Научная статья на тему 'Стрессоустойчивость в обществе и государстве и роль органов внутренних дел в ее формировании'

Стрессоустойчивость в обществе и государстве и роль органов внутренних дел в ее формировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО / SOCIETY AND STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Княжев В. Б., Майдыков А. Ф., Демин Г. И.

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития стрессоустойчивости общества и государства, а также роль органов внутренних дел в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стрессоустойчивость в обществе и государстве и роль органов внутренних дел в ее формировании»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

В.Б. КНЯЖЕВ,

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, кандидат военных наук, военный исследователь

А.Ф. МАЙДЫКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Г.И. ДЕМИН,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор философских наук, профессор (Академия управления МВД России)

V.B. knyazhev,

Doctor of Law Sciences, Candidate of Military Sciences, Military Researcher, Dean, Departament of Command of Internal Affairs Agencies in Special Conditions

a.f. maydykov,

Doctor of Law Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor, Department of Command of Internal Affairs Agencies in Special Conditions

G.I. DEMIN, Doctor of Philosophy Sciences, Professor, Department of Command of Internal Affairs Agencies in Special Conditions, Professor (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 159.44

Стрессоустойчивость в обществе и государстве и роль органов внутренних дел в ее формировании

stress Resistance in society and state as well as Role of internal Affairs Agencies here

В статье рассматриваются проблемы формирования и развития стрессоустойчивости общества и государства, а также роль органов внутренних дел в этом процессе.

Стрессоустойчивость, общество и государство, гражданское общество, органы внутренних дел.

The paper deals with the challenge raised by the appearance and development of the stress resistance of society and state as well as the role of internal affairs agencies here.

Stress resistance, society and state, civil society, internal affairs agencies.

Вопрос о стрессоустойчивости, тем более о формировании стрессоустойчивости в обществе и государстве, не так прост, как это на первый взгляд кажется. Следует заметить, что некоторые авторы стали злоупотреблять этим термином,

используя его к месту и не к месту, забывая, что он имеет целый ряд существенных особенностей.

Во-первых, это сочетание двух слов: «стресс» и «устойчивость», означающее устойчивость к стрессу.

И <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

0

1

< I

6

Второй особенностью является объединяющее свойство этих терминов, их содержательная качественная характеристика.

«Стресс» — это термин психологический или психофизиологический; стресс исследуется как реакция личности, проявляющаяся у нее в экстремальных ситуациях.

Устойчивость же к стрессу (или стрессовой обстановке) является способностью личности человека противостоять стрессу (стрессовой ситуации).

Таким образом, словосочетание «устойчивость к стрессу» должно употребляться по отношению к физическим, а не к юридическим лицам. На практике же и в отдельных научных трудах оно в равной степени используется как по отношению к одушевленным, так и к неодушевленным предметам (учреждениям, службам и организациям).

Проблема здесь состоит в том, что человек по роду своей жизнедеятельности (или просто деятельности) вовлечен в экстремальное пространство (в особые условия функционирования), что требует от него проявления стрессоустой-чивости, а также ее формирования и развития, чему пока уделяется недостаточно внимания. Кроме того, эта проблема с позиции результата целостного процесса саморегуляции личности (физическим лицом) изучена недостаточно. В частности, вопросы о месте и роли в нем личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других составляющих саморегуляции (следовательно, стрессоустойчивости) исследованы неполно и поэтому требуют глубокой научной проработки.

В настоящее время вопросы (проблемы) стрессоустойчивости приобретают особую актуальность в связи с социальной, экономической, политической, теоретической и практической значимостью обеспечения должного уровня готовности общества и государства к эффективным действиям в указанной обстановке. Становится очевидным, что от успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в деле подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных качественно осуществлять свою деятельность в самых сложных условиях оперативной обстановки, вплоть до экстремальных обстоятельств, сохраняя при этом необходимое здоровое психофизическое состояние, т. е. проявляя стрес-соустойчивость [5—12].

Рассматривая проблему формирования и развития стрессоустойчивости общества и государства в целом, следует обратить внимание на то, что она вторична по отношению к профилактике (предупреждению и устранению) причин и условий, вызывающих стрессовое состояние. Именно профилактика в обществе

и государстве должна быть поставлена во главу угла при решении вопросов стрессоустойчиво-сти. Недопущение стрессовых состояний у населения, вызываемых явлениями природного, техногенного, биологического и социального свойства, либо минимизация их последствий — вот главная задача всех органов власти и управления. Успешное решение этой задачи позволит существенно скорректировать всю систему мер по формированию стрессоустойчивости общества и государства. Причем профилактика стресса в обществе и государстве и выработка (формирование) стрессоустойчивости должны осуществляться не эпизодически, а постоянно, по государственной целевой программе с информированием населения о результатах ее выполнения. Эта программа должна быть рассчитана на несколько лет, и к ее разработке и реализации должны быть привлечены не только государственные структуры, но и органы местного самоуправления (муниципалитеты) и общественные организации.

Прежде чем рассматривать вопросы общей и специальной профилактики стрессовых состояний в обществе и государстве, формирования стрессоустойчивости, оговоримся, что эти понятия мы будем использовать в широком смысле слова: применительно к обществу и государству, однако имея в виду их «человеческое» (личностное) наполнение.

Стрессоустойчивость охватывает все уровни российского общественного организма: федеральный, региональный, межрегиональный, муниципальный, групповой (в том числе семейный), личностный.

Каждый из этих уровней обладает собственной стрессоустойчивостью и должен органично соединяться со стрессоустойчивостью общества.

Стрессоустойчивость всех уровней базируется на состоянии экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, духовно-культурной, военной сфер общественной жизни.

Полагаем, что стрессоустойчивость страны необходимо оценивать в 2-х срезах.

1. Первый срез — состояние стрессоустойчи-вости на всех уровнях: федеральном, региональном, межрегиональном, муниципальным, групповом, личностном.

2. Второй срез — состояние стрессоустойчи-вости сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, духовно-культурной, военной.

Данные срезы представляют собой основу («оси») стрессоустойчивости общества, которая выступает цельной системой взаимосвязанных компонентов, их функций и выполняемых задач.

Формирование и поддержание стрессоустой-чивости общества является важной частью системы обеспечения национальной безопасности.

Стрессоустойчивость должна быть государственно-общественной. Усилия личности, государства и общества на всех уровнях призваны дополнять друг друга. Ни одно государство не способно сформировать высокую стрессоустой-чивость без участия гражданского общества, т. е. здравомыслящей и патриотичной части населения.

Отметим следующие недостатки российской системы обеспечения стрессоустойчивости.

1. Это система государственная, т. е. государство чрезмерно берет на себя заботу об обеспечении стрессоустойчивости только определенных институтов, игнорируя возможности других общественных образований. Вследствие этого данная система является сверхцентрализованной, она предоставляет мало самостоятельности и ресурсов «нижним» уровням: районам, муниципальным образованиям, в том числе деревням, поселкам. Они, к сожалению, пока не способны самостоятельно справиться с крупными пожарами, наводнениями, с восстановлением разрушенных дорог, мостов.

2. Слабое привлечение структур гражданского общества к формированию и поддержанию стрессоустойчивости. Структуры гражданского общества: общественные, религиозные объединения и организации — есть сеть самоорганизации общества как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях. Без объединенных усилий государства и общества нельзя противостоять угрозам, возникающим в экстремальных условиях.

3. Существующие трудности в экономической, социальной, культурной жизни страны ограничивают активность личности, которая была, есть и будет основной единицей общества. Уровень ее развития, моральной и психической устойчивости определяют в конечном счете состояние общества, его способность противостоять стрессам.

4. Отсутствует комплексный подход к формированию и поддержанию стрессоустойчиво-сти общества:

а) не прилагаются достаточно скоординированные усилия во всех сферах жизни: экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, духовно-культурной, военной;

б) пока не уделяется должного внимания созданию организационной (институциональной) системы поддержания стрессоустойчиво-сти муниципалитетов, регионов страны в особых условиях;

в) не определена проблема формирования психологической готовности личности, семьи, жителей деревни, поселка к стрессам, к напряжению жизненных сил в неблагоприятных условиях.

5. Функционируют короткие «горизонты» социального планирования страны, регионов,

муниципальных образований без учета возможной эволюции и осложнения мировых и внутренних процессов социального развития.

В результате общество не готово своевременно и всесторонне предпринимать эффективные усилия по выявлению, предупреждению и пресечению неблагоприятных событий и процессов.

Вследствие указанных недостатков пока не в полной мере проявляется адаптивность к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям. Общество и государство вынуждены предпринимать чрезмерные усилия при неблагоприятном развитии обстановки.

Рассмотрим основные направления совершенствования деятельности по формированию и поддержанию стрессоустойчивости.

В целях совершенствования деятельности в указанных направлениях считаем целесообразным следующее.

1. Организовать подготовку и проведение прогноза формирования и развития стрессоустойчивости общества и государства. К разработке такого прогноза следует привлечь представителей государственных органов, в том числе субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; бизнес-структур (крупного, среднего и малого бизнеса); промышленных, сельскохозяйственных предприятий и объединений; научных, технических, образовательных, воспитательных кругов; общественных организаций и объединений.

2. Рассмотреть и определить понятие стрес-соустойчивости в официальных документах для его использования в качестве одного из важнейших терминов, используемых при изложении вопросов обеспечения национальной безопасности.

3. Сформулировать критерии и признаки определения стрессоустойчивости органов власти и управления всех уровней общества в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, военной. На их основе разработать паспорт безопасности муниципальных образований (деревень, поселков, городов), районов, субъектов РФ, федеральных округов.

4. Придать системе формирования и развития стрессоустойчивости статус элемента системы обеспечения национальной безопасности с учетом особенностей субъектов Российской Федерации.

5. Предусмотреть выделение ресурсов, средств стабилизационных фондов для принятия самостоятельных решений субъектами РФ, муниципальными образованиями для обеспечения стрессоустойчивости при различных осложнениях обстановки. Граждане, группы, коллективы организаций, предприятий, фирм должны иметь возможность самообеспечения,

и <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< X

7

И <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

0

1

< I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

самозащиты в различных кризисных ситуациях посредством создания запасов продовольствия, медикаментов, автономных систем электроводоснабжения. Стимулировать организацию групп взаимопомощи, добровольных пожарных, народных дружин, которые будут способствовать активизации усилий общества по повышению стрессоустойчивости.

6. Стрессоустойчивость общества напрямую зависит от внешней и внутренней политики государства, от уровня доверия общества к государству.

Имеющиеся исследования показывают, что при 30 % недовольных или критически настроенных граждан начинается дезориентация социальной системы, а при 50 % наступает кризис, развал, поэтому планку добровольного согласия при принятии и реализации решений желательно иметь на уровне 60—70 % [13].

7. Последовательно внедрять комплексный подход к формированию и поддержанию стрессоустойчивости общества на всех уровнях социальной системы. Особое внимание следует уделять поддержанию и восстановлению стрессо-устойчивости населения в кризисных ситуациях, когда паника может охватить массовые слои населения и привести к широкомасштабным беспорядкам.

Также сформулируем следующие основные направления укрепления и развития стрессоу-стойчивости в обществе и государстве.

1. Соблюдение культурных и национальных традиций.

2. Учет этнических и религиозных особенностей.

3. Постоянный мониторинг экономического состояния.

4. Укрепление родовых и семейных традиций.

5. Возрождение и развитие рабочих династий.

6. Совершенствование форм и методов противодействия преступности, коррупции, экстремизму и терроризму.

7. Повышение уровня жизни населения, сокращение расслоения общества на сверхбогатых и бедных с учетом социальных условий.

Роль органов внутренних дел в формировании стрессоустойчивости должна рассматриваться, на наш взгляд, исходя из их предназначения, т. е. с позиции правового статуса этого важного государственного института, его задач и функций. Сведения о них мы можем почерпнуть из основных правовых источников: Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» и указов Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по

субъекту Российской Федерации», объявивших Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации [1, 2, 3].

Анализ и оценка компетенции органов внутренних дел и полиции, изложенной в названных правовых актах, позволяют считать их основными субъектами системы органов власти и управления, отвечающими за обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в стране, осуществляющими в этих целях правоохранительную, правоприменительную и правозащитную функции (деятельность). Именно на них возложена обязанность противодействовать преступности во всех ее опасных проявлениях и формах, в том числе коррупции, терроризму и экстремизму.

С учетом этого в Концепции национальной безопасности страны эти органы обозначены главными в ряду тех, кто отвечает за обеспечение внутренней безопасности в обществе и государстве [4].

Именно из названных положений следует исходить при определении роли органов внутренних дел в формировании стрессоустойчи-вости в обществе и государстве. Обеспечивая надлежащий общественный порядок, защищая права и интересы граждан от преступных посягательств, они тем самым укрепляют и формируют стрессоустойчивость у населения, веру в то, что зло в любом случае будет наказано, а справедливость восторжествует.

Помимо повышения результативности своей работы в обеспечении правопорядка органы внутренних дел воздействуют на формирование стрессоустойчивости в обществе и государстве посредством создания и организации деятельности различных общественных организаций, участвующих в охране общественного порядка и борьбе с преступностью: добровольных народных дружин, внештатных сотрудников полиции, общественных советов и комиссий и др.

Большое значение для формирования стрессо-устойчивости населения в сфере правопорядка имеют правовая пропаганда, юридические консультации, проведение специальных занятий в школах по изучению правил дорожного движения, учений с населением на местности по действиям и поведению в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий, проводимых сотрудниками органов внутренних дел, в том числе полиции.

Наконец, укреплению и формированию стрессоустойчивости у населения может служить создание и использование различных специально оборудованных центров и кабинетов психологической разгрузки, использующих при

проведении занятий специальные научно обоснованные методики и тесты, как отечественные, так и зарубежные, позволяющие не только анализировать стрессы, но и формировать психологическую устойчивость.

Для того чтобы участвовать в формировании стрессоустойчивости у населения, сотрудники органов внутренних дел, в том числе полиции, сами должны быть устойчивы к различным стрессам. Это достигается посредством проведения с ними различных тренировок в специально оборудованных помещениях, а также на

местности, в условиях, максимально приближенных к реальным, в обстановке, вызывающей стрессы различных видов (при пожарах, наводнениях, авариях, катастрофах, массовых беспорядках, задержании вооруженных преступников, освобождении заложников и др.).

Особую подготовку для выработки стрессо-устойчивости проходят сотрудники специальных подразделений: ОМОН и СОБР, а также военнослужащие спецназа МВД России, что позволяет им успешно действовать в автономном режиме вне мест постоянной дислокации.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ// СПС Гарант.

2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СПС Гарант.

3. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 // СПС Гарант.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС Гарант.

5. Атаманчук Г.В. О состоянии, тенденциях и проблемах российского общества (аналитические размышления). Кисловодск, 2012.

6. Демидов Ю.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в экстремальных условиях. М., 1993.

7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

8. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования / под ред. Е.И. Степанова. М., 2000.

9. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Вып. 5.

10. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в кризисных ситуациях: мировой опыт и Россия // Труды центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. 2006. Вып. 5.

11. Порфирьев Б.Н., Либман А.М. Политические и институциональные факторы управления кризисами: российский опыт. М., 2007.

12. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.

13. Юридическая конфликтология / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.

Тел.: 8 (499) 745-92-07

и <

ш о а С

и S bS

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< X

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.