УДК 378.04
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОШГУ
Ешиев Абдыракман Молдалиевич
член корреспондент НАН КР, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры хирургической стоматологии с курсом детского возраста медицинского факультета Ошского государственного университета shiev-abdyrkhman@rambler. ru
В статье описывается опыт работы хирургической кафедры стоматологии с курсом детского возраста медицинского факультета Ошского государственного университета, по формированию у студентов стоматологической специальности ценностных ориентаций, мотивации к обучению, направлений к профессиональной специализации и изучению инновационных методов лечения. Приобретенные ценностно-смысловые компетенции в дальнейшем, несомненно, станут залогом успешного, мотивированного обучения, с четким представлением студентом своей образовательной траектории. Рассматривается форма проведения студенческих научных кружков, направленная на развитие у студентов не только профессиональных знаний и умений, но и общечеловеческих ценностей необходимости для формирования врача- стоматолога. Проводимая педагогическая и воспитательная работа способствует формированию у студентов стоматологической специальности медицинского факультета ОшГУ, новых ценностно-смысловых направлений, расширяет профессиональный кругозор, эрудицию, позволяет определиться с выбором дальнейшей специализации в стоматологии.
Ключевые слова: стоматология, медицинское образование, ценностно-смысловые компетенции.
DEVELOPMENT OF VALUE AND MEANING COMPETENCES IN STUDENTS OF DENTAL SPECIALTIES OF OSHSU MEDICAL FACULTY
Eshiev Abdyrakhman Moldalievich
Corresponding member of the national academy of sciences of the Kyrgyz Republic, doctor of medical sciences, professor, professor of the department of surgical dentistry with a course of pediatrics, faculty of medicine, Osh state university shiev-abdyrkhman@rambler. ru
The article describes the experience of the surgical department of dentistry with the course of childhood of the medical faculty of Osh State University, in the formation of value orientations among students of the dental specialty, motivation for learning, directions to professional specialization and the study of innovative methods of treatment. The acquired value-semantic competencies in the future will undoubtedly become the key to successful, motivated learning, with a clear understanding of the student's educational trajectory. The form of conducting student scientific circles is considered, aimed at developing students not only professional knowledge and skills, but also universal values of the need for the formation of a dentist. The ongoing pedagogical and educational work contributes to the formation of new value-semantic directions among students of the dental specialty of the Osh state university medical faculty, expands their professional horizons, erudition, and allows them to decide on the choice of further specialization in dentistry.
Keywords: dentistry, medical education, value-semantic competences.
Введение. С приходом новых инновационных деятельностей в структуре высшего профессионального образования внедрены новые методы обучения. В новых условиях образовательных стандартах созданы подходящие доступы, способствующий систематизации и комплексной оценке результатов образования, которое расширяют возможности самообразования и
самоподготовки студентов. Благодаря этим нововведениям в сфере образования формируются профессиональные и персоналистические навыки, позволяющие в будущем специалисту самостоятельно выполнять изученные навыки и выполнять профессиональные задачи разного уровня сложности [4, 5].
Ценностно-смысловые компетенции -это компетенции, связанные с жизненными ориентирами студента, его способностью видеть свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студентов в ситуациях учебной и иной деятельности, обеспечивают профессиональную успешность будущего специалиста, готовность и стремление познавать и совершенствовать самого себя на протяжении всей жизни [1, 2, 3].
Цель работы мотивирование студентов к обучению, и формирование у студентов профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования. Нами проведена опрос студентов на кафедре хирургической стоматологии с курсом детского возраста медицинского факультета Ошского государственного университета, проходящей обучения студентов по специальности стоматологии. При опросе установлено, что обучение на первых и, во-вторых, курсах всегда связано со сложностями адаптационного периода, новыми форматами обучения, отличающиеся от школьной программы, большой учебной нагрузкой.
Большинство студентов младшего курса сопровождает неудовлетворительные успеваемости, которое связана с не полной мотивацией к получению знании, отсутствием плана дальнейшей образовательной траектории, выбором профессиональной специализации. Круг профессиональных компетенций у студентов младших курсов стоматологических специальности невелик, поэтому на кафедре особое внимание должно удалятся формирование у будущих стоматологов медиков именно ценностно-смысловых компетенций.
Результаты и обсуждения. В ценностно-смысловых компетенций личность преподавателя играет немало важную роль в формировании отношения студентов к изучаемой дисциплине, созданию мотивации к освоению предмета. Богатые навыки педагога создают ценность обмена в межличностных
отношениях между педагогом и студентом. Взаимопонимание студента с преподавателем зависит от тех положительных чувствах и ценностей. Одним из главных причин, служащих на выработку авторитета преподавателя, являются следующие: уважительное отношение к себе и к студентам, интеллектуальные, душевные, моральные, настойчивые и профессиональные качества преподавателя.
Нам известно, что чем выше авторитет преподавателя, тем сильнее он может влиять на формирование ценностно-смысловых компетенций у студентов, профессиональной деятельности в будущем. Из-за малоактивного, малоопытного или не очень компетентного преподавателя мы заметили у студентов снижение интереса учебного процесса в высшем учебном стоматологическом заведении в
формировании ценностно-смысловых
компетенции. В связи с тем, преподаватели высшего учебного заведования должны быть опытнее и активно заниматься клинической практикой, а также научной работой.
Огромное значение имеет внедрении в содержание занятий большего числа личностно и эмоционально значимой информации: жизненные примеры, юмор по тематике, клинические интересные случаи, научные статьи по теме, собственных или других научных исследований преподавателя. Для обогащения их личного запаса знания и вызывающие эмоциональные отклики а таже интерес к занятиям нами рекомендовано преподавать новыми формами и инновационными методами обучения.
Многолетний опыт работы кафедры хирургической стоматологии с курсом детского возраста со студентами стоматологической специальности показал огромную роль формировании мотивации к обучению, самообразованию,
профессиональной ориентации, участие в работе студенческих научных кружков, а также посещение стоматологической клиник и совместить теорию с практикой. Студентам младших курсов первоначально необходимо работать в фантомных курсах и последующим на муляжах, а студенты старших курсов должны участвовать в операциях, а также быть умелым ассистентом на операции.
Участие студентов в научно-исследовательской работе (кружок) позволяет расширить профессиональный кругозор, адаптироваться к навыкам публичных выступлений, умение вести дискуссию, обретать начальный опыт проведения научных исследований. Заседание научно-
исследовательского кружка начинается со студенческого доклада на актуальную тему, соответствующую области научных и профессиональных стоматологических
интересов. Дискуссия доклада приводит к процессу углубленной раскрытии темы, отрабатываются ораторские навыки
докладчика, рождает умение отвечать на вопросы, и аргументировать свою точку зрения.
Выводы: таким образом, проводимая педагогическая и воспитательная работа способствует формированию у студентов стоматологической специальности
медицинского факультета ОшГУ, новых ценностно-смысловых направлений,
расширяет профессиональный кругозор, эрудицию, позволяет определиться с выбором дальнейшей специализации в стоматологии. Приобретенные ценностно-смысловые
компетенции в дальнейшем, несомненно, станут залогом успешного, мотивированного обучения, с четким представлением студентом своей образовательной траектории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубнов Л.М. Формирование личностно-смысловой ориентации будущих специалистов технического профиля // Современные педагогические и информационные технологии в образовании и медицине: сборник научных статей.-Самара, 2015.-С.44-46.
2. Веремеева, И. Ф. Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №33-1. С. - 112-117
3. Раскачкина Е.В. Формирование ценности-смысловых компетенций будущих кадастровых инженеров с позиции компетентного подхода // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2011 .-№1 (17). -С.145-152.
4. Суворова Г.Н., Тулаева О.Н., Климова Н.В. Вариативная дисциплина, как способ адаптации студентов младших курсов к клиническим специальностям // Современные педагогические и информационные технологии в образовании и медицине: сборник научных статей.-Самара, 2015.-С.299-301.
5. Kokhan S., Vlasava S., Eshiev А., Musabayeva K., Anarbaeva G. Learning path of distance education in regional universities: challenges and opportunities //lecture notes in networks and systems, 2022.-Tome 247.- Р.341-355.