©
тН
О
(N
УДК 338.001 В.В. Дорофеева
ББК 65.290-2
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рассматривается стратегия адаптации промышленных предприятий как комплекс адаптационных мероприятий, направленных на обеспечение их конкурентных преимуществ и укрепление позиций на внутреннем и внешнем рынках сбыта в условиях нестабильности рыночной среды.
Ключевые слова: адаптация, стратегия адаптации, жизненный цикл предприятия, модель формирования стратегии адаптации.
V.V. Dorofeyeva FORMATION OF ENTERPRISE ADAPTATION STRATEGY
The article considers the strategy of industrial enterprises adaptation a complex of adaptation measures aimed at maintaining their competitive advantages and strengthening their position in the internal and external distribution markets under the conditions of unstable market environment.
Keywords: adaptation, adaptation strategy, enterprise life cycle, model of formation of strategy of adaptation.
SSI
2sê
KS г
“Is1
НА
Ой"
^ 1
І
^ Л £
« я І Ssî
ЕнО а
£м§|
ЙО І
аи-і
See
«
н
н
о
н
PQ
СО
Н
Важной составляющей разработки механизма адаптации, предпосылкой создания соответствующей системы адаптации является формирование стратегии адаптации согласно модели, характеристика которой приведена на рис. 1. В зависимости от уровней управления, сфер деятельности, составлена схема формирования стратегий адаптации современного предприятия (рис. 2). Исходя из миссии и стратегических целей предприятия на основе применения различных методик анализа макро-, микро- и внутренней среды намечаются соответствующие цели и задачи адаптации предприятия к будущим изменений бизнес-среды в зависимости от его жизненного цикла (ЖЦП).
Рис. 1. Модель формирования стратегии адаптации предприятия
© В.В. Дорофеева, 2010
©
тН
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
Мр^!3|
нйе
«Зі
Ен^ І
Ой"
^ 1
5к І
^ Л £
ё§|
ь ё!
« VI
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО | £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
м
со
Н
Миссия и стратегические цели предприятия
I
Анализ бизнес-среды предприятия Анализ внутренней среды предприятия
-----[----------------
л
Стратегическая цель адаптации
Разработка корпоративной стратегии адаптации ---------------- |
Конкурентные цели адаптации
Разработка конкурентных стратегий адаптации
Функциональные цели адаптации
Разработка функциональных стратегий адаптации
Маркетинг
Изменение маркетинговой организационной структуры
Мониторинг рынка; маркетинговые исследования и разведка
Повышение уровня конкурентоспособности предприятия и товара
Адаптация комплекса маркетинга к требованиям потребителей
Адаптация потребителей к товару
Пропаганда концепции маркетинга — философии бизнеса в трудовом коллективе
Финансы
Обеспечение финансовой привлекательности
Согласование финансовых возможностей предприятия с комплексом адаптационных мероприятий
Персонал
Повышение
квалифи-
кации
персонала
Обучение
персонала
НОТ
Повышение
уровня
интеллек-
туального
потенциала
Разработка системы трудовой и социальной адаптации
Управление
Изменение формы собственности и формы хозяйствования
Установление интеграционных связей со стратегическими партнерами
Применение экономические и социальных методов управления
Совершенствование системы мотивации труда
Формирование нового стиля управления
Согласование интересов групп влияния
Производство
Внедрение
новых
технологий
Модернизация
оборудования
Смена производственной структуры
Освоение производства новых товаров
Ресурсо-
сбережение
Оптимизация
затрат
Диверсифи-
кация
производства
НИОКР
Разработка и подготовка производства товаров рыночной новизны
Повы-
шение
иннова-
ционной
привле-
катель-
ности
предп-
риятия
Рис. 2. Схема формирования стратегии адаптации предприятия
Существуют различные подходы к идентификации циклов (этапов) функционирования предприятия [1; с. 293]. Суть одного из наиболее рациональных подходов заключается в выделении пяти этапов жизненного цикла предприятия: 1 — эксплерентный, 2 — патиентный, 3 — виолен-тный, 4 — коммутантный, 5 — леталентный. Для каждого этапа характерны условия создания, ключевые принципы организации, особенности влияния положительных факторов, способствующих развитию предприятия и негативных факторов, являющихся причинами кризиса.
Характеристики позитивных и негативных факторов адаптации приведены в табл. 1, которая составлена с учетом положений, представленных в работе Е.М. Короткова [1, с. 111-120]. Это дает возможность выявить направления адаптации, по которым необходимо разрабатывать адаптационный бизнес-план.
Корпоративная стратегия адаптации фокусируется на вопросах взаимодействия предприятия с факторами среды бизнеса и интеграции его различных адаптационных мероприятий в единую организационно-экономическую систему адаптации предприятия в целом.
На уровне стратегических единиц бизнеса (стратегических коммерческих подразделений предприятия) формулируются их конкурентные цели адаптации: сохранение или изменение рыночной доли СЕБ; содер-
Логистика
©
тН
О
<М
«К1
2нё ЯЧ г
€і'
«Зі
ОЙ"
^ 1
І
^ Л £ ё§! ь Е
« ^ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
жание, создание, обеспечение конкурентных преимуществ СЕБ на рынках сбыта. Конкурентные стратегии адаптации фокусируются на вопросах взаимодействия СЕБ предприятия с факторами микросреды.
Таблица 1
Характеристика факторов адаптации в зависимости от этапа ЖЦП
Этап ЖЦП Фактор адаптации предприятия,
способствующий развитию ведущий к кризису
1. Экспле-рентный Высокая мобильность кадров в освоении новых видов деятельности; мобильность и гибкость при переходе к радикальным новациям Низкий уровень эффективности маркетинговой деятельности; неподготовленность рынка к товарам предприятия-эксплерента
2. Патиент-ный Мобильность и гибкость при переходе к новациям; способность к изменению научной направленности предприятия-патиента, умение формировать потребности рынка (спрос), исходя из своих возможностей Ограниченность ресурсов, способных перестраиваться в процессе жизнедеятельности предприятия-патиента; неумение формировать потребности рынка (спроса), исходя из своих возможностей
3. Виолент-ный Конкурентоспособность продукции; наличие коллектива, работающего над имиджем предприятия-виолен-та; умение работать с клиентами; признание маркетинга как интегрирующей функции предприятия; мобильность внутренней среды Организационная инертность структуры; консерватизм в нововведениях; слабая при-спосабливаемость и слабая реакция на продукцию рыночной новизны; малодинамичные научные структуры
4.Коммутан- тный Умелое удержание своего покупателя, конкурентоспособность продукции; эффективный маркетинг, конкурентоспособность предприятия Организационная инертность; малодинамичные научные структуры; невозможность вносить значительные усовершенствования в продукцию
5. Леталент-ный Диверсификация с полным изменением профиля деятельности; полная и/или частичная замена технологических процессов; замена персонала предприятия-леталента Неспособность реструктурировать предприятие; невозможность диверсифицировать деятельность; ослабление рыночных позиций
На уровне функциональных сфер деятельности разрабатываются функциональные цели адаптации: приспособление внутренней среды предприятия к внешним и внутренним изменениям; обеспечения компромисса между интересами групп влияния и структурных подразделений. Среди функциональных стратегий маркетинговая стратегия адаптации занимает соответствующее место в силу специфики самой маркетинговой деятельности [2; 3].
После разработки стратегий формируется портфель адаптации. По результатам этой работы составляется бизнес-план адаптации. Совокупность типов, видов, направлений, системных объектов, которые избираются, влияет на формирование портфеля адаптации, который, по сути, представляет собой план внедрения обоснованного перечня конкретных адаптационных мер. Возможный вариант портфеля адаптации приведен в табл. 2.
На основе любого варианта портфеля адаптации возможно построение дерева адаптации, которое в наглядной форме представляет весь
©
тН
О
<М
упорядоченный и обоснованный перечень адаптационных мероприятий, реализация которых позволяет обеспечить достижение заданного уровня конкурентоспособности предприятия.
Таблица 2
Портфель адаптации предприятия
Наименование мероприятия Цель внедрения Место внедре- ния Сроки внедрения Затраты на внедрение, тыс. р. Ответс- твенные исполни- тели Ожидаемый результат
начало оконча- ние
Разработка и внедрение на рынок пионерного товара Возможность удовлетворения новой потребности Реги- ональ- ный рынок 01.11 07.11 X Отделы марке- тинга, НИОКР Увеличение рыночной доли
«К1
Яз =
Н£ї
«Зі
Ен^ І
ой-
^ 1
І
«Л*
« VI
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО | £И4
Н®Є
И
н
н
о
н
Р5
со
н
В качестве примера приводится перечень мероприятий по адаптации, рекомендуемых к реализации в ЗАО «Гелиос» (г. Братск). На основании реальной информации построено дерево адаптационных мероприятий для данного производителя (рис. 3). Для этого были структурированы адаптационные меры по четырем уровням: 0 уровень — конечная цель; 1 уровень — общие направления адаптации;
2 уровень — локальные направления адаптации; 3 уровень — локальные меры по адаптации. При этом принятые обозначения расшифровываются следующим образом: 1.1.1. — разработка и внедрение стандартов предприятия; 1.1.2. — изменение стандартов деятельности предприятия; 1.1.3. — получение сертификатов, дипломов; 1.2.1. — разработка новых товаров, услуг; 1.2.3. — выявление новых способов использования товара; 1.3.1. — прием на работу ведущих специалистов;
1.3.2. — повышение по службе; 1.3.3. — повышение уровня квалификации кадров; 1.3.4. — кадровые перемещения; 1.4.1. — маркетинговые исследования; 1.4.2. — маркетинговая разведка; 1.4.3. — прогноз конъюнктуры рынка; 2.1.1. — расширение сферы деятельности;
2.1.2. — появление новых бизнесов; 2.1.3. — участие в совместном бизнесе; 2.2.1. — открытие новых филиалов; 2.2.2. — открытие новых подразделений; 2.3.1. — сертификация деятельности; 2.3.2. — получение патентов, лицензий; 2.3.3. — регистрация товарных марок; заключение партнерских соглашений: 3.1.1. — с покупателями , 3.1.2. — с подрядчиками; 3.2.1. — изменение партнерского статуса; 3.2.2. — деятельность в рамках партнерского статуса; 4.1.1. — проведение акций, лотерей, выигрышей и других мероприятий системы стимулирования сбыта; 4.1.2. — проведение особых мероприятий для клиентов; 4.2.1. — работа с VIP-клиентами; 4.2.2. — работа с постоянными клиентами;
4.2.3. — этика обслуживания; 5.1.1 — участие в выставках; 5.1.2 — участие в конференциях, семинарах, симпозиумах; 5.2.1. — программа сотрудничества с региональными партнерами; 5.2.1. — программа сотрудничества с региональными властями; 5.3.1. — формальные РИ-мероприятия; 5.3.2. — неформальные РИ-мероприятия; 5.3.3. — программа сотрудничества с местными властями.
Таким образом, можно утверждать, что разработка стратегии адаптации сводится к конкретизации комплекса мер, которые необходимо реализовывать для достижения стратегических и тактических целей каждого промышленного предприятия.
о
тН
О
(N
Рис. 3. Дерево мероприятий по адаптации ЗАО «Гелиос»
SS1
2нё Д 5 =
§«!■
оК
^ 1
5s s
^ Л £
h Е
« Р I
8s! Й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Список использованной литературы
1. Антикризисное управление: учеб. / под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 432 с.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. — М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
3. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика / Г.Я. Гольдштейн. — Таганрог: Изд-во Таганрогского техн. ун-та, 2002. — 179 с.
Bibliography (transliterated)
1. Antikrizisnoe upravlenie: ucheb. / pod red. E.M. Korotkova. — M.: INFRA-M, 2000. — 432 s.
2. Golubkov E.P. Marketingovye issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika / E.P. Golubkov. — M.: Finpress, 1998. — 416 s.
3. Gol’dshtein G.Ya. Strategicheskii innovatsionnyi menedzhment: tendentsii, tekhnologii, praktika / G.Ya. Gol’dshtein. — Taganrog: Izd-vo Taganrogskogo tekhn. un-ta, 2002. — 179 s.
Информация об авторе
Дорофеева Виктория Вячеславовна — кандидат экономических наук, доцент, филиал Байкальского государственного университета экономики и права в г. Братске, г. Братск, e-mail: [email protected].
Author
Dorofeyeva Victoria Vyacheslavovna — PhD in Economics, Associate Professor, Bratsk Branch of Baikal National University of Economics and Law, Bratsk, e-mail: [email protected].