УДК 316.66-057.87-054.57(470)
ББК 60.56
Рассказов Филипп Дементьевич
доктор педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО - Югры
г.Сургут Савина Надежда Викторовна аспирант
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет ХМАО - Югры
г.Сургут Rasskazov Filipp Dementievich doctor of pedagogical sciences, professor
chair of theory and methods of professional education Surgut State University Surgut
Savina Nadegda Victorovna
post-graduate chair of theory and methods of professional education Surgut State University Surgut [email protected] Формирование социальной ответственности студентов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока The social responsibility of students indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East
Статья посвящена актуальной проблеме формирования социальной ответственности у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, обучающихся в высших учебных заведениях.
The article is devoted to the actual problem of the formation of social responsibility among students of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East, students in higher educational institutions.
Ключевые слова: индигенная молодежь, ответственность, социальная ответственность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Key words: indigenous youth, responsibility, social responsibility of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East.
На сегодняшний день по-прежнему острой остается проблема низкого
уровня жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на ряд принятых в последнее время в Российской Федера-
ции адресных нормативных правовых актов, направленных, прежде всего на защиту традиционного образа жизни аборигенов, качество их жизни желает оставаться лучшим. Отсутствие в местах традиционного проживания коренных народов Севера доступности образования, качественного социально-бытового и медицинского обслуживания, невозможность получения грамотной юридической помощи, наличие безработицы, все это лишает коренное население уверенности в завтрашнем дне, ограничивает их воспроизводство.
Малые этносы России нуждаются в социально активных, ответственных и грамотных специалистах, владеющих знаниями о традициях, культуре своих народов, а именно, умеющих принимать ответственные решения за судьбы народов.
Однако существует в последнее время тенденция, когда, с одной стороны, молодые люди, получившие профессиональное образование, не возвращаются на малую родину. Как правило, профессионально подготовленные специалисты из числа коренных народов адаптируются к городским условиям во время учебы и не возвращаются в родные места, проявляя безответственность перед своим народом. С другой стороны, в места традиционного проживания коренных народов возвращаются выпускники из школ-интернатов, не получивших профессионального образования, не определившиеся с профессиональным выбором. В данном случае мы не можем сказать о позитивном влиянии не самоопределившейся молодежи в жизни народа.
Наше исследование по анализу ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований на Севере свидетельствует о назревшей потребности формирования социально ответственной личности, обладающей познаниями во всех сферах жизнедеятельности малых народов.
На современном этапе развития общества молодежь зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам. Кризис ценностей наро-
дов Севера, Сибири и Дальнего Востока проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их пассивной общественной роли, девиантном поведении, слабой ориентированности на профессиональное образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, отсутствия трудовых навыков, ранней алкоголизации.
Важнейшей задачей на сегодня является формирование у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера социальной ответственности. Возвращение дипломированных специалистов на места традиционного проживания будет способствовать эффективному развитию экономической, социальной и культурной жизни северных регионов России.
Социальную ответственность молодому человеку необходимо прививать с детства и на протяжении всего периода становлении личности. Социальная ответственность формируется на всех уровнях - в семье, в отношениях со сверстниками, в малокомплектных школах, школах-интернатах, на стойбищах, поселениях, в местах традиционного природопользования коренных народов Севера, в профессиональных учебных заведениях. Формирование социальной ответственности индигенной молодежи должно быть продолжено и в высших учебных заведениях. Роли высшего учебного заведения отводится особая роль в становлении индивида, как социально-ответственной личности. Стать интеллигентным, высокообразованным человеком, активным участником культурных, политических преобразований, научной, просветительской, деловой жизни этноса, продолжателя своего народа возможно благодаря получению высшего образования.
Прежде всего, участникам образовательного процесса высших учебных заведений необходимо принимать во внимание важность национальных и региональных особенностей и различных исторических и культурных традиций коренных народов Севера. А выпускники высших учебных заведений должны понимать свою ответственность за формирование позитивного мнения в обществе о коренных народах Севера.
Молодые люди, окончившие высшее учебное заведение и вступающие в профессиональную самостоятельную жизнь, часто не готовы к решению таких задач. В этой связи возникает необходимость формирования основ социальной ответственности студентов из числа коренных народов Севера. Это необходимо осуществлять через внеучебную деятельность высших учебных заведений, а именно, вовлечение молодежи в общественную и проектную деятельность по решению вопросов развития малого бизнеса в местах традиционного природопользования, развития села и малого поселения, совершенствования обслуживания населения. Организация молодежных организаций, форумов, участие молодежи в выездных конференциях по решению проблем Севера, Сибири и Дальнего Востока, встречи со старейшинами, проведение практики на малой родине, обмен опытом, через выезд в регионы Российской Федерации, заграницу, все это положительным образом повлияет на формирование социальной ответственности индигенной молодежи.
Исследования феномена социальной ответственности во всех сферах социально-экономического развития посвящены работы социологов, философов, экономистов, политологов. Данные исследования в основном рассматривают социальную ответственность как часть корпоративной, коллективной культуры. Проблема социальной ответственности личности, как представителя малого народа не рассматривается. Достаточно исследований изучения проблем социальной ответственности школьников, формированию социальной ответственности в процессе профессиональной подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера не рассматривалось.
Вопросы воспитания ответственности у подрастающего поколения волновали многих отечественных и зарубежных авторов (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, Л.Н. Толстой и др.). В научной литературе данной проблеме посвящены работы А.И. Голубева, Н.Я. Голубковой, Н.П. Дубинина, Т.Ф. Ивановой, С.П. Капицы, Г.В. Ковалевой, К. Муздыбаева, Л.С. Славиной, Н.И. Скорбилиной, Р.Дж. Спейди. Данный вопрос изучался С.Ф. Анисимовым, Ч. Беккариа, А.И.
Ореховским, Р. Селманом, С. Смайлсом, В. Франклом, А. Фроммом.
В современной науке имеется ряд направлений в изучении ответственности: социальная ответственность как нравственная категория (Л.Колберг, Ж.Пиаже, Ж.-П. Сартр, Х. Хекхаузен и др.), соотношение свободы и ответственности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.Ф. Плахотный, К. Роджерс и др.), системный подход к изучению ответственности (А.И. Крупнов, В.П. Прядеин и др.), социальная ответственность с позиции каузальной атрибуции (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, К. Муздыбаев, Ф. Хайдер и др.) соотношение социальной и личной ответственности (А. Адлер, Р. Мэй, В.А. Розанова, В.Г. Сахарова, А.Г. Спиркин и др.), становление и воспитание ответственности (З.Н. Борисова), М.В. Борцова, В.С. Мухина и др.).
Таким образом, в теории педагогики уделялось большое внимание изучению формирования социальной ответственности личности детей школьного возраста, но недостаточно рассмотрена проблема формирования социальной ответственности студентов высших профессиональных заведений, как важной составляющей становления личности, ответственной за принятие решений во всех профессиональных областях своей дальнейшей деятельности. Совершенно не изучена проблема формирования социальной ответственности специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера, являющейся важным аспектом для дальнейшей жизнедеятельности малого народа.
Следовательно, имеются противоречия: между профессиональными требованиями к специалистам в местах традиционного природопользования и ориентацией образовательного процесса высшего учебного заведения на преподавание отдельных дисциплин без учета дальнейшего применения профессиональных знаний, умений и навыков коренных малочисленных народов Севера; между социальным заказом общества, требующим от высшей школы подготовки квалифицированного специалиста с высоким уровнем социальной ответственности и малоэффективными способами организации образовательного процесса в вузе, не позволяющими продуктивно решать эту задачу.
Мы придерживаемся следующего определения, что ответственность - ка-
тегория этики, характеризующая отношение личности к обществу с точки зрения осуществления ею определенных предъявляемых к ней нравственных требований. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен (вина) в её невыполнении, - это вопрос о личной ответственности. Таким образом, ответственность - это соответствие моральной деятельности личности её долгу, рассматриваемом с точки зрения возможностей личности.
Социум и личность постоянно развиваются, взаимодействуют. В социально-экономическом развитии общества играет огромную роль социальная ответственность индигенной молодежи. Возникает необходимость в зрелой социальной ответственности личности, при которой малые этносы наряду как часть всего общества будет динамично развиваться, совершенствоваться, расти как в материальном, так и в духовном аспекте.
В социологической науке понятие «социальная ответственность» трактуется как ожидания общества действий лиц, и осознание ими своего долга перед этим обществом, его представителями. В педагогической науке социальная активность, понимается, как способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в обществе, волевых актах, общении, поведении. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики [1]. Социальная активность у Л.В. Мокиной - это способность человека самостоятельно выполнять требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, достигать определенного результата, понимать и контролировать соответствие своих действий целям общества или коллектива, социальным, правовым и нравственным нормам [2].
Под социальной ответственностью студентов из числа коренных мало-
численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока мы понимаем способность человека на действия, принятие решений, направленные на применение своих профессиональных знаний, умений и навыков, опыта, нравственных устоев, развитие всех сфер жизнедеятельности аборигенов, исполнение долга перед своим народом, честное исполнение своих профессиональных обязанностей во благо своего народа.
Структура социальной ответственности студентов из числа коренных народов Севера нами определена как совокупность трех элементов:
Когнитивный компонент - это система усвоенных личностью знаний о социальной ответственности, о правах и обязанностях, о нормах и правилах поведения человека в социуме, в местах традиционного проживания коренных народов Севера, способах регулирования отношений между обществом и индивидуумом.
Мотивационный компонент включает в себя мотивы социально ответственного поведения, как представителя своего народа, развития этнического самосознания. В первую очередь наступает осознание своего места в жизни, в обществе, понимание важности своего выбора профессии, ее пользы для своего малого этноса. Формируются мотивы общественного признания за свою деятельность, побуждение к сознательному регулированию своих поступков в профессиональной среде, осознание себя частью сообщества, своего народа, ради блага которого хочется работать и воплощать в жизнь свои идеи.
Деятельностный компонент реализуется в готовности студента осуществлять осознанный выбор своего поведения, точки зрения, высказывания своего мнения, принимать решения и оценивать их последствия для окружающих людей Севера, определять необходимые ограничения в поведении на основе сформированного мировоззрения и развитого самосознания.
Мы предлагаем соблюдение педагогических условий по эффективному формированию социальной ответственностью студентов из числа коренных малочисленных народов Севера:
- обеспечение интеграции учебной и вне учебной деятельности инди-
генной молодежи, вовлечение её в активную общественную жизнь;
- организация обучения студентов из числа коренных малочисленных народов Севера основам знаний о социальной ответственности, социальной активности, инициативности, о правах и обязанностях, о нормах, правилах поведения человека в социуме, ценностях, морали, нравственности, традициях коренных малочисленных народов Севера, их укладе жизни;
- создание профессионально-педагогической среды формирования социальной ответственности у обучаемых.
Библиографический список
1. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М., 2002. - 308 с.
2. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. - изд. 2-е, перераб. и доп. -Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250 с.
3. Мокина, Л.В. Ситуационные задания как средство формирования представлений о социальной ответственности у будущих юристов / Л.В. Мокина. - Екатеринбург, 2007. - 28 с.
4. Немов, Р. С. Психология : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2013 .— 639 с.
5. Психология и педагогика : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / [Абдурахманов Р. А. и др.] ; под общ. ред. В.А. Сластенина, В. П. Каширина ; МПГУ - М. : Юрайт, 2013. - 609 с.
Bibliography
1. Evladova, E.B. Additional education of children / E.B. Evladova, L.G. Loginova, N.N. Mikhailova. - M, 2002. - 308 p.
2. Kolesnikov, D. I. Special psychology and pedagogy : a manual for students of higher / D.I. Kolesnikova. - ed. 2-e, Rev. and extra - Rostov n/D : Phoenix, 2010.
- 250 p.
3. Mokina, L.V. Situational tasks as a means of formation of representations about the social responsibility of future lawyers. - Ekaterinburg, 2007. - 28 p.
4. Nemov, R.S. Psychology : a textbook for undergraduate students : for students of higher educational institutions, students of the непсихологическим specialities / R. S. Nemov. - M : Yurayt, 2013. - 639 p.
5. Psychology and pedagogy : a textbook for undergraduate students : for students of higher educational institutions, students of the humanities and specialities / [Abdurakhmanov R. A. and other] ; edited amended by V.A. Slastenin, B. P. Kashirina ; MPGU. - M : Yurayt, 2013. - 609 p.