УДК 355.23
Назаров Евгений Сергеевич
Костромской государственный университет [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты проблемы развития электронной образовательной среды, подчеркивается актуальность решения данной задачи на современном этапе мирового общественного и технического развития. Отмечая особенности учебно-воспитательного процесса в высшей военной школе России, автор уточняет понятия образовательной среды и её виртуальной составляющей; дает их сущностные характеристики. Особое внимание обращается на педагогическую целесообразность использования электронных средств обучения с точки зрения обеспечения как субъектной позиции обучающихся, так и субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в военном вузе.
Ключевые слова: образовательная среда и её развитие, виртуализация, интегративная система обучения, субъектная позиция личности, военный вуз.
К военному специалисту предъявляются высокие требования: способность с высокой эффективностью решать военные профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности за свои действия и за действия подчиненных. Следовательно, для эффективного осуществления воинских обязанностей в условиях информатизации общества становится важным наличие у будущих офицеров сформированной военно-профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий.
Мы осознаем, что информационно-коммуникационные технологии оказывают сильное влияние на динамику развития всех сфер человеческой деятельности в современном обществе, способствуют распространению информационных потоков, создавая тем самым глобальное виртуальное пространство. Очевидно, что для эффективного управления данными процессами необходима соответствующая подготовка кадров и в рамках военного вуза.
В настоящее время в нашей стране в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проходит становление новой системы образования, нацеленной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Президент России В.В. Путин в ходе Совещания по вопросам развития военных вузов сказал: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров - это фундамент Вооруженных Сил. И он должен быть надежным и прочным, отвечать требованиям времени» [8].
Процесс виртуализации способствует переменам в образовательной среде вузов, готовящих российских офицеров. Эти изменения означают не только корректировку содержания, но и технологий обучения - внедрения информационно-коммуникационных средств с целью имитации профессиональной деятельности, обусловленной высокими достижениями военной науки и техники. Современной армии требуется специалист, по-
нимающий принципы действия, предназначение и роль новой военной техники в условиях боевых действий, владеющий высокотехнологичным оружием, умеющий управлять компьютеризированными механизмами и контролировать их работу.
Сегодня существенное усиление эффективности профессиональной подготовки военнослужащих прежде всего связано с информационно-коммуникационными ресурсами как необходимой частью целостного образовательного процесса. И.В. Тренин отмечает [10], что актуальность исследований в области развития информационного образовательного пространства военного вуза подтверждается практическими шагами в этом направлении:
- в 2016 году создается единая электронная библиотека;
- осуществляется интеграция электронных образовательных ресурсов «близких» военных и гражданских вузов;
- для быстрого распространения педагогического и методического опыта начинается реализация проекта «Электронный вуз». Проведение виртуальных интерактивных мастер-классов, семинаров и конференций позволяет активизировать педагогическое и студенческое сообщество.
По мнению И.В. Тренина, значимыми особенностями современного военного образования являются:
- корректировка программ подготовки с учетом результатов внезапных проверок войск и опыта проведения реальных Вооруженных операций;
- реагирование на реальный запрос современных вооруженных сил в части подготовки военных кадров.
В рамках инновационного проекта «Электронный вуз», включенного в программу «Эффективная армия», предусматривается завершить в 2018 году создание информационно-образовательной среды системы военного образования России, которая должна объединить все информационные ресурсы, разработанные в интересах военного образования [10]. Тем более, что практика обучения слуша-
© Назаров Е.С., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
185
телей и курсантов военных вузов по электронным учебным пособиям подтвердила эффективность их использования.
Ведущие российские ученые, рассматривают проблемы развития электронной информационно-коммуникационной образовательной среды с разных позиций:
- с позиций диалектического и синергетиче-ского подходов в образовании (С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, А. А. Самарский);
- с позиции личностного подхода (В. А. Сласте-нин, С. Д. Смирнов);
- с позиции сетевого подхода (Г. А. Берулава, В.Э. Штейн) и
- с позиции контексного подхода (А. А. Вербицкий, И.Ю. Тарханова).
Мы согласны с мнением И.Ю. Тархановой, что обозначенные нами ниже принципы виртуализации образовательной среды вуза интегративно ориентированы на развитие личности обучающегося в целом [9].
Диалектический подход выдвигает на первый план принцип интеграции информационных ресурсов в процессе образования в вузе.
Синергетический подход дает возможность в процессе виртуализации образования основываться на идее саморазвивающихся педагогических систем открытого типа, что особенно важно для формирования будущих военных командиров.
Приоритет профессионального развития личности и самоактуализация самого обучающегося есть принцип виртуализации среды, обозначенный прежде всего личностным подходом. Реализация сетевого принципа позволяет создать логическую структуру разнообразных педагогических явлений и процессов. Контекстный подход к процессу виртуализации требует осуществления принципа неразрывных связей педагогического процесса с социальной средой.
Кроме того, на наш взгляд, в ходе создания и развития информационно-образовательной среды к реализации обязательны два основополагающих принципа традиционной дидактики: принцип научной обоснованности и целесообразности применения тех или иных средств обучения (в данном случае - информационно-коммуникационных) и принцип перспективности обучения и воспитания (в данном случае - в условиях функционирования электронной образовательной среды).
Очевидно, что прежде чем представить процесс развития информационно-образовательной среды военного вуза, необходимо, во-первых, обратиться к самому понятию «образовательная среда», а, во-вторых, выявить специфику данной среды в военной высшей школе. В современных исследованиях ряд авторов (Е.П. Белозерцев, В.Я. Лыкова, В.И. Слободчиков, В.С. Кукушин) в определениях образовательной среды акцентирует её разные
сущностные грани: совокупность информационных ресурсов, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которые структурированы определенным образом для осуществления полного образовательного цикла.
Философские и педагогические аспекты данного понятия представлены в работах ученых Института педагогических инноваций РАО (Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский и др.), психологические - в трудах исследователей Института психологии РАО (Б. Д. Эльконин, В.В. Рубцов, В.И. Панов и др.) [7]. Основываясь на их представлениях, мы видим образовательную среду как компонент социокультурной среды, являющийся комплексом специально созданных психолого-педагогических условий, которые эффективно влияют на процесс становления и развития личности обучающихся.
В современной психолого-педагогической науке проблемами образовательной среды занимается целый ряд ученых: А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаренко, И.С. Якиманская, В.С. Библер и др. рассматривают связь образовательной среды с культурологическими моделями образования; В. А. Караковский, Н.М. Смирнов, А. А. Бодалев и др. анализируют отношения «ребенок - среда»; Н.Н. Моисеев, М. Лерноушек, Д. Ж. Маркович, К. Риттельмайер и др. исследуют взаимосвязи эмоциональной сферы обучающихся и изучаемых предметов.
Г.Ю. Беляев выявляет общие и типологические характеристики образовательной среды [1]. Любая образовательная среда обладает сложным составом: она представляет собой социальную общность, формирует локальные среды разных видов; включает в себя процесс диалектического взаимодействия пространственно-предметного, социального и психолого-педагогического компонентов, влияющих на развитие участников образовательной среды; выступает как средство обучения, воспитания и развития. Автор убежден, что образовательные среды векторны, где вектором изменений становятся культурно-поведенческие стереотипы субъектов, что, по нашему мнению, особенно ярко проявляется в военной среде. С.П. Коряковцев считает, что образовательная среда являет собой систему условий формирования личности по заданному образцу [5], и это, несомненно, что характерно для армейского вуза.
Данные представления о влиянии образовательной среды, безусловно, связаны с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Именно в этом, на наш взгляд, особенность воздействия образовательной среды военного вуза на личность будущего офицера, где культурно-поведенческие стереотипы мешают развитию гибкости мышления и творческому наиболее эффективному выполнению профессиональных обязанностей сообразно сложившейся обстановке.
186
Вестник КГУ ^ 2018
Анализируя позиции ведущих ученых, можно отметить, что они выделяют следующие сущностные характеристики среды образования: среда должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, здоровьес-берегающей, эстетичной, диалоговой, гуманной; основой создания среды является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; образовательную среду нельзя рассматривать как неизменную [5; 6].
По нашему мнению, образовательная среда, особенно армейская, целенаправленно воздействует на обучающегося и организует субъект - субъектные отношения педагога и курсанта в достаточно узких рамках Устава и субординации. Современная образовательная среда обязана обеспечивать их взаимный диалог, который должен быть и педагогически, и валеологически целесообразным, опираться на идеи гуманизации и учитывать задачи профессионального и личностного совершенствования будущего офицера. Для успешной реализации данных функций образовательная среда военного вуза требует расширения виртуального пространства с целью интеграции в нем информационных и дидактических ресурсов. Но, если информационные ресурсы Министерство обороны России активно развивает, то развитию дидактических ресурсов, которые должны интегрировать новую познавательную информацию и практико-ориентированные имитационные деятельностные технологии в образовательный процесс военных вузов, уделяется явно недостаточно внимания. Следует подчеркнуть, что внедрение дидактических ресурсов в форме разнообразных педагогических технологий в виртуальную образовательную среду характерно для мировой практики. Именно такой процесс мы понимаем под процессом виртуализации образовательной среды.
Осмысливая различные определения, сущностные характеристики и функции образовательной среды, мы сделали вывод, что образовательная среда вуза (в том числе и виртуальная) есть необычайно сложная интегративная система, основанная на организационно-педагогических, психологических, материальных и социальных ресурсах, нацеленная как на развитие партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса, так и на личностное развитие обучающихся и их профессиональной компетентности.
Реализуя указанные нами выше теоретико-методологические принципы в процессе развития информационно-образовательной среды, следует учитывать практико ориентированную специфику военных вузов, а именно:
- особое содержание образования и будущей профессиональной деятельности курсантов, связанных с несением военной службы, в том числе в экстремальных ситуациях;
- обеспечение дисциплинами информационно-коммуникационного сегмента системы знаний, которые необходимы для управления новой военной техникой.
Значит, виртуальную образовательную среду военного вуза можно рассматривать «не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников» [4]. Она, безусловно, способствует развитию технико-алгоритмического мышления, мобильности, быстроты реакции, то есть - адаптации молодых специалистов к новым условиям военной службы в целом.
Для сегодняшних выпускников военных вузов значимо не только формирование навыков использования информационных ресурсов, но и развитие способностей к созданию новой информационной среды и умения её активно использовать. Организовано в университете электронное обучение или нет - от этого не зависит стихийное погружение молодых людей в виртуальную среду; молодежь активно использует возможности 1Т-технологий: организует общение в социальных сетях, читает электронные книги, - но при этом встает вопрос о степени качества получаемой ею информации. Очевидно, что виртуальная система вуза должна способствовать обеспечению высокого качества информационно-коммуникационных ресурсов для создания условий эффективной подготовки будущих военных специалистов, сопрягая ее с информацией, получаемой на занятиях в процессе обучения.
Виртуализация образовательной среды - это сложные научно-технические, общественно-политические и социально-экономические процессы, которые на конкретном историческом этапе становятся необходимыми для развития общества и предъявляют к профессионалам новые требования. Таким образом, под виртуализацией военного образования видится процесс создания современных оптимальных условий для удовлетворения информационно-имитационных потребностей сегодняшних военнослужащих, способствующих развитию самостоятельного мышления, мгновенной реакции на изменения боевой ситуации и умения управлять сложнейшей военной техникой. При этом в образовательном процессе усиливается интеграция информационных и дидактических ресурсов, активизируется мотивация субъектов образовательного процесса к взаимодействию в электронной информационно-образовательной среде вуза. Электронная образовательная среда может выполнять роль интеллектуального электронного тьютора, задавать персональный образовательный вектор, что активизирует становление личности будущего офицера как профессионала.
Следует обратить внимание, что и реальные, и виртуальные образовательные среды характеризуются прежде всего ресурсным потенциалом и способами организации. Но для виртуальной
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
187
среды особенно важными показателями являются степень партнерства пользователей среды и возможность их влияния на её преобразование.
Одним из важнейших критериев педагогически эффективной виртуализации образовательной среды является обеспечение субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе. Только в этом случае среда будет являться средством лич-ностно-профессионального развития и саморазвития будущего специалиста [5].
В заключение следует обратить внимание, что в высших военных учебных заведениях организация информационно-коммуникационной подготовки обучающихся требует системного взаимодействия как военных, так и гражданских специалистов, направленного на интеграцию профессиональных компетенций с помощью обеспечения высокого уровня освоения электронных технологий для будущей эффективной профессиональной деятельности выпускников и достойного выполнения ими воинского долга.
Библиографический список
1. Базы знаний по дистанционному обучению [Электронный ресурс]. - М.: Сообщество e-Learning PRO, 2011. - Режим доступа: http:// www.elearningpro.ru/ (дата обращения: 19.09.2018).
2. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно профессионального развития будущего специалиста // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: в 2 Т.: сб. науч. ст. - Га-брово, ЕКС-ПРЕС, 2011. - Т.1. - С. 133-137.
3. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. - М.: ИИО РАО, 2010. -326 с.
4. Коряковцев С.П. Новое в деятельности преподавателя технического вуза: реализация электронных модулей // Педагогические и психологические проблемы современного образования: Материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2015. - С. 360-364.
5. Коряковцев С.П. Роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 6. - С. 241-244.
6. Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г. Информационно-коммуникационное обучение и информационно-технологическое обеспечение дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников высшей школы // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы второй всерос. науч.-практ. конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. - С. 35-41.
7. Мукашев Б.С. Проектирование модели и реализация виртуально образовательной среды вуза // Сб. статей с IX междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых «Наука и образование. -2014». - Астана, 2014.
8. Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам развития системы военного образования [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www. redstar.ru/index.php/ syria/item/12786-podgotovka-kadrov-fundament-razvitiyavooruzhjonnykh-sil (дата обращения: 17.08.2018).
9. Тарханова И.Ю. Социализация взрослых в системе дополнительного профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -232 с.
10. Тренин И.В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2017. - 293 с.
References
1. Bazy znanij po distancionnomu obucheniyu [EHlektronnyj resurs]. - M.: Soobshchestvo e-Learning PRO, 2011. - Rezhim dostupa: http://www. elearningpro.ru/ (data obrashcheniya: 19.09.2018).
2. ZHuk O.L., Sirenko S.N. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor lichnostno professional'nogo razvitiya budushchego specialista // Pedagogicheskata sreda v universiteta kato prostranstvo za profesionalno-lichnostno razvitie na b"deshchiya specialist: v 2 T.: sb. nauch. st. - Gabrovo, EKS-PRES, 2011. - T.1. - S. 133-137.
3. Kozlov O.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy informacionnoj podgotovki kursantov voenno-uchebnyh zavedenij. - M.: IIO RAO, 2010. - 326 s.
4. Koryakovcev S.P. Novoe v deyatel'nosti prepodavatelya tekhnicheskogo vuza: realizaciya ehlektronnyh modulej // Pedagogicheskie i psihologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: Materialy nauch.-prakt. konf. «CHteniya Ushinskogo». - YAroslavl': YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2015. - S. 360-364.
5. Koryakovcev S.P. Rol' distancionnogo obrazovaniya v aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov tekhnicheskogo vuza // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2014. - T. 20. - № 6. - S. 241-244.
6. Koryakovceva O.A., Dosseh T.G. Informacionno-kommunikacionnoe obuchenie i informacionno-tekhnologicheskoe obespechenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya nauchno-pedagogicheskih rabotnikov vysshej shkoly // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyah modernizacii: materialy vtoroj vseros. nauch.-prakt. konf. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2010. - S. 35-41.
7. Mukashev B.S. Proektirovanie modeli i realizaciya virtual'no obrazovatel'noj sredy vuza //
188
Вестник КГУ 2018
Sb. statej s IH mezhdunar. nauch. konf. studentov i molodyh uchenyh «Nauka i obrazovanie. - 2014». -Astana, 2014.
8. Putin V.V. Vystuplenie na soveshchanii po voprosam razvitiya sistemy voennogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. redstar.ru/index.php/ syria/item/12786-podgotovka-kadrov-fundament-razvitiy avooruzhj onnykh-sil (data
obrashcheniya: 17.08.2018).
9. Tarhanova I.YU. Socializaciya vzroslyh v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. -YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2014. - 232 s.
10. Trenin I.V Integraciya informacionnyh i didakticheskih resursov v obrazovatel'nom processe voennogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2017. -293 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
189