12.5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Верещагин Сергей Викторович, генеральный директор
Место работы: ОАО «Курорты Северного Кавказа»
Чичканов Валерий Петрович, советник ректора
Место работы: Российская академия народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции и прерогативы формирования региональной стратегии реализации инвестиционных проектов на основе применения механизма государственно-частного партнерства в контексте влияния экономических и неэкономических факторов
Ключевые слова: региональный инвестиционный
проект, государственно-частное партнёрство, стратегия развития, программно-целевой метод
FORMATION OF STRATEGY OF REALIZATION OF REGIONAL INVESTMENT PROJECTS ON THE BASIS OF THE MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
Vereshchagin Sergey Viktorovich, director general
Place of employment: JSC Kurorty Severnogo Kavkaza
Chichkanov Valery Petrovich, adviser to the rector
Place of employment: The Russian academy of national economy and public service at the Russian President
Annotation: In article modern lines and prerogatives of formation of regional strategy of realisation of investment projects on the basis of application of the mechanism of state-private partnership in a context of influence economic and неэкономических are considered
Keywords: the regional investment project, state-private partnership, development strategy, programmno-target method
Формирование современной концепции стратегии реализации региональных инвестиционных проектов (РИП) на основе механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП) в крупных регионах в нынешних условиях развития российской экономики должно происходить с учетом общенациональной стратегии развития РФ. В свою очередь, стратегию развития российской экономики на современном этапе можно охарактеризовать как стремящуюся к переходу на инновационный путь развития с помощью роста инвестиционной активности в целом, и повышения эффективности реализации РИП в частности.
В связи с этим для выработки стратегии реализации РИП на основе применения механизма ГЧП в экономике крупного региона важным элементом следует выделять формирование содержательной структуризации
разрабатываемых и принимаемых к реализации
программ социально-экономического развития. Здесь ключевым элементом выступает единый комплекс документов социально-экономического,
территориального и отраслевого стратегического
планирования, разработанный на единой
методологической основе с целью достижения
согласованности и иерархической взаимосвязи основных элементов системы стратегического планирования.
В рамках формирования данной системы стратегического планирования в субъектах РФ актуальным является вопрос пересмотра системы ответственности за невыполнение запланированных результатов. Этому в первую очередь может поспособствовать принятие федерального закона «О государственном стратегическом планировании»,
который регламентировал бы ключевые процедуры разработки и определения статуса плановых документов в рамках принятия основных управленческих решений.
Отдельно следует выделить необходимость в контексте модернизации регионального инвестиционного процесса формирования продуманной и грамотной инвестиционной стратегии, включающую в себя применение разнообразных финансово-экономических методов и инструментов научно-финансовой методологии стратегического инвестирования .
Специфические особенности формирования стратегии реализации РИП на основе механизма ГЧП обусловлены действующими в регионе финансово-экономическими отношениями и условиями взаимодействия участников региональных инвестиционных проектов. Таким образом, можно обозначить, что базовая инвестиционная концепция субъекта Федерации выступает основой для формирования инвестиционной стратегии, направленной на оптимизацию управления его инвестиционного потенциала. Но при этом следует учитывать, что при формировании стратегии реализации РИП на основе механизма ГЧП устойчивый экономический рост конкретного региона и уровень его конкурентоспособности и инновационной активности должен разрабатываться с учетом целей социальноэкономического развития, в контексте общей стратегии развития субъекта Федерации, в которой реализация РИП должна позиционироваться как основной способ реализации общей концепции развития РФ2.
Для этого необходимо организовать в СевероКавказском федеральном округе (СКФО) выполнение следующих базовых условий для достижения приоритетных целей стратегического инвестирования в регионе (рис. 1).
1 Концепция Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166.
2 Самогородская М.И. Основные направления активизации и повышения эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит. -2005. - № 10. - С. 56 - 64.
Бизнес в законе
6’2013
Рис. 1. Характеристика условий достижения целей стратегического инвестирования в регионе
Следует отметить, что процесс выработки стратегии реализации РИП на основе механизма государственночастного партнерства в СКФО требует от представителей региональной власти формирование нового стиля управления, отличительной чертой которого должно выступать применение стратегического программноцелевого подхода к развитию территорий. Данному подходу свойственен определенный дуализм, который проявляется, в первую очередь, в требованиях федерального правительства относительно повышения степени обоснованности распределения ограниченных средств федерального бюджета между субъектами федерации, а во вторую очередь, данный подход снижает существенно вероятность возникновения рисков, связанных с неопределенностью для инвестора, что способствует повышению инвестиционной привлекательности и привлечению инвесторов в регион.
Следует отметить, что в процессе формирования программных документов повышается
заинтересованность в них как у местного населения, так и у предпринимателей, работающих в сфере реализации рИп, которые в определенной степени заинтересованы в целях развития данной территории в рамках повышения качества уровня жизни и улучшения предпринимательской среды. В связи с чем, актуальным является вопрос формализации документации регионального уровня в систему, в которой не последнее место занимают программы инвестиционного развития субъектов федерации, в контексте применения стратегического программно-целевого подхода. Как демонстрирует опыт в ряде экономик российских макрорегионов, доминирование стратегических инвестиционных программ по развитию территории способствует формированию интереса у потенциальных инвесторов к проектам региона и как результат происходит увеличение притока инвестиций, а сам процесс разработки и реализации РИП способствует
выработки необходимой квалификации и профессионального уровня у кадрового управленческого аппарата региона.
При формировании стратегии реализации РИП на основе применения механизма ГЧП следует активно разрабатывать промышленную политику с целью расширения приоритетных отраслей с технологическим укладом и способных эффективно стимулировать экономический рост в регионе. В формировании современной стратегической концепции наиболее приоритетным является поддержание
высокотехнологичных отраслей, стимулирующих инновационную и экономическую составляющие в сопряжённых производствах.
В связи с этим для создания оптимальных условий регионального развития перспективным направлением выступает программно-проектный подход. Данный метод управления позволяет нивелировать возникновение негативных факторов в региональном разрезе, таких как потери финансовых, природных и трудовых ресурсов, и способствует предотвращению появления на федеральном уровне государственного управления повышенной концентрации экономической активности на уровне одних регионов и недоиспользования
экономического потенциала другими регионами, снижая тем самым размеры межрегиональных диспропорций.
Следует отметить, что существование такой множественности субъектов осуществляющих
региональную политику на федеральном уровне как в РФ приводит к необходимости координирования действий и решений федеральных органов власти применительно к одним и тем же объектам управления между собой и непосредственно с органами управления самих
субъектов РФ и их муниципальными образованиями. Поэтому для совершенствования процесса реализации региональных инвестиционных проектов на основе механизма ГЧП очень важным является обозначение пространственного разреза во всех блоках единой стратегической системы планирования с целью выявления дополнительных ограничений в потенциале экономического роста и разработки комплекса мер по оптимизации потенциальных темпов роста региональной экономики.
Таким образом, в современных условиях реализации РИП на основе механизма ГЧП как на мезоуровне, так и на федеральном уровне приоритетным направлением является разработка окружных стратегий. Ярким примером данного факта является разработанная в конце 2009 г. Правительством РФ «Стратегия социальноэкономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», а в последствие на ее основе был сформулирован проект комплексной «Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года»3. При этом следует заметить, в процессе разработки данного документа были плохо учтены такие специфические черты макрорегиона СКФО, как мало интегрированная хозяйственная система, в которой одновременно существуют на одном экономическом пространстве финансово несостоятельные регионы бедствия, создающие угрозы безопасности и относительно стабильные субъекты округа. В контексте модернизации СКФО следует учитывать возможности капитализации
3 Концепция Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166.
имеющихся ресурсов лишь в некоторых отраслях макроэкономической хозяйственной специализации, в том числе и туристическо-рекреационного комплекса.
На процесс формирования стратегии реализации РИП на основе механизма ГЧП в СКФО существенное влияние оказывает ряд факторов неэкономического характера, такие как миграция нардов Северного Кавказа в другие регионы с целью ослабления межэтнических конфликтов, что в значительной степени снижает инвестиционную привлекательность данного округа, а также наличие терроризма в некоторых республиках. В связи с чем, с повышения уровня экономической активности в регионе используется такой метод государственного регулирования как государственные гарантии, ярким примером которого можно назвать РИП по созданию агропромышленного комплекса в Чеченской Республике, где госгарантии будут составлять 70% от общей стоимости проектов.
Также в рамках реализации Стратегии СКФО предполагается создать шесть особых экономических зон с привлечением крупных западных компаний, имеющих опыт управления межрегиональными проектами, а степень участия государства в них будет
4
ограничена наемным менеджментом проекта .
Немаловажным является вопрос прохождения всех процедур в реализации РИП, поскольку технология бюджетного процесса предполагает, что механизм предоставления государственных гарантий и создание института развития невозможно было запустить раньше 2011 г. На момент принятия Стратегии СКФО список региональных инвестиционных проектов на основе механизма ГЧП составлял 28 страниц данного документа, и все они при этом нуждаются в господдержке. Потому в данном контексте социальноэкономического развития Северного Кавказа приоритетным направлением является не быстрый результат, а формирование системных решений по реализации РИП, которые в действительности должны осуществляться.
Можно заключить, что в современных реалиях развития экономики округа в связи с принятием Стратегии СКФО региону пока не удается выйти на высокий уровень формирования обоснованных, обязательных к реализации собственных стратегий развития, что, безусловно, негативно отражается на процессе формирования единой многоуровневой системы стратегического планирования. Большинство программных документов по развитию СКФО характеризуются инерционностью своего характера реализации прогнозных трендов, а проблемы по модернизации социально-экономических комплексов в многоукладной экономике округа прописываются достаточно слабо или им вообще не уделяется внимание в документации подобного рода.
Таким образом, можно заключить, что в контексте повышения эффективности реализации РИП на основе механизма ГЧП в СКФО необходимо задействовать все вышеперечисленные направления социальноэкономического роста данного региона с целью формирования стабильной основы для выработки управленческих решений по приоритетным задачам его устойчивого роста в долгосрочной перспективе с формированием благоприятного инвестиционного
4 Козлов В. Инструментарий «технократа» [текст] / В. Козлов // Эксперт Юг. - 2Ol0 г. - № 34-36.
климата, способного повысить имидж региона для потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов.
Список литературы:
1. Козлов В. Инструментарий «технократа» [текст] / В. Козлов // Эксперт Юг. - 2010 г. - № 34-36.
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166.
3. Самогородская М.И. Основные направления активизации и повышения эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит. - 2005. - № 10. - С. 56 - 64.
Reference list:
1. Kozlov V. Instrumentary's goats "technocrat" [text] / V.Kozlov // the Expert the South. - 2010 - № 34-36.
2. The concept of Strategy of social and economic development of the North Caucasian federal district till 2025//<http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166.
3. Samogorodskaya M.I. The basic directions of activization and increase of efficiency of the government by investment activity in region // the Finance and the credit. - 2005. - № 10. - P. 56 - 64.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Верещагина С. В., Чичканова B. П.
«Формирование стратегии реализации региональных инвестиционных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства» Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме - исследованию современных тенденций формирования региональной стратегии реализации инвестиционных проектов на основе применения механизма государственно-частного партнерства. Формирование современной концепции стратегии реализации региональных инвестиционных проектов (РИП) на основе механизмов государственно-частною партнерства (ГЧП) в крупных регионах в нынешних условиях развития российской экономики должно происходить с учетом общенациональной стратегии развития РФ.
В связи с этим для выработки стратегии реализации РИП на основе применения механизма ГЧП в экономике крупного региона важным элементом следует выделять формирование содержательной структуризации разрабатываемых и принимаемых к реализации программ социальноэкономического развития. Отдельно следует выделить необходимость в контексте модернизации регионального инвестиционного процесса формирования продуманной и грамотной инвестиционной стратегии, включающую в себя применение разнообразных финансово-экономических методов и инструментов научно-финансовой методологии стратегического инвестирования.
В статье рассматриваются основные подходы к формированию стратегии реализации региональных инвестиционных проектов, которые должны отражать требования законов управления, закономерностей и тенденций формирования и развития управления инвестиционным процессом в регионе.
Авторами отмечается, что для Северного Кавказа приоритетным направлением является не быстрый результат, а формирование системных решений по реализации РИП, которые в действительности должны осуществляться Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Научный руководитель, д.э.н., профессор
С.В. Раевский