Научная статья на тему 'Проектно-деятельностная подготовка специалистов'

Проектно-деятельностная подготовка специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ / ENGINEERING ACTIVITIES / PROJECT ACTIVITY TRAINING / PROJECT ACTIVITY CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Василий Григорьевич, Журавлева Марина Васильевна, Зиннурова Ольга Васильевна

Проектно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих инженеров повышает уровень их профессионализма, облегчает процесс трудоустройства, обеспечивает предприятия востребованными специалистами. В статье представлены особенности проектирования содержания проектно-деятельностной подготовки специалистов для нефтехимических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Василий Григорьевич, Журавлева Марина Васильевна, Зиннурова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activity training of specialists for petrochemical enterprises

Project activity approach in professional training of engineering students raises their professional level, facilitates their future employment, provides enterprises by specialists with necessary skills. The features of project activity training of such specialists for petrochemical enterprises are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Проектно-деятельностная подготовка специалистов»

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

В.Г. ИВАНОВ, профессор М.В. ЖУРАВЛЕВА, доцент О.В. ЗИННУРОВА, аспирант Казанский государственный технологический университет

Проектно-

деятельностная

подготовка

специалистов

Проектно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих инженеров повышает уровень их профессионализма, облегчает процесс трудоустройства, обеспечивает предприятия востребованными специалистами. В статье представлены особенности проектирования содержания проектно-деятельностной подготовки специалистов для нефтехимических предприятий.

Ключевые слова: инженерная деятельность, профессионализм, образовательный процесс, проектно-деятельностная подготовка, содержание проектно-деятельностной подготовки.

Нефтехимический кластер Республики Татарстан (РТ) является базовым сектором экономики, определяющим устойчивое развитие региона. На сегодняшний день доля химической и нефтехимической промышленности республики составляет почти 14% в общем объеме производства химического комплекса России, а в структуре экономики республики нефтехимическая отрасль занимает третье место (18,9%), уступая только машиностроению (20,3%) и топливной отрасли (32%).

В республике запланированы и реализуются масштабные проекты в нефтехимической отрасли, что вызывает рост потребности в высококвалифицированных специалистах, ориентирующихся в смежных областях деятельности, адаптированных к конкретным производствам, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Изменение роли и значения инженерной деятельности в условиях перехода к постиндустриальному обществу позволило в качестве основных требований к инженеру XXI в. определить следующие: профессиональная компетентность; коммуникативные навыки; развитая способность к творческому решению профессиональных

задач, умение ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, задачи, разрабатывать план действий; готовность нести ответственность за его реализацию; устойчивое позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию; владение методами моделирования, прогнозирования, проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимых для создания интеллектуальных ценностей и материальной продукции; понимание тенденций и направлений развития науки и техники [1].

Главной задачей в области подготовки таких специалистов является поиск и применение механизмов, обеспечивающих формирование профессионализма в образовательном процессе. Таким механизмом, позволяющим повысить качество потребительских свойств выпускника как продукта системы высшего профессионального образования, является проектно-деятельностный подход к подготовке будущих специалистов. Его основная идея заключается в том, что выпускник должен овладевать различными конкретными целостными знаниями и способами деятельности. При этом студент из пассивного потреби-

Редакционная почта

161

теля знаний становится активным субъектом образовательной деятельности, ибо в своей будущей профессиональной деятельности он будет постоянно сталкиваться с нетривиальными ситуациями, реализовывать различные виды инноваций, принимать самостоятельные решения, основанные на самоконтроле. Проектно-деятельностный подход в подготовке будущих специалистов обеспечивает востребованность выпускников вузов со стороны предприятий, заинтересованных в кадрах, способных к решению тех или иных конкретных задач.

Технология реализации проектно-деятельностной подготовки специалистов предполагает:

1) формирование проектных групп из числа студентов совместно с предприятиями-потребителями;

2) разработку индивидуальных учебных планов;

3) планирование проектно-деятельностной подготовки в образовательном процессе с учетом учебной нагрузки студентов по основной образовательной программе;

4) разработку организационно-правовых механизмов взаимодействия вуза с предприятиями по осуществлению проектно-деятельностной подготовки;

5) согласование содержания профессиональной подготовки с предприятиями:

• определение тематики и форм организации научно-исследовательских и проектных работ, выполняемых студентами;

• определение содержания и контроль всех видов производственной практики представителями предприятий;

• привлечение ведущих специалистов предприятий к учебному процессу;

• формирование критериев качества профессиональной подготовки специалистов;

6) трудоустройство выпускников.

При планировании содержания проектно-деятельностной подготовки специалистов учитываются закономерности и тенденции развития профессиональной деятельности в современной социально-эконо-

мической обстановке. Научно-технический и социальный прогресс, появление новых технологий, изменения в организации производства сказываются на содержании и структуре профессиональной деятельности. Поэтому ведущим правилом, определяющим выбор содержания проектно-деятельностной подготовки специалистов, будет служить ориентация на текущие и прогнозируемые потребности личности, предприятий, отрасли, региона и общества в целом.

Проектирование специальной подготовки инженеров для нефтехимических предприятий осуществляется с использованием следующих принципов: системности, целостности, интеграции, междисциплинарных связей, соответствия, региональ-ности, которые определяют ее структуру и содержание, обеспечивают синтез и взаимодействие социально-экономических, технических, психологических знаний [2].

Многофункциональность профессиональной деятельности современного инженера предопределяет необходимость изучения дисциплин кактехнологического, так и управленческо-экономического профиля. Принцип системности позволит упорядочить их изучение с учетом уровня подготовленности студентов.

Принцип целостности определяет полноту содержания профессиональной подготовки будущего специалиста (виды деятельности, функции, профессиональные задачи, умения и др.), согласованность ее с социальным заказом и конечной целью.

Принцип интеграции ориентирует содержание профессиональной подготовки специалистов на взаимосвязь естественнонаучных, технических, технологических, экономических, экологических, социологических, психологических знаний и умений, исходя из необходимости ее комплексности, диктуемой современными условиями. Переход от узкоспециализированной подготовки к интегрированию обеспечивает формирование у специалистов общих и специфических компетенций. Современные

162

Высшее образование в России • № 2, 2010

производства имеют сложную организацию, что требует от инженера знания логистики, экономики, наряду со знанием технологии производства, сырьевой базы, рынков сбыта продукции. Комплексные знания позволяют оптимизировать управление производством, существенно повышать его эффективность.

Принцип междисциплинарных связей учебныхдисциплин предусматривает логичное системное построение содержания подготовки, обусловленное взаимопроникновением и взаимовлиянием учебных дисциплин.

Принцип соответствия содержания подготовки профессиональной деятельности перспективам и приоритетам научнотехнического, социально-экономического развития учитывает необходимость отражения в содержании обучения современных достижений науки и техники, перспективных направлений совершенствования нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.

Актуальность принципа региональнос-ти заключается в выдвижении новых целей в подготовке кадров - ориентирование на потребности региона. В связи с этим возникает потребность принимать во внимание совокупность следующих факторов: динамика развития социально-демографической структуры региона; развитие производственных и непроизводственных инфраструктур; сформированные у населения и связанные с традициями региона психологические установки на виды трудовой деятельности; природно-ресурсный потенциал территории. Учет данного принципа в предметном содержании образования означает его корректировку в соответствии с конкретными задачами региона и предполагает создание системы целенаправленной подготовки специалистов для ведущих предприятий отрасли.

Проектно-деятельностный подход получил серьезное развитие в Казанском государственном технологическом университете (КГТУ). В 2006 г. была принята к

исполнению образовательная программа «Инженерно-техническое кадровое обеспечение нефтехимических производств Республики Татарстан». Ключевой позицией программы стало объединение усилий вуза и предприятий при формировании конкретного перечня требуемых профессиональных компетенций будущих специалистов.

С 2009 г. в целях подготовки квалифицированных кадров для осуществления производственной деятельности на запланированном к строительству комплексе ОАО «Аммоний» по производству аммиака, метанола и карбамида университет приступил к подготовке студентов по специальности 240401 «Химическая технология органических веществ».

На начальном этапе реализации проектно-деятельностной подготовки специалистов для ОАО «Аммоний » были сформированы проектные группы студентов по специальности «Химическая технология органических веществ». Основными критериями формирования проектных групп студентов определены следующие: осознанность выбора профессии, готовность работать на производстве, хорошая успеваемость, мобильность, коммуникабельность, уверенность в своих силах.

Ведущей формой учебной работы в проектных группах является коллективная познавательная деятельность. При этом индивидуальные усилия каждой личности объединяются и направляются на решение общей познавательной задачи, что обеспечивает эффективность работы студентов.

Специализированная подготовка инженеров для ОАО «Аммоний» осуществляется в соответствии с разработанным «Индивидуальным учебным планом проектнодеятельностной подготовки специалистов для ОАО “Аммоний” » (табл.).

Образовательный процесс выстраивается с учетом уровня образовательно-профессиональной подготовки студентов от курса к курсу, представляет собой динамическую систему, открытую для изменений,

Редакционная почта

163

Т аблица

Индивидуальный учебный план проектно-деятельностной подготовки специалистов для ОАО «Аммоний»

Содержание учебного процесса Распределение по семестрам Аттестация Часы

Химическая промышленность региона и сырьевая база нефтехимического комплекса 3-й семестр экзамен 72

Логистика 6-й семестр зачет 68

Организация, технология и оборудование, АСУ производств ОАО «Аммоний» 7-й семестр зачет/ экзамен 120

Безопасность технологических процессов ОАО «Аммоний» 8-й семестр зачет 30

Присвоение рабочей квалификации по профессии 20.1 «аппаратчик-оператор» 8-й семестр защита ВКР 64

3Э-моделирование технологических процессов ОАО «Аммоний» 9-й семестр зачет 136

Работа в проектных группах 9-й семестр защита курсового проекта 136

Дополнительные недели практики 8-й семестр отчет по практике 280

ИТОГО 842

трансформаций и непрерывного взаимодействия структурных компонентов друг с другом. Учебные дисциплины сориентированы на конечную цель подготовки специалистов - формирование конкретных компетенций, актуальных в будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих максимальную адаптацию на данном производстве. Каждая учебная дисциплина выступает не просто самостоятельным разделом, а органически связана с предыдущим и последующим материалом. В частности, работа в проектных группах направлена на решение научно-производственных задач предприятия, результаты которой представляются студентами в форме курсового и дипломного проектов, предусмотренных основной образовательной программой. Проектирование осуществляется студентами непосредственно на месте своей будущей профессиональной деятельности в период производственной практики.

Местом прохождения производственных практик, предусмотренных основной образовательной программой, будут служить предприятия ОАО «Аммоний». Увеличение продолжительности практики даст

студентам возможность детально изучить производство [3], ознакомиться с инновационными технологиями производства аммиака, метанола и гранулированного карбамида, приобрести опыт реальной работы на предприятии в качестве оператора технологической установки,о чем достигнута договоренность с предприятием. Работа на предприятии во время практики станет для студентов первичной профессиональной стажировкой и облегчит им процесс адаптации на производстве.

Таким образом, проектно-деятельностная подготовка инженеров-нефтяников, предполагающая обучение по индивидуальному учебному плану, разработанному с учетом специфики конкретного нефтехимического предприятия,позволяет реализовать компетентностный подход в образовании. Она обеспечивает высокий уровень профессионализма выпускников, формирует их готовность к междисциплинарной инновационной деятельности, повышает их заинтересованность в производственной деятельности на предприятии, сокращает срок их профессиональной адаптации на производстве.

164

Высшее образование в России • № 2, 2010

Литература

1. См.: Гурье Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: Монография / Л.И. Гурье, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, И.Э. Ярмакеев /

Под ред. В.В. Кондратьева. М.: ВИНИТИ, 2006. 288 с.

2. См.: Кирсанов А.А. Интегративные основы

широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань: АБАК, 1999. 290 с.

3. Положение о практике студентов КГТУ.

Казань, 2004.

IVANOV V., ZHURAVLYOVA M., ZINNUROVA O. PROJECT ACTIVITY TRAINING OF SPECIALISTS FOR PETROCHEMICAL ENTERPRISES

Project activity approach in professional training of engineering students raises their professional level, facilitates their future employment, provides enterprises by specialists with necessary skills. The features of project activity training of such specialists for petrochemical enterprises are presented in this article.

Keywords: engineering activities, project activity training, project activity content.

м.а. Федорова, доцент Кабинет

лп. якушкина, доцент самостоятельной

Орловский государственный

университет раб°ТЫ

Кабинет самостоятельной работы рассматривается не только как структурное подразделение вуза, но и как учебная среда, способствующая оптимизации их самостоятельной учебной деятельности студентов. Сформулированы цель, задачи, принципы и основные направления деятельности кабинета.

Ключевые слова: учебная самостоятельная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, кабинет для самостоятельной работы.

Сегодня перед системой образования самостоятельной работы. Педагогическая

стоит задача не только подготовить специалистов определенной квалификации, но и сформировать у них такие характеристики, как широкая профессиональная ориентация, способность приобретать новые знания, критически перерабатывать поступающую информацию, принимать самостоятельные решения в быстроменяющемся социуме. Для выполнения данной задачи современный образовательный процесс опирается на принципы личностно-ориентированного подхода к обучению, когда студент выступает как субъект учебной деятельности, как личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации. Решающим условием формирования и развития способности студентов к самостоятельной деятельности является организация их аудиторной и внеаудиторной систематической

эффективность последней определяется рациональной организацией учебной среды, немаловажное значение в которой имеет специально созданный в Орловском государственном университете кабинет самостоятельной работы.

Задачи кабинета:

• создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и научно-исследовательских потребностей студентов и преподавателей;

• содействие обновлению структуры и содержания образования, развитию профессиональной компетентности будущих специалистов и педагогического мастерства работников образования;

• формирование информационно-методического пространства, способствующего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.