УДК 372
Исаев Е.А.,
кандидат педагогических наук, доцент, ВУНЦ ВВС ВВА (г. Воронеж) [email protected]
Синева А. А.,
кандидат педагогических наук, профессор, ВУНЦ ВВС ВВА (г. Воронеж) [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
В статье отражается проблема формирования ценностей личности курсанта в процессе обучения иностранному языку. Предлагается выделить образовательные, нормативные, стимулирующие ценности, ценности контроля, ценности, формируемые с помощью педагогических условий.
Ключевые слова:
курсант, ценность, иностранный язык, образовательная среда, педагогические условия.
Среди многообразных задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности, особое место занимает проблема ценностного обогащения личности курсанта военного вуза, затрагивающая вектор социального поведения, личную позицию и спектр возможных действий каждого отдельного человека.
Анализ научной литературы свидетельствует, что изучением ценностей занимались еще в античности (Сократ, Платон, Аристотель). Современные исследования связаны с изучением роли нравственных ценностей в различных аспектах воспитания военнослужащих (И.А. Алехин, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, В.Н. Воронов, М.Н. Губачев, В.Н. Гуляев, Т.С. Сливин, В.А. Собин, С.В. Чирков, Д.В. Шутько и др.). Однако, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что представленные научные исследования в недостаточной степени специфику формирования ценностей личности курсанта; не учитывается в полной мере потенциал образовательной иноязычной среды.
Согласно исследованиям А.В. Кирьяковой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, образовательная среда
включает в себя три основополагающих и взаимосвязанных компонента, способных формировать
ценностную сферу личности: когнитивный компонент (отражает совокупность знаний, умений и навыков
профессиональной деятельности); эмоциональный компонент (содержит оценочную характеристику
будущей профессии и во многом проявляется в воспитательном аспекте образовательной среды вуза);
деятельностно-практический компонент (способствует «погруженности» в профессиональную
деятельность, что позволяет оценивать ее результативность и корректировать негативные проявления) [2,
с. 67-70]. Взяв за основу данное методологическое суждение, полагаем, что образовательная иноязычная
среда в военном вузе создает свою микрокультуру и микроклимат, повышающие уровень ценностного
обогащения личности курсанта. В связи с этим на занятиях по иностранному языку у курсантов
формируются следующие группы ценностей: образовательные (определенный уровень коммуникативных
компетенций, необходимых для продуктивной реализации профессиональной деятельности); нормативные
(связаны с обязательствами соблюдениями законов и иных нормативно-правовых актов); стимулирующие
ценности (профессионализм личности, который можно увидеть в потребности в достижении, анализе пути
к профессиональному мастерству с учетом личностных особенностей); ценности контроля (ценности
контроля обусловлены возникновением в условиях осуществления профессиональной деятельности
курсантов ситуаций, связанных с риском, требующих незамедлительных решений, вероятностный исход
которых зачастую носит неопределенный характер); ценности результата (военный должен четко
прогнозировать результаты своей деятельности, особенности взаимодействия с различными категориями
~ 158 ~
граждан) [1].
Для эффективного формирования ценностей личности курсанта на занятиях по иностранному языку необходимо реализовать следующие психолого-педагогических условия:
- реализация принципа аксиологичности процесса обучения иностранному языку путем предъявления ценностей учащимся через содержание обучения;
-внедрение личностно-ориентированного подхода к образованию;
- опора на принцип активности личности, обусловливающий применение ролевых игр, драматизации, диспутов, метода проектов, методов воздействия на экзистенциальную сферу личности;
- опора на психологический механизм развития ценностей, что предполагает выделение этапов формирования системы ценностных ориентаций личности (информационно-поискового, оценочно-регулятивного и деятельностно-поведенческого).
Итак, ценность, понимаемая как один из признаков дидактической системы, выступает внутренним аналитико-синтетическим оценивающим отношением курсанта к своей будущей профессии. Вырабатываются следующие группы ценностей: образовательные, нормативные, стимулирующие ценности, а также ценности контроля и результата. Для их формирования следует соблюдать выше описанные условия.
Список использованной литературы:
1. Привалов Н.И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов / автореферат дис. ... к.п.н., М., 2017. 24 с.
2. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
© Исаев Е.А., Синева А. А., 2018
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Абдулгафарова Г. Х. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ВЕКТОРНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ
Аннотация
Обоснована необходимость систематического и регулярного приложения математического аппарата векторного исчисления при учебном моделировании механической действительности студентами высшей школы.
Ключевые слова
Моделирование механической действительности, приемы векторного анализа.
Во второй половине двадцатого века стала нормой высокая степень математического сопровождения