экономические Тишков Денис Сергеевич
науки ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...
УДК 330:657.01.330
DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0086
ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
© 2020
SPIN: 2994-5352 AuthorlD: 668016 ORCID: 0000-0003-3638-4483 ScopusID: 57193751396
Тишков Денис Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой
«Терапевтическая «Стоматология» Курский государственный медицинский университет, (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail:[email protected]) Аннотация. В настоящее время нарастает спрос получение внебюджетного образования по специальности «Стоматология». Данная специализация является высокоспециализированной в медицинской сфере. Цель настоящего исследования - экономический анализ высокоспециализированного пятилетнего курса обучения по специальности «Стоматология». В ходе исследования нами была использована целевая выборка социологического опроса выпускников стоматологического факультета. В качестве концептуализированной основы был использован бухгалтерский подход в анализе выгод и затрат на обучение. В качестве основной категории опрошенных были врачи стоматологи общей практики. Статистическая обработка данных включала определение t критерия Стьюдента и f критерия Фишера. В результате проведенного социологического опроса 70% молодых специалистов были довольны работой в государственной поликлинике и их средний доход был выше прожиточного минимума, 30% опрошенных работают исключительно в частных кабинетах и считают, что их затраты на обучение наполовину окупились в течение года работы. Преимущества работы в частной сфере включали увеличение доходов и улучшение навыков практической подготовки врачей стоматологов, новейшие методики и технологии в профессиональной сфере. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что экономическая ценность при обучении по специальности «Стоматология» является экономически соизмеримой и высокоспециализированной в медицинской сфере с точки зрения доходов и расходов, потраченных на весь период обучения.
Ключевые слова: экономика, менеджмент, доходы, расходы, медицинская сфера, «Стоматология», статистика, целевая выборка, бухгалтерский подход, ценности, обучение.
MEASUREMENT OF ECONOMIC VALUE IN TRAINING IN THE SPECIALTY «DENTISTRY»
© 2020
Tishkov Denis Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor, head of the Department of «Therapeutic dentistry» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: [email protected])
Abstract. Currently, there is an increasing demand for extra-budgetary education in the specialty of dentistry. This specialization is highly specialized in the medical field. The purpose of this study is an economic analysis of a highly specialized five - year course of study in the specialty "dentistry". In the course of the study, we used a target sample of a sociological survey of graduates of the faculty of dentistry. As a conceptualized basis, an accounting approach was used to analyze the benefits and costs of training. General practitioners were the main category of respondents. Statistical data processing included the determination of the student's t test and the Fisher's f test. As a result of the conducted sociological survey, 70% of young specialists were satisfied with their work in the state polyclinic and their average income was higher than the subsistence minimum, 30% of the respondents work exclusively in private offices and believe that their training costs were half recouped during the year of work. The advantages of working in the private sector included increasing income and improving the skills of practical training of dentists, the latest techniques and technologies in the professional sphere. The data obtained in the course of the study indicate that the economic value of training in the specialty "dentistry" is economically comparable and highly specialized in the medical field in terms of income and expenses spent on the entire period of training.
Keywords: economy, management, income, expenses, medical sphere, dentistry, statistics, target sample, accounting approach, values, training.
ВВЕДЕНИЕ.
Образовательные программы, которые приводят к определенным компетенциям и лицензированию, оказались полезными не только для участников, но и для остальной части общества [1-3].
Стоматологическое образование важно, так как оно связано с общественной безопасностью, компетенцией практикующего врача и общей доступностью стоматологических услуг. Стоматологическая ассоциация России (СТАР) признает, что обучение стоматологов в большем количестве может значительно улучшить здоровье полости рта среди людей за счет снижения количества нелеченых заболеваний. Тем не менее, было признано, что навыков общей практики недостаточно для удовлетворения потребностей все более разнообразного и трудного населения. Наличие специализированных клинических знаний или технических навыков часто считается более ценным для экономики здравоохранения, чем общая медицинская экспертиза [4-7].
Исследования показывают, что качественные специализированные методы лечения, выполняемые в общей
стоматологической практике, уступают идеальным, а в некоторых случаях - на 35%. Во многих отношениях такая характеристика общей практики является отражением неоптимального качества медицинской помощи, оказываемой врачами общей практики. В результате со снижением качества лечения отмечается значительное увеличение числа медицинских ошибок и осложнений, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости лечения, заявленной против врачей стоматологов общей практики (СТАР). Кроме того, некоторые перекрестные исследования различных групп населения в разных странах показали высокий уровень менее качественной работы 50% и высокий уровень рентгенологического подтверждения некачественной регистрации корневых каналов до 86% в целом. Кроме того, другие исследования показывают, что стандарты сложных методов лечения, выполняемых в общей стоматологической клинике, являются дефектными [8-12].
В то время как мнение о том, что общая медицинская помощь имеет меньшее значение для экономики здравоохранения, оспаривается, дальнейшее обучение часто
Tishkov Denis Sergeevich MEASUREMENT OF ECONOMIC .
economic sceinces
предпочитается и поощряется в обществе. Программы ординатуры в стоматологии готовят студентов как практиков, передавая знания и практический опыт сверх общей практики. Этот опыт ставит стоматологов перед практическими задачами в их профессии. СТАР рассматривает стоматологическое обучение не только как стоматологическое образование, но и как общественное здравоохранение, учитывая, что оно предотвращает и контролирует стоматологические заболевания и способствует здоровью зубов посредством организованных усилий сообщества [13-18].
В литературе имеются данные о важности дополнительной подготовки специалистов-стоматологов в сообществе, включая положительный коэффициент экономической отдачи от специализированной стоматологической подготовки, частная практика увеличила чистый доход и увеличение доходов сверх общей практики. Кроме того, исследования, оценивающие результаты специализированного стоматологического лечения, проводимого в контролируемых клинических условиях (например, в стоматологическом институте), показали высокий уровень успешности до 95%. Клинические процедуры, выполняемые стоматологами с более высокой подготовкой, обеспечивают преимущества качественного лечения и удовлетворенности пациентов по сравнению с врачами общей практики. Кроме того, стоматологи с более высокими навыками и подготовкой, такие как имплантация и эстетическое компьютерное протезирование выполняют сложные процедуры, которые являются экономически эффективными. В то же время исследования показывают, что пациенты, которые проходят сложные стоматологические процедуры, выполняемые квалифицированными специалистами-практиками, получают преимущества с точки зрения функционального, эстетического и пищевого состояния с большей степенью удовлетворенности пациентов. Наконец, исследования показывают, что в клинических испытаниях рассматривается специализированная подготовка для улучшения качества лечения, ухода за пациентами и лучшего использования ресурсов, а также снижения частоты осложнений при повторном лечении [19-20].
Нет сомнений в том, что более высокая и дополнительная стоматологическая подготовка полезна для общества, о чем свидетельствует вышеприведенная литература. Однако есть доказательства ограниченного использования экономической оценки программ здравоохранения и медицинских вмешательств в системе СТАР. Эта проблема более выражена в государственных учреждениях здравоохранения и системах здравоохранения в развивающихся странах [21].
МЕТОДОЛОГИЯ.
В настоящее время нарастает спрос по лучение внебюджетного образования по специальности «Стоматология». Данная специализация является высокоспециализированной в медицинской сфере. Цель настоящего исследования - экономический анализ высокоспециализированного пятилетнего курса обучения по специальности «Стоматология». В ходе исследования нами была использована целевая выборка социологического опроса выпускников стоматологического факультета. В качестве концептуализированной основы был использован бухгалтерский подход в анализе выгод и затрат на обучение. В качестве основной категории опрошенных были врачи общей практики. Статистическая обработка данных включала определение t критерия Стьюдента и f критерия Фишера. Исследование представляет собой перекрестный анализ, в котором рассматривается вопрос о том, является ли специальное обучение в стоматологической резидентуре выгодным для молодых специалистов. Таким образом, исследование стремилось оценить чистую выгоду и / или соотношение выгод и затрат, меру, чтобы измерить ее отдачу от инвестиций, вложенных в обучение. Первая часть анкеты содержала информацию, такую как возраст, про-
должительность обучения в университете до начала профессиональной деятельности, год лицензирования, специальность по которой они работали, а так же заработная плата зарплата до и после выпуска. Изучены навыки, приобретенные в рамках программы, прямые и косвенные расходы, понесенные в результате участия в программе. Во второй части анкеты отражены характеристики программных центров, включая количество пациентов. Кроме того, информация, касающаяся знаний и опыта консультантов, была получена на базе, на которой они работают. Эта информация помогла в определении стоимости определенных затрат и выгод, связанных с программой и стоматологией общей практики. Мы получили текущие и хронологические данные, относящиеся к заработкам, платежам, связанным с профессиональной практикой, государственным и страховым агентствам, поскольку нынешние участники исследования сами являлись врачами общей практики в качестве предварительного условия для поступления в программу ординатуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате проведенного социологического опроса 70% молодых специалистов были довольны работой в государственной поликлинике и их средний доход был выше прожиточного минимума, 30% опрошенных работают исключительно в частных кабинетах и считают, что их затраты на обучение наполовину окупились в течение года работы. Преимущества работы в частной сфере включали увеличение доходов и улучшение навыков практической подготовки врачей стоматологов, новейшие методики и технологии в профессиональной сфере. Респондентам было предложено определить навыки, которые они приобрели во время обучения по месту жительства, из контрольного списка из 10 вариантов. Навыки включали в себя улучшенные навыки диагностики, навыки лечения, навыки неотложной терапии, навыки лечения корневых каналов, навыки фиксированного протезирования, навыки эстетического лечения, навыки зубного имплантата, навыки стоматологической практики, основанные на фактических данных, навыки этической стоматологии, навыки методологии исследования и навыки оценки. В результате, около 68% ответивших специалистов получили все 10 навыков. Почти 32% специалистов сообщили, что им не хватает одного или двух навыков. Ожидается, что применение приобретенных навыков принесет пользу не только участникам, но и остальному обществу.
ВЫВОДЫ.
Наш анализ вносит уникальный вклад в оценки и исследования, отражающие экономическую ценность обучения по программе «Стоматология». Результаты убедительно свидетельствуют о том, что постоянное программирование учебных курсов для ординаторов может быть выгодным для студентов в краткосрочной перспективе и, возможно, для всего общества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Полученные данные в ходе исследования указывают на то, что экономическая ценность при обучении по специальности «Стоматология» является экономически соизмеримой и высокоспециализированной в медицинской сфере с точки зрения доходов и расходов, потраченных на весь период обучения. Ожидается, что наши выводы окажут влияние на реализацию политики, особенно в плане информирования и нацеливания на обучение посредством улучшения координации, в то же время, акцентируя внимание на различных важных прямых и косвенных социальных выгодах, чтобы оправдать продолжение программирования программ ординатуры по программе «Стоматология» для здравоохранения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного ин-тегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272._
362
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 3(32)
экономические науки
Тишков Денис Сергеевич ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...
2. K. Marsh. Estimating cost-effectiveness in public health: A summary of modelling and valuation methods // Health Econ Rev, 2 (1) (2012), p. 17
3. J.L. Stanley. Assessing evidence-based practice knowledge, attitudes, access and confidence among dental hygiene educators // Journal of Dental Hygiene, 89 (5) (2015), pp. 321-329
4. Гутнер, Я. И. Практикум по терапевтической стоматологии / Я.И. Гутнер. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2018. - 284 c.
5. Сирунянц В.С., Сирунянц И.В., Боднева С.Л. Экономические и организационные аспекты целесообразности создания центра материально-технического обеспечения стоматологии краснодарского края //Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 5-6. С. 140143.
6. АлтынбековК.Д., АнтоноваЛ.П., НысановаБ.Ж., Алтынбекова А.К., Кусаинов К.Т. Возможности применения комбинации цифровых и традиционных технологий в ортопедической стоматологии // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2018. № 1. С. 557-559.
7. Матягина Т.В., Хисамутдинова Н.Р., Тимбакова Д.И. Экономические аспекты внедрения инновационных технологий в стоматологии //В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017. С. 127129.
8. Баева А.А., Курицына И.Ю. Проблемные аспекты социально-экономических условий и факторов в отечественной стоматологии // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2018. № 2 (26). С. 20-23.
9. Уманская Н.Г. Социально-экономические, клинические и психологические аспекты эстетического лечения в терапевтической стоматологии // Московский государственный медико-стоматологический университет. Москва, 2005
10. Вартанов Т.О., Кицул И.С., Арутюнов С.Д. Организационно-экономические аспекты внедрения и развития технологий цельноке-рамических конструкций в практике ортопедической стоматологии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 113. № 6. С. 44-45.
11. Алешанова Л.В., Лукацкий М.А., Алешанов К.А. Особенности формирования высшего стоматологического (зубоврачебного) образования в России (исторический аспект) // Медицинский алфавит. 2011. Т. 3. № 12. С. 51-54.
12. Чурюканов М.В. Обозрение публикаций в европейском журнале боли (european journal of pain) за 2006//Боль. 2006. № 4 (13). С. 48-49.
13. Жумабеков А.И. Обеспеченность врачами-ортодонтами стоматологической службы // Журнал научных статей. Здоровье и образование вXXIвеке. 2016. Т. 18. № 5. С. 68-74. 0
14. Ступин М.Г. Спбинстом - ваш гид к вершинам мастерства в стоматологии! //Институт стоматологии. 2017. № 1 (42). С. 6-9.
15. Лильеберг Р.Э. Психологические проблемы общей и функциональной реабилитации стоматологических пациентов, перенесших восстановительное лечение // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 381-384.
16. СперанскаяЛ.Н. Экономические взгляды Петти У.//Всемирная история экономической мысли: В 6 томах /Гл. ред. Черковец В.Н. М.: Мысль, 2017. - Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. С. 428-434. - 606 с.
17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2017. (Серия: Антология экономической мысли). - 960 с.
18.Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Директ-медиа, 2012, - 2127 с.
19. Бердышева Е.С. Ценообразование в медицине как процесс социальной координации (экономико-социологический анализ на примере коммерческой стоматологии Москвы) //Мир России: Социология, этнология. 2010. Т.19 № 3. С. 132-158
20. Костромина Е.А., Шамалова Е.В. Формирование механизма конкурентоспособности организации на рынке стоматологических услуг //Вестник Московского университете им. С.Ю.Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017.№ 1(20). - С. 89-95
21. Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Синьговская Н.С. Роль воспитательной работы со студентами стоматологического факультета на современном образовательном этапе модернизации высшей школы // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 289
Статья поступила в редакцию 10.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020