Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы развития электронной образовательной среды военного вуза'

Теоретико-методологические основы развития электронной образовательной среды военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЁ РАЗВИТИЕ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ВОЕННЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Евгений Сергеевич

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты проблемы развития электронной образовательной среды, подчеркивается актуальность решения данной задачи на современном этапе мирового общественного и технического развития. Отмечая особенности учебно-воспитательного процесса в высшей военной школе России, автор уточняет понятия образовательной среды и её виртуальной составляющей; дает их сущностные характеристики. Особое внимание обращается на педагогическую целесообразность использования электронных средств обучения с точки зрения обеспечения как субъектной позиции обучающихся, так и субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretico-methodological bases ofdevelopment of the electronic educational medium of a military higher education institution

Theoretico-methodological bases of development of the electronic educational medium are considered in the article, topicality of the solution of this task at the present stage of world social and technical development is emphasised. Noting features of educational-upbringing process at the Russian higher military school, the author specifies concepts of the educational medium and its virtual constituent, gives their intrinsic characteristics. Special attention is paid to pedagogic expediency of use of electronic tutorials in terms of providing both the students' subject positions and the interpersonal relations of educational process' participants in a military higher education institution.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы развития электронной образовательной среды военного вуза»

УДК 355.23

Назаров Евгений Сергеевич

Костромской государственный университет [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты проблемы развития электронной образовательной среды, подчеркивается актуальность решения данной задачи на современном этапе мирового общественного и технического развития. Отмечая особенности учебно-воспитательного процесса в высшей военной школе России, автор уточняет понятия образовательной среды и её виртуальной составляющей; дает их сущностные характеристики. Особое внимание обращается на педагогическую целесообразность использования электронных средств обучения с точки зрения обеспечения как субъектной позиции обучающихся, так и субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в военном вузе.

Ключевые слова: образовательная среда и её развитие, виртуализация, интегративная система обучения, субъектная позиция личности, военный вуз.

К военному специалисту предъявляются высокие требования: способность с высокой эффективностью решать военные профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности за свои действия и за действия подчиненных. Следовательно, для эффективного осуществления воинских обязанностей в условиях информатизации общества становится важным наличие у будущих офицеров сформированной военно-профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий.

Мы осознаем, что информационно-коммуникационные технологии оказывают сильное влияние на динамику развития всех сфер человеческой деятельности в современном обществе, способствуют распространению информационных потоков, создавая тем самым глобальное виртуальное пространство. Очевидно, что для эффективного управления данными процессами необходима соответствующая подготовка кадров и в рамках военного вуза.

В настоящее время в нашей стране в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проходит становление новой системы образования, нацеленной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Президент России В.В. Путин в ходе Совещания по вопросам развития военных вузов сказал: «Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров - это фундамент Вооруженных Сил. И он должен быть надежным и прочным, отвечать требованиям времени» [8].

Процесс виртуализации способствует переменам в образовательной среде вузов, готовящих российских офицеров. Эти изменения означают не только корректировку содержания, но и технологий обучения - внедрения информационно-коммуникационных средств с целью имитации профессиональной деятельности, обусловленной высокими достижениями военной науки и техники. Современной армии требуется специалист, по-

нимающий принципы действия, предназначение и роль новой военной техники в условиях боевых действий, владеющий высокотехнологичным оружием, умеющий управлять компьютеризированными механизмами и контролировать их работу.

Сегодня существенное усиление эффективности профессиональной подготовки военнослужащих прежде всего связано с информационно-коммуникационными ресурсами как необходимой частью целостного образовательного процесса. И.В. Тренин отмечает [10], что актуальность исследований в области развития информационного образовательного пространства военного вуза подтверждается практическими шагами в этом направлении:

- в 2016 году создается единая электронная библиотека;

- осуществляется интеграция электронных образовательных ресурсов «близких» военных и гражданских вузов;

- для быстрого распространения педагогического и методического опыта начинается реализация проекта «Электронный вуз». Проведение виртуальных интерактивных мастер-классов, семинаров и конференций позволяет активизировать педагогическое и студенческое сообщество.

По мнению И.В. Тренина, значимыми особенностями современного военного образования являются:

- корректировка программ подготовки с учетом результатов внезапных проверок войск и опыта проведения реальных Вооруженных операций;

- реагирование на реальный запрос современных вооруженных сил в части подготовки военных кадров.

В рамках инновационного проекта «Электронный вуз», включенного в программу «Эффективная армия», предусматривается завершить в 2018 году создание информационно-образовательной среды системы военного образования России, которая должна объединить все информационные ресурсы, разработанные в интересах военного образования [10]. Тем более, что практика обучения слуша-

© Назаров Е.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

185

телей и курсантов военных вузов по электронным учебным пособиям подтвердила эффективность их использования.

Ведущие российские ученые, рассматривают проблемы развития электронной информационно-коммуникационной образовательной среды с разных позиций:

- с позиций диалектического и синергетиче-ского подходов в образовании (С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, А. А. Самарский);

- с позиции личностного подхода (В. А. Сласте-нин, С. Д. Смирнов);

- с позиции сетевого подхода (Г. А. Берулава, В.Э. Штейн) и

- с позиции контексного подхода (А. А. Вербицкий, И.Ю. Тарханова).

Мы согласны с мнением И.Ю. Тархановой, что обозначенные нами ниже принципы виртуализации образовательной среды вуза интегративно ориентированы на развитие личности обучающегося в целом [9].

Диалектический подход выдвигает на первый план принцип интеграции информационных ресурсов в процессе образования в вузе.

Синергетический подход дает возможность в процессе виртуализации образования основываться на идее саморазвивающихся педагогических систем открытого типа, что особенно важно для формирования будущих военных командиров.

Приоритет профессионального развития личности и самоактуализация самого обучающегося есть принцип виртуализации среды, обозначенный прежде всего личностным подходом. Реализация сетевого принципа позволяет создать логическую структуру разнообразных педагогических явлений и процессов. Контекстный подход к процессу виртуализации требует осуществления принципа неразрывных связей педагогического процесса с социальной средой.

Кроме того, на наш взгляд, в ходе создания и развития информационно-образовательной среды к реализации обязательны два основополагающих принципа традиционной дидактики: принцип научной обоснованности и целесообразности применения тех или иных средств обучения (в данном случае - информационно-коммуникационных) и принцип перспективности обучения и воспитания (в данном случае - в условиях функционирования электронной образовательной среды).

Очевидно, что прежде чем представить процесс развития информационно-образовательной среды военного вуза, необходимо, во-первых, обратиться к самому понятию «образовательная среда», а, во-вторых, выявить специфику данной среды в военной высшей школе. В современных исследованиях ряд авторов (Е.П. Белозерцев, В.Я. Лыкова, В.И. Слободчиков, В.С. Кукушин) в определениях образовательной среды акцентирует её разные

сущностные грани: совокупность информационных ресурсов, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, которые структурированы определенным образом для осуществления полного образовательного цикла.

Философские и педагогические аспекты данного понятия представлены в работах ученых Института педагогических инноваций РАО (Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский и др.), психологические - в трудах исследователей Института психологии РАО (Б. Д. Эльконин, В.В. Рубцов, В.И. Панов и др.) [7]. Основываясь на их представлениях, мы видим образовательную среду как компонент социокультурной среды, являющийся комплексом специально созданных психолого-педагогических условий, которые эффективно влияют на процесс становления и развития личности обучающихся.

В современной психолого-педагогической науке проблемами образовательной среды занимается целый ряд ученых: А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаренко, И.С. Якиманская, В.С. Библер и др. рассматривают связь образовательной среды с культурологическими моделями образования; В. А. Караковский, Н.М. Смирнов, А. А. Бодалев и др. анализируют отношения «ребенок - среда»; Н.Н. Моисеев, М. Лерноушек, Д. Ж. Маркович, К. Риттельмайер и др. исследуют взаимосвязи эмоциональной сферы обучающихся и изучаемых предметов.

Г.Ю. Беляев выявляет общие и типологические характеристики образовательной среды [1]. Любая образовательная среда обладает сложным составом: она представляет собой социальную общность, формирует локальные среды разных видов; включает в себя процесс диалектического взаимодействия пространственно-предметного, социального и психолого-педагогического компонентов, влияющих на развитие участников образовательной среды; выступает как средство обучения, воспитания и развития. Автор убежден, что образовательные среды векторны, где вектором изменений становятся культурно-поведенческие стереотипы субъектов, что, по нашему мнению, особенно ярко проявляется в военной среде. С.П. Коряковцев считает, что образовательная среда являет собой систему условий формирования личности по заданному образцу [5], и это, несомненно, что характерно для армейского вуза.

Данные представления о влиянии образовательной среды, безусловно, связаны с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Именно в этом, на наш взгляд, особенность воздействия образовательной среды военного вуза на личность будущего офицера, где культурно-поведенческие стереотипы мешают развитию гибкости мышления и творческому наиболее эффективному выполнению профессиональных обязанностей сообразно сложившейся обстановке.

186

Вестник КГУ ^ 2018

Анализируя позиции ведущих ученых, можно отметить, что они выделяют следующие сущностные характеристики среды образования: среда должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, здоровьес-берегающей, эстетичной, диалоговой, гуманной; основой создания среды является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; образовательную среду нельзя рассматривать как неизменную [5; 6].

По нашему мнению, образовательная среда, особенно армейская, целенаправленно воздействует на обучающегося и организует субъект - субъектные отношения педагога и курсанта в достаточно узких рамках Устава и субординации. Современная образовательная среда обязана обеспечивать их взаимный диалог, который должен быть и педагогически, и валеологически целесообразным, опираться на идеи гуманизации и учитывать задачи профессионального и личностного совершенствования будущего офицера. Для успешной реализации данных функций образовательная среда военного вуза требует расширения виртуального пространства с целью интеграции в нем информационных и дидактических ресурсов. Но, если информационные ресурсы Министерство обороны России активно развивает, то развитию дидактических ресурсов, которые должны интегрировать новую познавательную информацию и практико-ориентированные имитационные деятельностные технологии в образовательный процесс военных вузов, уделяется явно недостаточно внимания. Следует подчеркнуть, что внедрение дидактических ресурсов в форме разнообразных педагогических технологий в виртуальную образовательную среду характерно для мировой практики. Именно такой процесс мы понимаем под процессом виртуализации образовательной среды.

Осмысливая различные определения, сущностные характеристики и функции образовательной среды, мы сделали вывод, что образовательная среда вуза (в том числе и виртуальная) есть необычайно сложная интегративная система, основанная на организационно-педагогических, психологических, материальных и социальных ресурсах, нацеленная как на развитие партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса, так и на личностное развитие обучающихся и их профессиональной компетентности.

Реализуя указанные нами выше теоретико-методологические принципы в процессе развития информационно-образовательной среды, следует учитывать практико ориентированную специфику военных вузов, а именно:

- особое содержание образования и будущей профессиональной деятельности курсантов, связанных с несением военной службы, в том числе в экстремальных ситуациях;

- обеспечение дисциплинами информационно-коммуникационного сегмента системы знаний, которые необходимы для управления новой военной техникой.

Значит, виртуальную образовательную среду военного вуза можно рассматривать «не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников» [4]. Она, безусловно, способствует развитию технико-алгоритмического мышления, мобильности, быстроты реакции, то есть - адаптации молодых специалистов к новым условиям военной службы в целом.

Для сегодняшних выпускников военных вузов значимо не только формирование навыков использования информационных ресурсов, но и развитие способностей к созданию новой информационной среды и умения её активно использовать. Организовано в университете электронное обучение или нет - от этого не зависит стихийное погружение молодых людей в виртуальную среду; молодежь активно использует возможности 1Т-технологий: организует общение в социальных сетях, читает электронные книги, - но при этом встает вопрос о степени качества получаемой ею информации. Очевидно, что виртуальная система вуза должна способствовать обеспечению высокого качества информационно-коммуникационных ресурсов для создания условий эффективной подготовки будущих военных специалистов, сопрягая ее с информацией, получаемой на занятиях в процессе обучения.

Виртуализация образовательной среды - это сложные научно-технические, общественно-политические и социально-экономические процессы, которые на конкретном историческом этапе становятся необходимыми для развития общества и предъявляют к профессионалам новые требования. Таким образом, под виртуализацией военного образования видится процесс создания современных оптимальных условий для удовлетворения информационно-имитационных потребностей сегодняшних военнослужащих, способствующих развитию самостоятельного мышления, мгновенной реакции на изменения боевой ситуации и умения управлять сложнейшей военной техникой. При этом в образовательном процессе усиливается интеграция информационных и дидактических ресурсов, активизируется мотивация субъектов образовательного процесса к взаимодействию в электронной информационно-образовательной среде вуза. Электронная образовательная среда может выполнять роль интеллектуального электронного тьютора, задавать персональный образовательный вектор, что активизирует становление личности будущего офицера как профессионала.

Следует обратить внимание, что и реальные, и виртуальные образовательные среды характеризуются прежде всего ресурсным потенциалом и способами организации. Но для виртуальной

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

187

среды особенно важными показателями являются степень партнерства пользователей среды и возможность их влияния на её преобразование.

Одним из важнейших критериев педагогически эффективной виртуализации образовательной среды является обеспечение субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе. Только в этом случае среда будет являться средством лич-ностно-профессионального развития и саморазвития будущего специалиста [5].

В заключение следует обратить внимание, что в высших военных учебных заведениях организация информационно-коммуникационной подготовки обучающихся требует системного взаимодействия как военных, так и гражданских специалистов, направленного на интеграцию профессиональных компетенций с помощью обеспечения высокого уровня освоения электронных технологий для будущей эффективной профессиональной деятельности выпускников и достойного выполнения ими воинского долга.

Библиографический список

1. Базы знаний по дистанционному обучению [Электронный ресурс]. - М.: Сообщество e-Learning PRO, 2011. - Режим доступа: http:// www.elearningpro.ru/ (дата обращения: 19.09.2018).

2. Жук О.Л., Сиренко С.Н. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно профессионального развития будущего специалиста // Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист: в 2 Т.: сб. науч. ст. - Га-брово, ЕКС-ПРЕС, 2011. - Т.1. - С. 133-137.

3. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. - М.: ИИО РАО, 2010. -326 с.

4. Коряковцев С.П. Новое в деятельности преподавателя технического вуза: реализация электронных модулей // Педагогические и психологические проблемы современного образования: Материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2015. - С. 360-364.

5. Коряковцев С.П. Роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 6. - С. 241-244.

6. Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г. Информационно-коммуникационное обучение и информационно-технологическое обеспечение дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников высшей школы // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы второй всерос. науч.-практ. конф. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. - С. 35-41.

7. Мукашев Б.С. Проектирование модели и реализация виртуально образовательной среды вуза // Сб. статей с IX междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых «Наука и образование. -2014». - Астана, 2014.

8. Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам развития системы военного образования [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www. redstar.ru/index.php/ syria/item/12786-podgotovka-kadrov-fundament-razvitiyavooruzhjonnykh-sil (дата обращения: 17.08.2018).

9. Тарханова И.Ю. Социализация взрослых в системе дополнительного профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -232 с.

10. Тренин И.В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2017. - 293 с.

References

1. Bazy znanij po distancionnomu obucheniyu [EHlektronnyj resurs]. - M.: Soobshchestvo e-Learning PRO, 2011. - Rezhim dostupa: http://www. elearningpro.ru/ (data obrashcheniya: 19.09.2018).

2. ZHuk O.L., Sirenko S.N. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor lichnostno professional'nogo razvitiya budushchego specialista // Pedagogicheskata sreda v universiteta kato prostranstvo za profesionalno-lichnostno razvitie na b"deshchiya specialist: v 2 T.: sb. nauch. st. - Gabrovo, EKS-PRES, 2011. - T.1. - S. 133-137.

3. Kozlov O.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy informacionnoj podgotovki kursantov voenno-uchebnyh zavedenij. - M.: IIO RAO, 2010. - 326 s.

4. Koryakovcev S.P. Novoe v deyatel'nosti prepodavatelya tekhnicheskogo vuza: realizaciya ehlektronnyh modulej // Pedagogicheskie i psihologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: Materialy nauch.-prakt. konf. «CHteniya Ushinskogo». - YAroslavl': YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2015. - S. 360-364.

5. Koryakovcev S.P. Rol' distancionnogo obrazovaniya v aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov tekhnicheskogo vuza // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2014. - T. 20. - № 6. - S. 241-244.

6. Koryakovceva O.A., Dosseh T.G. Informacionno-kommunikacionnoe obuchenie i informacionno-tekhnologicheskoe obespechenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya nauchno-pedagogicheskih rabotnikov vysshej shkoly // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v usloviyah modernizacii: materialy vtoroj vseros. nauch.-prakt. konf. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2010. - S. 35-41.

7. Mukashev B.S. Proektirovanie modeli i realizaciya virtual'no obrazovatel'noj sredy vuza //

188

Вестник КГУ 2018

Sb. statej s IH mezhdunar. nauch. konf. studentov i molodyh uchenyh «Nauka i obrazovanie. - 2014». -Astana, 2014.

8. Putin V.V. Vystuplenie na soveshchanii po voprosam razvitiya sistemy voennogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. redstar.ru/index.php/ syria/item/12786-podgotovka-kadrov-fundament-razvitiy avooruzhj onnykh-sil (data

obrashcheniya: 17.08.2018).

9. Tarhanova I.YU. Socializaciya vzroslyh v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. -YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2014. - 232 s.

10. Trenin I.V Integraciya informacionnyh i didakticheskih resursov v obrazovatel'nom processe voennogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2017. -293 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.