В своих исследованиях Г.А. Казарцева [7] выделяет следующие основные принципы и характеристики модульного обучения: принцип междисциплинарной интеграции, профессионально-прикладная направленность модуля, ситуационный характер модуля, междисциплинарный характер формирования предметного содержания модуля, самостоятельность и целостность учебного модуля, гибкость модуля. Модульное обучение интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в теории и практике профессионального обучения. Модульный подход к профессиональному обучению - это результат длительного по-
Библиографический список
иска наиболее эффективных форм и средств образовательной деятельности.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что необходимо вернуться к конструированию программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц впервые принимаемых на службу в ОВД на основе модульного обучения. Это позволит существенно повысить практическую направленность обучения, осуществить отбор, координацию и упорядоченность изучения учебного материала, обеспечит формирование у обучаемых профессиональных компетенций.
1. Кочеров Ю.Н. Самопознание в профессиональном становлении и развитии сотрудника органов внутренних дел. Вестник Академии права и управления. 2015; 40: 262 - 267.
2. Кочерова Л.А., Кочеров Ю.Н., Медведицкова Л.В. Индивидуально-дифференцированный подход как педагогическая технология в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017; № 1 (21): 249 - 253.
3. Трусов А.И., Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории и практики. Российская юстиция. 2017; 10: 57 - 60.
4. Кочеров Ю.Н., Сотников С.С., Димитров А.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в профилактической работе участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 79 - 80.
5. Кочеров Ю.Н., Кочерова Л.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции в вузах МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017; 15-2: 151 - 153.
6. Кочерова Л.А., Кочеров Ю.Н. Применение сотрудниками полиции мобильных инспекционно-досмотровых комплексов как средства противодействия ядерному и радиологическому терроризму. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016; 3 (37): 138 - 142.
7. Казарцева Г.А. Организация модульного обучения: в помощь преподавателям образовательных учреждений МВД России и центров профессиональной подготовки: учебно-методическое пособие. Москва, 2010.
References
1. Kocherov Yu.N. Samopoznanie v professionalem stanovlenii i razvitii sotrudnika organov vnutrennih del. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 40: 262 - 267.
2. Kocherova L.A., Kocherov Yu.N., Medvedickova L.V. Individual'no-differencirovannyj podhod kak pedagogicheskaya tehnologiya v profes-sional'noj podgotovke sotrudnikov OVD. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2017; № 1 (21): 249 - 253.
3. Trusov A.I., Kocherov Yu.N., Dimitrov A.N. Administrativno-yurisdikcionnaya deyatel'nost' policii: problemy teorii i praktiki. Rossijskaya yusticiya. 2017; 10: 57 - 60.
4. Kocherov Yu.N., Sotnikov S.S., Dimitrov A.N. Individual'no-differencirovannyj podhod v profilakticheskoj rabote uchastkovogo upolnomochennogo policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 79 - 80.
5. Kocherov Yu.N., Kocherova L.A. Aktual'nye problemy professional'noj podgotovki uchastkovyh upolnomochennyh policii v vuzah MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyamii inymipravonarusheniyami. 2017; 15-2: 151 - 153.
6. Kocherova L.A., Kocherov Yu.N. Primenenie sotrudnikami policii mobil'nyh inspekcionno-dosmotrovyh kompleksov kak sredstva protivodejstviya yadernomu i radiologicheskomu terrorizmu. Yuridicheskaya nauka ipravoohranitel'naya praktika. 2016; 3 (37): 138 - 142.
7. Kazarceva G.A. Organizaciya modul'nogo obucheniya: v pomosch' prepodavatelyam obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii i centrov professional'noj podgotovki: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 12.02.18
УДК 378
Logvinova O.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: olga-gg@yandex.ru
Egorova U.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Samara National Research University n.a. academician S.P. Korolev (Samara, Russia), E-mail: shirley78@mail.ru
Berdieva A.S., MA student, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: amina7455@mail.ru
SPECIAL FEATURES OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL ORIENTATION. The article presents results of a research study, focused on the issue of students' communicative tolerance. The scientific relevance in this subject is caused by the increasing role of communicative tolerance as professionally significant quality and as a factor of students' successful training and development within multicultural educational environment of modern higher education institution. The authors consider the substantial characteristic of the concept of "communicative tolerance", analyze the empirical psychological and pedagogical research works dedicated to the problems of diagnostics and development of students' communicative tolerance in Russian higher education institutions. They present the results of the empirical research aimed at diagnosing the level of communicative tolerance of RUDN university students (study programs: "State and municipal management", "Journalism", "Medicine"). The authors prove the need of psychological and pedagogical methods and techniques considering individual students features, specifics of their future professional activity and specifics of educational environment of a higher education institution. The article discusses the potential of interactive methods and their use in the process of students' communicative tolerance development. The authors characterize the training program aimed at the development of students' communicative tolerance and reason about research perspectives.
Key words: communicative tolerance, university students, study programs, interactive teaching methods, training, communicative tolerance development.
О.К. Логвинова, канд. пед. наук, доц., Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: olga-gg@yandex.ru
У.Г. Егорова, канд. психол. наук, доц., Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Е-mail: shirley78@mail.ru А.Ш. Бердиева, магистрант, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Е-mail: amina7455@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье представлены результаты исследования особенностей коммуникативной толерантности студентов различных направлений подготовки. Научный интерес к данной теме обусловлен возрастающей ролью коммуникативной толерантности как профессионально значимого качества специалистов разного профиля, как фактора успешного обучения и развития личности студента в поликультурном образовательном пространстве современного вуза. Авторы рассматривают сущност-но-содержательную характеристику понятия «коммуникативная толерантность», проводят анализ эмпирических психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам диагностики и развития коммуникативной толерантности студентов российских вузов. В статье отражены результаты эмпирического исследования уровня коммуникативной толерантности студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Журналистика», «Лечебное дело». Обосновывается необходимость разработки целостной системы развития коммуникативной толерантности, поиска психолого-педагогических методик и технологий, учитывающих индивидуальные особенности студентов, специфику их будущей профессиональной деятельности, а также специфику образовательного пространства вуза. В качестве одного из условий успешного развития коммуникативной толерантности студентов авторы выделяют использование интерактивных методов в учебном процессе и внеучебной деятельности. В статье приведена краткая характеристика авторской тренинго-вой программы развития коммуникативной толерантности студентов; определены перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, студенты, направления профессиональной подготовки, интерактивные методы обучения, тренинг.
Интенсификация и усложнение жизни современного информационного общества, его «радикальный плюрализм» [1], обусловленный, прежде всего, усиливающимися миграционными потоками, актуализируют проблемы, связанные с коммуникацией.
Коммуникативная толерантность сегодня является одним из профессионально значимых качеств специалистов разного профиля; это находит отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) РФ по различным направлениям подготовки. Актуальность подготовки студентов к конструктивному межкультурному взаимодействию, формирования у них коммуникативной толерантности определяется также процессами интернационализации высшего образования. В условиях поликультурной среды международно-ориентированных вузов коммуникативная толерантность становится важным фактором успешного обучения и развития личности студента.
В современных психолого-педагогических исследованиях можно встретить различные определения понятия «коммуникативная толерантность». Одни авторы понимают её как психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение (В.М. Гришук, В.В. Бойко); другие рассматривают как устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми (О.Б. Скрябина); третьи определяют коммуникативную толерантность как способность взаимодействия индивида с другими людьми (В.В. Бойко, В.М. Гришук, Л.П. Яцевич, Е.А. Калач, С.Н. Толстикова), а также как способность, которая обеспечивает продуктивную профессиональную деятельность специалистов (Е.А. Калач, С.Н. Толстикова, Л.П. Яцевич) [2; 3; 4].
Т.Ю. Фадеева эмпирически доказывает, что коммуникативная толерантность представляет собой систематизирующую характеристику индивидуума, так как с ней согласуются и составляют некоторое психологическое единство такие личностные качества как эмпатийность, альтруизм, неконфликтность и психическая устойчивость, причем последняя наиболее часто [5].
Во всех своих проявлениях коммуникативная толерантность выступает как терпимость в отношении партнера по общению, адаптация к партнеру и его принятие, обусловленные стремлением достичь понимания, согласовать разные установки, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства [6].
Таким образом, коммуникативная толерантность представляет собой сложную систему взаимодействия её компонентов. Коммуникативная толерантность предполагает наличие эмпа-тии, самоконтроля, выдержки и интеллектуальной гибкости. В связи с этим ряд исследователей рассматривают коммуникативную толерантность как многомерную характеристику личности, имеющую сложную структуру, основными составляющими которой являются мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты.
Коммуникативная толерантность - сложный феномен, который представляет широкие возможности для изучения специалистам в области гуманитарных и социальных наук.
В современной психологии значительное внимание уделяется эмпирическим исследованиям уровня коммуникативной
толерантности студентов, её связи с различными подструктурами личности. Так, при диагностике коммуникативной толерантности студентов творческих и нетворческих специальностей В.В. Козлов и Н.Г. Санникова приходят к выводу, что у студентов-психологов в процессе обучения формируется личностная толерантность. Однако наличие установок и предубеждений к определённым социальным группам приводит к нетерпимости и негативизму, что выражается в общей негативной коммуникативной установке [7].
В работе А.А. Денисовой представлены результаты изучения толерантных установок личности и особенностей конфликтного поведения студентов. Автор приходит к выводу о том, что коммуникативная толерантность имеет положительные корреляционные связи с такими стилями поведения в конфликте, как компромисс, избегание и приспособление [8].
Результаты эмпирического исследования, проведенного В.А Терехиным и С.В. Евецкой, показали, что студенты, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», обладают выраженной негативной коммуникативной установкой, уровень которой снижается в процессе обучения [9].
На основе эмпирических данных О.В. Рудыхина описала комплекс отличительных психологических особенностей толерантной личности студента. В этот комплекс вошли такие качества как: стремление к саморазвитию; ориентация на эстетические ценности; стремление к искренности и гармонии в межличностном взаимодействии; предпочтение гуманных способов разрешения проблемных ситуаций [10].
Проблема формирования и развития коммуникативной толерантности рассматривается преимущественно в педагогических и психолого-педагогический исследованиях. Значительную долю составляют работы, посвященные вопросам формирования коммуникативной толерантности в процессе обучения студентов иностранным языкам [11; 12; 13]. В ряде исследований эффективность формирования коммуникативной толерантности обоснованно связывается с использованием потенциала поликультурной образовательной среды [14], целостностью и последовательностью данного процесса, его осуществлением как в учебной, так и во внеучебной деятельности [15]. Несмотря на большое количество работ, посвященных данной проблеме, недостаточно изучен вопрос об особенностях коммуникативной толерантности студентов различных направлений профессиональной подготовки. Актуальной остается задача обоснования условий формирования и развития у студентов коммуникативной толерантности как одного из аспектов социальной компетентности.
Для определения особенностей коммуникативной толерантности студентов различных направлений профессиональной подготовки на базе Российского университета дружбы народов было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 104 студента: 78 девушек в возрасте 17 - 23 лет и 26 юношей в возрасте 18-26 лет. Из них студентов факультета гуманитарных и социальных наук (направление подготовки «Государственное и муниципальное управление») - 31 человек: 25 девушек в возрасте 17 - 21 года, 6 юношей в возрасте 18 - 19 лет; студентов филологического факультета (направление подготовки «Журналистика») - 40 человек: 35 девушек в возрасте
17 - 21 года, 5юношей в возрасте 18-19 лет; студентов медицинского института (направление подготовки «Лечебное дело»)-33 челотека:18 девуюек вв-зрамте 19-23 лет и15мношеюв возрасте 19 - 26 лет.
Согласно одной из задачисаледованиз выйвлялся — развития коммуникативной толерантности у студентов различных направлений подготовки, включая показатели толерантных установок амчн-стн, протзлзющихся впроцзмсаобщмноя. 54с этого использоваласьметодикаВ.В. Бойко«Опросник вомминикаиив-ной тооероатн-ст иа. Р^т^^^ьющщвыззен^о—™к^1^л^у^мзиа-вой тольрантносты по трем выборканпоедставлены нанис. 1.
Саглаонополйзонны- оазуедгазам в вы.орку студентов-медиков высокий уровень коммуникативной толерантности выаажтмуб-льшинстваиспызуей1ыа«72,7ГМУ и у студентов - журналистов высокая степень выраженности отннмго кызоеаияпйодсмавленау 54,8%иуУ0% с-одеззов соответственно. Средний уровень выраженности коммуникативной толерантности, не имея значимых различий по группам как высооий йpoвань,тap9кыeооз9дт■й1,9 щсоудентопащ1у,42,5% студднттв-вырнтн^(^ео^,н27,3% студедтовмедкцинского инсти-т^ТТ^.М^и^ь^ий^з^ровднзеыдхженмосзи каммунмкатзвнзй толе-ноызнндзь значимо п реонледаозывзудензов-журналисзов (7,5%)
80 р 70 -60 -50 -40 -330 -20 -10 -О к
зысокии
41,9 42,5
среднии уровень
низкии
■ ГМУ
■ Журналисты □ Медики
72,7
27,3
Рыт 1 а оравнитеойнаотсагоаммавырмзенйзсззкзммщпиказовноо тхлезанзоости стщденттм различных направлений подготовки
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
90,3
27,5
12,2
■ ГМУ
■ Журналисты □ Медики
зысокии
среднии уровены
низкии
32
3
Рес. 2. Сравнреолтная днофзвма вывыженьмстн «-здееса еилкррнннонии» к снумепоов различных направлений подготовки
£
70 60 50 40 30 20 10 0
0 2'5 0
высоким
40
29
12,1
64,5
52,551,5
средним занижен
уровень
36,4
6,5
оч низк
■ ГМУ
■ Журналисты □ Медики
5
Рис.3.Сравнительнаядиаграммавыраженностиэмпатическихспособностейустудентов различныхнаправленийподготовки
против отсутствия выраженности у студентов направления «Лечебное дело».
С целью изучения индекса толерантности и различных её видов (этническая, социальная и толерантность как черта личности) использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеро-вой). Поскольку формат статьи не позволяет подробно рассмотреть полученные результаты, приведем лишь некоторые данные.
Согласно полученным результатам, большинство студентов трёх исследуемых групп обладают средним уровнем толерантности: 90,3% студентов ГМУ, 84,8% студентов направления «Лечебное дело», 72,5% студентов-журналистов. Средний уровень толерантности показывает, что респондентам характерно сочетание толерантных и интолерантных черт. Другими словами, эти студенты ведут себя толерантно в одних социальных ситуациях, а в других проявляют интолерантность. Однако высокий уровень толерантности свойственен 27,5% студентам-журналистам, что статистически значимо отличается от 6,5% у студентов-управленцев. Студентов медицинского института с высоким уровнем толерантности зарегистрировано 12,2% человек. Можно утверждать, что журналисты по сравнению с управленцами обладают более выраженными чертами толерантной личности. При этом личностям с высокой толерантностью (с показателями около верхней границы) свойственны, например, тенденции к попустительству, безразличию или снисходительности. Но таких студентов ни в одной профессиональной группе не выявлено.
Коммуникативная толерантность предполагает наличие эм-патии, для изучения которой была выбрана методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Как показывают результаты нашего исследования на рис. 3, общий уровень эмпатии у всех трех исследуемых групп является заниженным, он проявляется у 64,5% студентов гМу, у 52,5% студентов филологического факультета, у 51,5% студентов медицинского института.
Средний уровень эмпатии преобладает у студентов-журналистов (40%), что достоверно отличается от выраженности среднего уровня эмпатии у студентов-медиков (12,1%), критерий Фишера (2,89, р<0,01). Очень низкий уровень эмпатии больше всего проявляется у студентов медицинского института (36,4%), что значимо отличается от 6,5% и 5% у студентов ГМУ и у студентов филологического факультета соответственно.
Результаты диагностики сопоставимы с ранее полученными данными [16] и в основном подтвердились в ходе качественного исследования, проведенного с помощью метода фокус-группы. В целом, участники фокус-групп демонстрировали осознанное отношение к проблеме коммуникативной толерантности, признавали её роль в осуществлении продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе. Большинство (порядка 60 % участников) выразило готовность к развитию необходимых качеств личности, таких, как самоконтроль, гибкость в общении и др.
Проведенные эмпирические исследования подтверждают необходимость разработки целостной системы развития коммуникативной толерантности, поиска психолого-педагогических методик и технологий, учитывающих индивидуальные особенности студентов. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, важным условием успешного развития коммуникативной толерантности студентов является использование интерактивных методов в учебном процессе и внеучебной деятельности. Интерактивные методы предполагают межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - студент» и «студент(ы) - студент(ы)», работу в малых группах на основе сотрудничества, толерантности к иной точке зрения, дают возможность студентам реализовать потребность в реальном конструктивном общении. Спектр интерактив-
Библиографический список
ных методов достаточно широк. Решению задачи развития коммуникативной толерантности способствуют дискуссии, мозговой штурм, ситуационный анализ, методики «Займи позицию» и «Дерево решений», интерактивные экскурсии, мастер-классы и т. д. Вместе с тем, результаты опросов студентов разных направлений подготовки позволяют сделать вывод о том, что одним из наиболее востребованных методов является тренинг.
В связи с этим на данном этапе исследования была разработана программа тренинговых занятий по развитию коммуникативной толерантности студентов. Для построения эффективной работы со студентами по развитию коммуникативной толерантности принципиальное значение имеют нижеперечисленные факторы. Акцент на эмоциональной стороне жизни студентов, принимающих участие в тренинге по развитию коммуникативной толерантности. Ориентация на актуальные, значимые для студентов проблемы. Признание свободы волеизъявления и мнения студентов в процессе участия в тренинговой работе по развитию коммуникативной толерантности.
Содержание программы тренингов по развитию коммуникативной толерантности было разработано с учётом полученных эмпирических данных как настоящего, так и предыдущих исследований. Программа составлена на основании следующих фундаментальных принципов образования взрослых: приоритет самостоятельного образования, принципы совместной деятельности и опоры на опыт студентов.
При разработке тренинговой программы по формированию коммуникативной толерантности у студентов мы учитывали достижения и опыт Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, М.И. Рожко-ва [17], которые выделяют методы формирования толерантных установок. По их мнению, мотивационная сфера в большей степени находится под воздействием метода стимулирования, на интеллектуальную сферу можно повлиять методами убеждения и самоубеждения, методы внушения и самовнушения результативно влияют на эмоциональную сферу, методы коррекции поведения и самокоррекции оказывают влияние на сферу саморегуляции. С целью изменения экзистенциональной сферы предлагается использование метода рефлексии, волевой сферы - методы развития инициативы и настойчивости. А предметно-практическая среда изменяется под действием метода воспитывающих ситуаций.
Программа включает 11 занятий, в ходе которых участники знакомятся с особенностями личностно-ориентированного подхода во взаимодействии, его основными принципами и целями; осваивают навыки активного слушания, язык принятия и «Я-со-общений», развивают способности к построению отношений с другим человеком, навыки анализа различных конфликтов в межличностных отношениях, а также способности их разрешения. В ходе тренингов проводится работа с самооценкой и отношением к себе в различных стрессовых ситуациях, развивается рефлексивная способность студентов и т. д.
Программа прошла частичную апробацию в рамках курса «Психология этнического конфликта» для студентов направления подготовки «Лечебное дело», а также в процессе психолого-педагогического сопровождения участников волонтёрского проекта «Студент-наставник», реализуемого на филологическом факультете РУДН. Проведенное анкетирование свидетельствует о высокой степени удовлетворенности обучением участников тренингов. Однако для объективной оценки результативности предложенной программы требуется её полная и продолжительная апробация. Перспективным, на наш взгляд, является проведение исследования на большей выборке с привлечением широкого круга количественных и качественных методов на базе двух (или нескольких) вузов в разных регионах, например, в рамках образовательной деятельности центров компетенций [18], что позволит получить более объективные данные об уровне коммуникативной толерантности современных российских студентов и условиях её успешного развития.
1. Шаповалов В.Ф. Коммуникация как глобальная проблема современного мира. Философия и общество. 2010; Вып. 4 (60).
2. Русакова С.В. Сущностные характеристики коммуникативной толерантности: происхождение понятия. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013; Т. 19, № 1: 10 - 13.
3. Яцевич Л.П. К вопросу о структуре коммуникативной толерантности. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009; 44: 96 - 98.
4. Толстикова С.Н. Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия. Прикладная юридическая психология. 2012; № 1: 86 - 94.
5. Фадеева Т.Ю. Коммуникативная толерантность как базовый компонент толерантной личности в этнокультурном пространстве. Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Москва: Перо, 2015: 108 - 116.