогическую практику в XIX веке. Со временем термин подвергался значительным изменениям, и в наши дни, имеет более расширенное толкование. Так, в современной педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова (1999 г.) отмечается, что «социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией» [10, 361].
Приобщение будущих социальных педагогов к общечеловеческим ценностям предполагает выяснение сущности понятия «ценность». Понятие «ценность» введено в научный оборот известным философом И. Кантом при противоположении сферы нравственности - свободы и сферы природы - необходимости [11]. В известной работе "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без включения его в структуру должного.
В большом толковом словаре под ред. Дэвида Джерри и Джулиа Джерри раскрывается семантическая сущность и определение понятия «Ценности» - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, они задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека [12]. Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисто-рический характер. Они трактуются как порождаемые культурой, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); наделяя все элементы жизни человека аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Ценности позволяют выстраивать системы ценностных отношений в социумах [13, 14] .
Так, американский социолог М. Рокич выделяет следующие группы ценностей терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности, по его мнению, это убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей [2, 3].
Само понятие ценность М. Рокич определяет как устойчивое убеждение индивида в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования [3].
Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно - ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.
Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Система ценностей, как человека, так и общества включает в себя ценности различных типов (групп). В ней представлены и этические, и эстетические, и духовно-интеллектуальные, и материально-вещные ценности. В ней наличествуют ценности терминальные и инструментальные, истинные и ложные и т.д.
Рис. 2. Структура и виды ценностей
На рис. 2 показана структура и виды ценностей, которые можно объединить в следующие блоки: профессиональные, социальные, экономические, относительные и абсолютные. Анализ аксиологических теорий, существующих в западной и отечественной литературе, дает возможность выявить расхождения и общие тенденции в различных теориях ценностей, а также большое количество классификации ценностей по взаимодействию различных сфер общества, влияющих на формирование ценностных ориентаций личности. Анализ научной педагогической литературы показывает, что в систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. Все ценности социальной работы одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как субъект, объект, а также как цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Человек и общество, с учетом смысла и сущности социальной работы, могут быть признаны абсолютными ценностями, в то время как благо человека, его свобода, защищенность, справедливость, равенство, труд и коллективизм (солидарность) также объективно являются и должны быть признаны высшими инструментальными ценностями. И свобода, и защищенность, и справедливость, и равенство, и труд, и солидарность могут выступать в некоторых случаях как конечные (терминальные) ценности. Однако в сравнении с ценностями человека и общества они правомерно рассматриваются как инструментальные. Это обусловлено тем, что ни свобода, ни равенство, ни справедливость не имеют смысла вне человека и общества: они не существуют сами по себе. Разумеется, свобода достойна активной деятельности человека, как и прочие ценности этого ряда, но она ценна в основном в связи с необходимостью самореализации человека, а не сама по себе. Поэтому в данном контексте свобода и другие ценности выступают как инструментальные, хотя могут индивидуальным и массовым сознанием восприниматься как терминальные. В качестве инструментальных этических ценностей также должны выступать свойства и качества как специалиста, так и его клиента, моральные нормы и стандарты общества и профессии, индивидуальные моральные нормы специалиста и его клиента. Одновременно профессиональная социальная работа объективно должна признавать и ценность общества как важнейшей формы организации жизнедеятельности человека и естественной, незаменимой и неизменной среды его жизнеобита-ния. В качестве наиболее существенных инструментальных (операциональных) ценностей можно выделить, с одной стороны, социально и индивидуально позитивные нормы поведения, в первую очередь этические, а с другой - личностно-нравственные качества, способности людей (такие, как достоинство, честь, совесть, независимость, инициативность, атональность, авторитетность, гуманность, доброжелательность и др.). Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи, с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней: общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества и органично входящие в систему ценностей социальной работы; социетальные -признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе и входящие в систему ценностей социальной работы; профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности; индивидуальные ~ ценности специалистов, их клиентов, других личностей, участвующих в социальной работе.
Ценности высших уровней могут входить в системы ценностей прочих уровней. Среди общечеловеческих ценностей можно выделить такие: человек, его благополучие, права, жизнь, мир, свобода, равенство и т.п. На уровне общества, профессии, индивида эти ценности также могут признаваться, хотя быть иначе иерархизированными. Система профессионально значимых ценностей социальной работы помимо специфицированных вышеназванных ценностей включает в себя гуманистический смысл социальной работы, честь и достоинство личности, ее благополучие, пол и возраст, ресурсы общества, к которым личность может быть приобщена, профессионализм специалистов и др.
Индивидуальные системы ценностей могут быть различными, однако необходимо добиваться, чтобы иерархия высших ценностей специалистов в основном соответствовала иерархии этических ценностей социальной работы, поскольку именно специалист, реализуя в своей профес-
сиональной деятельности определенные ценности, ответствен и за процесс деятельности, и за его результат.
Актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценностей человека и общества. Очевидно, что, если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека. Такими ценностями, образующими иерархию, на вершине которой находится ценность человека и его жизни, чести и достоинства, благополучия, счастья и развития, могут быть признаны общество, свобода, защищенность, справедливость, груд, равенство, коллективизм и некоторые другие, являющиеся важнейшими этическими терминальными ценностями. Эти же ценности могут образовывать иерархию по признаку своей роли в реализации ценности общества.
На рис. 3. представлена система ценностей социального педагога профессиональной социальной работы, которая складывается под влиянием определенных составляющих, которые должны учитываться в профессиональной подготовке, а также на практике студентов. Важнейшими составляющими такой системы являются: система ценностей современного российского общества; система традиционных ценностей российского народа (в первую очередь ценности ориентированные на помощь и взаимопомощь); система общечеловеческих ценностей; система индивидуальных ценностей (ценности специалистов, формирующиеся под влиянием их профессионального и жизненного опыта); система ценностей профессиональной социальной работы (прежде всего сформированная с учетом ее гуманистического смысла).
Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:
Рис. 3. Система ценностей социального педагога
1. Аксиологические аспекты определяющие социально-педагогическую деятельность студентов являются основополагающими в профессиональном образовании будущих социальных педагогов. В качестве базисных ценностей в учебно-воспитательный процесс включаются: гуманизм; человек как высшая ценность; гуманность (человечность, человеколюбие); право человека на жизнь; достоинство личности; социальная справедливость; благополучие людей; альтруизм; милосердие; толерантность (терпимость); ответственность; коммуникативность; эмпатийность; деликатность; оптимизм.
2. Состояние ценностной сферы личности характеризуется преобладанием индивидуальных ценностей над социальными, что обусловливает необходимость разработки воспитательных программ, направленных на формирование личностных, социальных и профессиональных ценностных ориентаций, обеспечивающих успешное социальное взаимодействие и социальную ответственность студентов.
3. В качестве основных механизмов формирования ценностных ориентаций применяются специально организованное педагогическое воздействие среды и микросоциального окружения, личностно- профессиональная успешность преподавателей посредством которых внешние регуляторы переводятся во внутренний план на основе интериоризации и интеграции. Постоянная диагностика ценностных ориентаций студентов обеспечивает мотивированную постановку воспитательных задач, оценку достигнутого состояния ценностных ориентаций и определяют состав и характер педагогических действий.
4. Разработанные в опытно-экспериментальной работе модель и программа формирования ценностных ориентаций у студентов факультета социальной педагогики педагогического вуза обеспечивают студентам самостоятельный выбор нравственных ценностей, самооценке, определении личностных смыслов и тем самым способствуют удовлетворению потребностей современного социума в высоконравственных личностях, способных создавать моральные и материальные ценности.
5. Основными составляющими программы формирования ценностных ориентаций, обеспечивающими ее эффективность, являются:
а) установление при помощи социологических измерений исходного, промежуточных и итогового состояний личностных, социальных и профессиональных ценностных ориентаций студентов;
б) включение результатов анализа состояния ценностных ориентаций студентов в цепь рефлексивной субъектно-объектной связи, оценке и корректировке системы воспитательных мероприятий;
в) разработка, планирование и выполнение педагогических действий, направленных на понимание студентами жизненных и профессиональных ситуаций;
г) использование на учебных и внеаудиторных занятиях ситуационных и диагностических игр, требующих проявления ценностных отношений;
д) совместная аудиторная, внеаудиторная, научная и другие виды образовательной деятельности студентов и преподавателей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.
2. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М.: ВЛАДОС, 2002. Т. 1. 312 с.
3. Roceach M. The nature of Numan Values. N.Y.: Free Press, 1973.
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.
5. Социальная работа: теория и практика / отв. ред. проф. Е.И. Холостова, проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427 с.
6. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 395 с.
7. История социальной педагогики: Хрестоматия - учеб. / под ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. 543с.
8. Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сб. ст. и материалов / отв. ред. Л.В. Бадя. Ин-т педагогики соц. работы РАО. Ставроп. отделение ассоциации соц. работников и соц. педагогов. Ставроп. гос. ун-т и др. М.: Ставрополь: сервис-школа, 1998. 341 с.
9. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 208 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.
11. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Мысль, 1995. т. 4. 544 с.
12. Большой толковый социологический словарь: Т. 2: П-Я / сост. Джерри Дэвид, Джерри Джулия. М.: Вегс; АСТ, 2001. 527 с.
13. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.
14. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 311 с.
Т.Ф. Иванова
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ
В нынешних условиях все большее значение приобретает стратегия образования, устремленная в будущее, ориентированная на развитие личности. Основным критерием такого прогресса является характер разностороннего совершенствования человека.
Это означает, что педагогический вуз (как и любой другой) нельзя понимать исключительно утилитарно - как некое место, где студенты приобретают профессию под руководством преподавателей. Сегодня ориентация исключительно на профессиональную подготовку бесперспективна, поскольку мир стремительно меняется, и невозможно предвидеть, какова будет профессиональная структура общества на протяжении жизни даже одного поколения [1].
В ситуации свободного доступа к любым информационным каналам и формам образования меняется структура преподавательской профессии: от преподавателей требуется освоение ролей тьютера, академического консультанта, разработчика учебных материалов, размещаемых в сетевых ресурсах и т.п.
Основными формами обучения становится групповое и индивидуализированное обучение. Групповое обучение предполагает совместный познавательный поиск, выполнение групповых проектных работ, исследований, формирует у студентов дух коллективизма, команды, понимание большей продуктивности совместной деятельности в современных условиях обучения и труда. Индивидуализированное обучение позволяет создать условия для самореализации каждого студента, что стимулирует его к выдвижению жизненных целей (в первую очередь, в плане получения образования) и, в частности, целей профессионального становления и развития. При такой организации образовательного процесса у обучающихся формируется ответственность за собственное образование, за реализацию профессиональных и жизненных планов.
С 90-х годов прошлого века стали набирать силу гуманистические процессы в образовании России. Плеяда известных российских ученых (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, И.Б. Котова, Т.В. Машарова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) направляет свои усилия на создание концептуальных, теоретических и методических основ личностно ориентированного образования. В образовательное пространство России проникают и завоевывают популярность идеи гуманистической психологии и педагогики, разработчиками которых являются зарубежные ученые У. Глассер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир и др. В нашей стране постепенно растет количество педагогических коллективов учебных заведений, избирающих лично-стно ориентированную направленность в качестве главного приоритета в своей работе по обучению и воспитанию учащейся и студенческой молодежи.