Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (TPACK) УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (TPACK) УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
TPACK / учителя химии / ИКТ / профессиональное развитие / инновационные технологии / креативное мышление / цифровизация / образовательный процесс / педагогическое мастерство.

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Иман Саяжан Жеңісбекқызы, Арынова Карима Шатаевна

В статье рассматриваются современные подходы к формированию технологических, педагогических и содержательных знаний (TPACK) у учителей химии в Казахстане. В статье анализируется важность интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и акцентирует внимание на необходимости подготовки учителей, обладающих креативным мышлением и способных применять инновационные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (TPACK) УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ (ТРАСК) УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ

ИМАН САЯЖАН ЖЕЩСБЕКЦЫЗЫ

Магистрант ОП 7М01515 - Химия, КУ им. Коркыт Ата, г. Кызылорда

Республика Казахстан

АРЫНОВА КАРИМА ШАТАЕВНА

к.п.н., ст. преподаватель, КУ им. Коркыт Ата, г. Кызылорда

Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к формированию технологических, педагогических и содержательных знаний (TPACK) у учителей химии в Казахстане. В статье анализируется важность интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и акцентирует внимание на необходимости подготовки учителей, обладающих креативным мышлением и способных применять инновационные методы обучения.

Ключевые слова: TPACK, учителя химии, ИКТ, профессиональное развитие, инновационные технологии, креативное мышление, цифровизация, образовательный процесс, педагогическое мастерство.

Современные требования системы образования Казахстана предполагают, что преподаватели должны овладеть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и эффективно применять их в процессе обучения. Международный опыт показывает, что ИКТ могут стать важным инструментом совершенствования образовательного процесса и вывода его на новый уровень. В настоящее время внедрение модели TPACK в педагогических вузах Казахстана и развитие креативности и инновационного мышления преподавателей становятся актуальной задачей [1].

В XXI веке информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью содержания и методологии образования. Сегодня от учителей ожидают не только предметных знаний, но и навыков эффективного использования технологий. Данная статья посвящена вопросам развития технологических, педагогических и содержательных знаний учителей химии с учетом модели TPACK. В статье рассматриваются возможности внедрения модели TPACK в казахстанских учебных заведениях и ее влияние на развитие креативности будущих учителей химии в условиях эпохи инноваций.

Технологии, внедряемые в различные сферы жизни, оказывают значительное влияние на эволюцию образования. Независимо от готовности общества к этому, технологии неизбежно становятся частью образовательного процесса. В связи с этим крайне важно эффективно использовать технологии для улучшения процесса обучения [2].

Каждый педагог, являясь патриотом своей страны, обязан обеспечить подрастающему поколению качественное образование. Авторитетные казахстанские исследователи с богатым опытом в педагогике подчеркивают, что основное внимание при оценке образовательных программ должно уделяться качеству преподавания и составу педагогических кадров (Булатбаева, 2016: 41) [3].

Для эффективной интеграции технологий в обучение недостаточно знаний только о самих технологиях. Учителям необходимо обладать педагогическими навыками, цифровой грамотностью, способностью к сотрудничеству, готовностью к постоянному обучению и умением адаптироваться к быстро меняющейся технологической среде. В этом контексте теория TPACK (Technological, Pedagogical and Content Knowledge) становится особенно актуальной. Она охватывает три типа знаний: технологические, педагогические и предметные, которые необходимы для успешного внедрения технологий в образование.

TPACK ориентирована на глубокое понимание того, как можно эффективно использовать технологии для совершенствования педагогической практики и улучшения результатов обучения.

В ходе данного исследования был проведен эксперимент (учебный модуль) с применением TPACK. Целью было определить уровень эффективности модуля TPACK и выяснить, как изменилось понимание технологической интеграции у будущих учителей химии после освоения образовательных технологий. Основной задачей модуля стало вовлечение будущих учителей химии в процесс внедрения цифровых технологий в обучение.

Ожидаемые результаты обучения включали:

- Разработку цифровых учебных материалов;

- Использование образовательных технологий при преподавании химии;

-Умение выбирать наиболее эффективные материалы, учитывая успеваемость учащихся, учебные программы, альтернативные концепции и т. д. [4].

Применение модели TPACK в обучении химии.

Модель TPACK представляет собой интеграцию связей между содержательным, педагогическим и технологическим знаниями. В Казахстане учителя должны использовать эти три аспекта знаний для развития у учащихся творческих и аналитических способностей, а также понимания предмета.

Например, на уроках химии можно использовать цифровые симуляции для проведения лабораторных экспериментов, реализовать проекты по локальным экологическим проблемам, а также применять ИКТ для анализа и обработки информации, что способствует повышению интереса учащихся к учебному процессу.

Несмотря на то, что многие образовательные учреждения Казахстана, особенно в сельских районах, недостаточно оснащены ИКТ, в стране активно реализуются программы цифровизации. Они направлены на оснащение школ современным оборудованием и повышение квалификации учителей в области ИКТ.

Для успешного внедрения модели TPACK необходимо повысить уровень оснащенности ИКТ, организовать онлайн-курсы и семинары для педагогов, а также включить данную модель в образовательные программы.

Одним из примеров применения модели TPACK в химии может служить использование платформ, таких как Moodle. Эти инструменты стимулируют самостоятельное обучение учащихся через визуализацию химических реакций и свойств веществ.

Распространение модели TPACK в Казахстане позволит вывести профессиональное развитие учителей химии на новый уровень. Эта модель стимулирует учителей креативно мыслить, создавать новые учебные программы с применением ИКТ и осваивать современные методики.

Использование модели TPACK в системе образования Казахстана — важный шаг на пути подготовки высокопрофессиональных педагогов XXI века. Внедрение модели в преподавание химии не только повышает качество обучения, но и развивает у учащихся навыки самостоятельного обучения.

Систематическое использование TPACK в казахстанских вузах несомненно поднимет образование на качественно новый уровень и будет способствовать профессиональному росту будущих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арынова К.Ш., Жацбырбай А.Б., Наренова С.М. Использование медиатекстов на уроках химии//Научный потенциал - 2023 https://doi.org/10.46916/31052023-1-978-5-00215-002-1

2. Арынова К.Ш., Балмахан А.Т. Создание курса биохимии и биотехнологии из предмета химии в контексте профессионального обучения//Сборник статей Международной научно-практической конференции, состоявшейся 22 мая 2023 г. https://m.sciencen.org/assets/Kontent/Konferencii/Arhiv-konferencij/KQF-806.pdf

3. Булатбаева А.А., Мынбаева А.К., Таубаева Ш.Т. Казахстанский опыт проектирования содержания подготовки со-циальных педагогов //Высшее образование сегодня. - 2016. -No. 2. - С. 41.

4. Pandey, N. Technology-enhanced student-centered learning environments// TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology. - 2019. - No 9(2). - P. 77-82. - DQI: https://doi.org/10.30954/2231-4105.02.2019.3.

5. Becirovic, S. Challenges and Barriers for Effective Integration of Technologies into Teaching and Learning // Digital Pedagogy: The Use of Digital Technologies in Contemporary Education. -2023. - Singapore: Springer Nature Singapore. - P. 123-133. - DQI: https://doi.org/10.1007/978-981-99-0444-0 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.