Научная статья на тему 'Формирование сценарной культуры будущего режиссера-педагога'

Формирование сценарной культуры будущего режиссера-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Элла Валерьевна

Рассматривается процесс формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов как важнейшей составляющей повышения качества профессиональной подготовки специалистов режиссерского профиля в вузах искусств и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование сценарной культуры будущего режиссера-педагога»

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Э.В. ГУСЕВА (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО РЕЖИССЕРА-ПЕДАГОГА

Рассматривается процесс формирования сценарной культуры будущихрежиссеров-педагогов как важнейшей составляющей повышения качества профессиональной подготовки специалистов режиссерского профиля в вузах искусств и культуры.

Изменения, происходящие в различных сферах современного общества, влияют на государственный образовательный стандарт, требования которого характеризуются сегодня ориентацией на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов. От ее уровня зависят качество их общей профессиональной подготовки, реализация художественного и воспитательного потенциала театрализованных представлений и праздников, организуемых специалистами этого профиля.

Режиссер-педагог, обладающий сценарной культурой, организует не бездумные, развлекательные, способные лишь занять время театрализованные представления, а действо, насыщенное современными проблемами, предполагающее поиск вместе с аудиторией решений, развлекая, педагогически оформляет досуг.

Основная цель вузов искусств и культуры - профессиональная подготовка высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов, поэтому процесс обучения и воспитания будущих режиссеров-педагогов важно осуществлять с позиций завтрашнего дня, т.е. обеспечивать переход на качественно новый уровень профессиональной подготовки, отличающийся сформированностью сценарной культуры.

Анализ практики высших учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой режиссеров, свидетельствует

о том, что вузы по-прежнему нацелены на узкоспециальное образование. Образовательный процесс не наполняется новым содержанием, культурологическими и пси-холого-педагогическими знаниями и умениями, достаточными для формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, т. е. несмотря на ее востребованность в современной социокультурной ситуации общества, в вузах искусств и культуры она не занимает соответствующего ей места.

Проведенный анализ диссертационных исследований, психолого-педагогической литературы, материалов конференций по проблеме подготовки режиссеров в вузах искусств и культуры показал, что формирование сценарной культуры будущих ре-жиссеров-педагогов до настоящего времени не являлось предметом специального педагогического исследования, не было уточнено научное знание о сущности сценарной культуры, отсутствуют исследования, посвященные специфике данного феномена, а знания о педагогической деятельности режиссера рассредоточены в мемуарных и публицистических произведениях театральных режиссеров-педагогов, в методической литературе, отдельных статьях. Авторы чаще всего делятся личным опытом и опытом педагогической практики известных режиссеров-педагогов и ре-жиссеров-постановщиков, раскрывающим способы и приемы работы с актером в различных ситуациях, исследуют вопросы общей профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей (Л.Ф. Афонченко, Е.В. Бондарева, Б.Е. За-хава, М.О. Кнебель, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос и др.).

В педагогической теории целостного педагогического процесса формирование всесторонне развитой личности считают одним из непременных условий эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов (В.С. Ильин, В.Ф. Райский, С.А. Рубинштейн, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, М.И. Дьяченко, В.С. Мерлин,

© Гусева Э.В., 2008

В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, О.А. Абдуллина, К.М. Дурай-Новакова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). Однако в этих работах вопросы формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов рассматриваются на уровне постановки проблемы или косвенно.

Анализ состояния проблемы обнаруживает основное противоречие между объективной потребностью общества в максимально эффективном использовании воспитательного потенциала драматургии театрализованных представлений, праздников и недостаточной теоретической обоснованностью процесса профессиональной подготовки, важнейшей составляющей которой является формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов.

Категория «сценарная культура» была введена в научный обиход педагогики высшей школы О.И. Марковым [3].Педаго-гическая интерпретация сценарной культуры основывается на междисциплинарном, культурологическом и целостном подходах, и специфика ее обусловлена закономерностями системы разных видов искусств и особенностями художественно-педагогической деятельности режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников.

В контексте теории высшего художественно-педагогического образования ка -тегория «сценарная культура» может быть проанализирована в двух аспектах. Во-первых, как динамическое профессионально значимое образование личности режиссе-ра-педагога, включающее комплекс профессиональных характеристик, содержание которых обусловлено спецификой сценарно-режиссерского творчества, сложившейся под влиянием системы искусств и особенностей художественно -педагогической деятельности преподавателя сценарного мастерства в высшей школе. Во-вторых, сценарную культуру целесообразно рассматривать как компонент содержания высшего художественно -педагогического образования, фактором реализации целостности которого в учебно-воспитательном процессе вуза выступают межпредметные связи. Формы и методы изучения сценарной культуры режиссерами-педагогами отражают интегративный характер и творческую сущность данного феномена.

Сценарная культура как динамическое профессионально значимое образование личности режиссера-педагога предполага-

ет высокий уровень знаний, умений и навыков сценарного мастерства, способствует решению творческих художественнопедагогических задач, становлению авторского художественного видения, гражданской позиции, адекватному пониманию реалий жизни современного общества. Эффективное формирование сценарной культуры как динамического профессионально значимого образования личности будущего режиссера-педагога предполагает изучение исходного состояния и постановку задач формирования сценарной культуры; уточнение ее сущностных характеристик как результата целенаправленной профессиональной подготовки; формирование знаний, умений, навыков сценарного мастерства, профессионально-педагогической направленности; развитие способности к педагогической рефлексии, обеспечивающей ей успешность в профессиональной художественно-педагогической деятельности.

Разработанная нами модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов представляет собой закономерную смену одного этапа другим, рассматривается нами как определенная взаимообусловленная последовательность этапов. Первый этап (теоретикометодологический) нацелен на овладение студентами теоретико -методологическими принципами, определяющими теорию целостного процесса художественно-педагогической деятельности режиссера-педаго-га, основными положениями теории, обеспечивающими оптимизацию сценарной практики. Второй этап (методический) направлен на освоение студентами форм, методов и приемов художественно-педагогического, социально-психологического воздействия на воспитанников и зрителей в процессе режиссерской разработки сценария. Третий этап (практический) ориентирован на реализацию задач современной сценарной практики и практики высшей школы в профессиональной подготовке будущих режиссеров-педагогов.

Анализ литературы по исследуемой проблеме и собственное экспериментальное изучение практики подготовки режиссе-ров-педагогов в вузах искусств и культуры дали основание для выделения следующих критериев сформированности сценарной культуры: профессиональная компетентность в вопросах теории и истории мировой художественной культуры, исто-

рии драматургии и сценарного мастерства; знания о системе различных видов искусств, в области педагогики и психологии; художественно-эстетическая готовность, оперирование образами, эмоциональные и формообразующие навыки; умения реализации знаний в своей художественно-педагогической деятельности. К основным показателям сформированности сценарной культуры будущих режиссеров-пе-дагогов мы отнесли владение студентами научными гуманитарными, социально-педагогическими знаниями, необходимыми для создания режиссерского замысла, соответствующего актуальным проблемам современной социокультурной ситуации; знаниями, умениями и навыками, необходимыми для режиссерской разработки сценария театрализованных представлений и праздников, имеющих конструктивные начала; специальными психолого-педаго-гическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими готовность к развитию и самосовершенствованию профессиональной компетентности, развитию гражданской позиции воспитанников, сотворчеству с ними в разработке сценария, развитию у них актерского мастерства; способность к постановке режиссерского действа, эффективно влияющего на зрителей.

На основе выделенных критериев и показателей были выявлены и описаны уровни сформированности сценарной культуры будущих режиссеров-педагов: драматургический, режиссерский и постановочный. Драматургический характеризуется способностью будущих режиссеров-педа-гогов к написанию сценария. Режиссерский заключается в умении режиссерской разработки сценария. Постановочный отличается владением умениями и навыками постановки театрализованных представлений и праздников.

Исследуя сценарную культуру как компонент содержания высшего художественно-педагогического образования, целесообразно рассматривать ее как одну из приоритетных целей профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов в ходе изучения дисциплин предметной подготовки, понимаемой как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, ставящих ре-жиссера-педагога в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание фактов реальности, включенных в сценарии, предлагаемые педагогом; на

обмен ценностями, побуждениями, смыслами, способствующими становлению позиции художника и гражданина; учет возрастных особенностей студентов и современные тенденции в развитии общества. Сценарное мастерство - это самостоятельный предмет, а не вспомогательный для предмета «Режиссура». Сценарное мастерство играет важную роль в профессиональной подготовке режиссеров-педагогов и его целесообразно рассматривать как единую междисциплинарную область научного знания. Необходимо расширять взаимосвязи сценарного мастерства с режиссурой, искусствоведением, историей, литературой, психологией и педагогикой.

Анализ социокультурной ситуации современного общества является исходной предпосылкой в будущей художественнопедагогической деятельности будущего ре-жиссера-педагога, т. к. осмысление реальности подготавливает почву для рождения будущего замысла. Педагогам вузов искусств и культуры важно уметь увидеть в конкретном, может быть, даже хорошо известном факте зерно будущего образа, которое помогает сформироваться замыслу будущих режиссеров-педагогов. В документах и литературных источниках важно уметь выявлять специфические воспитательные возможности, которые не могут быть реализованы в сценарии вне мировоззренческой гражданской позиции, сценарной культуры будущего режиссера-пе-дагога. Сценарная культура не ограничивается лишь теорией основ сценарного мастерства, а выходит за ее пределы, помогая осознавать различные отношения в сценарной практике и различных видах и жанрах сценического искусства.

Режиссеру-педагогу важно быть организатором всей работы коллектива над спектаклем, помощником для актера и чутким руководителем в его творческих поисках, образцом принципиальности, этичности и нравственности, воспитателем, чутким товарищем, другом и тонким психологом. Для него важно уметь помогать актерам совершенствовать, углублять их актерское мастерство, оказывать педагогическую поддержку в становлении личности.

Исследователи (Л.М. Шихматов, В.И. Демин и др.) предназначение режиссера-пе-дагога видят в организации непрерывного учебно-воспитательного процесса в вузе. Вслед за ними мы под сущностью воспитания режиссера-педагога понимаем целе-

направленную педагогическую деятельность в вузах искусств и культуры, обеспечивающую готовность студентов к реализации функции воспитателя, учителя молодого актера, стимулирующего одухотворенность, влюбленность в театр, развитие творчества и педагогического таланта, т. к. режиссура и педагогика настолько взаимосвязаны между собой, что трудно провести грань, где кончается одна профессия и начинается другая. Поэтому процесс формирования сценарной культуры будущего режиссера-педагога наряду с психолого-пе-дагогической включает изучение и театральной литературы, посвященной специфике профессиональной художественно-педагогической деятельности режиссера-педагога, работе режиссера с актером. Схему работы режиссера с актером разработал К.С. Станиславский. В схеме выделены школа театра, встречи на репетициях, в спектаклях, наблюдение режиссером жизни актера в театре, в спектакле и вне стен театра. Воспитание актера школы К.С. Станиславского предполагает равноценное сочетание работы над собой с работой над ролью.

Важной задачей режиссера-педагога является создание коллектива и в студии, и в театральном институте, и в театре, в работе над спектаклем. В этой связи развитие способности работать в коллективе имеет большое значение для формирования творческого мышления и творческой деятельности. К.С. Станиславский разработал художественную программу воспитания актерского ансамбля, которая подробно изложена в его статьях «Этика», «Этика или атмосфера для развития таланта», «Правильная этика», «Ремесленная дисциплина», «Художественная дисциплина», «Этика и дисциплина».

Режиссер-педагог является воспитателем не только актера, творческого коллектива, но и зрителя. Драматическое искусство воздействует на зрителя художественным образом, образными средствами, в педагогической литературе оно рассматривается как средство нравственного, эстетического и этического воспитания. Педагогика в своем основании научна, но в своем практическом приложении она является искусством. В практической деятельности педагога, который обучает студентов основам сценарного мастерства, происходит постоянное взаимодействие двух этих начал.

Таким образом, проблема формирования сценарной культуры будущих режис-серов-педагогов приобретает все более важное значение в связи с повышением требований к качеству высшего профессионального образования, т.к. от уровня сценарной культуры зависят качество общей профессиональной подготовки специалистов режиссерского профиля в вузах искусств и культуры, реализация художественного и воспитательного потенциала театрализованных представлений и праздников, организуемых режиссерами-педагогами.

Литература

1. Афонченко, Л.Ф. Формирование готовности у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Ф. Афонченко. Воронеж, 2002.

2. Бондарева, Е.В. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Бондарева. Волгоград, 2003.

3. Марков, О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. М.: Просвещение, 1988.

С.А. ВЛАЗНЕВА (Пенза)

УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Рассмотрены факторы оптимизации экономической подготовки студентов (знания, мотивация, способность к самообразованию и времени «выживания» знаний), представлена классификация знаний как интеллектуального капитала.

Готовность специалиста к профессиональной деятельности заключается в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, сформированно-сти и зрелости профессионально значимых качеств личности. Идея выбора оп-

© Влазнева С.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.