занятий формировать у студентов такие психологические качества, как уверенность в себе, стрессоустойчивость, умение устанавливать положительный эмоциональный контакт с гостями и сослуживцами. К достоинствам ситуационных методов относится простота их применения: они не требуют специального оборудования, могут применяться в виде коротких упражнений (30-60 мин),
Итак, ситуационные методы обучения наиболее результативны при сжатых сроках обучения, характерных для системы СПО, и способствуют развитию компетенций:
— учебно-профессиональной — путем повышения мотивации к обучению, формирования навыков действия в нестандартных ситуациях, освоения алгоритмов управленческих решений и профессиональных действий;
— познавательной — путем развития аналитического мышления, разрушения стереотипов мышления;
— информационной — путем привития практических навыков работы с информаци-
ей (вычленение, структурирование, ранжирование по значимости проблем);
— коммуникативной — путем выработки навыков коллективных действий, умения аргументированно выражать свою точку зрения, выработки новых психологических качеств, способствующих успешному деловому общению.
1. International tourism to continue robust growth in 2013 [Electronic resource]/World Tourism Organization. — URL: http://media.unwto.org/en/press-release/ 2013-01-28/
2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. — М.: Академия, 2011. — 192 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки от 5.04.2010 № 273/Российское образование. Федеральный портал. — URL: http://www.edu.ru/db/portal/sred/ archiv_new.htm.
4. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. — М., 1989. — 215 с.
5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. — М.: НИИ шк. технологий, 2006. — 816 с.
УДК / uDC 378.14 Т. А. Лазарева
T. Lazareva
ФОРМИРОВАНИЕ цЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ FORMATION OF PuRPOSE OF THE PROFESSIONAL TRAINING of food industry engineers for PROJECT ACTIVITY
В статье рассматриваются проблемы системного представления целей подготовки будущих инженеров пищевой отрасли к проектной деятельности. Установлено, что при формировании целей обучения следует учитывать необходимый уровень профессиональной компетентности специалиста. На основании анализа предметов, продуктов и средств проектной деятельности инженера пищевой отрасли определены знания, умения и профессионально важные качества, которые необходимо формировать у будущих инженеров в процессе их профессиональной подготовки к проектной деятельности.
The article deals with the problems of the system representation purposes of training future engineers of the food industry for project activity. It is founded that the formation of the
learning objectives should be considered as a necessary level of professional competence of the specialist. The analysis of objects, products and tools of project activities are conducted. The knowledge, skills and professional qualities of the future engineers to the project activity are identified.
Ключевые слова: проектная деятельность, инженер пищевой отрасли, цели про-фессиональной подготовки, профессиональная компетентность специалиста, предмет, продукт, средства проектной деятельности, знания, умения, профессионально важные качества.
Keywords: project activity, the engineer of food industry, training purposes, professional competence of specialist, subject, product, means of project activities, knowledge, skills, professional qualities.
Интенсивные темпы развития пищевой отрасли, обусловленные внедрением в производственный процесс современных достижений науки и техники, развитием экономики и вступлением России и Украины во Всемирную торговую организацию, предполагают достаточно высокий уровень профессиональной подготовки инженерных кадров. В современных условиях деятельность инженера пищевой отрасли связана с разработкой и внедрением новых видов пищевых продуктов, инновационных технологий и оборудования, способных конкурировать на международном рынке товаров. В рамках развития пищевой отрасли в направлении создания инновационной продукции инженерными кадрами решаются следующие задачи:
1) расширение ассортимента продукции с целью повышения ее пищевой и биологической ценности;
2) разработка и внедрение в производство продуктов для детского, геродиетическо-го, специального, функционального питания;
3) разработка пищевой продукции на основе использования нетрадиционных видов сырья и продуктов переработки лекарственных растений, овощей, фруктов и ягод;
4)создание продуктов сбалансированного состава;
5) усовершенствование и разработка пищевых продуктов, содержащих современные структурообразователи, эмульгаторы, стабилизаторы, ферментные препараты, биологически активные добавки, пре- и пробиотики, вкусовые, ароматические и другие вещества.
В связи с этим значительно возрастает роль проектной деятельности инженера в развитии отрасли, владении им методологией и современными способами создания инновационных объектов. Такие изменения должны быть отражены в системе профессиональной подготовки инженерных кадров. Перед высшей школой ставятся задачи: системное представление целей подготовки будущих инженеров к проектной деятельности, формирование соответствующего содержания обучения, выбор методов и средств, направленных на развитие профессиональной компетентности выпускника как совокупности знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.
Основной задачей данного исследования является теоретическое обоснование и формирование целей подготовки инженеров пищевой отрасли к проектной деятельности
по разработке и усовершенствованию пищевых продуктов.
Ученые-педагоги под термином «цели образования» подразумевают «результаты, на которые ориентируется общество в разработке содержания образования, в построении воспитательных программ, конечных целей учебно-воспитательного процесса» [16, с. 71]. Цели образования конкретизируются через триаду целей обучения, воспитания и развития. Цели обучения показывают, какой степени овладения учебным материалом должны достигнуть студенты в конце любого этапа обучения и в каких действиях это должно выразиться. Цели воспитания раскрывают направления воспитательных воздействий на студентов по формированию социально значимых качеств личности. Цели развития определяют основные направления совершенствования психофизиологических качеств обучающихся и пути их реализации на занятиях [3; 19; 20; 22].
Подробную иерархию целей в своих работах проводят В. П. Беспалько, Н. А. Брюханова, Б. Блум, Н. Гронлунд, Н. И. Запрудский, В. А. Козаков, М. П. Костюченко, Н. И. Лазарев, А. Мелецинек, П. А. Силайчев, Ю. Г Та-тур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков. В своей монографии П. А. Силайчев выделяет такие иерархические уровни целей, как интегральный, комплексный, цикловой, программный, оперативный, рабочий [19]. Б. Блум и Н. Грон-лунд придерживаются классификации целей в отношении когнитивной, аффективной и психомоторной областей [4; 12]. Ю. Г. Татур утверждает, что для формирования модели современного специалиста необходимо цели обучения конкретизировать через знания, умения и компетенции, такие как когнитивные, функциональные, личностные и этические [21]. В своих работах В. П. Беспалько и Н. Гронлунд указывают, что цели должны быть таким образом сформулированы, чтобы их можно было легко диагностировать [1; 4]. Д. В. Чернилевский и В. А. Козаков выделяют основные требования, которые должны быть учтены при разработке целей обучения, а именно систематизированность и полнота без избыточности, проверяемость, точность определения, реальная достижимость, жизненная необходимость, измеримость [10; 22]. Невзирая на значительные теоретические и практические разработки ученых в области разработки целей, дополнительного исследования требует проблема формирования це-
лей подготовки будущих инженеров пищевой отрасли к проектной деятельности по разработке и усовершенствованию пищевых продуктов.
Профессиональная деятельность инженерных кадров в современных условиях производства направлена на поиск и продуцирование новых идей, самостоятельное решение нестандартных производственных задач, развитие способности быстро воспринимать новую информацию, овладение сложными технологическими процессами. При этом подчеркивается важность таких качеств личности специалиста, как способность видеть и ставить проблему, гибкость мышления, легкость генерирования новых идей, оригинальность, нелинейность, беглость мышления, коммуникабельность, иррациональность, открытость [6; 17]. Согласно положениям, которые представлены в работах [9; 21], для отражения таких качеств подготовки при формировании целей обучения следует учитывать необходимый уровень профессиональной компетентности специалиста. Под профессиональной компетентностью в нашем исследовании понимается интегративная целостность знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, которые обеспечивают определенный уровень выполнения профессиональной деятельности. Применение компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров позволяет учитывать основную триаду целей обучения, воспитания и развития.
Для формирования целей профессиональной подготовки рассмотрим основные элементы организационной системы профессиональной деятельности [23], а именно предметы, продукты и средства деятельности инженера по созданию инновационного пищевого продукта. Предметом профессиональной деятельности считаются объекты, явления, процессы, на которые направлены действия специалиста по преобразованию их в процессе деятельности в продукт [2; 10]. Предметами деятельности инженера пищевой отрасли являются [13; 14]:
— сырье, материалы, добавки, полуфабрикаты, пищевые ингредиенты, продукты переработки и отходы, традиционные пищевые продукты;
— рецептуры и состав пищевой продукции;
— нормативные документы, используемые в производстве продукции;
— технические задания на разработку инновационных объектов;
— методики технического контроля и испытаний продукции.
Продуктами выполнения проектной деятельности инженером выступают [14; 18]:
— новые виды сырья, которые предлагается использовать в производстве;
— новый ассортимент полуфабрикатов и пищевой продукции;
— разработанные и предложенные рецептуры и состав инновационной продукции;
— разработанные нормативные документы на инновационные объекты;
— обоснованные и разработанные карты технического уровня и качества инновационной продукции;
— разработанные методики технического контроля и испытаний инновационной продукции.
В профессиональной деятельности средства выступают промежуточным звеном между субъектом и предметом деятельности. Средствами проектной деятельности инженера пищевой отрасли являются [2; 18]:
— постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные, руководящие материалы по технологической подготовке, организации и проектированию производства продукции;
— методики и компьютерные программы проведения расчетов и определения химического состава, пищевой, энергетической, биологической ценности проектируемых продуктов;
— методики и компьютерные программы оптимизации критериев, параметров, условий, режимов технологических процессов производства проектируемой продукции.
Предмет, продукт и средства, являясь внешней составляющей деятельности инженера, трансформируются в предмет и продукт учения. По мнению Т. В. Габай [2], предмет деятельности учения можно представить как совокупность знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности, частично или полным по своему операционному составу умением выполнять эту деятельность. Продукт учения понимается как желаемое изменение в самом учащемся и подразумевает формирование профессиональной компетенции будущего инженера.
Таким образом, рассмотренные предмет, продукт и средства проектной деятельности определяют совокупность знаний будущего
инженера пищевой отрасли, которые позволят ему разрабатывать и усовершенствовать пищевые продукты.
На следующем этапе при разработке целей подготовки будущих инженеров к проектной деятельности является формирование структуры умений. Под умением понимают способность выполнять действия по преобразованию предмета в продукт деятельности [Ю; 22].
Профессиональная деятельность по разработке и усовершенствованию пищевых продуктов может быть освоена учащимися на разных уровнях сложности. Согласно исследованиям В. П. Беспалько, всю возможную деятельность учащегося можно представить в виде четырех последовательных уровней [1]: «ученический», или уровень узнавания; уровни репродуктивного, продуктивного и творческого применения.
Для уровня узнавания характерно распознавание объектов по внешним признакам, соотнесение объектов и выделение их по заданному основанию, сравнение новой информации с имеющейся в памяти. Учитывая эту характеристику, формирование умений проектной деятельности по созданию новых продуктов предполагает выполнение студентами следующих действий. Студент должен уметь:
— называть цели и задачи проектирования и конструирования пищевых продуктов;
— называть направления усовершенствования продуктов;
— проводить классификацию продуктов, пищевых веществ, источников сырья, материалов, полуфабрикатов;
— сравнивать функционально-технологические свойства веществ;
— выделять необходимую информацию в нормативной документации;
— идентифицировать пищевые вещества в продуктах;
— идентифицировать методы, которые используются в процессе проектирования и конструирования пищевых продуктов.
На уровне репродуктивного применения студент должен осмысленно воспроизводить информацию, описывать объекты с опорой на изученный материал, объяснять факты, явления, процессы, формулы, законы, повторять действия. На этом уровне формирования проектной деятельности по разработке новых продуктов студент должен уметь:
— определять роль веществ в продуктах питания;
— объяснять функционально-технологические свойства веществ;
— объяснять совместимость веществ
в продуктах;
— составлять технические задания
на проектирование рецептур пищевых продуктов;
— обосновывать использование нового вещества в продукте;
— обосновывать количество вещества
в продукте;
— сопоставлять имеющиеся данные
по продукту с данными в нормативной документации;
— подбирать методы анализа веществ и пищевых продуктов;
— использовать методы математического моделирования для расчета ингредиентов в составе продукта;
— проводить расчеты пищевой и энергетической ценности традиционных и инновационных продуктов.
Уровень продуктивного применения предполагает, что студенты умеют применять знания в новой ситуации, преобразовывать информацию, находить элементы неизвестной информации для объяснения или выполнения действий, воссоздавать информацию по неполным данным, создавать новые и изменять старые алгоритмы действий. На этом уровне студенты должны уметь:
— ставить цели и задачи проектирования и конструирования пищевых продуктов;
— разрабатывать план и порядок проведения работ по проектированию и конструированию пищевых продуктов;
— анализировать проектно-конструкторскую задачу по усовершенствованию продуктов;
— выявлять приоритеты решения подзадач проекта;
— строить структуру взаимосвязей подзадач проекта;
— проводить анализ результатов расчетов;
— выбирать оптимальное решение проекта;
— устанавливать показатели качества и безопасности инновационных пищевых продуктов.
Для уровня творческого применения характерно выполнение преобразований предметов и явлений в соответствии с задачами деятельности, обобщение информации на самостоятельно определенной основе,
самостоятельное определение алгоритма решения новых, нестандартных задач. На этом уровне формирования проектной деятельности по разработке новых продуктов студент должен уметь:
— разрабатывать новый ассортимент продуктов с заданным составом и свойствами;
— предлагать новые источники и виды сырья для производства продуктов;
— обосновывать, разрабатывать и утверждать новые рецептуры на пищевые продукты;
— разрабатывать форму (внешний вид, структуру, консистенцию) пищевого продукта, его эстетическое представление;
— разрабатывать карты технического уровня и качества традиционной и инновационной продукции;
— разрабатывать нормативную и техническую документацию на инновационную продукцию;
— разрабатывать методы технического контроля и испытания продукции;
— разрабатывать мероприятия, обеспечивающие качество и безопасность пищевых продуктов;
— проводить самоанализ и самооценку проектной деятельности.
Разработанная структура умений позволит более эффективно осуществлять профессиональную подготовку к проектной деятельности.
Проведем анализ проектной деятельности инженера по созданию пищевых продуктов и выделим профессионально важные качества, которые необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки. Профессионально важные качества — это индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения [23]. Процесс разработки и усовершенствования пищевых продуктов — это творческая деятельность инженера, ее конечный результат зависит от его кругозора, познавательной активности, постоянного преобразования, поиска новых идей и нестандартных решений и спектра профессионально важных качеств (от сенсорно-перцептивных (органолептических) до духовных). Учитывая, что инженер разрабатывает состав и рецептуру продуктов питания для различных категорий населения, важным профессиональным качеством является гуманное отношение к человеку, осознание ценности для людей, ориентация
на потребности и интересы людей, высокая ответственность и честность.
Разрабатывая инновационный продукт, инженер должен обращать внимание на органолептические показатели, такие как состояние поверхности продукта, консистенция, вкус, запах, цвет, длительность и интенсивность ощущений, пространственная локализация в продукте, скорость появления вкуса и запаха, точность ощущений, устойчивость уровня чувствительности. В своей совокупности эти свойства определяют способности ощущения, или сенсорные процессы, являющиеся профессионально важными качествами инженера пищевой отрасли.
В процессе создания новых продуктов инженеру важно иметь целостный образ объекта, учитывая его различные свойства. Изменяя продукт, необходимо сохранять относительное постоянство формы, размеров, цвета и других характеристик объекта. Создание нового продукта также предполагает обобщение известных данных, выделение отдельных составляющих.
Особенностью проектной деятельности инженера является работа с большими и разносторонними объемами профессиональной информации. Инженер должен обладать развитыми способностями легко запоминать словесно-логический (вербальный) и образный материал, так как при создании пищевых продуктов необходимо учитывать его внешний вид, запах, вкус, консистенцию и другие показатели, влияющие на потребительский спрос. Для инженера важно точно воспроизводить информацию в нужный момент, узнавать ее, длительно удерживать в памяти, непроизвольно запоминать. Таким образом, можно выделить в проектной деятельности инженера мнемические качества, или свойства памяти.
При разработке новой продукции инженер должен представить себе внешний вид, цвет, форму, размеры, вид поверхности продукта (изделия), а также последовательность этапов производства продукта, изменения состояния сырья и полуфабрикатов в процессе изготовления продукции. Реализация этих свойств личности требует развития такого профессионально важного качества, как способности представления.
Проектная деятельность инженера предполагает наличие развитых способностей: наглядно представлять новое, преобразовывать старое для новых условий, проявлять ориги-
нальность и осмысленность в переработке известной информации, умение прогнозировать исход преобразований; видеть несколько возможных путей решения проблемы и выбирать оптимальный. Эти свойства профессиональной деятельности подчеркивают важность формирования имажинитивных процессов, или способности воображения.
Создавая продукты, инженеру приходится учитывать совместимость компонентов, их функционально-технологические свойства, влияние технологических процессов на сохранность свойств компонентов. В процессе такой деятельности инженер должен всесторонне изучить проблему, уметь вовремя изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет поставленным условиям, критически анализировать информацию, выявить причины, увидеть и поставить новую задачу, предвидеть последствия преобразований и изменений условий производства продукта. Такие профессионально важные качества являются характеристикой мыслительных процессов.
Обоснованные и выделенные знания, умения и профессионально важные качества лежат в основе формирования целей профессиональной подготовки будущих инженеров к проектной деятельности по разработке и усовершенствованию пищевых продуктов.
Таким образом, применение компетент-ностного подхода при формировании целей подготовки будущих инженеров пищевой отрасли к проектной деятельности по усовершенствованию пищевых продуктов позволяет разработать соответствующую систему знаний, умений и профессионально важных качеств. Предложено формировать цели профессиональной подготовки инженеров, исходя из анализа элементов системы профессиональной деятельности, а именно предмета, продукта и средств. Проектная деятельность инженера по разработке и усовершенствованию пищевых продуктов предполагает развитие и формирование таких профессионально важных качеств, как способности ощущения (сенсорные процессы), способности восприятия (перцептивные процессы), способности памяти (мнемические процессы), способности представления, способности воображения (имажи-нитивные процессы), способности мышления (мыслительные процессы).
Предложенная структура целей подготовки будущих инженеров к проектной деятельности по разработке инновационных продуктов
позволит усовершенствовать содержание, методы, формы и средства обучения.
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
2. Габай Т. В. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2003. — 240 с.
3. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. — Киев: Либідь, 1997. — 376 с.
4. Гронлунд Норман Е. Оцінювання студентської
успішності. — Кіев: Навчально-методичний центр
«Консорціум із удосконалення менеджмент-освіти в Україні», 2005. — 312 с.
5. Далингер В. А. Проблемы повышения качества подготовки инженерных кадров//Фундаментальные исследования. — 2005. — № 9. — С. 55-56.
6. Дрозина В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач. — М.: Бином: Лаборатория знаний, 2008. — 255 с.
7. Дружилов С. А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. — Харків: Гуманитарный Центр, 2011. — 296 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
9. Коваленко О. Е., Лазарєв М. І., Корольова Н. В. Формування у майбутніх інженерів-педагогів компетентності з проектування методик навчання електроенергетичних дисциплін: монографія.—Харків: УІПА, 2012. — 204 с.
10. Козаков В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. — Кіев: Вища школа, 1990. — 248 с.
11. Коссов Б. Б. Личность: теория, диагностика и развитие. — М.: Академический Проект, 2000. — 240 с.
12. Мелецінек А. Інженерна педагогіка. Практика передачі технічних знань. — Харків: УІПА, 2000. — 240 с.
13. Морозова Л. Л. Кадры современных предприятий пищевой промышленности. Должностные инструкции служащих, квалификационные характеристики рабочих.-СПб.: ООО «Актив», 2002. — Кн. 2. — 480 с.
14. Мостенська Т. Л. Організація виробництва
на підприємствах харчової промисловості. — Кіев: Кон-дор-Видавництво, 2012. — 492 с.
15. Національна доктрина розвитку освіти//Освіта України. -2002. — 23 квітня.
16. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
17. Редин Л. В. Проблематика формирования и развития творческой личности в контексте инноваций в образо-вании//Инженерное образование. — 2009. — № 5. — С. 35-43.
18. Рогов И. А., Титов Е. И., Дунченко Н. И. Методология разработки основной образовательной программы по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения»//Известия вузов. Сер.: Пищевые технологии. — 2009. — № 5-6. — С. 107-112.
19. Силайчев П. А. Детерминанты технологической системы специальной подготовки (на примере инженерно-педагогического образования): монография. — М.: Педагогика-Пресс, 2002. — 344 с.
20. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 336 с.
21. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. — М.: Университетская книга: Логос, 2006. — 256 с.
22. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
23. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996. — 320 с.