Научная статья на тему 'Изучение студентами высшей школы моделирования механической действительности средствами векторного исчисления'

Изучение студентами высшей школы моделирования механической действительности средствами векторного исчисления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ПРИЕМЫ ВЕКТОРНОГО АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Абдулгафарова Г. Х.

Обоснована необходимость систематического и регулярного приложения математического аппарата векторного исчисления при учебном моделировании механической действительности студентами высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение студентами высшей школы моделирования механической действительности средствами векторного исчисления»

граждан) [1].

Для эффективного формирования ценностей личности курсанта на занятиях по иностранному языку необходимо реализовать следующие психолого-педагогических условия:

- реализация принципа аксиологичности процесса обучения иностранному языку путем предъявления ценностей учащимся через содержание обучения;

-внедрение личностно-ориентированного подхода к образованию;

- опора на принцип активности личности, обусловливающий применение ролевых игр, драматизации, диспутов, метода проектов, методов воздействия на экзистенциальную сферу личности;

- опора на психологический механизм развития ценностей, что предполагает выделение этапов формирования системы ценностных ориентаций личности (информационно-поискового, оценочно-регулятивного и деятельностно-поведенческого).

Итак, ценность, понимаемая как один из признаков дидактической системы, выступает внутренним аналитико-синтетическим оценивающим отношением курсанта к своей будущей профессии. Вырабатываются следующие группы ценностей: образовательные, нормативные, стимулирующие ценности, а также ценности контроля и результата. Для их формирования следует соблюдать выше описанные условия.

Список использованной литературы:

1. Привалов Н.И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов / автореферат дис. ... к.п.н., М., 2017. 24 с.

2. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

© Исаев Е.А., Синева А. А., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Абдулгафарова Г. Х. студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ВЕКТОРНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ

Аннотация

Обоснована необходимость систематического и регулярного приложения математического аппарата векторного исчисления при учебном моделировании механической действительности студентами высшей школы.

Ключевые слова

Моделирование механической действительности, приемы векторного анализа.

Во второй половине двадцатого века стала нормой высокая степень математического сопровождения

большинства научных книг по физике и химии.

В этой связи старшеклассникам средних общеобразовательных школ и студентам младших курсов высших учебных заведений следует систематически и регулярно изучать векторную алгебру, векторный анализ и их приложения при освоении ими естественно-математических дисциплин [1].

При учебном моделировании механической действительности с этапами - элементами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2] старшеклассникам и студентам необходимую методическую помощь оказывают знания, умения и навыки по нижеследующим темам.

1. Краткая история становления и развития векторного исчисления в течение последних трех столетий.

2. Определение скалярной и векторной величин в естественно - математических дисциплинах.

3. Математические операции сложения, вычитания и разложения векторов в статике, кинематике и динамике.

4. Единичные векторы, умножение векторов на скаляр и их использование при решении простых задач механики.

5. Проекция вектора на определенное направление на плоскости или в пространстве и её применение при решении задач статики.

6. Координаты вектора в правовинтовой или левовинтовой системе координат и выражения в них равенства, сложения или вычитания векторов.

7. Преобразование составляющих вектора при переходе от одной системы координат к другой и его приложение к изучению вращения тела.

8. Скалярное или внутреннее произведение двух векторов, применяемое для вычисления работы силы, приложенной к телу.

9. Векторное или внешнее произведение двух векторов и его использование в кинематике вращательного движения и динамике твердого тела.

10. Полярные векторы механики в виде радиус-вектора, скорости и ускорения материальной точки и силы, действующей на неё.

11. Угловая скорость вращения твердого тела как аксиальный вектор потому, что её можно представить вектором, направленным по оси вращения в ту или другую сторону в зависимости от наличия обхода вокруг оси в ту или другую сторону.

12. Произведения трех векторов и двойное векторное произведение векторов и их свойства и приложения в математике и физике.

13. Векторные уравнения статики, кинематики и динамики с алгоритмами их решения.

14. Переменные векторы механики, зависящие от скалярного аргумента в виде времени.

15. Дифференцирование вектора по скалярному аргументу и его использование для нахождения скорости и ускорения материальной точки.

16. Разложение вектора полного ускорения материальной точки на касательное и нормальное ускорения движущегося в пространстве объекта.

17. Формула для определения вектора ускорения различных материальных точек произвольно движущегося в пространстве твердого тела.

18. Представление второго закона Ньютона как производной по времени вектора импульса материальной точки, равной действующей на тело силе.

19. Градиент скалярного гравитационного поля, являющийся вектором механического моделирования действительности.

20. Дивергенция и ротор векторных полей, включаемых в моделирование механических явлений.

Дидактический опыт изучения студентами высших учебных заведений моделирования объектов, процессов и явлений механической действительности средствами векторной алгебры и векторного анализа показывает его положительное влияние на освоение обучающимися в высшей школе теоретической механики, гидромеханики, теории электричества, магнетизма и электромагнетизма.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что освоение студентами высшей школы положений и приемов векторного исчисления на материале учебного моделирования механической действительности повышает качество высшего образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

© Каримов М.Ф., Абдулгафарова Г.Х., 2018

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

Абрарова Р.Р.

студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрены дидактические элементы изучения студентами высших учебных заведений методологии и методики статистического моделирования объектов, процессов и явлений природы и технологий.

Ключевые слова

Статистическое моделирование действительности, теория вероятностей.

В течение последних трех столетий с помощью методов теории вероятностей и математической статистики ученым удалось ставить и решить многие естественно-математические и технологические задачи, долгое время не поддающиеся разрешению [1].

В этой связи в дидактике высшей школы учебное статистическое моделирование студентами физических, химических и технологических объектов, процессов и явлений выделяется одной из основных составляющих [2].

Ориентированная на тесное сближение сфер научного и учебного познания физической действительности учебная тематика теория вероятностей и математической статистики, предназначенная для студентов высших учебных заведений, имеет нижеследующие элементы.

1. Предмет, задачи и методы теории вероятностей и математической статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.