УДК 355:37
ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.В. Ларина
В статье рассматриваются функции дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов для повышения качества военного образования. Показана взаимосвязь представленных функций и обоснована необходимость дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов для повышения качества военного образования
Ключевые слова: дидактическое сопровождение, самостоятельная учебная деятельность, качество образования
В настоящее время проблема качества образования является достаточно актуальной и насущной. Анализ литературных источников и изучение практической деятельности высших военно-учебных заведений дает основание условно разделить все предпринимаемые меры по повышению качества образования на: управленческие (регулирующие, организационные) и дидактические (преподавание и изучение).
Анализ деятельности отдельных кафедр военных вузов показал, что более 80% предпринимаемых мер являются меры, которые носят регулирующий характер. Они включают в себя разработку содержания учебных программ, составления тематических планов и внесение изменений в соответствии с существующими стандартами образования, переоснащении учебных кабинетов, выдаче указаний по освоению и внедрению в практику новых форм и методов обучения, рекомендаций, инструкций по определению аудиторной нагрузки и самостоятельной работы курсантов, проведению текущего и итогового контроля знаний, других учебных и воспитательных мероприятий.
В этих целях проводятся совещания, учебно-методические сборы, научно-методические конференции и семинары. В определенной степени данная проводимая работа способствует ориентировке профессорско-преподавательского состава в стандартах качества образования, в современных проблемах высшей школы, направляя усилия на решение конкретных задач образовательного процесса военного вуза. Вместе с тем, проводимая как бы «сверху» и откликающаяся директивными указаниями на новые тенденции в педагогической теории и практике, она достаточно жестко регламентирует условия для дальнейшего совершенствования процесса подготовки военных специалистов.
Организационные воздействия на повышение качества образования осуществляются в процессе и по результатам образовательной деятельности. Суть таких мер заключается в том, чтобы внести определенные изменения в содержание, методику и организацию учебно-воспитательного процесса, в проведение учебных занятий с курсантами, устранить обнаруженные сбои в педагогической деятельности отдельных преподавателей, их поведении и общении.
Ларина Татьяна Владимировна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]
С этой целью проводятся комплексные проверки кафедр, контрольные, открытые и показные занятия, заслушиваются отчеты профессорско-
преподавательского состава на кафедрах, отчеты заведующих кафедрами на заседаниях ученых советов, служебных совещаниях.
Изучение вузовской практики показывает, что подобные меры позволяют организаторам и участникам образовательного процесса увидеть недостатки в своей деятельности, вскрыть некоторые резервы в совершенствовании обучения и воспитания курсантов. В то же время, беседы с профессорско-преподавательским составом кафедры,
экспериментальная работа свидетельствуют, что организационные воздействия для повышения качества подготовки военных специалистов не влияют существенным образом на содержание и методику образовательного процесса.
В отличие от рассмотренных, меры дидактического характера направляются на то, чтобы выработать программу повышения качества подготовки военных специалистов, воздействуя как на изначальное раскрытие и последующее развитие индивидуальных способностей курсантов, так и на создание оптимальных условий для развития потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации при
непосредственном сопровождении преподавателя.
Словарь В. Даля трактует понятие «сопровождение» как определенное действие. Сопровождать - значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.
Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, - это, значит, следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то. Сегодня слово «сопровождение» имеет многозначное толкование.
В современной психолого-педагогической литературе существуют различные виды сопровождения: педагогическое, психологическое, социально-психологическое, психолого-
педагогическое и другие. Понятие «сопровождение» в современной психолого-педагогической науке толкуется неоднозначно. С переходом на личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение термин «сопровождение» в педагогике приобретает совершенно иное значение.
Так, целью дидактического сопровождения [5] по мнению Сидориной Н.А., является поддержка самостоятельной учебной деятельности
обучающегося.
В рамках смысловой дидактики сопровождение определяется как создание условий в учебном процессе для естественного, свободного развития личности и направлено на обеспечение беспрепятственного развертывания внутренних, сущностных, универсальных свойств человека.
Изучение, обобщение и систематизация передового опыта профессорско-преподавательского состава, творческих находок руководства вузов, факультетов, кафедр позволили выделить и классифицировать основные функции
дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов в повышении качества образования в военных вузах: диагностическую, мотивационную, обучающе-организационную, коммуникативную, развивающую, воспитывающую, оценивающую, прогностическую функции.
Диагностика исходного уровня
подготовленности и готовности к учебно-познавательной деятельности в дидактическом сопровождении является качество абитуриентов, их познавательные интересы, увлечения и способность успешно осваивать избранную специальность. Образовательный процесс военного вуза, с одной стороны, не может сдерживать развитие курсанта, ограничивая его право знать и уметь больше, чем предусматривается типовой образовательной программой, а с другой стороны, не должен предъявлять нереальные требования, обрекая их на постоянные неудачи. Это обусловливает необходимость организации индивидуально направленного процесса обучения,
спроектированного на основе точно определенных общих и специальных способностей курсантов, уровня и качества полученного образования.
Мотивационная функция самостоятельной учебной деятельности курсантов заключается в развитии мотивации к обучению; стимулированию учебно-познавательной деятельности курсантов. Назначение данной функции состоит в поиске такого психолого-педагогического механизма
стимулирования, который обеспечивает
эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Мотивационное управление позволяет осуществить основную функцию преподавателя - быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого курсанта. Эффективность мотивационного управления связывается с созданием условий посредством его для реализации в полном объеме всех компонентов человеческого «Само». В концепции П.И. Третьякова исходным началом мотивации является самосознание. Вслед за глубоким самосознанием начинают развиваться, согласно его утверждению, процессы: самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации, саморегуляции. По его мнению, все эти психические процессы составляют внутреннюю природу саморазвития личности.
Обучающе-организационная функция
самостоятельной учебной деятельности курсантов используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, практических
способностей, активного участия в общественной жизни; обучении и организации учебно-познавательной деятельности, формировании индивидуальных образовательных маршрутов.
Обучающе-организационная функция
дидактического сопровождения проявляется в организации учебной деятельности курсантов, и усвоении ими системы научных, технических и производственных понятий, законов, теорий, фактов, связей; в формировании умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-профессиональных задач; в формировании общеучебных и профессиональных умений; в закреплении, совершенствовании, расширении и углублении полученных знаний. Важнейшее и непременное условие успешности обучения -активность познавательной деятельности курсантов. Познавательную активность следует рассматривать как качество образовательной деятельности курсантов, которое проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение образовательных целей.
Коммуникативная функция дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами образования и осуществляется в организации преподавания (деятельности профессорско-преподавательского состава) и обучения (познавательной деятельности
обучающегося), их взаимодействие и накопление нового социального опыта.
Таким образом, коммуникативная функция дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов представляет систему взаимосвязанных действий преподавателя и курсанта, в которой преподаватель занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от деятельности самих курсантов.
Коммуникативная функция проявляется не только в процессе обучения, но и оказывает существенное значение на становление личности курсанта, на его отношение к окружающей действительности, труду, она является важным условием формирования его активной жизненной позиции. Все это предъявляет соответствующие требования к деятельности преподавателя, который должен организовать такой образовательный процесс (образовательное пространство), чтобы этот процесс был активным, сознательным и по возможности максимально самостоятельным, творческим.
Развивающая функция дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов нацелена на развитие психических функций, творческих способностей и личностных качеств курсантов. Развивающая функция проявляется в развитии у курсантов рациональных приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выводов; в развитии познавательной активности и самостоятельности, познавательных интересов и способностей, воли, настойчивости в достижении цели, умений и
привычек планировать и контролировать собственные достижения; в формировании умений и привычек к самообразованию,
самосовершенствованию, творческому мышлению; в развитии внимания, памяти, речи, воображения; в формировании учебной культуры, материальных и духовных ценностей.
Воспитывающая функция дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов проявляется в том, что данная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения[4], и вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя и курсанта.
Воспитание в процессе обучения обеспечивается не включением в образовательный процесс так называемых воспитательных моментов, а отбором учебного материала; высоким научным уровнем преподавания, современными методами обучения, стимулирующими активность курсантов.
Оценивающая функция дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов предполагает оценку достигаемого качества образования курсантов и позволяет скоординировать действия всех составляющих образовательной системы. Объектами оценки и анализа являются не только результаты обучения, но и субъекты педагогического процесса, влияющие на качество образования.
Прогностическая функция дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов выражается в проектировании новых целей, определении задач, дальнейшем совершенствовании образовательного процесса в военном вузе; моделировании спроектированных способов и технологий достижении нового качества образования в практике образовательного процесса военного вуза.
Все вышеперечисленные функции
дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, познавательных потребностей и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний и умений и в тесной связи с ними.
Для более полного представления о сущности дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов в повышении качества образования важное значение имеет понимание его движущих сил. Усвоение знаний, развитие активности и познавательных способностей курсантов происходит в процессе поисков ответов на появляющиеся у них вопросы,
попыток решения задач, выдвигаемых ходом образовательного процесса. При этом постоянно возникают противоречия между познавательными и практическими задачами, которые должны решить курсанты, и уровнем их знаний, умений, умственного развития. Эти противоречия составляют движущую силу образовательного процесса. Преодоление трудностей развивает мышление курсантов, повышает интерес к учению, создает положительный эмоциональный настрой.
Дидактическому сопровождению
самостоятельной учебной деятельности курсантов в военном вузе характерна определенная логика, обеспечивающая оптимально эффективные результаты как усвоения знаний и формирования умений, так и развития познавательных способностей курсантов. Она раскрывает объективную структуру образовательного процесса и включает цепь определенных звеньев, каждое из которых характерно специфическими функциями, отражающими деятельность курсантов и преподавателя.
Функции дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов в зависимости от целей, и активности курсантов способствуют восприятию, осознанию и запоминанию учебной информации; помогают приобрести необходимые умения и навыки; показать образцы и различные варианты решения учебных задач; предложить выбрать познавательные задачи различного уровня сложности для самостоятельного решения и формирования опыта творческой деятельности.
Литература
1. Ларина, Т.В. Качество подготовки офицерских кадров в условиях реализации уровневой системы на основе ФГОС ВПО [Текст] / Т.В. Ларина, В.В. Гладких // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 5.2. - С. 19-21.
2. Ситаров В.А. Дидактика / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 95 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
5. Сидорина Н.А. Сущность социально-педагогического сопровождения развития одаренности подростков. http://www.superinf.ru/view.
6. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. 541 с.; ил. (Серия «Учебное пособие»).
ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
FUNCTIONS OF DIDACTIC SUPPORT OF CADETS' INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY IN MILITARY EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT
T.V. Larina
The paper functions of didactic support of cadets' independent educational activity in military education quality improvement are considered. The interrelation of the presented functions is shown and the need of didactic support of cadets' independent educational activity for military education quality improvement is proved
Key words: didactic support, independent educational activity, quality of education