Курдюков Сергей Иванович, профессор, доктор экономических наук, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»
Kurdukov Sergei Ivanovich Professor, Doctor of Economics, NOU VPO "Kislovodsk Institute Economics and Law "
Состояние и перспективы развития отраслей промышленности в
регионах СКФО
Status and prospects of development of the industry in the regions North
Caucasus Federal District.
Аннотация
В статье дается оценка состояния отраслей промышленности регионов СКФО. Определяются основные направления и перспективы развития отраслей промышленности в регионах СКФО.
Аbstract
The article assesses the state of the North Caucasian regions industries. The main directions and prospects of development of the industry in the regions of North Caucasus Federal District.
Ключевые слова
Социально-экономическое развитие регионов, отрасли промышленности, государственные программы, Северо-Кавказский федеральный округ
Keywords
Socio-economic development of regions, industries, government programs, the
North Caucasus Federal District
Социально-экономическое развитие регионов в первую очередь определяется состоянием и развитием отраслей промышленности данного региона.
Северо-Кавказский федеральный округ обладает рядом преимуществ - удобное географическое расположение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов (нефть, руды, строительное сырье) и незагруженных мощностей (производственных площадок, на базе которых возможно наращивать производство), относительно развитая транспортная сеть (железные дороги и автомобильные дороги) и растущий спрос на промышленную продукцию, как в регионах Российской Федерации, так и в странах ближнего зарубежья.
Развитие промышленности СКФО осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации; государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, в том числе федеральные целевые программы «Юг России (20082013 годы) и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы».
По объему валового регионального продукта (ВРП) СевероКавказский федеральный округ занимает восьмое место в Российской Федерации.
Экономика Северо-Кавказского федерального округа в 1 полугодии 2013 г. характеризуется ростом объемов продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли, платных услуг населению. Выросли реальные доходы населения и заработная плата. Индекс потребительских цен на 0,2 п.п. ниже уровня Российской Федерации.
Динамика оборотов потребительского рынка корреспондирует с динамикой реальных денежных доходов населения, которые по итогам 1 полугодия 2013 года в разрезе регионов округа варьируют от 97,4 процентов в Республике Дагестан до 112,1 процентов в Ставропольском крае [3].
Однако в абсолютном выражении заработная плата и денежные доходы населения СКФО остаются фактически, самые низкие в России и значительно отстают от других субъектов РФ. Так, за январь-июнь 2013 года денежные доходы населения СКФО составили 15,7 тыс. рублей против 23,1 тыс. рублей в среднем по РФ. Номинальная заработная плата в СКФО составила 18,4 тыс. рублей, что в 1,6 р. ниже, чем в среднем по Российской Федерации [1].
В Северо-Кавказском округе индекс промышленного производства увеличился всего на 0,8%. Высокие темпы роста в первом полугодии 2013г. наблюдались в республиках Северная Осетия-Алания и Ингушетия (117,0% и 111,8% соответственно). Значительный спад промышленного производства наблюдался в Кабардино-Балкарской республике (68,9%) [3].
Ставропольский край
Чеченская Республика
Республика Северная Осетия -Алания
Карачаево-Черкесская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Ингушетия
Республика Дагестан
0 20 40 60 80 100 120 140
7 117 11,8 і,7
103
,6 і
с
35,9
,9
68
1
105
Рисунок 1 - Индекс промышленного производства по субъектам РФ, расположенным на территории Северо-Кавказского федерального округа, в
январе-июне 2013г. [Авторская разработка на основании [3]]
В отраслевой структуре ВРП СКФО наибольшую долю составляет оптовая и розничная торговля (22%), а обрабатывающие производства - 9%.
Производственный потенциал СКФО преимущественно представлен производством нефтепродуктов (29 процентов в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности), а также пищевой и химической промышленностью, машиностроением, металлургической промышленностью и производством стройматериалов. На добычу полезных ископаемых приходится 6 процентов в структуре выручки обрабатывающей и добывающей промышленности.
Доля Северо-Кавказского федерального округа в объемах запасов и добычи топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации незначительна, а доля выручки компаний Северо-Кавказского федерального округа в этой сфере деятельности составляет менее 1 процента. Наибольший вклад в общий объем выручки вносит Ставропольский край, Чеченская Республика и Республика Дагестан, на которые приходится более 97 процентов добычи топливно-энергетических ресурсов в СевероКавказском федеральном округе. При этом в структуре отгруженной продукции промышленного производства добыча топливно-энергетических ресурсов имеет наибольшую долю в Чеченской Республике (36,5 процента), Республике Ингушетия (25,4 процента) и Республике Дагестан (4,6 процента).
Запасы углеводородов Северо-Кавказского федерального округа характеризуются высокой степенью выработки, однако в последние годы почти не производились геолого-разведочные работы, что привело к стагнации добычи нефти и падению добычи газа.
По итогам первого полугодия 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 года рост промышленного производства на территории СКФО составил 100,8% (по Российской Федерации - 100,1%), в том числе в:
Республике Дагестан - 105,7%;
Республике Ингушетия - 111,8%;
Кабардино-Балкарской Республике - 68,9%;
Карачаево-Черкесской Республике - 95,9%;
Республике Северная Осетия-Алания - 117%;
Чеченской Республике - 94,6%;
Ставропольском крае - 103,7% [3].
В Республике Дагестан приоритетными отраслями экономики являются производство строительных материалов, пищевая промышленность, добыча минералов и руд, топливная промышленность и легкая промышленность, в Республике Ингушетия - легкая и топливная промышленности, производство строительных материалов, в КабардиноБалкарской Республике - легкая промышленность, добыча минералов и руд и металлургическая промышленность, в Карачаево-Черкесской Республике - легкая промышленность, добыча минералов и руд, производство строительных материалов и металлургия, в Республике Северная Осетия - Алания - производство строительных материалов, легкая промышленность, металлургия, добыча минералов и руд и химическая промышленность, в Чеченской Республике - производство строительных материалов, топливная, пищевая и легкая промышленности, в Ставропольском крае - практически все сектора промышленности, наиболее перспективными из которых являются химическая промышленность, машиностроение и производство строительных материалов.
На территории Северо-Кавказского федерального округа расположены источники руд цветных, благородных и редких металлов (медь, вольфрам, молибден, свинец, цинк, кобальт, золото, серебро, платиноиды, рений и другие). В этом федеральном округе расположены такие предприятия цветной металлургии, как Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат (Кабардино-Балкарская Республика),
гидрометаллургический завод «Гидрометаллург» (г. Нальчик) и завод «Электроцинк» (г. Владикавказ) [1].
Лесопромышленный комплекс включает производство мебели, представленное в основном малыми и средними предприятиями, для которых характерна узкая специализация.
Государственная поддержка развития промышленности СКФО осуществляется на основании государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р.
В рамках данной программы действуют федеральные целевые программы «Юг России (2008-2013 годы)» (касается инфраструктуры и объектов социальной сферы) и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 20102016 годы».
Стратегия социально-экономического развития СКФО определила приоритетные отрасли экономики для федерального округа, в том числе: производство строительных материалов, пищевая промышленность, топливная промышленность, легкая промышленность, добыча минералов и руд.
Стратегии и программы развития промышленности приняты и действуют в следующих субъектах Российской Федерации СКФО:
Кабардино-Балкарская Республика - Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2012-2015 гг., в рамках которой действует подпрограмма «Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной
металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей промышленности» на 2012-2016 гг.
Республика Северная Осетия-Алания - Региональная целевая программа Республики Северная Осетия-Алания «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 гг.»
Чеченская Республика - Региональная целевая программа «Развитие промышленности Чеченской Республики на период 2012-2014 гг.».
Ставропольский край - Стратегия развития промышленного комплекса Ставропольского края на период до 2020 года.
Итак, к проблемам, сдерживающим дальнейшее развитие промышленного производства в субъектах СКФО, относятся:
• пробелы в нормативно-правовой базе субъектов Российской Федерации СКФО (отсутствие стратегий и программ развития промышленности в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесии; отсутствие в законодательстве практически всех субъектов норм, касающихся создания и развития индустриальных парков);
• инфраструктурные проблемы (энергодефицитность региона, недостаток промышленных площадок с необходимой инфраструктурой для организации промышленных парков);
• дефицит квалифицированных рабочих кадров;
• институциональные проблемы (слабость институтов защиты инвесторов и бизнеса, институтов привлечения инвестиций, дефицит инструментов продвижения промышленной продукции).
Важно отметить, что развитие перспективных отраслей промышленности в Северо-Кавказском федеральном округе сдерживается низкой инвестиционной привлекательностью.
Для разрешения данных проблем было бы целесообразно предложить применение следующих направлений совершенствования промышленного производства в субъектах СКФО
1. Принятие всеми субъектами СКФО стратегий и программ развития промышленности, включающих подпрограммы развития легкой и деревообрабатывающей промышленности.
2. Совершенствование и эффективное применение
нормативно-правовой базы (особенно в части, касающейся создания индустриальных парков).
3. Использование тренда роста промышленности строительных материалов для развития производства композиционных материалов и продукции деревообрабатывающей промышленности.
4. Проработка проекта создания межрегионального кластера
легкой промышленности (например, шерстяной кластер: поставка и
первичная обработка сырья осуществляются в Карачаево-Черкесии и Дагестане, а выпуск готовой продукции на основе шерсти -промышленными предприятиями Ставропольского края).
6. Создание и укрепление институтов защиты бизнеса и институтов привлечения инвестиций (введение института уполномоченного по защите прав предпринимателей, обеспечение прозрачности процедур принятия решений, повышение оперативности подачи информации на сайтах учреждений, занимающихся инвестициями).
7. Создание центра компетенций по вопросу развития малой энергетики и возобновляемых источников энергии в СКФО.
8. Создание сети учреждений начального и среднего профессионального образования, ориентированных на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, необходимых для промышленных производств
9. Необходимо также отметить перспективы производства драгоценных металлов на территории Северо-Кавказского федерального округа. Согласно данным, полученным по итогам геолого-разведочных работ, на территории Северо-Кавказского федерального округа целесообразно организовать производство драгоценных металлов, включая добычу, обогащение и переработку концентратов, что позволит существенно улучшить экономическое и социальное состояние субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Источниками драгоценных металлов являются золото-серебряное месторождение Радужное Безенгийского рудного поля и другие перспективные площади в междуречье Чегем-Урух, Малка-Маштинское
рудное поле, россыпи по долинам рек (в основном по р. Малка и ее притокам), отвалы Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината, песчано-гравийные карьеры. Немаловажным фактором также является наличие во всех рудах полиметаллов (медь, свинец, цинк) и редких элементов. Современные технологии обогащения руд позволяют произвести комплексное извлечение всех полезных компонентов в коллективные концентраты.
10. Наконец, большую интегрирующую роль, обеспечивая взаимный экономический рост, должны играть крупные межрегиональные (между различными регионами СКФО) проекты в отдельных сферах экономики. К числу таких проектов могут быть отнесены, в частности, формирование и последующее развитие крупного образовательного кластера, рациональное использование и охрана водных ресурсов межрегионального значения, в т.ч. рек, протекающих по территории нескольких субъектов Российской Федерации (например, бассейна реки Терек) и др.
Для реализации указанных направлений развития СКФО на долгосрочную перспективу потребуется проведение модернизации законодательства, регулирующего общественные отношения в социальной и экономической сфере регионов, входящих в состав СКФО.
Таким образом, реализация всех вышеперечисленных направлений развития экономики и социальной сферы округа создаст стабильную основу для решения важнейших проблем его устойчивого развития в долгосрочной перспективе, постепенного эффективного встраивания экономики СКФО в единый народнохозяйственный комплекс России, последовательного существенного улучшения имиджа региона в глазах отечественных и зарубежных инвесторов, консолидации всех проживающих на его территории народов в интересах устойчивого и конкурентного развития всей российской экономики.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 19.01.2010 №82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента от 13 мая 2000 г №849, и в Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. №1485-р «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166/#I.
3. Информационно - аналитический материал о социальноэкономическом развитии СКФО за 2013 г.