НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
проблемы
А. Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
A. F. MAYDYKOV,
professor of Department of Management of Internal Affairs Agencies in Special Conditions,
doctor of legal sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 347.96
Формирование теоретических основ управления органами внутренних дел в особых условиях как одного из научных направлений развивающейся теории управления органами внутренних дел и теории социального управления
Development of theoretical basis of management of internal affairs agencies as a school of theory of management of internal affairs agencies and theory of social management
В статье рассматриваются основные составляющие, предмет, закономерности, принципы, методы и структура нового научного направления - управление органами внутренних дел в особых условиях.
Особые условия, органы внутренних дел МВД России, закономерности, принципы и методы теоретических основ управления органами внутренних дел.
The article deals with the fundamental components of a developing school, namely the management of internal affairs agencies in emergency conditions. The author shows its trends, principles, methods, basic structure.
Special conditions, internal affairs agencies, the Ministry for Internal Affairs of Russia, trends, principles and methods of theoretical basis of management of internal affairs agencies.
Развитие общества и государства предполагает выявление, познание и использование новых закономерностей, принципов и методов, что является задачей научного знания и его высшего уровня — теории. Именно с помощью теории мы лучше познаем суть новых явлений и событий. Это относится и к правоохранитель-
ной сфере, в частности к органам внутренних дел, функционирующим в особых условиях.
По нашему мнению, при отсутствии данной теории (в частности теории управления органами внутренних дел в особых условиях) любые практические действия в указанной сфере не могут называться научными.
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31)
В настоящее время, к сожалению, отсутствуют комплексные научные разработки, посвященные формированию самой теории управления органами внутренних дел в особых условиях, ее объекту и предмету, задачам и функциям. Основное внимание ученых сосредоточено в основном на практических аспектах организации деятельности этих органов при различных видах особых условий природного, биологического, техногенного и социального свойства (характера). Однако, не отрицая важности научного исследования отдельных указанных направлений организаторской деятельности, нельзя не отметить, что научная мысль должна эффективно продвигаться в этом вопросе по известному в философии принципу: от общего к частному, а от него — к единичному.
Разработка прикладной теории управления органами внутренних дел в особых условиях — это сложный и длительный мыслительный процесс, требующий обширных знаний не только о природе и характере самих особых условий, содержании организаторской деятельности органов внутренних дел в указанной обстановке, но и о сущности и особенностях теории социального и государственного управления [1, 4].
Проведенный нами анализ содержания докторских диссертаций В. В. Бондаревского, В. В. Беликина, М. А. Громова, В. В. Грищенко, Г. К. Дубовца, В. Б. Княжева, И. Е. Кривошеева, М. П. Киреева, С. А. Старостина, В. В. Овчинникова, С. Е. Попова, исследовавших проблемы управления органами внутренних дел в особых условиях, а также научных трудов других авторов: Г. А. Туманова, С. Е. Вицина, Г. М. Воскресенского, В. З. Веселого, А. П. Ипакяна, Л. М. Колодкина, В. З. Миндагулова, А. П. Коренева, В. Д. Малкова, Г. Г. Зуйкова, предпринявших попытку рассмотрения органов внутренних дел с позиций многофункционального системного образования, состоящего из различных подсистем и действующего в различных условиях оперативной обстановки (в т. ч. особых условиях), показал, что основной функцией формирующейся теории управления органами внутренних дел в особых условиях является комплекс новых научных знаний о закономерностях, принципах и методах процесса управления силами и средствами органов внутренних дел в особых условиях. К ним можно отнести организационно-правовые и ресурсные основы обеспечения готовности к действиям в указанных условиях (обстановке) [6, 7]. Совокупность закономерностей, принципов и методов, раскрывающих сущность управления органами внутренних дел в особых условиях, и представляет, на наш взгляд, предмет названной теории (теоретического направления). Обозначим сле-
дующие закономерности указанной теории (научного направления):
— возникновение определенных катаклизмов, явлений, событий, происшествий, обстоятельств и ситуаций природного, биологического, техногенного и социального характера (свойства) создает в обществе и государстве обстановку повышенной реальной опасности, а для органов внутренних дел — особые условия их деятельности;
— с возникновением на территории обслуживания органов внутренних дел особых условий природного, биологического, техногенного и социального характера у названных государственных структур (служб и подразделений) появляются (возникают) новые задачи и функции: участие в спасении людей и ценностей, охрана имущества, оставленного эвакуированным населением, организациями, предприятиями и учреждениями, создание необходимых условий для действий спасателей, медиков, пожарных и других органов и подразделений жизнеобеспечения населения, обеспечение охраны общественного порядка на сборных эвакопунктах и др.;
— возникновение особых условий природного, биологического, техногенного и социального характера вызывает необходимость создания и использования органами внутренних дел специальных временных организационных структур для решения новых задач и функций;
— в особых условиях в работе органов внутренних дел должны использоваться (используются) иные (отличные от обычной обстановки) система управления силами и средствами, организация и тактика действий, а также правовое и ресурсное обеспечение. Главными и основными органами управления становятся оперативные штабы, а ударной силой — группировка сил и средств с функциональными группами с учетом вида и характера особых условий. Основным методом решения возникающих в названных условиях задач становятся специальные операции, представляющие собой комплекс специальных мероприятий оперативно-разыскного, разведывательного характера по предупреждению, пресечению, розыску и задержанию правонарушителей [2].
К наиболее распространенным принципам обозначенной выше теории можно отнести: соответствие силового воздействия правоохранительных сил и средств, в т. ч. органов внутренних дел, на правонарушителей характеру и уровню их противодействия силам правопорядка; минимизацию отрицательных последствий для населения от действий органов внутренних дел в особых условиях (при чрезвы-
ы <
■л о а С
ы к а
и ы
У —
о <
о ^
о н
ы
0
1
I
I
43
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31)
И <
ш о а С
и S bS
и и
У S
I—
о <
о ^
о н
и
0
1
< I
44
чайных обстоятельствах); использование силы, в т. ч. специальных операций, только как крайней меры и лишь тогда, когда исчерпаны другие возможности; жесткое единоначалие, позволяющее оперативно и эффективно руководить группировкой комплексных сил и средств при решении оперативно-служебных задач в особых условиях.
К наиболее важным методам теоретического свойства указанного научного направления, на наш взгляд, относятся: необходимость изменения в процессе управленческой деятельности форм и способов организаторской работы по управлению силами и средствами с учетом складывающейся оперативной обстановки, характера и вида особых условий (чрезвычайных обстоятельств); принятие решений и организация их использования в режиме повышенной оперативности с соблюдением конспиративности, конфиденциальности (секретности), ресурсной обеспеченности и адресности; предшествующая специальная подготовка личного состава в условиях, максимально приближенных к реальным, принятие решений о применении силы при проведении специальных мероприятий и операций централизация руководства силами и средствами органов внутренних дел и всей созданной группировкой под единым руководством (как правило, под командованием первого лица органов внутренних дел) [3, 5].
Содержательная сторона рассматриваемого научного направления структурно может быть представлена в следующем виде:
а) исследование систем;
б) исследование процесса управления силами и средствами органов внутренних дел.
Исследование процессов управления органами внутренних дел, их силами и средствами в особых условиях (при чрезвычайных обстоятельствах)1 предполагает изучение технологии самой управленческой деятельности в указанной обстановке, приемов и способов подготовки, принятия и организации исполнения управленческих решений, т. е. всего управленческого цикла.
К сожалению, во многих научных работах по названной проблематике предметом научной разработки являются отдельные элементы управленческого цикла без изучения их взаимосвязей и взаимозависимости. На практике же это ведет к потере управления и неисполнительности. Недостаточно внимания уделяется изучению особенностей управленческой деятельности органов внутренних дел при различных видах особых условий. Остается без должного внимания одно из ключевых правил
1 Указанные термины в статье рассматриваются как синонимы.
теории социального управления о том, что при совпадении названий самих функций управления (прогнозирование, планирование, организация, взаимодействие, контроль, учет и оценка деятельности) содержание каждой из названных функций наполняется специфической информацией в зависимости от вида социальной системы и ее предназначения. Для органов внутренних дел в указанных обстоятельствах таким предназначением является обеспечение правопорядка и общественной безопасности в особых условиях. К конкретным направлениям организации их деятельности в этой обстановке, требующей специального научного исследования, можно отнести следующие проблемы теоретических и организационно-правовых основ: участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований, бандитских формирований; проведение специальных операций по освобождению заложников; участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа; пресечение массовых беспорядков; участие в пресечении захвата важных объектов; участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы; участие в пресечении террористических актов на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел; участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров); пресечение блокирования транспортных коммуникаций; участие в предупреждении и пресечении транспортных средств; участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, биологического и экологического характера; пресечение захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск; оказание содействия органам и войскам Федеральной Пограничной службы ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации.
Названные проблемы не являются исчерпывающими. Отсутствует, в частности, целый блок вопросов, касающихся совершенствования организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения военной безопасности страны, правовых и организационных основ перевода сотрудников органов внутренних дел на работу в условиях военного времени, особенностей управления органами внутренних дел при их участии в выполнении задач территориальной и гражданской обороны, а также в условиях различных правовых режимов (в т. ч. чрезвычайного и военного положения, а также режима контртеррористической операции) — чрезвычайного законодательства.
Рассматривая содержательную составляющую указанного научного направления с учетом обозначенного нами перечня проблем, требующих научной проработки, можно предложить следующую принципиальную схему построения данного теоретического направления. Представляется, что ее структура и содержание должны соответствовать основным направлениям организации деятельности (управления) органов внутренних дел в особых условиях и иметь шесть основных разделов.
Первый раздел — закономерности, принципы, методы, задачи и функции выявления анализа и оценки индикаторов (информации) о возможности возникновения на обслуживаемой органами внутренних дел территории особых условий природного, биологического, техногенного и социального характера. Научно-практические рекомендации профилактического свойства.
Второй раздел — закономерности, принципы, методы, задачи и функции прогнозирования мест (территории), катаклизмов, их видов, характера и масштабов. Научно-практические рекомендации профилактического свойства.
Третий раздел — закономерности, принципы и методы, задачи и функции обеспечения готовности органов внутренних дел к действиям при различных видах особых условий. Научное обоснование различных видов расчета используемых сил и средств и создания группировок, включая специальные подразделения. Научно-практические рекомендации по обеспечению готовности к действиям в указанных условиях.
Четвертый раздел — закономерности, принципы, методы, задачи и функции управленческой деятельности органов внутренних дел при различных видах особых условий. Разработка превентивных мер и специальных планов в отношении возможных особых условий. Научно-практические рекомендации профилактического характера.
Пятый раздел — закономерности, принципы, методы, задачи и функции научного обеспечения, путей (направлений) дальнейше-
Список литературы
1. 2.
3.
Конституция Российской Федерации. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс. Атманчук Г.А. О состоянии, тенденциях и проблемах российского общества. Кисловодск, 2012.
го совершенствования деятельности органов внутренних дел в особых условиях, в т. ч. перспективного планирования и прогнозирования. Научно-практические рекомендации по этому направлению работы.
Каждое из указанных направлений может редуцироваться как по видам особых условий, так и по отдельным аспектам и проблемам. Например, научное обеспечение управленческой деятельности органов внутренних дел при техногенных катаклизмах может рассматриваться при отдельных авариях и катастрофах на железнодорожном, воздушном, морском, речном, автомобильном транспорте, на атомных станциях и гидротехнических сооружениях.
Формирование теории в любой из отраслей науки — длительный и сложный процесс. Формирование рассматриваемого нами научного направления — управления органами внутренних дел в особых условиях не является исключением.
Только при накоплении определенных знаний о предмете и содержании нового научного направления с четким определением задач и функций можно утверждать о его праве на относительную самостоятельность и завершенность. Сейчас формирование названного научного направления пока не завершено, так как прослеживается активный процесс постоянного его обогащения новыми научными исследованиями. Только за 2012 и 2013 гг. в Академии управления МВД России по указанному направлению было защищено шесть кандидатских и одна докторская диссертация, готовится еще не менее двух докторских и четырех кандидатских диссертаций. Разработка теоретических основ управления органами внутренних дел в особых условиях как одного из новых научных направлений развивающейся теории управления органами внутренних дел направлена на совершенствование практической деятельности органов внутренних дел по укреплению правопорядка в стране и в конечном счете, укрепление национальной безопасности.
5. Правовые и организационные основы деятельности руководителей горрайлинорга-нов внутренних дел: учеб. пособ. под ред. А.Ф, Майдыкова, А. Н. Кадынцева. М., 2007.
6. Порфирьев Б. Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1991.
7. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. М., 1990.
Тел.: 8 (499) 745-81-60
ы <
Л
О а С
ы К а
и ы
У —
о <
о ^
о н
ы
0
1
I
I
45