Научная статья на тему 'Формирование структуры хозяйства республики Дагестан с учетом географического положения'

Формирование структуры хозяйства республики Дагестан с учетом географического положения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование структуры хозяйства республики Дагестан с учетом географического положения»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С УЧЕТОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Ю.Н.САГИДОВ,

доктор экономических наук, профессор, директор Института социально-экономических исследований

Дагестанского НЦ РАН

В результате системного кризиса, охватившего Россию с начала 1990-х г., Республика Дагестан оказалась по сравнению с другими регионами страны в особо тяжелых депрессивных условиях. Падение экономики изначально было более глубоким, а ее восстановление менее интенсивным. По данным Госкомстата РФ, по величине валового регионального продукта (ВРП) надушу населения РД находится на последнем месте среди регионов России.

Кризисную отягощенность РД и ряда других регионов, замыкающих вместе с нею таблицу ранжирования по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (Республика Тыва, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика и др.)1, некоторые адепты реформы и даже ученые склонны объяснять отставанием этих регионов в проведении рыночных преобразований. Эта причина имеет определенное значение. Однако она не является единственной и главной.

Особая отягощенность предопределена соответствующими особыми условиями, в которых оказались РД и ряд ныне отстающих регионов.

Крупная промышленность Дагестана, являвшаяся в советский период основным производителем ВРП, создавалась с учетом ряда критериев. Наряду с необходимостью включения в экономическую деятельность трудовых ресурсов и решения таким путем социальных проблем решались задачи, диктуемые приоритетами оборонной доктрины СССР. А именно в Дагестане размещались предприятия военно-промышленного комплекса по

1 Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Валовой региональный продукт. Межрегиональные сравнения. М.: СОПС, 2003.

соображениям необходимости их равномерного разброса по всей территории страны с целью минимизации разрушений в результате термоядерных атак. Размещаемые в Дагестане предприятия были хотя и крупными, но преимущественно придаточными сборочными производствами, предназначенными для обслуживания головных предприятий, находящихся в других регионах страны, в основном в центральной части. При этом по технологической оснащенности головные предприятия были способны сами выполнять сборочное производство без привлечения периферийных предприятий.

Если бы решения по размещению предприятий в Дагестане принимались исходя из соображений экономической выгоды организационно-экономических связей между кооперируемыми предприятиями, то республика, разумеется, не имела бы крупной промышленности. Ведь сборочные работы было бы выгоднее выполнять на самих головных предприятиях без привлечения для этого географически отдаленных дагестанских предприятий. Тем не менее крупные предприятия все же размещались в Дагестане, и это было возможно только в условиях централизованного управления промышленностью страны как единым хозяй-ством-фабрикой, когда основой решений служила не выгода отдельных предприятий, а общегосударственные интересы.

Последовавшие радикальные реформы, переход на рыночные отношения и децентрализация управления экономикой привели к тому, что связи головных предприятий страны с периферийными партнерами утратили общегосударственное значение. Стремление сохранять эти связи в дальнейшем для головных предприятий было бы обреме-

нительным из-за повышенных транспортных расходов в стоимости конечной продукции. Последовало почти полное свертывание партнерства. В результате предприятия РД, не вплетенные органично в экономику региона и не участвовавшие в формировании своими товарами его рынка, остались без заказов и прекратили производство.

Таким образом, при переходе к рыночным условиям географический фактор оказался одной из главных причин возникновения дефицита в экономических связях, приведшего к всеобъемлющему сокращению промышленности РД и последовавшему цепному снижению загрузки большинства предприятий строительства социальной и производственной инфраструктуры. Общим следствием явилось существенное падение ВРП и в целом ослабление экономики РД. Республика превратилась в устойчиво дотационный регион с одним из самых высоких уровней безработицы в России (22%).

Сегодня положение стабилизируют трансферты. В этом плане они, безусловно, крайне необходимы региону. Заинтересованность в них есть и у Центра, так как трансферты региону являются как бы подпиточной пуповиной, сохраняющей целостность державы. Однако трансферты таят в себе опасность. Во-первых, как любой вид дотаций они выплачиваются без соответствующего экономического вклада. И при слишком длительном периоде выплат расхолаживают регион, снижают ответственность, необходимую для активного развития его экономики до уровня, обеспечивающего социальную самообеспечиваемость. Во-вторых, длительное не ограниченное во времени сохранение трансфертов для одних и тех же регионов несовместимо с рыночной экономикой. Регионы-доноры время от времени настойчиво предлагают отказаться от системы трансфертов. Этому сегодня противостоит политическая воля Президента В.В Путина. Однако рано или поздно на смену нынешней администрации могут прийти реформаторы, подобные тем, которые развалили экономику России и которые могут подвергнуть ревизии нынешние подходы к трансфертной системе. Резкое сокращение трансфертов слабым регионам может привести к тяжелым социальным последствиям.

Усилия государственных органов управления РД в маркетинговой помощи крупным промышленным предприятиям, неоднократные приглашения руководителей федерального уровня с целью восстановления утерянных связей, а также упорные усилия самих предприятий не дали весомых результатов. Более того, низкая результативность

всех этих усилий не оставляет больших надежд на достижение более высоких успехов и в будущем. Так, например, состоявшаяся в августе 2003 г. в Махачкале конференция, посвященная возрождению Великого волжского пути, выявила своеобразное видение представителей Республики Татарстан (РТ) - инициатора конференции - в возможностях восстановления связей промышленности этой республики с предприятиями РД. Оно сводилось к тому, что малые предприятия РД, может быть (?) могли бы получать заказы от промышленных гигантов РТ на предмет выпуска промежуточной продукции, не требующей высоких технологий и предполагающей использование дешевого труда. О крупных предприятиях РД речи и не шло. Рынок есть рынок.

Из сказанного следует, что Республике Дагестан необходимы принципиально новые и радикальные подходы к организации своего хозяйства, которые позволят устранить не только возникший дефицит экономических связей, но и создать новые, позволяющие сформировать более органичную структуру хозяйства с конкурентоспособными сферами специализации региона.

Протекающий в настоящее время процесс глобализации наталкивает на мысль о том, что в основе указанных подходов должно быть изменение роли фактора географического расположения РД. Если в годы активных рыночных преобразований в России этот фактор оказался причиной возникшего дефицита экономических связей в Дагестане, то в будущем его надо использовать, наоборот, как важное условие возможного роста организации и налаживания деловыми структурами и предпринимателями республики экономических связей без ограничения их направленности в пространстве. Более того, применительно к РД о географическом факторе можно говорить как о базисном условии (ресурсе) прорыва в социально-экономическом развитии.

В условиях глобализации мировой экономики выработался и уже устоялся новый широкий подход к определению состава производительных сил, от развития которых зависит общественный прогресс. Наряду с традиционными экономическими факторами общественного производства (ресурсы земли, труда и капитала) сюда также включают новые элементы, влияющие на развитие экономики: организацию, информацию, а также географическое положение. По группе традиционных факторов относительно РД можно сказать, что республика не имеет особо выдающихся ресурсных харак-

теристик прорывного характера. Например, по фактору «ресурсы земли» в части сырьевых запасов недр в РД нет такого количества нефти, как в Кувейте, меди, как в Чили, или алмазов, как в ЮАР. Нет также достаточных ресурсов капитала. Исключение составляют ресурсы труда, которые можно характеризовать высокой жизненной и экономической активностью населения. Что касается факторов «организация» (эффективный хозяйственный механизм, развитые институты гражданского общества, политическая воля необходимости обеспечения социально-экономического развития) и «информация» (научное и информатизационное обеспечение развития), то их учет и использование необходимы в любых случаях независимо от того, на какие бы прорывные ресурсы ни опирался регион в своем развитии. А вот географическое расположение и трудовые ресурсы являются Богом данными Дагестану факторами развития. И их надо использовать в полной мере.

РД как приграничный регион России находится в Международном транспортном коридоре (МТК) «Север-Юг», который пролегает от стран Скандинавии по регионам, примыкающим к р. Волге, и далее через Иран в Индию. На отрезке МТК от г. Астрахани до границы Ирана его транспортные артерии проходят по незамерзающей части Каспия, с которой граничит РД, и железной дороге, насквозь пронизывающей республику. В развитии МТК «Север-ЮГ» большую заинтересованность проявляет ООН. Согласно ее концепции, МТК может стать важным путем международных экономических отношений и, во-вторых, артерией продвижения инноваций с севера на юг и обратно, с диффузией научно-технического прогресса на восток и запад от МТК. Эта концепция подчинена общей доктрине развития мировой экономики с учетом критерия сближения уровней развития стран разных континентов. При поддержке ООН создан Координационный совет МТК «Север-Юг» в составе представителей России, Ирана и Индии. К сожалению, со стороны представителей Ирана и Индии высказывается мнение о том, что в настоящее время, несмотря на приоритетное право России в пользовании МТК, этот коридор у нее пока еще не популярен2. Можно также отметить, что в российской составляющей Координационного совета и его экспертных групп нет представителей от РД.

2 Документы заседания экспертов Координационного совета МТК «Север-Юг» от 17-18 декабря 2002 г.

Использование географического положения РД в формировании структуры ее хозяйства может осуществляться по трем составляющим направлениям.

Первая - наращивание сферы торговой специализации.

Всегда и почти все регионы, имевшие выход в море и расположенные на международных транспортных артериях, в преобладающем большинстве развивались на основе первичности приоритета хозяйственной специализации, базирующейся на организации международной торговли. Почти одновременно в этих регионах развивалась международная финансовая деятельность. Таких регионов много. Некоторые, наиболее характерные по континентам, это Нидерланды, Ливан, Сянган (Гонконг) и др. Развитие их торговли шло от простого транзита товаров с незначительной переработкой и складским хранением до реализации концепции «индустриального транзита». Ее суть заключается в том, что движение товаров опосредуется их глубокими промышленными переработками. Например, Нидерланды постепенно перешли от простой транспортировки нефти из Африки в Европу к изготовлению пластмасс, удобрений, лаков и красок, химикатов для микроэлектроники и фармацевтики, пищевых добавок и пр. То есть всего того, в чем реализуется добавленная стоимость. При этом по сумме всех транспортируемых товаров для их переработки в регионе формируется органично адаптированная промышленность, образующая свой развитый внутренний рынок.

Республике Дагестан, по-видимому, надо начинать с малого. Например, с реализации хозяйственной модели, адекватной модели Ливана, которая ориентирована на организацию международной транзитной торговли с не столь существенной переработкой товаров, как у Нидерландов, и с постепенным наращиваем международной финансовой деятельности. Даже такая постановка цели потребует для ее достижения решения задач развития складского хозяйства, предприятий по первичной переработке товаров и транспорта. В последующем может быть поставлена цель реализации концепции «индустриального транзита» с созданием в республике международного финансового центра.

Другое направление развития структуры хозяйства может определяться взаимосвязью географического положения РД с ландшафтными условиями региона (почва, вода, климат, рельеф, растительность и животный мир). Так, в прямой связи с

развитием международной торговли может быть и развитие аграрного сектора. Во-первых, как показывают расчеты нидерландских экономистов, с созданием транспортной торговой инфраструктуры (портов, сети железных и автомобильных дорог) в комплексе с сельскохозяйственными предприятиями ежегодный доход с одного гектара «аграрной территории» возрастал в 30-40 раз3. Во-вторых, исключительные качества и биологическая ценность плодов, овощей и мяса, выращиваемых в РД, и особенно продукции виноградарства и рыбного лова, позволяют уверенно утверждать, что агроэко-номический сектор республики таит высокий потенциал не только для российского, ной мирового рынка. Не зря на базарах и в магазинах центральных городов России продавцы, рекламируя свой товар, говорят: «Это мясо из Дагестана», «Предлагаю овощи, столовую зелень, они не азербайджанские, а дагестанские». Или: «Фрукты дагестанские, экологически чистые, вкус намного лучше и насыщеннее, чем у импортных», «Коньяки дагестанские» и т.п.

В 1966 г. автор нашел в ЦГА ДАССР документы, датированные 1880-1885 гг., - это коммерческие договора на поставку из Дагестана на Цейлон абрикосового конфетюра и в Италию субпродуктов животноводства.

Такая же комплексность связи может быть между развитием торгово-транспортной инфраструктуры и рекреационной сферой, которая имеет объективные предпосылки ее вывода на уровень международной индустрии сервиса. Многочисленность и разнообразие по составу источников минеральных вод и лечебных грязей, климатические условия побережья Каспийского моря, природное своеобразие горно-долинного рельефа, растительности и животного мира являются основой организации летнего и зимнего туризма, альпинизма, охоты и санаторно-курортного лечения и отдыха.

В свою очередь, развитие рекреационной сферы и торгового транзита окажет мультипликативное стимулирование развития традиционного местного прикладного искусства на новых технологических основах (златокузнечество, керамика и стекло, ковроткачество, поделки из дерева и камня).

Все перечисленные виды деятельности органичны для экономики РД не только с позиций ее географических условий, но и с позиций профессиональной исторической ориентации дагестанцев.

! «Современная Европа». № 4. 1963 г. С. 48.

Особое, относительно самостоятельное значение может иметь развитие гидроэнергетики РД. С одной стороны, энергетическое обеспечение хозяйства республики необходимо независимо от того, какая будет модель хозяйства, - с опорой на учет географического положения или без такового. С другой стороны, объективным условием возможности и целесообразности развития этой отрасли является наличие в республике существенных запасов одного из самых важных ландшафтных ресурсов земли - энергетического потенциала рек. На долю РД приходится 40% этого потенциала регионов всего Северного Кавказа. При определенных условиях (при достижении объемов производства электроэнергии, обеспечивающих возможность ее экспортной продажи, а также при разумной фондовой политике, которая позволила бы аккумулировать средства от доходов в самой республике) отрасль гидроэнергетики может стать одним из самостоятельных энергетических и финансовых факторов - локомотивов развития экономики РД.

Третья составляющая использования фактора географического положения РД в формировании структуры ее хозяйства связана с возможностью достижения многонаправленности экономических связей в пространстве. Появится возможность для нахождения наиболее конкурентоспособных видов деятельности любыми хозяйственными структурами. Но особое значение возможная многонаправ-ленность связей имеет в решении проблемы возрождения существовавших предприятий крупной промышленности. Трудности этих предприятий связаны с тем, что из местных ресурсов ими используются только трудовые, энергетические и вода, а завоз всех остальных ресурсов и вывоз готовой продукции ограничиваются двусторонней направленностью связей Дагестан - регионы России. Если наряду со стремлением предприятий сохранить эти связи будут налаживаться новые экономические связи через Каспий с государствами Средней Азии, Казахстаном и в южном направлении - Азербайджаном и странами дальнего зарубежья (отдельные успешные примеры имеются), то появится возможность загрузить производственные площади, которые в настоящее время переданы под базары или вообще пустуют. Определенную часть площадей можно также задействовать для переработки товаров торгового транзита.

Проблему трудовой занятости в РД нельзя решить в одночасье. Поэтому возникает вопрос, а нельзя ли создавать предприятия, которые смогут

осуществлять организованный выезд работников для ведения разных видов трудовой деятельности за пределами республики? Например, можно было бы в РД создавать строительные тресты, предназначенные для организованного выполнения подрядных работ в других регионах страны. Ведь известно, что дагестанцы-строители всегда практиковали самостоятельные, никем не организуемые, выезды на заработки, например в Казахстан, республики Средней Азии, Сибири и пр. То же самое можно сказать о нефтедобыче и др. По-видимому, целесообразней придать этому движению организованный характер. При этом можно преследовать две важные для РД цели: снятие прессинга недостаточной трудовой занятости, который при его длительном сохранении в условиях этнического многообразия населения РД может привести к крайне негативным социальным коллизиям - межэтническим разборкам; повышение культурного и технического уровня работников-мигрантов с достижением их профессиональной ориентации на те виды деятельности, которыми они могут быть заняты по возвращении у себя на родине.

... Но одно дело сказать о потенциальных возможностях и значении предлагаемой модели хозяйства, позволяющей стать экономике состоятельной и конкурентоспособной, а другое - определить, как ее реализовать на деле. Ведь создание подобной структуры связано с обеспечением более свободного выхода на внешнеэкономические связи, чем в настоящее время. А именно, речь идет не о создании в регионе локальных свободных экономических зон типа отдельного предприятия (порт, завод), а о создании целостной региональной системы, рассчитанной на комплексное хозяйственное развитие всех районов РД и позволяющей эффективно формировать многонаправленность экономических связей и более интенсивную внешнеэкономическую деятельность. Для этого необходима глубоко продуманная, масштабная программа стратегических мер.

В первую очередь, в программе должны быть разработаны меры, направленные на достижение осознания обществом объективной необходимости выхода из нынешнего состояния экономического прозябания и на формирование политической воли к развитию, позволяющему обеспечить достойный уровень жизни населения.

В прогнозной части программы необходимо отойти от ряда сложившихся методических подходов. Во-первых, должны быть четко расставлены ролевые акценты в обеспечении формирования

структуры хозяйства региона, исключающие стереотип иждивенчества. В складывающемся способе производства на государственные органы управления не должна возлагаться ответственность и обязанность непосредственной инвестиционной деятельности по созданию основных видов хозяйственной деятельности, будь то торговый транзит, сельскохозяйственное производство, рекреация. Эта роль должна отводиться преимущественно хозяйствующим субъектам, предпринимателям, менеджерам и исполнителям. Роль и участие государственных органов в управлении экономикой должны в основном сводиться к эффективному выполнению функций, связанных с обеспечением благоприятного инвестиционного климата. При его наличии предприниматели сами найдут сферы своей деятельности.

Во-вторых, надо отказаться от методики прогнозирования отраслевого развития, унаследованной от прежней системы хозяйствования, которая уже демонтирована. Суть ее заключается в том, что в качестве главного критериального показателя берется задаваемая величина роста объемов ВРП. Постоянно ведутся обсчеты одних и тех же считанных и пересчитанных природно-сырьевых ресурсов и возможных видов и объемов производств под величину ВРП. При этом географический фактор как экономический ресурс во внимание не принимается. Расчеты видов производств начинаются с приоритетного рассмотрения роста промышленности, в самой промышленности - крупного машиностроения, нефтехимии, приборостроения - и завершаются легкой и пищевой промышленностью. Потом рассматриваются сельское хозяйство, транспорт и связь. Выявляются необходимые инвестиции в расчете на их получение из Центра по целевым программам. Потребность в трудовых ресурсах выявляется почти в самом конце как производная от всех предшествующих расчетов. Перечисленный порядок определяет приоритеты внимания органов государственного управления и хозяйствующих структур. И этот порядок был предопределен тогда, когда ставилась задача построения структуры хозяйства всей страны и каждого региона в отдельности с обязательным преобладанием предприятий крупной промышленной индустрии. Может быть, такая задача для страны в целом должна сохраняться, но не вызывает сомнения то, что в нынешних условиях она не должна слепо проектироваться на все регионы без исключения. Важна не панацея индустриализации региона. Предпочтительнее в условиях РД ставить задачу

инновационного развития всех видов деятельности, которые могут быть органично адаптированы к условиям региона.

Для Республики Дагестан вся последовательность прогнозных расчетов должна выполняться с точностью до наоборот. Главным критерием должен быть показатель обеспечения максимально возможной во времени трудовой занятости экономически активной части населения. Именно по этому критерию необходимо изыскивать виды деятельности, учитывая профессиональные наклонности населения, географические условия и все остальные ресурсы, с наибольшей вероятностью обеспечивающие достижение конкурентоспособности экономики республики. В этом случае ВРП окажется производной от критерия обеспечения занятости, а его объемы и структура — соответствующими требованию стабильного развития экономики региона.

Важной составляющей программы должен быть блок мер политического обеспечения развития торгового транзита и многонаправленности экономи-

ческих связей. Нельзя сбрасывать со счетов то, что предлагаемым подходам развития РД могут препятствовать подозрения в возможном развитии сепаратизма и других нарушений, связанных с безопасностью России. Население Республики Дагестан в подавляющем большинстве трижды голосовало за неотделимость от России, за сохранение целостности страны: дважды на всенародных референдумах и один раз в 1998 г. - с оружием в руках. Тем не менее бан-дитско-террористические происки в РД, в других регионах Северного Кавказа, а также чеченский феномен могут постоянно подпитывать подозрения. Но дело не только в том, чтобы предусматривать меры борьбы с подобным криминалом (они должны быть само собой разумеющейся необходимостью), а в том, чтобы совершенствовать федеративные отношения, таможенное законодательство, правовое обеспечение экспорта и импорта инвестиционной деятельности при эффективном одновременном обеспечении политической и экономической безопасности РД и Российской Федерации в целом.

Ф.СП-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X А X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

82327

ашдккс шд.шия)

п ЖУРИЛ. I

Региональная экономика:

Количество комплектов

(ПОЧТОВЫМ ННД1-КС)

Кому

(ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ)

Куда

ЛИТЕР

ПВ МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

82327

шнд(-:кс идддиия)

Региональная экономика: теория

и практики

(НАИМШОВАНИК И'ЩАПИЯ)

Стои- ПОДПИСКИ | Руб.__ КОП. Количество 1

мость ПЕРЕАДРЕСОВКИ | Руб.__ ____КОП. комплектов

На 2004 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X х X х X

Кому

(ф\милпя, итщи \ЛЫ|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.