Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы.
УДК 342.7 ББК 67.412
Н.С. Меньшикова*
Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма
Рассматриваются различные подходы к пониманию сущности толерантности, этимология термина «толерантность» и трактовка его в различных лингвокультурологических полях. Дана характеристика принципа толерантности, применяемого в регулировании международных отношений. Охарактеризованы формы проявления толерантности, нормативная основа воспитания толерантной культуры в современной России, в том числе и у сотрудников российской полиции.
Ключевые слова: толерантность, мультикультурализм, терпимость, ненасилие, формы толерантности, основа толерантности, противодействие интолерантности, культура толерантности полицейских, нормативная основа толерантности в России.
N. S.Menshikova*. The phenomenon «tolerance»: an essential characteristic and the normative grounds of the forming the culture of tolerance in the age of multiculturalism. The Different approaches to the understanding the essence of tolerance, the etymology of the term «tolerance» and its interpretation in the various lingvoculturological fields are considered in the article. It is discussed the characteristic of the principle of tolerance, which is used in the international relations, the forms of tolerance, normative grounds for the education of the culture of tolerance, including the law-enforcement officers in the modern Russia.
Keywords: tolerance, multiculturalism, tolerance, non-violence, the forms tolerance, the foundation of tolerance, counteraction against intolerance, the culture of tolerance of the law-enforcement officers, the normative grounds of tolerance in Russia.
Проблемы понимания сущности толерантности, вопросы ее воспитания и формы проявления в современном мире не теряют своей актуальности до настоящего времени.
В эпоху мультикультурализма и глобального кризиса перенаселения толерантность представляется, с одной стороны, как «идеал и жизненно важный принцип», которые дадут «шанс выжить цивилизации», с другой стороны, как средство, существующее «лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество» [3, c. 164].
Сложность исследования представлений о толерантности в современной науке обусловлена методологическим разнообразием подходов к определению сущности этого феномена и многоаспектностью проявлений толерантности в современном обществе.
Слово «толерантность» этимологически восходит к латинскому tolerantia - «терпение, терпимость», связанному с многозначным глаголом tolerare с тем же значением, что и в современном английском языке, - «выносить, переносить, сносить» [14, c. 98]. Словари раскрывают смысл толерантности через способность терпеть что-либо или кого-либо, считаться с мнением другого; как терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям, идеям [15, 1, 13].
В английском языке толерантность (tolerance / toleration) - это «мотивированная способность принимать поведение или убеждение другого, отличное от моего собственного или прямо противоположное моему» [17, р. 1200], во французском (tolérance) - «уважение к мнению другого, его образу мысли, поведению или терпимость к формам реагирования другого» [16]. В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» [8]. В арабском «толерантность» - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению» [8, c. 56].
В русском языке толерантность понимается, во-первых, как отношение и соотносится со словом «терпимость», а, во-вторых, как деятельность, поведение и соотносится со словом «ненасилие». Таким образом, толерантность является ядром лингвокультурологического поля, в которое входят все слова, семантически и ассоциативно связанные с терпимостью и ненасилием [14, c. 101].
По мнению ряда ученых-лингвистов, толерантность основана на активном отношении к «другому» и подразумевает сознательное признание прав и свобод «другого», «деятельное допущение существования
* Меньшикова Наталия Сергеевна, старший переводчик-методист отдела международного сотрудничества, соискатель кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (965) 780-80-10. E-mail: anjiank@mail.ru.
* Menshikova, Natalia Sergeyevna, senior interpreter-methodist of the department of international cooperation, PhD student of the Theory of State and Law Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel.: 8 (965) 780-80-10. E-mail: anjiank@mail.ru.
© Меньшикова Н.С., 2015
Теория и история государства и права
другого» [14, с. 101]. Если «терпимость» семантически сближается с глаголом «смириться», «перестать упорствовать, покориться обстоятельствам» [4, т. 3, с. 800], то «толерантность» имеет более сильные связи с глаголом «примириться», «терпимо отнестись к чему-либо; прекратить состояние ссоры, вражды с кем-либо» [11, с. 450]. В понимании термина «терпимость» акцент делается на психологической стороне отношения. Толерантность понимается шире или даже несколько иначе, поскольку акцентируются рациональная и социальная стороны отношения: это терпимое отношение к мнениям, убеждениям и верованиям «другого». Поэтому с понятием «толерантность» соотносится не только понятие «терпимость», но и другие понятия, в частности «миролюбие», «сострадание», «сочувствие», «согласие», также выражающие идею преодоления конфликта, достижения консенсуса и структурирующие единое лингвокультурологическое поле [14, с. 101]. Исходя из этого, термин «толерантность» шире и точнее, чем используемый в некоторых нормативных документах русский аналог «терпимость».
«Толерантность» рассматривается с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий.
В научной литературе выделяют несколько форм толерантности - личную; общественную; проявляющуюся в морали, нравах, менталитете, сознании; государственную, отраженную в законодательстве, политической практике [5, с. 45].
Основой толерантности является признание права на отличие. Толерантность проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть; уважении другой точки зрения; сдержанности к тому, что не разделяешь; понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры; соблюдении принципа законности [7, 6].
Проблема воспитания культуры толерантности в современном обществе приобрела общемировое значение. В Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) [10] говорится: «Мир невозможен без толерантности» [12]. Толерантность в ряде социумов провозглашается основополагающим принципом и связующим звеном не только межличностных отношений, но и взаимоотношений между секторами общества, государственными и общественными институтами.
В период резкого обострения межнациональных и межгосударственных конфликтов наблюдается активная тенденция по утверждению толерантности как политического принципа не только в сфере организации социума, но и в области межгосударственных отношений.
Так, согласно ст. 1 Декларации принципов толерантности, «толерантность» в современном политическом контексте трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
.. .Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
.Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
.Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Представления о гражданском обществе неотделимы от идеи толерантности. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя различные элементы, состоящие из представителей многочисленных сословий, разных этносов, разнообразных конфессий. Поэтому его существование предполагает толерантные взаимоотношения индивидов для реализации и защиты своих прав и свобод, а также решения общих задач в различных областях общественной жизни» [12].
В Российской Федерации система взаимосвязанных правовых норм наглядно отражает отношение законодателя к проблеме межэтнической и межрелигиозной интолерантности. Выражается она прежде всего в декларировании принципов защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ и действующих в развитие этих принципов нормах уголовного и административного права.
Правовые основы формирования культуры толерантности и противодействия интолерантности в Российской Федерации закрепляются в Конституции Российской Федерации: в ст. 3 Конституции РФ отмечается, что российский народ многонационален; в ст. 5 говорится о равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; ст. 19 закрепляет равенство граждан независимо от конфессиональной, национальной, языковой или иной принадлежности; ст. 28 провозглашает свободу вероисповедания; п. 2 ст. 29 запрещает пропаганду национальной, религиозной, расовой и социальной вражды. Все виды интолерантного поведения (ксенофобия, терроризм, экстремизм) во всех
Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы...
своих проявлениях в разной степени (но всегда!) посягают именно на то, что закрепляет Конституция Российской Федерации - основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.
Уголовный кодекс Российской Федерации в ст. 136 закрепляет охранительную норму ст. 19 Конституции РФ о недопустимости дискриминации по половому, расовому, национальному, языковому признаку, по происхождению, имущественному и должностному положению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Нормы ст. 148 УК РФ направлены на пресечение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершённых в целях оскорбления религиозных чувств верующих. В ст. 280, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ закрепляется недопустимость призывов, организации и осуществления экстремисткой деятельности, в ст. 205-205.5 УК РФ устанавливается запрет на организацию, участие, осуществление, способствование террористической деятельности. Нормы ст. 280 УК РФ развивают положения ст. 28 Конституции РФ, запрещая возбуждение национальной, расовой, религиозной ненависти либо вражды; нормы ст. 357 действуют во исполнение норм, установленных Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [2].
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» закрепляют основные положения государственной политики противодействия всем формам экстремистской и террористической деятельности, устанавливают меры ответственности за их осуществление, а также предусматривают осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению действий экстремистского и террористического характера;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 2 ст. 3 устанавливает равенство прав граждан на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» прямо говорит о толерантности и укреплении мира в многонациональном государстве: в п. 1 ст. 7 закрепляется функция полиции по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; в п. 2 ст. 7 утверждается необходимость уважительного поведения сотрудника полиции к национальным обычаям и традициям граждан с учетом культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп, религиозных организаций и способствование межнациональному и межконфессиональному согласию.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» был разработан в целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» говорит о необходимости усиления контроля над экстремистскими проявлениями и организации более слаженной работы органов государственной власти и местного самоуправления.
Одним из основных способов противодействия экстремизму и терроризму законодатель видит воспитание культуры толерантности как среди населения, так и в рядах государственных служащих, деятельность которых напрямую отражает позицию государственной власти ко всем членам общества. Так, в целях укрепления культуры толерантности в рядах сотрудников органов внутренних дел, воспитания уважения к религиозным и этническим традициям населения, формирования взаимопонимания и взаимодействия органов внутренних дел и общественных организаций в Министерстве внутренних дел Российской Федерации разработан проект «Повышение профессиональной подготовки личного состава дежурных частей МВД в работе с населением». Пилотный проект был запущен и реализован в Республике Татарстан [9]. В основе проекта лежит идея дополнительного образования сотрудников полиции в области развития коммуникации, культурного уровня, изучения поведенческих стереотипов, особенностей мышления разных слоев населения, развития необходимых личностных качеств сотрудников полиции, прежде всего в сфере предупреждения и урегулирования межнациональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов. В разработке и реализации проекта участвовали представители ведущих религиозных организаций: сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами выступает как один из основных принципов противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Несмотря на неоднозначность понимания толерантности в современном мире, проблемы воспитания толерантности и использования принципа толерантности в регулировании общественных отношений в современной России продолжают привлекать к себе внимание государственных деятелей, политиков, ученых и рядовых граждан. Толерантность выступает основой предупреждения и урегулирования межнациональных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а культура толерантности становится чертой профессиональной деятельности современной российской полиции.
Теория и история государства и права
Список литературы
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. - Т. 4: Р-У. - М.: Рус. яз.,
1999.
2. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Заключена 9 декабря 1948 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1954. - № 12. - Ст. 244.
3. Крестьянинова, Е. Н. Концепция «Культура - цивилизация» // Философия культуры-97: Тезисы докладов на российской научной конференции «Человек в культуре - культура в человеке», посвященной 60-летию В. А. Конева. - Самара, 2007.
4. Малый академический словарь / ред. А. П. Евгеньева : в 4 т. - М., 1957-1960.
5. Мчедлов, М. П., Шевченко, А. Г., Гаврилов, Ю. А. Православие и ислам: этноконфессионнальные отношения. - М., 2005.
6. Нижник, Н. С. Социоюридический феномен «законность» в условиях диалога научных парадигм в современной юриспруденции // Проблемы права. - 2012. - № 3. - С. 226-231.
7. Нижник, Н. С., Папырин, В. В. Законность как социоюридический феномен. - СПб., 2012.
8. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. - 2001. - № 1.
9. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2015 - https:// mvd.ru/news/item/6367500 (дата обращения: 28.08.2015).
10. Официальный сайт ООН - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc. shtml (дата обращения: 21.08.2015).
11. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой; 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981-1984.
12. Толерантность. 2001-2015 - http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 01.08.2015).
13. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова : в 4 т. - М., 1935-1940.
14. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. - М., 2005.
15. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. Б. Васильева; 2-е изд. - М., 2011.
16. Французский словарь ЛАРУСС онлайн - http://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/tol%C3 %A9rance/78312?q=tolerance#77389 (дата обращения: 21.08.2015).
17. Cambridge International Dictionary of English. Guides you to the meaning. Editor-in-chief Paul Procter. - Cambridge, University Press, 1995.