УДК 174 ББК 71
Хилюк Софья Олеговна Khilyuk Sofya Olegovna
преподаватель кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института МВД России.
Lecturer, Department of Basic Psychology and Humanitarian Disciplines, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: s_khilyuk@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Formation of tolerance as one of aspects of increase of cultural level of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia
В статье раскрывается толерантность как высшая ценность современного общества, а также как качество, которое необходимо формировать у будущих сотрудников полиции. Рассматриваются представления различных авторов о толерантности, а также приводятся результаты исследования представлений о толерантности будущих полицейских.
Ключевые слова: толерантность, сотрудники органов внутренних дел, культура, терпимость.
Сегодня в российском обществе и во всем мире формируется убеждение о том, что толерантность является истинной ценностью для всего человечества и ее формирование в сознании каждого индивида обязательно.
Обусловлено возведение толерантности в ранг общечеловеческих ценностей множеством негативных факторов:
1. Сложная общественно-политическая ситуация, которая складывается в нашей стране и во всем мире, вызывает у людей опасения, повышает уровень тревожности, препятствует спокойной размеренной жизни.
2. Нехватка в современном обществе уважительного, доброжелательного, вежливого, понимающего, терпимого отношения друг к другу.
3. Постоянно совершаемые акты насилия одних членов общества над другими, террористические акты по религиозным мотивам.
4. Нетерпимость к межэтническим различиям, неприятие культурных особенностей других людей, что обостряет как межличностные, так и межэтнические конфликты
This article reveals the tolerance as the Supreme value of modern society, as well as the quality that you want to shape the future of the police. The article discusses the views of different authors about the tolerance, and the results of the study of tolerance of future police officers.
Keywords: tolerance, employees of Bodies of Internal Affairs, tolerance is the highest value, culture, tolerance.
в обществе, впоследствии может привести общество к самоуничтожению или уничтожению других, отличных от нас. Ю. А. Шрейдер в одном из своих произведений писал о том, что грозящая нам катастрофа - это не столько атомная, сколько антропологическая (уничтожение человека в человеке) [6, с. 53].
5. Несправедливое, неравномерное распределение материальных благ между членами общества, порождающее социальное неравенство, бедность, которая в свою очередь способствует появлению таких чувств, как зависть, ненависть, агрессия.
Т. Мор в своей социалистической утопии отмечал, что основной причиной всех конфликтов является частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Таким образом, мыслитель назвал толерантность явной необходимостью для продуктивного сосуществования и развития человека, его социализации и освоения этических норм для жизни и труда в многообразном меняющемся мире.
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГ. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ
Эти и многие другие обстоятельства, в которых человек живет и развивается, определяют толерантность как обязательное качество каждой личности для мирного сосуществования людей, наделенных особенностями в одной социальной среде.
Д. Милль в своей работе «О свободе» также рассуждает о толерантности, предмет толерантного отношения для него представляет собой фактическое различие в стилях жизни. Разнообразие жизненных стилей - это, с одной стороны, следствие природы человека, которая «подобно дереву подчиняется в своем росте только движению внутренних сил», с другой - необходимое условие процветания (через усложнение и наращивание различий, следовательно, и плодов этих различий) всего общества. Милль разделяет жизнь человека на социальную и частную: «В отношениях своих к другим людям необходимо, чтобы индивид соблюдал в большей части случаев известные общие правила, дабы каждый знал, чего может ожидать от других; но в том, что касается его самого личного, индивид должен быть вполне самодержавен». Таким образом, философ в своих рассуждениях представляет толерантность как инструментальную ценность и как существенное благо для всего общества в целом [2, с. 81]
Все вышесказанные черты придают толерантности большое значение как для всего человечества, так и для существования людей в одном государстве. Россия - многонациональная страна, на территории которой проживают люди, являющиеся носителями разных культур, языков, традиций и обычаев, имеющие разное материальное положении и различные социальные статусы, в нашем государстве нет единой признанной и утвержденной веры, вероисповедание человек вправе выбрать сам.
Говоря о толерантности и ее значении в формировании культурного уровня у обучающихся вузов МВД России, важно отметить такой ее вид, как этническая толерантность, формирование которой происходит в большей степени в процессе освоения дисциплины «Этнопсихология». Знакомство с культурными особенностями различных этнических групп способствует формированию не только этнической толерантности, которая в свою очередь,
1ОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ»
безусловно, отразится на повышении общего культурного уровня будущего сотрудника полиции, но и правовой культуры, знание и понимание которой - один из важнейших факторов формирования этнической идентичности как врожденной характеристики, лежащей в основе группового этнического сознания и поведения. В процессе освоения дисциплины «Основы философии права» обучающиеся более подробно изучают системообразующие идеи правовых культур различных этнических групп, данные знания необходимы и важны будущим полицейским, так как правовая культура народа, нации, цивилизации оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни, формируется в сознании и отражается в поведении и поступках людей. Например, на территории Российской Федерации проживает большое количество мусульманских народов. К системообразующим идеям их правовой культуры следует отнести религиозность и рационализм. Наиболее точно и полно специфику российской правовой культуры выражают идеи правды, милости, служения и страдания, тогда как для западноевропейской правовой культуры характерны идеи свободы, гражданского общества, закона и естественного права. Таким образом, помимо формирования толерантности у будущих сотрудников, важно отметить значимость этнической толерантности, которая будет способствовать лучшему осознанию, пониманию, а значит, и принятию людей различных этнических групп, налаживанию конструктивного диалога и качественному выполнению служебных обязанностей.
Обеспечивать правопорядок в таком многогранном, разнообразном обществе, защищать и отстаивать права и свободы граждан, незамедлительно приходить на помощь, если жизни, здоровью или имуществу любого человека угрожает опасность, должны сотрудники полиции, поэтому для них толерантность, возведенная в ранг общечеловеческих ценностей, также имеет особенное значение.
В служебные задачи полицейского входит не только пресечение и раскрытие правонарушений и преступлений, но и профилактика данных явлений, а также проведение воспитательных и разъяснительных бесед с различными категориями граждан, которые в свою
очередь могут оказаться представителями других этнических групп, иметь культурные особенности, вовсе не знать русского языка или нормативно-правовых основ Российской Федерации [1]. Выполнение служебных обязанностей и построение взаимоотношений с гражданами именно на основе толерантности будет способствовать благоприятному и продуктивному взаимодействию обеих сторон.
Прежде чем определить место толерантности в деятельности сотрудников полиции, необходимо раскрыть само понятие толерантности, а в современном обществе данный термин определяется учеными по-разному и зачастую ему придается слишком широкое значение.
Толерантность как основу сосуществования людей в социуме рассматривали в своих учениях древнегреческие философы-софисты: Сократ, Платон, Аристотель и другие. Различные подходы к изучению толерантности рассматривали П. В. Головатая, А. Г. Ас-молов, М. М. Бахтин, Т. И. Султанбеков, В. А. Беловолов.
О толерантности писал древнеримский политический деятель Марк Аврелий Антонин; зарубежные мыслители: Дж. Локк, Дестют де Траси, П. Николсон, Д. Милль, Д. Хортон, Д. Хейд, Д. Рафаэль, И. Кант, Д. Ролс, К. Ни-дерман, Д. Лоренс и другие; отечественные ученые: А. В. Логинов, Е. С. Черепанова, Н. В. Буковская, С. В. Русакова, А. Г. Асмолов, М. А. Асташова, И. Б. Гриншпун, С. К. Бонды-рева, И. В. Воробьева, Г. В. Безюлева, Г. М. Ша-ламова, Т. П. Скрипкина и другие.
Первое описание толерантного отношения к собеседнику, оппоненту находим в сочинении римского императора-стоика Марка Аврелия Антонина: «Пытайся влиять на людей убеждением. Если они не внемлют, не греши сам против закона справедливости»; «Укажи им на истинное добро и пользу, но без раздражения и негодования»; «Привыкай слушать как можно внимательнее то, что тебе говорят, и старайся вполне усвоить себе мысль того, кто говорит с тобой; надо вникать в нравы и привычки людей, чтобы понять, какими они руководствуются обычаями и в чем сила их» [3, с. 38].
Толерантность в учениях Аристотеля - основоположника гуманистической педагогики -
основывалась на постулате: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
В учениях Сократа толерантность трактуется таким образом: высший разум не является верховным. Разум важен, но он должен мириться с существованием других идей и благ, и только так может быть достигнуто высшее равновесие полиса.
Основываясь на умозаключениях древнегреческих философов, можно предположить, что много тысяч лет назад толерантность уже осознавалась как ценность для успешного, развивающегося в мире и согласии общества и государства.
Проблемы толерантности в той или иной степени затрагиваются мыслителями Древнего мира. Основатель учения о Дхарме (буддизм) С. Гаутама провозгласил причиной всех страданий человека гнев и нетерпимость. Единственный путь к пробуждению, по его мнению, лежит через сострадание всем живым существам.
Другой мыслитель Древнего Востока Конфуций сформулировал важное правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». По мнению философа, главными добродетелями человека являются любовь к ближнему, человеколюбие, милосердие, гуманность.
Таким образом, толерантность в учениях древних философов трактуется совершенно по-разному: у Сократа и Аристотеля это терпимое отношение к мыслям и мнениям других; Гаутама толерантность отождествляет с терпимостью, состраданием; Конфуций толерантное отношение определяет любовью к ближнему.
Один из известных ученых эпохи Просвещения И. Кант определяет толерантность как всеобщий человеческий долг. Категорический императив ставит обязанностью отношение к человеку как к высшей ценности. По Канту, человек - это цель, нельзя относиться к нему как к средству. Императив гласит: поступай только согласно той максиме, которая могла бы быть всеобщим законом [4, с. 96]. В современных источниках понятие толерантности также трактуется весьма неоднозначно.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «толерантность» опре-
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ
деляется как «терпимый к чужому мнению, поведению» [5, с. 41].
Толерантность большинство авторов определяют как терпение и даже используют в качестве синонима к словам «терпимость» и «выносливость». В словаре И. И. Даля терпимость определяется как способность терпеть по милосердию или снисхождению.
В самом общем смысле толерантность во все времена признавалась правом «других» на уважение и самоопределение.
В полной мере сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций. Согласно данному документу, толерантность трактуется как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии, это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Определив наиболее полно понятие толерантности, следует сказать о том, что в организации своей служебной деятельности каждый сотрудник полиции должен руководствоваться толерантностью, что будет выражаться прежде всего в уважении и защите прав и свобод граждан. Сотрудник полиции не имеет права ни при каких обстоятельствах нарушать законные права любых категорий граждан. Подозреваемые, правонарушители, преступники имеют свои права, которые зафиксированы в ряде нормативных правовых актов, например, сотрудник полиции не может принуждать кого-либо свидетельствовать против себя или своих близких, данное право закреплено в Конституции Российской Федерации.
Сотрудник ОВД должен бесконфликтно взаимодействовать с гражданами для решения служебных задач, так как конфликты вызовут у людей агрессию, недоверие и неприязнь, по этой причине важно сохранять самообладание, терпимо, вежливо, беспристрастно относиться ко всем гражданам.
Деятельность сотрудника полиции направлена на ограничение свободы подозреваемого в совершении преступления, что, с одной стороны, можно трактовать как нарушение прав
1ОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ»
человека на свободу передвижения, но, с другой стороны, свобода одного начинается там, где заканчивается свобода другого, и нормы права созданы в обществе с целью регулирования человеческих взаимоотношений. Толерантность в деятельности полицейских будет проявляться в профессионально-нравственных принципах, а именно в гуманном отношении ко всем категориям граждан, в минимизации причиненного ущерба при применении физической силы или огнестрельного оружия. Справедливо, основываясь на собственной совести и собранных доказательствах, выдвигать обвинение в совершении преступления и не прибегать к пыткам и насилию в служебной деятельности.
Сотрудники полиции Российской Федерации служат в многонациональной и поликультурной стране, где проживают люди с разным характером, темпераментом, менталитетом, национальным языком, кроме того, по статистике миграционной службы РФ на 2016 год число иностранных граждан, въехавших и находящихся на территории России, составляет около 10 млн человек. Людей с ограниченными способностями на территории нашей страны проживает более 12 млн. Статистические данные позволяют в очередной раз задуматься о толерантности как высшей ценности современного общества, безусловно, граждане, находящиеся на службе у государства и народа, не могут не принимать данную ценность и не развивать ее как профессионально значимое качество.
Формирование знаний о толерантности, а также навыков толерантного отношения ко всем гражданам у курсантов вузов МВД России, а вместе с тем и соответствующих форм поведения, безусловно, влияют на повышение общего уровня культуры сотрудника полиции. Формирование толерантности у курсантов вузов МВД России происходит при изучении таких дисциплин, как «Культурология», «Этнопсихология», «Профессиональная этика» и «Служебный этикет», «Религиоведение» и других.
Нами проведено исследование уровня сформированности феномена толерантности у обучающихся первого и четвертого курсов. Перед началом исследования имелось предположение, что у первокурсников не сформиро-
вано толерантное отношение к окружающим, а также не полно сложилось представление о феномене толерантности и его важности в обществе, а у обучающихся четвертого курса сформировано толерантное отношение к окружающим, представление о феномене толерантности находится на достаточном уровне, а также значимость феномена толерантности в обществе ясна.
В процессе исследования использовался метод анкетирования, в ходе которого предлога-лось ответить на вопрос: «Что такое толерантность и для чего она нужна людям?», а также для измерения уровня сформерованности толерантности применялась методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.
Проанализировав ответы обучающихся первого и четвертого курсов, можно сделать выводы о степени сформированности представлений о данном понятии и его значимости в обществе. Результаты опроса среди первокурсников показали, что верное понимания термина толерантности не сформировано у 13 % опрошенных, правильное понимание данного термина сформировано у 44 %, 43 % отождествляют понятие морали с воспитанием, уважением к окружающим, уровнем образованности личности, степенью открытости человека для общества, субординацией в межличностном общении и в целом особенностями коммуникативного общения.
Среди обучающихся четвертого курса, которые приняли участие в опросе, нет ни одного, не имеющего представления о значении термина толерантности, при этом верное его понимание сформировано у 62 % из общего числа опрошенных. У 38 % респондентов представление о толерантности складывается следующим образом: толерантность - это уважение иных культур и традиций, сформированное чувство ответственности, вежливость, опрятность, способность понимать людей.
Проведенная среди обучающихся первого и четвертого курсов диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) показала, на сколько они толерантны или ин-толерантны в своем взаимодействии с окружающими. По результатам исследования сре-
ди обучающихся первого курса 25 % имеют низкий уровень коммуникативной толерантности, что говорит о возможной склонности к конфликтам, нетерпимому отношению к идеям и мнениям окружающих, 57 % имеют средний уровень коммуникативной толерантности, у оставшихся 18 % уровень коммуникативной толерантности развит на высоком уровне, что, безусловно, положительно для сотрудников полиции, так как их служебная деятельность сопряжена с постоянным взаимодействием с гражданами различных социальных статусов, а также национальностей, религиозных, политических и иных взглядов. Таким образом, среди обучающихся первых курсов процент лиц с высоким уровнем коммуникативной толерантности не большой, а понимание феномена толерантности у половины опрошенных вовсе не сформировано. Данные результаты ожидаемы в связи с тем, что ряд дисциплин, в рамках которых раскрывается понятие толерантности, выполняются практические задания, на которых формируется толерантное отношение к окружающим, еще не освоены.
Результаты опроса обучающихся четвертого курса следующие: 41 % имеют низкий уровень коммуникативной толерантности, 45 % -средний уровень и 14 % обладают высоким уровнем толерантности.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что процесс формирования толерантности занимает длительное время и происходит как в процессе обучения, получения теоретических и практических знаний, так и с развитием практического опыта. Таким образом, поступив на службу в органы внутренних дел, такое качество личности, как толерантность будет формироваться в течении всей его служебной деятельности, главное, чтобы вектор именно толерантного, высоконравственного развития сотрудника полиции был заложен еще в процессе его обучения в образовательных учреждениях юридической направленности, это позволит избежать несправедливости и насилия по отношению к гражданам, превышения служебных полномочий, а также сделает морально-психологический климат в коллективе благоприятным.
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Литература Bibliography
1. Федеральный закон от 07.02.2011. № З-ФЗ «О полиции». М., 2011.
2. Плазовская А. Толерантность как практическая философия педагогики: монография / под ред. А. В. Перцева. Екб., 2005. Вып. 14.
3. Марк Аврелий Антонин. Размышления римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. М.,1991.
4. Султанбеков Т. И., Беловолов В. А. Толерантность как этическая категория: сущность, генезис // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 8.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 27-е изд., испр. / под. ред. Л. И. Сквор-цова. М., 2011.
6. Киселев А. М., Донсков Д. А. Формирование эмоционально-волевой устойчивости как основного компонента адаптированности сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных ситуациях // Право и образование. 2010. № 7.
1. Federal law from 07.02.2011. № 3-FL «On police». Moscow, 2011.
2. Platovskaya A. Tolerance as a practical philosophy of pedagogy: Monograph / ed. A. V. Pert-seva. Yekaterinburg, 2005. Issue 14.
3. Marcus Aurelius Antoninus. Reflections of Roman Emperor Marcus Aurelius on what is important to himself. Moscow, 1991.
4. Sultanbekov T. I., Belovolov V. A. Tolerance as an ethical category: essence, genesis // Alma mater (Herald of the Higher school). 2014. № 8.
5. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language. 27 th ed., rev. / ed. L. I. Skvorts-ova. Moscow, 2011.
6. Kiselev A. M., Donskov D. A. The formation of emotional-volitional resistance as the main component of the adaptation of law enforcement officers to activities in extreme situations // Law and education. 2010. № 7.