DOI: 10.24411/2077-7566-2018-100022 УДК: 378.014.15
НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ CТОMАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО мЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА,
посвященный ключевым моментам профориентации
Иощенко Е. С., Ожгихина Н. В., Брусницына Е. В., Закиров Т. В., Мартюшева И. А., Рылов Д. С.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия Аннотация
Предмет. Правильный и осознанный выбор специальности является одним из главных условий достижения успехов в профессиональной деятельности. Для этого необходимо адекватно оценить свои профессиональные склонности и реальные способности.
Цель — исследование основных мотивационных характеристик профориентации студентов стоматологического факультета Уральского государственного медицинского университета.
Методология. Для исследования был выбран метод нестандартизированного закрытого опроса. Опрошено 48 студентов (в возрасте от 18 до 20 лет) 2 курса (2015/2016 учебный год) стоматологического факультета УГМУ
Результаты. Студентам предложили написать эссе, в котором они отразили мотивы своего поступления на стоматологический факультет. Из 28 студентов 89,3% обосновали свой сознательный выбор, позитивно охарактеризовав свою учебу в вузе. Мы выбрали основные мотивационные характеристики, которые разделили на 5 основных позиций профориентации наших студентов: эстетическая направленность (33% ответов), самоуважение и значимость в обществе (25%), получение и видение быстрого результата (10%), научное направление, представление стоматологии как интенсивно развивающейся науки (22%), творческое направление, ремесло, сопоставление стоматологии с ювелирным искусством, «мелкая мануальная моторика» (10%).
Выводы. Студенты в своих эссе количественно и качественно отобразили основные позитивные мотивационные профориентированные характеристики своего поступления на стоматологический факультет, которые сконцентрировались в нескольких ключевых направлениях. Результаты проведенного исследования показали нам осознанность и целенаправленность профессионального выбора подавляющего большинства студентов и опровергли мнение о случайном выборе ими профессии стоматолога.
Ключевые слова: профориентация, нестандартизированный опрос, студенты
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Адрес для переписки:
Correspondence address:
Евгений Сергеевич Иощенко
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия [email protected]
620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3. Тел. +7 (912) 8749465
Образец цитирования:
Иощенко Е.С., Ожгихина Н.В., Брусницына Е.В., Закиров Т.В., Мартюшева ИА, Рылов Д.С. НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Проблемы стоматологии, 2018, т. 14, № 1, стр. 122-126 © ИощенкоЕ.С.. и др. 2018 DOI: 10.24411/2077-7566-2018-100022
Evgenij S. Ioshchenko
Cand. Sci. (Med.), associate professor, department of pediatric dentistry and orthodontics, Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia [email protected]
620028, Russia, Ekaterinburg, str. Repina, 3. + 7 (912) 2217851.
For citation:
Yoshchenko E.S., Ozhgihina N.V., Brusnitsyna E.V., Zakirov T. V, Martyusheva I.A., Rylov D.S.
A NON-STANDARD INTERVIEW OF STUDENTS OF THE DENTISTRY FACULTY OF URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY DEDICATED TO KEY MOMENTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION Actual problems in dentistry, 2018. Vol. 14, № 1, pp. 122-126 © Yoshchenko E.S. and oth. 2018 DOI: 10.24411/2077-7566-2018-100022
A NON-STANDARD INTERVIEW OF STUDENTS OF THE DENTISTRY FACULTY OF URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY DEDICATED TO KEY MOMENTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION
Yoshchenko Y. S., Ozhgihina N. V., Brusnitsyna E. V., Zakirov X V., Martyusheva I. A., Rylov D. S.
Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia
Abstract
Background. The right and informed choice of profession is one of the main conditions to achieve success in their professional activities. For this it is necessary to adequately assess your professional dispositions, and real ability.
Objectives. The study of the main reasons for career counseling of students of the dentistry faculty of USMU. Methods. The method of nonstandardized closed-ended survey was chosen for the study. 48 2nd year students (2015-2016 academic year) of the faculty of dentistry of the Ural state medical university of the Ministry of health of Russia were interviewed.
Results. Students are asked to write an essay in which they reflected the reasons for its admission to the dental faculty. Of the 28 students 89.3% justify their conscious choice. We chose the main theme, which is divided into 5 basic positions of professional orientation of our students: 1. Aesthetic orientation (33% of responses), 2. Self-esteem and importance to society (25%), 3: Preparation and vision quick results (10%), 4. Science direction representation dentistry as a rapidly developing science (22%), 5 creative direction, craft, dentistry comparison with the jeweler's art, "fine manual motor skills" (10%).
Conclusions. Students in a nonstandardized survey, by means of an essay, quantified and qualitatively displayed the main positive motivational professional-oriented characteristics of their admission to the dental faculty, which concentrated in several key areas. The results of the study showed us the awareness and focus of the professional choice of the vast majority of students and refuted the opinion about the random choice of the profession of dentist. Key words: motivation, non-standardized survey, students
Введение
Одной из проблем современного образования в России называют потерю института профориентации молодежи [1, 2]. С введением неоднозначно оцениваемого ЕГЭ в вузы могут попасть случайные люди, поступающие не по призванию, а по воле случая или соответствующего проходного балла с целью «лишь бы поступить» в высшее учебное заведение [4, 5]. Профориентация в современных условиях образования не всегда решает свою задачу — формирование у абитуриентов профессионального самоопределения, которое соответствует личностным качествам индивида. Главный недостаток профориентации последних лет — отсутствие индивидуального и дифференцированного подхода к личности, выбирающей профессию.
Правильный и осознанный выбор специальности является одним из главных условий достижения успехов в профессиональной деятельности. Для этого необходимо адекватно оценить свои профессиональные склонности и реальные способности [3, 6].
Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориенотологии как комплекс мер, направленный на принятие решений по приобретению профессии (специальности), а также на определение наилучшего пути профессионального образования для решения поставленной задачи [3, 9].
Получение удовольствия от выполнения своей работы находится в прямой зависимости от правильно выбранной профессиональной траектории [1, 7, 8].
Американский профессор психологии Джон Хол-ланд в 1963 г. выдвинул концепцию профессионального выбора, которая объединяет личностные особенности человека с предпочтением вида деятельности. Каждому индивиду свойственны определенные черты
характера и способности к какому-либо роду занятий, что, вероятнее всего, может определять специфику выбранной специальности [8, 10, 13].
Согласно данной доктрине, люди, у которых превалирует социальный тип определения своего профессионального пути, имеют наибольший успех во врачебном профиле. Именно эти люди обладают такими личностными характеристиками, как альтруизм, нравственность, умение работать в команде и добросовестность. Для данной категории лиц предпочтительная сфера деятельности — медицинская [10, 13].
Цель нашего исследования — изучение мотива-ционных характеристик поступления и дальнейшего обучения студентов на стоматологическом факультете УГМУ.
Материал и методы исследования
Для определения эффективности профориентации был проведен нестандартизированный закрытый опрос студентов 2 курса (2015/2016 учебный год) стоматологического факультета Уральского государственного медицинского университета. Именно начальные курсы вуза позволяют обучающимся понять, выбрали ли они интересующую их специальность или нет. Профориентация помогает определить, насколько благополучно у студента сложится траектория обучения в высшем учебном заведении, какими будут качество полученного образования и будущая профессиональная жизнь [10, 11].
Опрос является одним из самых распространенных методов исследования, широко практикуемым в современной науке [3]. Преимуществом выбранного нами нестандартизированного опроса, на наш взгляд,
редко используемого в системе высшего образования (в отличие от стандартизированного), является поисковое качественное исследование (качественный метод), то есть это поисковый, а не описательный метод, в отличие от стандартизированного опроса. Нестандар-тизированный опрос — это основа для исследования мотивации. Данный вид опроса наиболее близок к повседневной беседе, поэтому респонденты отвечают на вопросы максимально искренне и развернуто.
В рамках проведенного исследования студентам было предложено написать эссе на ряд тем, в частности на тему «Почему я счастлив/несчастлив быть студентом стоматологического факультета и почему я хочу быть стоматологом». Опрос в данном формате был выбран в силу того, что благодаря эссе студент может в свободной форме выразить свою точку зрения, а также передать свои впечатления и суждения. В исследовании приняли участие 48 человек из 85 в возрасте от 18 до 20 лет (средний возраст — 19 ± 1,3 года). Объем выборки составил 56,4% от общего числа студентов курса, следовательно, выборка репрезентативна, а выводы, полученные при анализе выборочной совокупности, можно распространить на всю генеральную совокупность — студентов всего курса данного года набора.
Данный опрос студенты проходили в домашних условиях, где они могли в спокойной обстановке максимально продуманно и точно ответить на предложенные им вопросы.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ эссе показал, что только 3 из 48 работ (6,25%) выражали в тексте разочарование, то есть данные студенты открыто говорили, что они поступали «не по велению сердца», а в силу разных индивидуальных причин, и оценили негативно выбранную профессию, тогда как 45 человек (93,75%) обосновали свой сознательный выбор, позитивно охарактеризовав свою учебу в вузе.
К наиболее ярким цитатам, характеризующим основные ключевые профориентационные позиции, можно отнести:
«... красивая улыбка — один из факторов оценки человека. Мне нравится, что я смогу в будущем подарить красивую улыбку, улучшить в той или иной степени качество жизни пациента»;
«.я хочу быть стоматологом, мне нравится видеть счастливые улыбки людей»;
«.я хотела бы делать людей счастливее и красивее, будучи стоматологом я могу это исполнить»;
«...я хочу делать людей счастливее, начиная просто с улыбки»;
«.когда пациент выходит счастливым и довольным, это и приносит врачу счастье, гордость»;
«.именно на «стомате» есть возможность проявить свои творческие способности, работать с мелкими
предметами (мелкая моторика, очень мне это нравится) и одновременно лечить людей. Думаю, что эти факторы в совокупности делают меня счастливым»;
«... стоматолог, наверно, чаще всех видит улыбку, в прямом смысле, людей, которым он помог»;
«...быть врачом — это прекрасно... приятно помогать людям и быть полезным обществу. Работа врача, стоит заметить, всегда уважаема и востребована — это тоже немаловажный факт в выборе профессии»;
«Я считаю, что врач — одна из самых важных и достойнейших профессий...»;
«.я нахожу стоматологию очень интересной наукой»;
«.это моя мечта со времен раннего детства. Теперь я знаю, что эта профессия одна из самых сложных, интересных и благородных. В ней медицина очень тесно переплетена с искусством, а знания о состоянии целого организма можно получить, лишь заглянув пациенту в полость рта»;
«.я всегда буду видеть результат своей работы»;
«Стоматология — это искусство. Ты вкладываешь не только все знания и умения, но также фантазию...».
Проанализировав полученные эссе, мы выбрали основные мотивационные характеристики, благодаря которым мы выделили 5 основных позиций/блоков профориентации наших студентов.
1. Эстетическая направленность (33%).
Эстетическое восприятие является важной особенностью человеческой натуры, благодаря ему происходит качественная оценка характеристик объектов окружающего мира, что способствует многостороннему развитию и становлению гармоничного внутреннего мира и творческих умений студентов.
Развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, искусстве и повседневной жизни проявляется у учащихся не только в пробуждении эстетических и творческих чувств, в способности реагировать на прекрасное, но и в желании участвовать в создании эстетически привлекательных форм и объектов, самим улучшать мир вокруг себя.
Эстетика, наряду с функциональностью, является важным направлением стоматологического лечения. Стоматолог, создавая красивую улыбку, воздействует на преображение человека в целом, вследствие чего изменяется его психоэмоциональное состояние. Пациент чувствует себя гораздо увереннее в обществе. Данный факт способствует наилучшей социализации.
2. Самоуважение и значимость в обществе (25%).
Самоуважение как одно из главных личностных
особенностей должно формироваться у студентов уже с начальных курсов. Данная характеристика не только способствует большим успехам и достижениям в учебной, научной и профессиональной деятельности, но и создает авторитет профессиональной деятельности стоматолога, придает ей «вес» в обществе, формируя
уважение и значимость его труда для общества. Чувство важности и востребованности собственного труда очень важно для получения удовлетворения от рабочего процесса, так как способствует повышению трудовой активности и ответственности за выполняемую работу, стимулирует к росту результатов и качества труда, не дает развиться профессиональному выгоранию и другим негативным психологическим моментам по отношению к своей трудовой деятельности.
3. Получение и видение быстрого результата («эффект сразу») (10%).
В данном пункте студенты объясняли свое видение «эффекта сразу» тем, что пациенты, обратившись на прием к стоматологу, например, с жалобами на разрушение коронковой части зуба, имеют возможность получить визуальный результат в виде восстановления утраченных твердых тканей зуба с помощью прямой или непрямой реставрации. Также, для примера, можно привести устранение дискоролорита зубов, который может возникнуть в ходе такой распространенной вредной привычки, как табакокурение или же при некариозных поражениях зубов (флюороз, тетра-циклиновые зубы). Пациент, получив относительно быстро качественную услугу, после которой он явно видит результаты работы стоматолога, которая может выражаться в исчезновении ощущений дискомфорта, боли, неприятных запахов и др., испытывает чувство благодарности, а врач — чувство гордости за свой профессионализм и способность улучшить качество жизни пациента, что еще раз доказывает важность и благородство любой врачебной деятельности. Но при этом стоматологи имеют счастливую возможность увидеть эффект от результатов своего труда (можно сказать, что налицо), причем труда не только интеллектуального, но и физического, быстрее, чем, например, через полгода медикаментозной терапии.
4. Научное направление, представление стоматологии как интенсивно развивающейся науки (22%).
Развитие науки и разработка различных инновационных технологий затрагивают многие отрасли промышленности, связи, медицины и проч. На этом фоне стоматология выглядит как одна из наиболее динамично развивающихся областей медицины. Каждый день появляются новые стоматологические материалы, медикаменты, инструментарий, благодаря которым появляются и совершенствуются новые технологии диагностики, лечения, протезирования. Специалисты в области стоматологии для освоения приемов работы с новыми материалами и оборудованием в процессе своей трудовой деятельности обязаны постоянно самостоятельно изучать новейшие разработки, проходить переобучение, идти в ногу со временем, применяя их на практике. Деятельность врачей становится более совершенной: появляются новые возможности, повышается качество стоматологической помощи при относительном облегчении самого труда. Все это положительно сказыва-
ется на престиже профессии стоматолога и ощущении сопричастности к деятельности ученых и инженеров медицинского профиля при апробации прикладных новинок и обучении новым технологиям.
5. Творческое направление, ремесло, сопоставление стоматологии с ювелирным искусством, мелкая мануальная моторика (10%).
Работа стоматолога заключается не только в неукоснительном соблюдении технологий и владении определенными манипуляциями, но и требует творческого подхода к решению любой проблемы полости рта. Так, например, эстетическую реставрацию зуба можно назвать искусством, требующим от врача максимального мастерства и старания. Стоматолог во время работы, подобно скульптору, прикладывает к своему творению все усилия и использует все способности, чтобы каждый зуб соответствовал природной форме и сохранил внешний вид, неотличимый от нелеченого.
Выводы
Таким образом, студенты в нестандартизированном опросе (с помощью эссе) количественно и качественно отобразили основные позитивные мотивационные профориентированные характеристики своего поступления на стоматологический факультет, которые сконцентрировались в нескольких ключевых направлениях. Результаты проведенного исследования показали нам осознанность и целенаправленность профессионального выбора подавляющего большинства студентов и опровергли мнение о случайном выборе ими профессии стоматолога («...мой выбор обоснован», «... мой выбор правильный»). Возможно, это объясняется еще и тем, что медицинский вуз и стоматологическое образование несут в себе определенную уникальность. Данная специальность крайне широко востребована во всем мире, труд врачей-стоматологов объемен, многогранен, сочетает в себе теоретическую и практическую части, всегда требует получения новых знаний в связи с тем, что медицина — прикладная отрасль, а наука и практика не стоят на месте и развиваются с каждым днем, а также определяют специфический запрос особых социальных групп населения.
Профессия врача предполагает гуманизм, толерантность и большой объем знаний. Чтобы стать врачом, нужно много учиться. Профессия врача — не просто профессия, это миссия. Люди доверяют врачу самое дорогое — здоровье.
Проведенное исследование также показывает определенный культурный срез нашего общества. Мы удовлетворены его результатами и планируем провести контрольное сравнительное исследование в тех же студенческих коллективах на 5 курсе, чтобы проанализировать соответствие ожиданий студентов, получивших новые знания о своей специальности, впечатлениям от более основательного погружения в практическую стоматологию.
Литература
1. Белов, В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В. И. Белов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2006. - № 14.
2. Болдина, М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А. Болдина, Е. В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12. - С. 431^39.
3. Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе / В. В. Зашихина, Т. А. Голдобина, С. Л. Совершаева, Е. Г. Бонда-ренко, А. К. Шерстенникова, Г. Н. Кострова // Экология человека. - 2012. - № 3. - С. 49-55.
4. Самооценка образовательной компетентности студентов стоматологического факультета ВГМУ / С. А. Кабанова, Я. А. Кульбашна, А. А. Кабанова, В. А. Борисенок // Вестник ВГМУ - 2014. - № 1. - С. 110-114.
5. Кузьмина, Е. Профориентация: эффективность и качество / Е. Кузьмина // Высшее образование в России. - 2002. - № 3. - С. 24—31.
6. Кульбашна, Я. А. Формирование профессиональной компетентности будущих стоматологов / Я. А. Кульбашна // Вестник ВГМУ. - 2014. - № 1. - С. 115—120.
7. Усачева, Н. А. Мотивационные установки и представления о себе у студентов-стоматологов / Н. А. Усачева // Вестник СПбГУ Серия 12. Социология. - 2008. - № 1. -С. 322-326.
8. Пальцев, М.А. Высшая школа и реформы / М.А. Пальцев // Врач. - 2001. - № 3. - С. 44 45.
9. Потапова, Ю. В. Типы познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза / Ю. В. Потапова, Б. В. Кузьмин, В. А. Сухов // ОмГУ - 2015. - № 1. - С. 34—38.
10. Радугин, А. А. Социология / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - Москва: Центр, 2001. - 137 с.
11. Троицкая, Ю. И. Формирование ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовке студентов стоматологов / Ю. И. Троицкая, С. П. Деревянченко // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - № 4. - С. 330-332.
12. Эфендиев, А. Г. Социальные аспекты ЕГЭ: ожидания, реальность, институциональные последствия / А.Г. Эфендиев, К. В. Решетникова // Вопросы образования. -2004. - № 2. - С. 12-35.
13. Яркова, Г. А. О проблемах комплексного подхода к профессиональному ориентированию учащихся / Г. А. Яркова, Л. П. Шебанова // Проблемы профориентационной деятельности и самоопределения учащихся в условиях региона: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (Тобольск, 22-23 ноября 2012 г) / под общей редакцией Г. А. Ярковой и Л. П. Шебановой. - Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. - С. 147-150.
References
1. Belov V. I. [Professional education in the modem educational concepts]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena = Proceedings of the Russian state pedagogical university, 2006, no. 14. (In Russ.)
2. Boldina M.A., Deeva E. V. [The Concept and essence of career guidance work in an educational institution]. Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy = Socioeconomic phenomena and processes, 2012, no. 12, pp. 431^-39. (In Russ.)
3. Zashikhina V., Shashikhina V. V., Goldobina T.A., Sovershaeva S. L., Bondarenko E. G., Sherstennikova A. K., Kostrova G. N. [Professional preferences among students at the initial stage of training in medical school]. Ekologiya cheloveka = Human ecology, 2012, no. 3, pp. 49-55. (In Russ.)
4. Kabanova S.A., Kulbashne J.A., Kabanova A.A., Borisenok V. A. [Self-educational competence of students of stomatological faculty of VSMU]. Vestnik VGMU = Vestnik of Vitebsk state medical university, 2014, no. 1, pp. 110-114. (In Russ.)
5. Kuzmina E. [Career guidance: effectiveness and quality]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher education in Russia, 2002, no. 3, pp. 24-31. (In Russ.)
6. Kulbashne J.A. [Formation of professional competence of future stomatologists]. Vestnik VGMU = Vestnik of Vitebsk state medical university, 2014, no. 1, pp. 115-120. (In Russ.)
7. Usachev N. [Motivational attitudes and beliefs of dental students]. Vestnik SPbGU. Seriya 12. Sotsiologiya = Vestnik St. Petersburg University. Series 12. Sociology, 2008, no. 1, pp. 322-326. (In Russ.)
8. Paltsev M.A. [Graduate school of reform]. Vrach = The doctor, 2001, no. 3, pp. 44^5. (In Russ.)
9. Potapova Yu.V, Kuzmin VB., Sukhov VA. [Types of cognitive independence of students of medical University]. OmGU = OmSU, 2015, no. 1, pp. 34-38. (In Russ.)
10. Radugin A.A., Radugin K.A. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, The Centre, 2001, 137 p.
11. Troitskaya Y. I., Derevyanchenko S. P. [Value orientations in the process of professional training of students of dentists]. Zdorov'ye i obrazovaniye v XXI veke = Health and education in XXI century, 2012, no. 4, pp. 330-332. (In Russ.)
12. Efendiev A. G., Reshetnikova K. V. [Social aspects of the exam: expectations, reality, institutional consequences]. Voprosy obrazovaniya = Education issues, 2004, no. 2, pp. 12-35. (In Russ.)
13. Yarkova G.A., Shebanova L. P. O problemakh kompleksnogo podkhoda k professional'nomu masterstvu uchashchikhsya [On the problems of an integrated approach to professional orientation of students] Problemy proforiyentatsionnoy deyatel'nosti i samoopredeleniya uchashchikhsya v usloviyakh regiona: opyt, problemy, perspektivy: materialy regional'noy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of career guidance and self-determination of students in the region: experience, problems, prospects: materials of the regional intramural scientific-practical conference (Tobolsk, November 22-23, 2012)]. Tobolsk, 2012, pp. 147-150.
Авторы:
Authors:
Евгений Сергеевич Иощенко
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского
возраста и ортодонтии, Уральский государственный
медицинский университет, Екатеринбург, Россия
Наталья Владленовна Ожгихина
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского
возраста и ортодонтии, Уральский государственный
медицинский университет, Екатеринбург, Россия
Елена Викторовна Брусницына
к. м. н., ассистент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия [email protected]
Тарас Валерьевич Закиров
к. м. н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия [email protected] Ирина Александровна Мартюшева
студентка V курса стоматологического факультета, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия [email protected] Дмитрий Сергеевич Рылов
студент V курса стоматологического факультета, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия [email protected]
Evgenij S. Ioshchenko
Cand. Sci. (Med.), associate professor, department of pediatric dentistry and orthodontics, Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia [email protected] Natalja V. Ozhgihina
Cand. Sci. (Med.) associate professor, department of pediatric dentistry and orthodontics, Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia [email protected] Taras V. Zakirov
Cand. Sci. (Med.) associate professor, department of pediatric dentistry and orthodontics, Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia [email protected]
Elena V. Brusnitsyna , Cand. Sci. (Med.)assistant,
department oof pediatric dentistry and orthodontics, Ural
state medical university, Ekaterinburg, Russia
Irina A. Martyusheva
5th year student of the dental faculty, Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia, [email protected] Dmitriy S. Rylov
5th year student of the dental faculty, Ural state medical university, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
Поступила Принята к печати
28.01.2018 Received 16.02.2018 Accepted